Общественные блага: сущность, спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков – Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. Почти в то же время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. С тех пор одним из основных вопросов экономической теории считается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме собственности.

Содержание работы

Ведение 3

Сущность и свойства общественных благ, их клас- 5
сификация. Общественный выбор.
Сущность и свойства общественных благ. 5
Классификация общественных благ. 8
Общественный выбор. 12

Спрос и предложение на общественные блага. 15
Проблема «безбилетника».
Спрос и предложение на общественные блага. 15
2.2. Проблема «безбилетника». 19
3. Общественные блага в России. 22
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_ek_teorii_Obshestvennye_blaga.docx

— 71.76 Кб (Скачать файл)

Псковский государственный университет

Кафедра экономики и управления на предприятии

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории на тему:

«Общественные блага: сущность, спрос и предложение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

студента 011-012 группы

                                                                                факультета менеджмента

Исаковой Ксении Сергеевны

шифр 1101040

Руководитель: Нотченко Виктория Валентиновна.

 

 

 

 

Псков

2011 г.

Содержание

                                                                                         Стр.

Ведение 3

 

  1. Сущность и свойства общественных благ, их клас-                    5

сификация. Общественный выбор.

    1. Сущность и свойства общественных благ.                             5
    2. Классификация общественных благ.                                       8
    3. Общественный выбор.                                                              12

 

  1. Спрос и предложение на общественные блага.                           15

Проблема «безбилетника».

    1. Спрос и предложение на общественные блага.                     15

2.2. Проблема «безбилетника».                                                     19

     3. Общественные  блага в России.                                                       22

     Заключение                                                                                           27

     Список литературы                                                                              29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков – Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. Почти в то же время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. С тех пор одним из основных вопросов экономической теории считается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме собственности.

В рыночной экономике работают особенные принципы хозяйствования, основанные на свободе выбора профессиональной деятельности, выбора ресурсов, технологий, свободе выбора для каждого покупателя. Рыночная система и выбор взаимосвязаны друг с другом. Но рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары – это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления.

Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.

Данная исследовательская работа посвящена изучению сущности и особенностей общественных благ, их производства на государственном рынке. Подходя к изучению общественных благ, важно отметить, что они являются одной из важнейших составляющих экономики государства. Именно государство является поставщиком общественных благ, а в частности национальной обороны, финансирует обучение в школьных и высших учебных заведениях, инвестирует ремонт автомобильных дорог и т.д. Этим обусловлена актуальность данной темы.

Производство общественных благ является актуальной проблемой современности.  Ослабление роли государства, особенно в случае производства социально значимых общественных благ, таких как  здравоохранение, образование и  науки по-разному воспринимается членами российского общества. Часто назревшие проблемы проявляются в виде конфликтов между обществом и властью, которая призвана защищать его интересы.

Целью данного исследования является  изучение природы общественных благ, проблем, связанных с производством общественных благ и выявление экономической роли государства в их формировании и предоставлении.

  Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:

- рассмотреть свойства общественных благ;

- рассмотреть виды общественных  благ;

- рассмотреть формирование  спроса на общественные блага  и эффективный объем предложения;

- обосновать роль государства  в производстве общественных благ.

Работа состоит из  введения, трёх глав, заключения и списка литературы. Название глав отражают их содержание.

 

 

 

 

 

1. Сущность и свойства общественных  благ, их классификация. Общественный выбор.

 

1.1.Сущность и свойства общественных благ.

 

Существует целая категория благ, которые на первый взгляд являются свободно доступными, так как они удовлетворяют определенные потребности и бесплатны для населения[7]. К ним числу относится национальная оборона, функционирование судебных органов, охрана общественного порядка, учеба в школьных и высших учебных заведениях, радио- и телепередачи, прогнозы погоды, вакцинация населения, уличное освещение, результаты фундаментальных научных исследований, проезд по автомобильным дорогам, мостам, тоннелям, дорожная разметка и знаки, маяки и многое другое[7, 8].Обеспечение такими общественными благами чаще всего осуществляется правительством, а затраты финансируются за счет налогов, а не из доходов от продажи этих благ на рынке[8].Хотя не существует людей, которые любили бы платить налоги, большинство из нас все же готово признать, что это необходимое зло. Представим себе, например, что государство отменило налоги и не расходует средства на оборону страны. Захотите ли вы вкладывать в ракеты свои личные деньги? Вряд ли целесообразно также рассчитывать на индивидуальный спрос при финансировании полиции, пожарной охраны, строительства дорог или искусственных спутников. Вместо этого государство берет на себя обеспечение страны общественными благами, которые одинаково необходимы всем. По сути, похожие ситуации имели бы место, если бы жильцам большого дома предложили самостоятельно приобретать на рынке услуги пожарных или автомобилистам пришлось бы на рыночной основе нанимать регулировщиков движения[4]. Те блага, которые люди потребляют в одинаковых количествах независимо от того, оплачивают они их или нет, вряд ли будут поставляться на рынок в эффективных объемах. Общественные блага не могут быть «упакованы» так, чтобы их можно было продать «поштучно». Полезность таких благ достается большому числу граждан, которые не могут быть исключены из числа потребителей, даже если они отказываются платить[8].

 Различные авторы дают разные  толкования определению «общественные блага». Автор Дж. Речмен Д. определяет общественные блага, как товары и услуги, которые государство способно производить с большей эффективностью, нежели индивидуальные предприниматели [4].А автор Л. Г. Ходов считает, что общественные блага  представляют собой в основном услуги, оказываемые государством в лице центральных и местных властей всем жителям страны, финансируемые за счет налогов, отчислений во внебюджетные фонды и прочих принудительных сборов [7].С.Фишер, Р. Дорнбуш, и Р. Шмалензи пришли к выводу, что благо является общественным, если будучи даже потребленным одним лицом, оно при этом доступно для потребления другими [6]. Из данных определений можно сделать вывод о том, что к пониманию общественных благ у всех разные подходы, и разные авторы вкладывают разный смысл в своё определение.

