Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 20:11, курсовая работа
Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков – Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. Почти в то же время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. С тех пор одним из основных вопросов экономической теории считается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме собственности.
Ведение 3
Сущность и свойства общественных благ, их клас- 5
сификация. Общественный выбор.
Сущность и свойства общественных благ. 5
Классификация общественных благ. 8
Общественный выбор. 12
Спрос и предложение на общественные блага. 15
Проблема «безбилетника».
Спрос и предложение на общественные блага. 15
2.2. Проблема «безбилетника». 19
3. Общественные блага в России. 22
Заключение 27
Список литературы 29
Даже если считается, что доступ к некоторым благам нельзя ограничить, предприниматели ухитряются найти способ назначить на них цену. Например, чтобы избежать перегрузки таких благ, как плавательные бассейны, теннисные корты, площадки для игры в гольф и т. д., на них устанавливаются соответствующие сборы и другие платежи на соответствующем уровне[1].
Следующая категория благ включает чистые и смешанные общественные блага. Чистое общественное благо — это такое благо, которое потребляется коллективно всеми потребителями независимо от того, платят они за него или нет. Характерными чертами чистого общественного блага является неперегружаемость (отсутствие соперничества в потреблении) и неисключаемость (невозможность воспрепятствовать их потреблению). Примером чистых общественных благ может служить национальная оборона[1]. Смешанные общественные блага — это частные блага, предоставляемые органами публичной власти. Государство берет на себя обязанность участвовать в предоставлении этих благ, поскольку рыночные производители по той или иной причине относят их к недостаточно прибыльному бизнесу, и без участия государства объем их производства будет явно недостаточным. Одна из главных особенностей смешанных общественных благ — значительные внешние эффекты, т. е. они приносят пользу не только тому индивиду, который непосредственно потребляет данное благо, но и более широкой совокупности людей. Потребление общественных благ может осуществляться совместно, например, театр, библиотека, автомобильная дорога, или индивидуально, например, продукты питания, одежда, общественный транспорт [9].
И последняя категория благ – это общегосударственные и местные общественные блага. Общегосударственные общественные блага - это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности. А местные общественные блага - это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение[11].
1.3. Общественный выбор.
В современном обществе существует несколько причин, по которым рынок не может самостоятельно справиться с задачей эффективного использования ресурсов. Такими причинами являются несовершенство конкуренции при наличии рыночной власти, внешние эффекты и общественные блага. Так как в создании общественных благ и «правил игры» нуждается всё общество, само общество и должно принимать решения о выборе различных альтернатив. Здесь и появляется понятие общественный выбор[12].
Само понятие «общественный выбор» относится к теории выбора Дж. Бьюкенена и М. Олсона. Согласно этой теории важной частью экономических исследований является процесс выбора между альтернативными вариантами использования ресурсов. Общественный выбор имеет место, когда решения принимаются и осуществляются индивидами в составе латентной группы. Латентная группа – это группа, в которой действие одного человека не влияет на других. В ней, как правило, много участников, что приводит к их независимости друг от друга [3].
Осуществление общественного выбора зависит ещё и от политической системы общества, которая состоит из трех частей: законодательной, исполнительной и судебной власти, так как в каждой политической системе функции этих властей могут осуществляться по-разному.
На одном из полюсов политических систем находится абсолютная монархия, которая не даёт населению возможности выбирать. Во главе общества стоит монарх. Он осуществляет общественный выбор по своему усмотрению, и поэтому степень удовлетворения интересов общества полностью зависит от его желаний. Если это "хороший" монарх, он будет заботиться о производстве общественных благ, уменьшении налогов и так далее, в противном случае, он будет удовлетворять только свои желания. Другой крайностью является абсолютная демократия - все решения принимаются путем голосования всех членов общества. Эта политическая система действительно создает условия для общественного выбора, так как каждый человек участвует в определении того, какие будут производиться общественные блага, из каких источников будут поступать деньги и т. д.
Но так как голосование связано с затратами для населения, голосовать по поводу каждого вопроса население не может. Сократить затраты, связанные с голосованием, помогает представительная демократия - население выбирает руководителей государства, которые управляют государством в интересах избирателей.
В общих чертах, общественный выбор в условиях демократии осуществляется, как правило, путём голосования. Каждый человек, обладающий правом голоса, говорит свое "за" или "против" по поставленному вопросу. При этом побеждает тот вариант, за который голосует большинство. Таким образом, воля меньшинства остается неудовлетворенной. Например, если большинство населения проголосует за увеличение расходов на оборону, то расходы будут увеличены, и меньшинство, которое не хотело этого, останется в проигрыше. Таким образом, возникает диктатура большинства.
