Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 20:11, курсовая работа
Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков – Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. Почти в то же время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. С тех пор одним из основных вопросов экономической теории считается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме собственности.
Ведение 3
Сущность и свойства общественных благ, их клас- 5
сификация. Общественный выбор.
Сущность и свойства общественных благ. 5
Классификация общественных благ. 8
Общественный выбор. 12
Спрос и предложение на общественные блага. 15
Проблема «безбилетника».
Спрос и предложение на общественные блага. 15
2.2. Проблема «безбилетника». 19
3. Общественные блага в России. 22
Заключение 27
Список литературы 29
Классическими примерами
возникновения проблемы "безбилетников"
можно считать потребление
Таким образом, можно сделать
вывод, что необходимость производства
общественных благ ставит перед экономикой
двоякую задачу: достижение экономически
оптимального объема производства
благ, но при этом и минимизация издержек
при наличии "безбилетников".http://
3. Общественные блага в России.
В сфере создания общественных благ командная экономика СССР демонстрировала, в целом большую конкурентоспособность по отношению к рыночной. В самом деле, страны СССР и страны Восточной Европы значительно отставали по уровню развития сельского хозяйства, гражданских отраслей промышленности, но успешно соревновались с ними в областях обороны, науки, образования и многих других. Однако, ни одной из стран с плановой экономикой не удавалось приблизиться к лидерам в производстве потребительских товаров или оказанию бытовых услуг. Основной чертой командной экономики было огосударствление. В отношении общественных благ, существенное участие государства уместно и не ведёт к негативным последствиям.
Однако нет оснований утверждать, что командная экономика превосходила смешанную в эффективности производства общественных благ. Таким образом, переход от командной экономики к рыночной создаёт предпосылки для повышения эффективности производства общественных благ. Но реализация этих предпосылок зависит от продуманности бюджетной политики и функционирования общественного сектора. Унаследованные от командного хозяйства способы производства общественных благ становятся неприменимыми. Необходимо построение новых институтов, а оно представляет собой создание общественных благ, требующих немалых затрат.
Итак, в переходный период возникает потребность в некоторых существенно новых видах общественных благ, но вместе с тем, необходимо поддерживать на соответствующем уровне производство уже существующих и созданных ранее благ. В то же время возможно существенно сократить затраты на производство мнимых общественных благ. Требуется так же гармонизировать распределение ресурсов между сферами создания частных и общественных благ. Умеренное, не являющееся необратимым, сокращение поставки отдельных общественных благ, представляющих ценность для большинства, может быть оправдано, если оно позволяет преодолеть унаследованное от командной системы недопроизводство частных благ. Чёткое разграничение частных и общественных благ помогает определить рациональные формы и методы участия государства в производстве общественных благ. (якобсон)Таким образом, можно сделать вывод, что государство играет весомую экономическую роль, выполняет множество социальных и хозяйственных функций. Одной из важнейших функций является производство общественных благ, так как рыночный механизм не в состоянии их предоставить. Государство финансирует различные проекты из бюджетных средств.
Известно, что расходы на национальную оборону являются одной из самых больших статей бюджета.(www.bankcreds...) В России к 2011 году расходы на национальную оборону , даже без инвестиций, включающих реализацию федеральных целевых программ и их непрограммной части возросли по сравнению с 2008 годом в 1,5 раза, в том числе – в 1,3 раза в 2009 году. Бюджетное финансирование было направлено на решение ключевых вопросов развития Вооружённых сил, на их модернизацию, перевод соединений и воинских частей на контрактный способ комплектования, переход Вооружённых сил к межведомственной унифицированной системе тылового и технического обеспечения, централизации системы заказов однотипной продукции, воинских перевозок, подготовки в вузах и учебных заведениях Минобороны РФ офицеров и младших командиров для других силовых структур, повышение денежного содержания, военных пенсий, обеспечение военнослужащих жильем и решение других социальных вопросов.(nvo.ng.ru) Что касается настоящего времени, расходы по разделу «Национальная оборона» в ближайшие три года будут расти. Согласно проекту бюджета, расходы на национальную оборону в России в 2012 году составят 1 трлн. 847,7 млрд. руб., в 2013 году – 2 трлн. 334,7 млрд. руб. и в 2014 году – 2 трлн. 752, 6 млрд. руб. При этом, отмечается, что основной прирост расходов на национальную оборону предусмотрен на оснащение Вооружённых сил РФ новой техникой и вооружением.(минфин)
Так же значительную расходную статью составляют средства, выделяемые на социальные нужды и содержание государственного аппарата. В России настоящей проблемой стало значительное увеличение бюрократического аппарата. По официальным данным, в 2005г. количество работников аппарата управления возросло в два раза по сравнению с 1990г. К началу 2000г. в России насчитывалось уже 1,7 млн. чиновников. Если в последние годы существования СССР один чиновник приходился на 220 жителей, включая младенцев, то к началу 2009г. – уже на каждые 100 россиян, не считая занятых в общественных и партийных организациях. К началу 2009г. средняя зарплата региональных чиновников достигла 30 тыс. руб., что почти на 75 % выше средней по стране. Как утверждает О.Дмитриева, член комитета по бюджету Государственной думы РФ: «В России зарплата чиновников выстраивается по особой схеме, не так, как у остальных госслужащих – врачей, учителей и т.д. В итоге зарплаты отечественной федеральной и региональной власти достигают 5-6 тыс. долларов и сопоставимы с окладами их коллег в Америке и Европе. Чего, увы, нельзя сказать о зарплатах российских бюджетников». Усложнение органов управления порождает коррупцию, администрирование, потерю эффективных обратных связей с экономическими и социальными процессами. Принятие и выполнение решений становятся замедленными и растянутыми. Тотальная бюрократизация властных структур снижает их зависимость от населения. Государство начинает функционировать как самостоятельная политическая сила в интересах тех, кто привел к власти «свою» политическую группу.
