Общий, средник, предельный продукт. Условия максимизации прибыли фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 16:15, контрольная работа

Описание работы

Одним из основных показателей эффективности предприятия является прибыль. Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимализация прибыли. Основными путями роста прибыли является увеличение объема производства, цены реализации, снижение издержек производства. Но и первый, и второй пути сдерживаются рынком. Фирма может идти на временное снижение прибыли и даже убытки, но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки - это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу. Это относится к выпуску уже освоенной продукции к переходу на новые изделия. Поэтому наиболее реальным должен стать фактор, предусматривающий минимизацию издержек.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
1. Сущность и структура издержек производства………………………………3
2. Валовые, средние, предельные издержки производства………………...…..7
2.1 Валовые издержки производства…………………………………………….7
2.2 Средние издержки производства………………………………….…………8
2.3 Предельные издержки производства………………………….……………10
3. Общий, средник, предельный продукт. Условия максимизации прибыли фирмы………………………………………………………………………...…..12
3.1 Определение общего, среднего и предельного продуктов………………..12
3.2. Условия максимизации прибыли фирмы………………………………….15
Заключение………………………………………………………………….……28
Список используемой литературы………………………………………...……29

Файлы: 1 файл

vadik.docx

— 145.27 Кб (Скачать файл)

Можно встретить тот же термин, применяемый в ином смысле: предельными издержками (замыкающими) называют себестоимость производства на замыкающем предприятии — последнем включенном в оптимальный план (те, у кого издержки выше, не попадают в такой план). Совпадение это не случайно: если рассматривать выработку отраслевого плана как решение оптимизационной задачи на минимум совокупных затрат (потребных для производства заданного объёма продукции), то включение в план замыкающего предприятия как раз и приводит к равенству предельных затрат и предельного эффекта в целом по отрасли, то есть делает план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Общий, средний, предельный продукт. Условия максимизации прибыли фирмы.

Общий (совокупный) продукт (Total product, TP) — это суммарный объем выпуска продукции, произведенный с использованием некоторого количества переменного фактора производства.

Общий продукт переменного фактора L может быть показан следующей производственной функцией, отражающая отношение между общим выпуском продукции и количеством фактора L, при постоянном количестве фактора K:

Q = f (L), при K — const

 

Предельный продукт (Marginal product, MP) — величина, показывающая изменение объема выпуска продукции, в результате использования дополнительной единицы какого-либо фактора производства при неизменном количестве остальных.

MPL = ΔQ / ΔL

где ΔQ — изменение объема выпуска продукции;

 ΔL — изменение количества  фактора L.

 

Средний продукт (Average product, AP) — величина, показывающая количество объема продукции, приходящееся на единицу переменного фактора производства. Определяется путем деления объема выпускаемой продукции на количество используемого переменного фактора L:

APL = Q / L

где Q — объем выпускаемой продукции;

L — количество переменного  фактора производства L.

 

 

Средний продукт характеризует производительность переменного фактора производства, поэтому очень часто средний продукт труда называют производительностью труда.

Общий, предельный и средний продукт

 

На графиках по горизонтальной оси откладывается количество фактора производства (количество труда L в данном случае), а по вертикальной — количество общего, предельного и среднего продуктов фактора L. На кривых общего и предельного продукта окладываются три точки (A, B, C) иллюстрирующие три стадии в их тенденции.

 

На отрезке ОА происходит ускорение роста общего продукта, т.к. на этой стадии предельный продукт имеет тенденцию к увеличению. Это означает, что каждая дополнительная единица труда L увеличивает объем выпуска на еще большую величину чем предыдущая. Точка А иллюстрирует максимальную величину предельного продукта.

На отрезке АС происходит замедление роста общего продукта, т.к. предельный продукт начинает снижаться, но еще в пределах положительного значения. Это означает, что каждая дополнительная единица труда L увеличивает объем выпуска на меньшую величину чем предыдущая. Поэтому на данном отрезке происходит снижение в росте общего продукта. Точка В показывает такую величину общего продукта, при котором предельных продукт равен среднему продукту (MP = AP).

Точка С иллюстрирует такую ситуацию, когда общий продукт достигает своего максимума, а каждая дополнительная единица труда не оказывает воздействие на объем производства, т.е. предельный продукт равен 0 (MPL = 0). Так как после точки С предельный продукт продолжая снижаться принимает отрицательное значение, то общий продукт соответственно начинает сокращаться.

Рассмотренная выше тенденция кривых общего и предельного продукта называется законом убывающей предельной производительности факторов производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Условия максимизации  прибыли фирмы.