Кроме участия в голосовании существует еще один способ оказания влияния на выбор общества. Политическое решение можно купить, так же как покупают блага или ресурсы. Существует два способа покупки политического решения. Первым способом покупки политических решений является материальная поддержка партии, которая, оказавшись у власти, обеспечит принятие этих решений. Отдельный человек может поддерживать партию, вступив в нее и уплатив членские взносы в партийную казну. Чем больше членов в партии, тем больше денег собирает она в виде членских взносов и тем реальнее возможность ее прихода к власти и влияния на политические решения. Богатые фирмы или потребители могут делать это путем прямого финансирования нужных им партий, если обладают достаточными для этого средствами. Например, фирма, контролирующая все производство нефтепродуктов в хозяйстве и получающая огромную прибыль, способна финансировать партию, которая будет отстаивать ее интересы в парламенте и правительстве.
Существует иная незаконная возможность покупки нужного политического решения - это подкуп чиновника, отвечающего за принятие данного решения. Чиновник получает взятку – определённую сумму денег или благ в качестве вознаграждения за принятое решение. Например, нефтяная фирма может подкупить антимонопольный комитет, чтобы предотвратить государственное регулирование своей деятельности.
Особенностью подкупа чиновника является то, что он может быть использован в любой политической системе. Если голосование на выборах или поддержка партии возможны только в условиях демократии, то взятку чиновнику можно дать и при абсолютной монархии [12].
2. Спрос и предложение на общественные блага. Проблема «безбилетника».
2.1 Спрос и предложение на общественные блага.
Кривая спроса на общественные блага имеет сходство с кривой спроса на частные блага в том, что обе кривые имеют нисходящий вид. В остальном эти кривые отличны. Первое отличие состоит в том, что в случае общественного блага, цена не является переменной величиной, так как невозможно назначить её за отдельную единицу рассматриваемого товара[1]. Другое отличие заключается в том, каждый потребитель не может самостоятельно менять количество используемого им общественного блага, а вынужден потреблять данное благо целиком[3]. Чтобы наиболее полно раскрыть зависимость спроса и предложения на общественные блага возьмём в качестве примера уличное освещение. Оно является благом общественным, так как если улица освещена, то использование её освещенности одним пешеходом, не лишает такой возможности остальных, проживающих на данной улице людей. Кроме того, невозможно сделать так, чтобы для одних пешеходов свет горел, а для других – нет. Предположим, что на данной улице проживают два человека: Алексей и Никита, показатели спроса которых представлены в «Таблице 1».
На рисунке 2.а. изображена кривая индивидуального спроса Алексея на уличное освещение. По горизонтали откладывается число уличных фонарей (Q), по вертикали – оплата Алексеем содержания одного уличного фонаря (Р). В данном случае кривую индивидуального спроса Алексея можно истолковать как линию его предельной полезности (МВА)
На рис. 2.б. изображена линия индивидуального спроса Никиты или, иначе говоря, кривая предельной полезности (МВН).
Таблица 1 «Спрос на общественные блага»
Цена, руб. |
Количество товара, на которое предъявлен спрос Алексеем |
Количество товара, на которое предъявлен спрос Никитой |
0 |
4 |
6 |
10 |
3 |
5 |
20 |
2 |
4 |
30 |
1 |
3 |
40 |
0 |
2 |
50 |
- |
1 |
60 |
- |
0 |
Рис.2.а.
Рис.2.б.
Таким образом, общая кривая спроса, или линия суммарной предельной полезности (∑ МВ) может быть получена путём вертикального суммирования индивидуальных кривых спроса каждого потребителя.
∑ МВ = МВА + МВН
∑ МВ – общая (суммарная) предельная полезность от потребления дополнительной единицы продукции;
МВА - предельная полезность от потребления дополнительной единицы общественного блага, полученная Алексеем;
МВН - предельная полезность от потребления дополнительной единицы общественного блага, полученная Никитой;
Действительно, при числе фонарей, равном двум, предельная полезность для Алексея (МВА) составляет 20 рублей, а предельная полезность для Никиты (МВН) – 40 рублей. Получаем, что суммарная предельная полезность (∑МВ) составляет 60 рублей (рис.2.в.) Нисходящий характер графика объясняется законом убывающей предельной полезности: последующие единицы потребленного товара с каждым разом приносят меньше дополнительной пользы, чем предыдущие.
Рис.2.в.
