Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 09:30, курсовая работа
Одним из требований к анализу является обеспечение системного подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определённым способом связанных между собой и внешней средой. Определяющей особенностью метода экономического анализа является то, что используется система экономических показателей, всесторонне характеризующих экономическую деятельность хозяйствующего субъекта, изменяются причины изменения этих показателей, выявляются взаимосвязи между ними, определяется количественное влияние показателей и факторов на повышение эффективности производства.
ВВЕДЕНИЕ
1.ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
1.1.Предмет, задачи и методы экономического анализа
1.2.Система показателей в экономическом анализе
1.3.Общая характеристика динамики и выполнения плана производства продукции
ВЫВОД
2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Общая оценка по выполнению плана по валовой и товарной продукции.
2.2 Анализ выполнения плана по составу продукции
2.3.Анализ выполнения плана по ассортименту
2.4.Анализ влияния производственного брака на объем выпуска продукции и потерях от них
2.5. Анализ выпуска продукции высшей категории качества
2.6. Анализ динамики валовой продукции и среднесписочной численности рабочих
2.7. Анализ изменения оптовых цен
2.8.Анализ выполнения плана по объему реализованной продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы и источников
Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.
Анализ качества продукции является важнейшей составляющей экономического анализа.
Качество продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.
Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества.
К обобщающим показателям качества относят:
- удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска;
- удельный вес продукции,
соответствующей мировым
- удельный вес экспортируемой
продукции, в том числе в
высокоразвитые промышленные
- удельный вес аттестованной продукции.
Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.
Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П). Мы провели анализ выпуска продукции высшей категории качества и сделали вывод, что высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на него и повышает прибыль не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. Основными причинами снижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих и технического уровня оборудования, аритмичность производства.
Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.
На изменение объема реализации влияют многочисленные факторы. Для анализа выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам. При проведении анализа, учитывая все факторы, мы можем сделать вывод, что объем реализации увеличился на 24,66%.
ВЫВОД
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д. Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Анализ хозяйственной деятельности должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчётами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учёта, внутреннего и внешнего аудита, а также методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов.
Анализ должен быть действенным, активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководство предприятия. Из этого принципа вытекает необходимость практического использования материалов анализа для управления предприятием, для разработки конкретных мероприятий, для обоснования, корректировки и уточнения плановых данных.
Поэтому экономический анализ – это основа деятельности любого хозяйствующего субъекта.
2 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
Исходные данные для расчета. Вариант № 20.
По теме: Анализ натуральных и стоимостных показателей объема производства
Показатели |
Ед-цы измер |
Предыд. год |
Отчетный год | |
План |
Факт | |||
1.Валовая продукция в оптовых ценах пред-тия |
тыс.руб. |
61585 |
62000 |
62100 |
2.Товарная продукция в ценах плана |
тыс.руб. |
60372 |
62000 |
62500 |
3.Товарная прод-ция в в действующих ценах |
тыс.руб. |
- |
- |
75000 |
4.Число основных рабочих |
чел. |
4949 |
5000 |
5003 |
5.Себестоимость окончательно забракованных изделий |
руб. |
1150 |
- |
1050 |
6.Расходы по исправлению брака |
руб. |
200 |
- |
500 |
7.Стоимость брака по цене исправления |
руб. |
400 |
- |
500 |
8.Сумма удержания с виновников брака |
руб. |
130 |
- |
150,0 |
9.Товарная продукция по производ-ной с/стоимости |
тыс.руб. |
50000 |
53000 |
52500 |
10.Остатки нереализованной |
тыс.руб. |
2100 |
2400 |
2400 |
11. Остатки нереализованной про- дукции на конец.г в ценах плана |
тыс.руб. |
2400 |
2000 |
2100 |
12.Излишки (оприходованные) |
тыс.руб. |
300 |
- |
400 |
13.Недостача (списание) |
тыс.руб. |
20 |
- |
40 |
14.Продукция высшей категории качества |
тыс.руб. |
15000 |
15500 |
15600 |
Практическая работа №
1.Общая оценка выполнения плана валовой и товарной продукции.
2.Анализ выполнения плана по составу товарной продукции.
3.Анализ ассортимента.
4.Анализ влияния
5.Анализ выпуска продукции высшей категории качества.
6.Анализ динамики валовой продукции и среднесписочной численности рабочих.
7.Анализ изменения оптовых цен.
8.Анализ выполнения плана по объему реализованной продукции
2.1 Общая оценка
по выполнению плана по
Таблица№1 (тыс.руб.)