Также важным общественным благом является транспортная инфраструктура. Экономические потери от неудовлетворительного состояния дорожной сети оцениваются в 3 % ВВП. России не хватает 2 млн. км дорог. Даже в центральной части страны плотность автодорог в три раза ниже, чем во Франции, и в 2,5 раза ниже, чем в США. Во многом по причине плохих дорог в автоавариях в нашей стране погибает в среднем 35 тыс. человек в год.
Низкое качество имеют автомобильные дороги общего пользования: 16,5% автодорог приходится на грунтовые, почти треть дорог имеют гравийное, щебеночное и мостовое покрытие. В настоящее время 28,8% сельских населенных пунктов Российской Федерации не имеют дорог с твердым покрытием для связи с сетью путей сообщения общего пользования.
Серьёзные продвижения бюджета на 2009 и 2010-2011 годы в решении назревших актуальных для экономики проблем в первую очередь касаются развития транспортной инфраструктуры. Президентским Посланием Федеральному собранию РФ на развитие улично-дорожной сети предусмотрено выделить дополнительно 100 млрд.руб. Впервые, начиная с 2008года, в разделе «Национальная экономика» отдельно выделяется подраздел «Дорожное хозяйство». Бюджетные ассигнования растут по нему очень высокими темпами, особенно в 2009 году (реальный темп роста 161,6%). Это можно сказать и о финансировании подраздела «Транспорт», бюджетные ассигнования по которому растут в реальном выражении с темпом 119,1%-148,9%. В структуре расходов по разделу «Национальная экономика» расходы в целом на транспорт и дорожное хозяйство составили в 2011 году 57,7%. При этом доля расходов в ВВП на весь раздел «Национальная экономика» остаётся стабильной и составляет 2%. ( произв общ благ государством)
В то же время в других сферах отмечается сокращение расходов. Объём бюджетных ассигнований на реализацию расходных обязательств в сфере образования составит в 2012 году 547,2 млрд. руб., в 2013 г. – 508,5 млрд.руб., в 2014 г. – 454,5 млрд. руб.
Объём бюджетных ассигнований на реализацию расходных обязательств в сфере науки гражданского назначения в 2012 г. будет равен 254,7 млрд. руб., в 2013 г. – 244,8 млрд. руб., в 2014 г. – 199 млрд. руб. В сфере здравоохранения в те же годы соответственно 498,8 млрд. руб, 454 млрд. руб и 445 млрд. руб.
Таким образом, очевидно, что важнейшая задача восстановления и развития дорожно-транспортной сети решается не за счет резервов, а за счёт перераспределения средств из остальных статей бюджета.
Заключение.
Проанализируя изложенный материал, можно сделать некоторые выводы. Существует категория общедоступных, бесплатных благ, которая называется общественными благами. К пониманию общественных благ разные авторы используют разные подходы и вкладывают неодинаковый смысл в данное определение. Обеспечение общественными благами осуществляется государством, а финансируется за счёт налогов. Данные блага обладают определёнными свойствами: неделимостью, неисключаемостью, общедоступностью, неконфликтностью пользования благами и неизбирательностью. Ещё одной характеристикой общественных благ является их неоднородность. Общественные блага можно классифицировать на: перегружаемые и исключаемые; чистые и смешанные; общегосударственные и местные и многие другие.
В создании общественных благ нуждается все общество, поэтому само общество должно принимать решения, то есть осуществлять общественный выбор. Но осуществление общественного выбора зависит не только от нас самих, но и от политической системы государства. Выбор общества может определять монарх самостоятельно; может осуществляться путём голосования - в демократическом обществе, а может быть куплен путем материальной поддержки правящей партии или же подкупом чиновника.
Что касается спроса на общественные блага, то кривая спроса имеет нисходящий вид, а общая кривая спроса может быть получена путём суммирования индивидуальных кривых спроса каждого потребителя. Предложение в демократической системе осуществляется через политические институты, путём голосования по правилу большинства.
Но в современном обществе нет гарантий, что общественное благо будет произведено в необходимом объёме. Причиной этого является проблема «безбилетника». Данная проблема возникает, когда индивид сознательно не желает платить за общественное благо, ожидая получать выгоду без всякой оплаты. Таким образом, государство вынуждено либо производить блага, либо финансировать производство общественных благ частными секторами.
Что касается производства общественных благ в России, в переходный период возникает потребность в существенно новых видах общественных благ, но вместе с тем, необходимо поддерживать на соответствующем уровне производство уже существующих благ. В современной России основная часть расходов идёт на финансирование национальной обороны и содержание государственного аппарата. Что касается финансирования транспортной инфраструктуры, сферы образования, науки и здравоохранения, наблюдается значительное уменьшение объёма бюджетных ассигнований. Таким образом, очевидно, что восстановление и развитие одних сфер решается не за счет резервов, а за счёт перераспределения средств из остальных статей бюджета.
Список литературы.
Информация о работе Общественные блага: сущность, спрос и предложение