Общественные блага обладают определёнными  общими признаками.

Но существуют разные точки зрения. Л. Г. Ходов выделяет четыре основных свойства:

- неприменимость принципа отказа;

- общедоступность этих благ;

- неконфликтность пользования социальными благами в пределах вместимости общественных объектов;

- неделимость[7].

Другие авторы опускают  такие свойства, как общедоступность благ и некофликтность  пользования общественными благами и выделяют только два основных свойства.  Но и здесь есть различия. Одни авторы выделяют такие свойства, как неделимость и неисключаемость; а другие считают, что этими свойствами должны быть несоперничество в потреблении и неисключаемость. Рассмотрим каждое из этих свойств подробнее.

Свойство неприменимости принципа отказа или неисключаемости означает, что производитель не имеет реального выбора, предоставлять ли благо только тем, кто за него заплатил, или всем желающим [9].Иными словами, не существует эффективных способов отстранения индивидов от использования общественных благ[5]. Характер блага не позволяет предотвратить его потребление индивидом, не выполняющим требования которые предъявляет или хотел бы предъявить поставщик. Подобные блага поставляются сообществам людей, в которых индивиды как бы растворяются. В итоге поставщик не в состоянии обособить  свои взаимоотношения с каждым из потребителей в отдельности[9]. Например, заключенный в тюрьме все равно получает выгоды от национальной обороны[8].

Второе свойство – это общедоступность этих благ, независимо от того, кто явился инициатором их предоставления. Например, инициативная группа несколько лет боролась за превращение мусорной свалки в парк с детским городком и бассейном. Местные власти нашли средства и профинансировали проект. Парк, детский городок и бассейн стали одинаково доступны всем.

Еще одно свойство – это неконфликтность пользования социальными благами в пределах вместимости общественных объектов, то есть каждый может пользоваться дорогами, стадионами, стоянками автомобилей, пока они не будут заполнены.

Четвертое свойство – это неделимость. Социальные объекты выполняют свои функции только как единое целое[7]. Они состоят из таких крупных единиц, что не могут быть проданы индивидуальным покупателям[5].

И заключительное свойство – это несоперничество в потреблении или неизбирательность. Это свойство можно сформулировать так: увеличение числа потребителей блага  не влечет за собой уменьшения полезности,  доставляемой каждому из них. Несопреничество – это, по сути, предельный  случай положительного внешнего эффекта.  Множество людей совместно и одновременно пользуются защитой от пожаров и военного нападения, и нельзя сказать, кто из них «основной» получатель услуги, а кому достаётся вешний эффект. Численность пользователей может расти при стабильном уровне производства общественных благ. Например, нет надобности возводить дополнительный маяк  рядом с построенным ранее, если возрастает число судов, проходящих мимо места, где расположен последний[9]. И прослушивание радиопередачи одним человеком не лишает такой же возможности и других и не ухудшает её качества[8].

 

1.2 Классификация общественных благ.

 

К настоящему времени не существует единой, официально  утвержденной классификации общественных благ.  Мы рассмотрим  некоторые общественные блага, выбранные мною из классификаций разных авторов.

 

Классификация общественных благ.


 

 


 


 

 

 

 

 

 


 

Рассмотрим первую категорию благ: перегружаемые и исключаемые общественные блага. Перегружаемые общественные блага, это такие блага, потребление которых неизбирательно только до некоторого уровня потребления[8]; начиная же с определенного количества пользователей, появление дополнительного индивида приводит к падению полезности, получаемой уже существующими потребителями. Предельные издержки предоставления возможности дополнительному потребителю получать полезность от общественного блага равны нулю. Рассмотрим пример:  устраивается салют при затратах 300 000 руб. Если мы имеем дело с общественным благом, то эта сумма являются издержками по его предоставлению любому потребителю. Потребление салюта неизбирательно и дополнительные зрители не уменьшают его полезности для уже существующих индивидов. На рис. 1.а изображена кривая предельных издержек (МС) : для одного зрителя они равны 300 000, для последующих - падают до нуля.

 MC


На одного

зрителя,

руб.

 

300 000

 

 

 

MC Число зрителей

                     0                            1

Рис.1.а

Пусть полезность салюта подвержена перегрузке: после того как определенное количество зрителей соберется его посмотреть, полезность, получаемая зрителями, начинает снижаться (рис. 1.б).


      MC


На одного

зрителя,

руб.

   

300 000  MC


 

 

 

                                                                        MC Число зрителей

   0 1 A

Рис.1.б

 

Точка перегрузки — число потребителей (А), при котором предельные издержки предоставления услуг новым пользователям больше нуля. Если число зрителей выше этого значения,  то для достижения эффективности следует взимать цену, равную предельным издержкам, которые дополнительные зрители накладывают на других. Если ожидается менее (А) человек, цена должна быть равна нулю[1].

Исключаемые общественные блага - это такие блага, потребление которых неизбирательно, но для которых издержки операции по ограничению доступа к ним потребителей сравнительно низкие[8]. Иначе говоря, это те блага, на которые легко назначить цену. Примером таких благ являются: профилактические прививки, школьное обучение, использование различных знаний, в том числе и ноу-хау. Исключаемые общественные блага могут производиться как частными фирмами (в этом случае затраты на них финансируются за счет доходов от продажи), так и государством (в этом случае затраты покрываются за счет налогов).

Информация о работе Общественные блага: сущность, спрос и предложение