Показатели |
Пред. год |
План. |
Отчет. |
Отклон. От плана | |
Абсол. |
Относит.% | ||||
1.Валовая прод-ция в оптовых ценах пр-тия |
61585 |
62000 |
62100 |
+ 100 |
+ 0,16 |
2.Товарная прод-ция в ценах плана |
60372 |
62000 |
62500 |
+ 500 |
+0,81 |
3.Товарная прод-ция в действующих ценах |
- |
- |
75000 |
- |
- |
3. (62100/62000)*100% - 100% = + 0,16
4. (62500/62000)*100% - 100% = + 0,81
Выводы:
(62000 – 61585) или на 0,67% (62000/61585)*100% - 100% = 0,67%.
(62100 – 61585) = 515 или на 0,84% (515/61585)* 100= 0,84%.
6. Фактически объем товарной продукции за отчетный год по сравнению с предыдущим перевыполнен на 2128 тыс.руб. (62500 – 60372) = 2128 или на 3,53% (62500/60372)*100% - 100% = 3,53%
План по товарной продукции перевыполнен, т.к. все факторы способствовали выполнению производственной программы.
2.2 Анализ выполнения плана по составу продукции
Таблица№2 (тыс.руб.)
Показатели |
План |
Отчет |
Отклон. от плана | |
Абсол. |
Относ. | |||
1.Готовая продукция |
- |
- |
- |
- |
2.Полуфабрикаты на сторону |
- |
- |
- |
- |
3.Работы промышл-го хар-ра на сторону |
- |
- |
- |
- |
4.Кап.ремонт и модер- низация О.Ф. |
- |
- |
- |
- |
5.Прочая продукция |
- |
- |
- |
- |
Итого товарной продукции |
62000 |
62500 |
+500 |
+0,81 |
6.Изменение остатков незаверш-го пр-ва |
0 |
- 400 |
- 400 |
- 0,65 |
Итого: валовая пр-ция |
62000 |
62100 |
+100 |
+0,16 |
ВП = ТП +(НП)
- 400- 0 = - 400
ВП= ТП + (НПн.г. – НПк.г.).
(- 400/62000)*100 = - 0,65
Изменение остатков незавершенного производства определяется по формуле: НП = ВП – ТП
Выводы: Из таблицы видно, что остатки незавершенного производства уменьшились на 400тыс.руб. и привело к увеличению выпуска товарной продукции. Кроме того, на незавершенное производство оказали влияние следующие факторы:
Сверхплановое увеличение остатков незавершенного производства может сильно ухудшить финансовое состояние предприятия. С другой стороны недостаточные размеры незавершенного производства могут привести к простоям оборудования.
Поэтому в дальнейшем нужно провести детальный анализ незавершенного производства.
2.3 Анализ выполнения плана по ассортименту
Таблица№3 (тыс.руб.)
Изделия. |
План. |
Факт. |
Засчитывается в выполнение плана |
А |
25420 (41%) |
28125 (45%) |
25420 |
Б |
30380 (49%) |
25625 (41%) |
25625 |
Итого |
55800 |
53750 |
51045 |
Прочая товарная продукция. |
6200 (10%) |
8750 (14%) |
6200 |
Итого: ТП. |
62000 |
62500 |
Вывод:
По продукции А предприятие выполнило план на 100%.
По продукции Б план выполнен на 84,35% (25625/30380)* 100 = 84,35%
По прочей продукции план выполнен на 100%.
В целом по продукции А и Б выполнение плана составило
(51045/55800)* 100% = 91, 48%.
Как перевыполнение так и и недовыполнение плана отрицательно сказывается на работе предприятия. В первом случае возникают проблемы складирования и сбыта продукции. Во втором случае невыполнение обязательств по отношению к покупателю.
Причины невыполнения плана по ассортименту:
1.Нет необходимого сырья и материалов.
2.Отсутствует техническая база.
3.Недостаток рабочей силы.
4.Увеличение выпуска
более дорогой продукции и
уменьшают выпуск более
Если разногласия между планом и выполнением большие, то это может быть вызвано несогласованностью плана, либо ошибкой экономиста.
2.4 Анализ влияния производственного брака на объем выпуска продукции и потерях от них
Таблица№4 (тыс.руб.)
Показатели |
Предыд. год |
Отчет.год |
1.Себ-сть окончательно забракованных изделий |
1150 |
1050 |
2.Расходы по исправлению брака |
200 |
500 |
3.Себ-ть брака по цене исправления |
400 |
500 |
4.Сумма удержаний с виновников брака |
130 |
150 |
5.Потери от брака |
820 |
900 |
6.Товар-я пр-ция по произв-ой себ-ти |
50000 |
52500 |
7.Размеры брака а) Общий б) в % тов-ной пр-ции |
1350 2,7% |
1550 2,9% |
8.% удержания брака |
13,7% |
14,3% |