Допустим теперь, что предельные затраты на содержание одного фонаря равны 40 рублей, и не зависят от числа фонарей. Тогда, как это видно из рис.2.в., оптимальное число фонарей равно трём. То есть, чтобы найти оптимальный объём производства, необходимо, чтобы МС= ∑МВ. При числе фонарей, равном трём, естественным образом складывается участие потребителей в финансировании уличного освещения, и каждый платит в соответствии со своей предельной выгодой[5,8].
Теперь подробнее рассмотрим предложение общественного блага. Оно осуществляется через политические институты. В демократической системе избиратели большинством голосов решают, сколько единиц того или иного общественного блага следует иметь.
Предположим, решается вопрос о численности городской милиции. Известно, что предельные затраты на одного милиционера постоянны и составляют 500руб. В голосовании участвуют пять избирателей, а финансирование милиции осуществляется за счет налогов. Для этого с каждого избирателя придется собрать 100 рублей в качестве налога (t) за каждого милиционера. В «Таблице 2» представлены данные о предельной выгоде милиционеров для каждого избирателя:
Кол-во милиционеров (Q) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Сергей |
MB1 |
100 |
80 |
60 |
40 |
20 |
Тимофей |
MB2 |
120 |
100 |
80 |
60 |
40 |
Константин |
MB3 |
140 |
120 |
100 |
80 |
60 |
Фёдор |
MB4 |
160 |
140 |
120 |
100 |
80 |
Елена |
MB5 |
180 |
160 |
140 |
120 |
100 |
700 |
600 |
500 |
400 |
300 |
За то, чтобы иметь одного милиционера, проголосуют все. С этим соглашается даже Сергей, для которого выгода от первого милиционера (100 руб.) равна сумме налога на его содержание. Однако Сергей будет против приглашения второго милиционера, поскольку его предельная выгода от этого (80 руб.) окажется меньше налога (100 руб.) Тем не менее, остальные четверо избирателей проголосуют «за», и предложение пройдет. Это невыгодно для Сергея, т.к. ему придется подчиниться большинству и заплатить за второго милиционера, хотя он этого и не хочет. Рассуждая аналогичным образом, приходим к выводу, что за третьего милиционера проголосуют трое избирателей, а двое (Сергей и Тимофей) будут против. Но снова предложение проходит по правилу большинства. Однако от услуг четвертого или тем более пятого милиционера общество откажется, так как большинство избирателей проголосует против.
Итак, голосование по правилу большинства обеспечивает эффективное количество общественного блага, т.к. при наличии трех милиционеров равенство предельной выгоды предельным издержкам (MB=MC) соблюдено. Можно сделать вывод, что голосование отражает позицию среднего избирателя, отбрасывая крайности.
2.2. Проблема «безбилетника».
В наше время современные рынки
имеют довольно слабые гарантии относительного
того, что общественное благо будет произведено
в необходимом объёме. Это происходит
из-за существования проблемы «едущих
бесплатно» или проблемы «безбилетника».
Название данной проблемы произошло от
английского «a free-rider problem», что означает
проблема бесплатного пользования благами.(экономика)
Проблема «безбилетника» возникает,
когда получение потребителями выгод
в результате использования чисто общественного
блага возможно и без возмещения издержек
производству данного блага. 1 http://www.grandars.ru/
. Проще говоря, данная проблема возникает тогда, когда один из экономических субъектов может получить выгоду от действия другого и при этом не оплачивать её. 2.Данная возможность вызывает у потребителей желание уклоняться от участия в финансировании производства чисто общественных благ или по меньшей мере минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Получается, что в потреблении чисто общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто. В связи с этим задача производства чисто общественных благ сводится к решению вопроса о том, как обеспечить их производство при наличии безбилетников, если их невозможно оградить от потребления общественных благ.1.2.
Решение проблемы безбилетника связано либо с существенными издержками, либо приводит к недостатку производства чисто общественного блага. В этом случае предоставление чисто общественных благ становится возможным лишь при участии государства.1. Таким образом, государство вынуждено либо непосредственно производить блага, например, национальную оборону, пожарную охрану, либо финансировать производство общественных благ частными секторами: уборку и вывоз мусора, некоторые виды медицинской помощи и т.д. Однако суть их одна: производство общественных благ, предоставляемых посредством государства, финансируется за счет налогов, взимаемых со всех граждан, как метод решения проблемы безбилетника. Но предоставление общественных благ с участием государства не означает, что будет достигнут эффективный объём производства. Из-за склонности лиц с низким уровнем дохода к ограничению финансирования производства общественных благ путем снижения налога сокращается объем общественных благ до уровня ниже эффективного. 1.
Информация о работе Общественные блага: сущность, спрос и предложение