Доминирующая концепция поведения фирмы исходит из посылки, что основной целью фирмы является прибыль. Стремление максимизировать прибыль пронизывает все помыслы и действия предпринимателя.

Существуют два подхода к изучению проблемы. Первый основан на совокупных показателях, второй — на предельных и средних.

Метод совокупных показателей. Совокупная прибыль фирмы представляет собой разницу между совокупным доходом (выручкой) и совокупными издержками

ТП= TR — ТС.

Очевидно, что прибыль будет максимальной в том случае, когда разность между совокупной выручкой и совокупными издержками достигает наибольшей величины. Графически это проиллюстрировано на рис 2, где интервал АВ— наибольшее вертикальное расхождение между кривыми TR и ТС — означает величину прибыли.

Рис.2. Совокупные выручка, издержки и прибыль фирмы.

 

Данный график позволяет наглядно показать, что фирма заинтересована сокращать свои издержки и наращивать выпуск продукции, т.е. совокупную выручку.

 

Метод средних и предельных показателей.

 Теоретический анализ  позволяет не только определить  объем производства, при котором  прибыль максимизируется, но и установить величину этой прибыли. Для этого найдем величину средней прибыли, получаемой на единицу продукции:

АП = AR — АС.

В условиях совершенной конкуренции средняя прибыль равна разности между ценой и средними издержками:

АП = Р— АС.

В таком случае совокупная прибыль определяется умножением средней прибыли на количество выпущенной продукции:

ТП= АП • Q.

 

Проиллюстрируем это графически. На рис.3 изображены кривые предельных издержек (характеризуют предложение фирмы), средних общих издержек и средних переменных издержек. Рыночная цена продукта Р показывает, на каком уровне проходит горизонтальная линия спроса на продукцию фирмы, она же — кривая предельного и среднего дохода фирмы. Точка пересечения этой горизонтальной линии с кривой предельных издержек — это точка равновесия фирмы (Е), а соответствующий этой точке выпуск продукции QE максимизирует прибыль. Точка равновесия Е на рис.3 расположена по вертикали выше кривой средних издержек, что означает, что AR, или Р, выше средних издержек. Следовательно, вертикальный отрезок ЕК между кривой АТС и точкой равновесия и будет соответствовать величине средней прибыли. Что же касается величины совокупной прибыли, то ее нетрудно определить, умножив среднюю прибыль на выпуск продукции: это площадь прямоугольника PEKN.

Рис.3 Максимизация прибыли фирмы.

 

 Было бы ошибочным  полагать, что фирма всегда получает  экономическую прибыль. Более того, далеко не всегда фирма может  получить нормальную прибыль. Ситуация  на рынке может оказаться неблагоприятной, а рыночная цена может опуститься  настолько низко, что общие средние  издержки не будут целиком  компенсироваться, следовательно, не  будет и нормальной прибыли. Данная  ситуация отображена графически  на рис.4. Рыночная цена Р и соответствующая ей кривая спроса на продукцию фирмы расположена ниже всей кривой средних издержек. Поэтому в точке равновесия, равно как и при любом другом объеме производства, фирма будет нести экономические убытки. Величина убытков на единицу продукта составляет разность между средними издержками и рыночной ценой продукта. На рис.4 это соответствует интервалу СЕ. Общая величина убытков равна площади прямоугольника ВСЕРЕ , или произведению средних убытков на объем выпуска продукта.

Рис.4. Минимизация убытков фирмы.

Как бы ни была неприятна ситуация с экономическими убытками, это не означает, что предприятию следует немедленно прекращать производство, что фирма должна уходить с рынка. В некоторых условиях целесообразно продолжать производство, несмотря на убытки.

Рассмотрим подробнее подобную ситуацию. Если фирма закрывает производство, это не означает, что она освобождается от потерь. Существуют постоянные издержки, которые не зависят от объема выпускаемой продукции. Это платежи, которые необходимо осуществлять, даже если фирма вообще ничего в данный момент не производит. Поэтому при закрытии фирма несет убытки (в краткосрочном периоде), равные постоянным издержкам (площадь прямоугольника BCFA).

Однако помимо постоянных издержек существуют еще и переменные издержки. Если цена достаточно высока, чтобы покрыть этот вид издержек, то рациональным для фирмы будет решение продолжать производство, чтобы получить операционную прибыль и минимизировать убытки. На рис.4 показано, что линия спроса проходит ниже кривой средних издержек, но в точке равновесия — выше кривой средних переменных издержек. В силу этого данная цена позволяет фирме получить операционную прибыль (избыток цены над средними переменными издержками, умноженный на объем выпуска продукции), равную площади прямоугольника PЕEFA. Эта прибыль позволяет уменьшить экономические потери фирмы до величины, равной площади прямоугольника ВСЕРЕ. Реальные убытки составят в этом случае величину, равную разности постоянных издержек и операционной прибыли.

Таким образом, при цене, которая ниже средних, но выше средних переменных издержек, фирма не может получать прибыль в точке равновесия, но она может минимизировать свои экономические потери. В краткосрочном периоде рациональным будет решение продолжать производство.

Если же рыночная цена спускается настолько низко, что она не может покрыть не только средние издержки в целом, но даже и средние переменные издержки (рис.5), производство становится нецелесообразным даже в краткосрочном периоде. При этом точкой закрытия фирмы будет самая нижняя точка кривой средних переменных издержек.

Рис.5 Точка закрытия фирмы.

Отсюда можно сделать важное наблюдение. Не вся кривая дельных издержек олицетворяет собой кривую предложения фирмы, а только та ее часть, которая лежит выше кривой ее средних переменных издержек.

Равновесие фирмы в долгосрочном периоде

 Если типичная фирма  в отрасли получает экономическую  прибыль, то в долгосрочном периоде  это привлечет в отрасль новые  капиталы, откроются новые фирмы, а существующие в отрасли предприятия  будут расширять производство.

Если в краткосрочном периоде фирма терпит убытки, но получает операционную прибыль, то рациональным долгосрочным решением было бы сокращение объема производства и последующий уход из отрасли. Естественно, таким же будет долгосрочное решение и при убытках, равных величине фиксированных издержек, т.е когда нет операционной прибыли в краткосрочном периоде. В этом случае и краткосрочное и долгосрочное решение будет однознач­ным: закрыть производство.

Подобные решения принимает обычно не единичная фирма, а все их множество. В результате массовых аналогичных, хотя и не согласованных друг с другом, действий рынок преодолевает экст­ремальные ситуации убыточного или сверхприбыльного производства и возвращает все "на круги своя", т.е. к условиям получения всеми только нормальной прибыли.

Это происходит следующим образом. Если сверхнормальная прибыль побуждает предприятия расширять производство и привлекает в отрасль новые фирмы, растут масштабы отраслевого производства и предложения. Кривая предложения отрасли сдвигается вправо, что ведет к понижению рыночной цены. Если цена опускается до такого уровня, что фирмы принимают решение закрыть производство и покинуть отрасль, отраслевое предложение сокращается и при прежней величине отраслевого спроса это приведет к повышению цены. Такие процессы будут протекать до тех пор, пока цена не установится на уровне, достаточном лишь для получения всеми фирмами отрасли нормальной прибыли. Этот механизм характеризует "невидимую руку рынка", о которой говорил Смит. Свободная совершенная конкуренция выравнивает позиции всех производителей и обеспечивает им только нормальную прибыль (в долгосрочном периоде).

Графически это соответствует случаю касания кривой спроса фирмы нижней точки долгосрочной кривой средних издержек. В этой точке

Р = SRMC = SRAC = LRMC.

Это будет точка равновесия фирмы в долгосрочном периоде (рис. 6).

Одновременно данная цена будет и равновесной ценой рынка (фирмы не проходят в отрасль и не уходят из нее).

Рис.6. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

В точке долгосрочного равновесия фирма имеет наиболее эффективные масштабы производства и минимизирует долгосрочные средние издержки. Равенство

Р = LRACmin

характеризует так называемую производственную эффективность фирмы.

Масштаб производства может иметь положительные и отрицательные последствия для фирмы.

Эффект масштаба может, в свою очередь, быть:

- внутренним

- внешним

Внутренний эффект масштаба обусловлен изменением размеров производства самой фирмы.

Внешний эффект масштаба для фирмы связан не с ее собственным уровнем производства, а с отраслевым. Так, если отрасль расширяется, сокращается и цена, а значит, долгосрочные средние издержки фирмы падают. Для фирмы это означает внешний положительный эффект масштаба.

 

 

Традиционная теория фирмы основывается на двух допущениях:

 собственники осуществляют  ежедневный операционный контроль  и управление делами фирмы;

 единственное их желание - максимизировать прибыль.

Теория основывает тезис о максимизации прибыли при равенстве предельных издержек и предельного дохода:

MC=MR

Информация о работе Общий, средник, предельный продукт. Условия максимизации прибыли фирмы