Оценка бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 00:39, лекция

Описание работы

Раскрыты во взаимосвязи основные факторы, влияющие на стоимость собственного капитала предприятия. Роль, место и задачи оценки бизнеса в системе управления финансами предприятия. Проанализированы основные факторы риска и неопределенности, характерные для предприятия. Расчет ставки дисконтирования, коэффициента капитализации и средневзвешенной стоимости капитала. Осуществление оценки стоимости предприятия на основе 3 основных методологических подходов: доходного, сравнительного (метод компании-аналога) и затратного (метод накопления активов).

Файлы: 1 файл

Оценка бизнеса.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)


«Оценка бизнеса»

В современной хозяйственной практике все чаще возникают ситуации, когда необходимо оценить стоимость предприятия. Это, в первую очередь, оценка стоимости имущественных прав при проведении аукционов по продаже части пакета акций предприятий, а также при дополнительной эмиссии ценных бумаг, при решении различных имущественных споров, приватизации, оценке стоимости вклада в Уставный капитал, определении эффективности инвестиционных проектов, расчете стоимости предприятия при его реорганизации как неплатежеспособного, получении кредита под залог имущества предприятия, страховании имущества и т.д.

Кроме того, оценка бизнеса необходима и руководству самого предприятия для принятия продуманных и взвешенных решений по выбору стратегии развития, определению тактических целей и задач по их реализации. Поэтому достоверная оценка стоимости предприятия и ее максимизация в процессе деятельности являются одними из центральных проблем в управлении финансами предприятия.

Цель данного пособия - изложить основные вопросы анализа и оценки бизнеса, в результате более глубокой проработки которых слушатели смогут:

                  видеть во взаимосвязи  основные факторы, влияющие на стоимость собственного капитала предприятия;

                  понимать роль, место и задачи оценки бизнеса в системе управления финансами предприятия;

                  анализировать основные факторы риска и неопределенности, характерные для предприятия, и определять меру систематического риска;

                  рассчитать ставку дисконтирования, коэффициент капитализации и средневзвешенную стоимость капитала;

                  осуществлять оценку стоимости предприятия на основе 3 основных методологических подходов: доходного, сравнительного (метод компании-аналога) и затратного (метод накопления активов).

 

Тема 1. Оценка стоимости действующего предприятия (оценка бизнеса) как направление теории и практики оценки.

Основные термины и понятия. Цель оценки. Ситуация оценки. Принципы оценки. Процесс оценки. Стандарт стоимости. Обоснованная рыночная стоимость. Инвестиционная стоимость. Внутренняя (фундаментальная) стоимость. Ликвидационная стоимость. Методологический подход к оценке. Доходный подход. Сравнительный подход (метод компании-аналога). Затратный подход (метод накопления активов). Отчет об оценке. Стандарт оценки.

 

В мировой практике основными целями оценки бизнеса и ситуациями оценки являются : налоги на наследство и дарение; система участия работников в собственности компании; налоги на стоимость; распродажа, слияние, поглощение компаний и изъятие инвестиций; превращение закрытой компании в открытую; договоры купли-продажи; расторжение брака; возмещение ущерба; реорганизация банкрота.

Отечественная практика показала, что основными целями и ситуациями оценки в РФ являются: аукционы и конкурсы по продаже пакета ценных бумаг предприятия; антикризисное управление, договоры купли-продажи и мены; внесение имущества в Уставный капитал; реорганизация и ликвидация предприятия; аренда; залог и страхование; решение имущественных споров; инвестиционное проектирование; приватизация; траст.

Оценка бизнеса, будучи наравне с оценкой недвижимости, оценкой машин и оборудования и оценкой нематериальных активов (интеллектуальной собственности) одним из разделов теории и практики оценки, базируется на известных экономических принципах оценки, среди которых принято выделять: принципы, основанные на представлениях владельца ( принципы полезности, замещения, ожидания); принципы, основанные на рыночной среде ( принципы зависимости от рыночной среды, спроса-предложения, конкуренции, изменения стоимости); принципы, основанные на эксплуатации имущественного комплекса (принципы факторов производства, вклада, пропорциональности, эффективного использования).

Процесс оценки может быть представлен в виде следующего алгоритма:

1. Определение цели и задач оценки ( постановка задачи оценки; определение требуемого стандарта стоимости; идентификация объекта оценки и имущественных прав и интересов).

2. Разработка плана оценки ( определение требований к информации; выбор методологии оценки; оценка затрат времени и трудозатрат; согласование условий выполнения задания и условий оплаты работы).

3. Сбор и подтверждение информации (анализ рынка продукции или услуг оцениваемого предприятия; анализ сегмента рынка; изучение нормативного регулирования видов деятельности предприятия; сбор и анализ финансово-экономических данных о деятельности предприятия).

4. Проведение оценки бизнеса на основе выбранных методологических подходов.

5. Согласование результатов оценки.

6. Подготовка отчета об оценке (полного письменного, краткого письменного или устного).

 

Важным этапом проведения оценки является выбор стандарта определяемой стоимости, который зависит от цели оценки и целесообразного методологического подхода. Наиболее часто при оценке бизнеса используют следующие стандарты стоимости:

Обоснованная рыночная стоимость - это расчетная величина, равная денежной сумме, за которую предполагается переход имущества из рук в руки  на дату оценки в результате сделки между гипотетическими добровольными покупателем и продавцом после адекватного маркетинга, когда обе стороны действуют компетентно, расчетливо и без принуждения.

Инвестиционная стоимость - это стоимость собственности для конкретного инвестора или группы инвесторов при определенных целях инвестирования и требованиях к уровням доходности и риска.

Внутренняя (фундаментальная) стоимость - это результат аналитических суждений конкретного аналитика, основанных на выявлении внутренних характеристик инвестиций. При этом результат определения внутренней стоимости зависит не от того, насколько данные характеристики соответствуют целям конкретного инвестора, а от того, каким образом эти данные трактуются тем или иным аналитиком.

Внутренняя стоимость оценивается в результате анализа следующих факторов, влияющих на стоимость обыкновенных акций: стоимость активов предприятия; вероятные будущие прибыль, дивиденды и темпы роста.

Ликвидационная стоимость - это денежная сумма, которую собственник может получить при ликвидации предприятия и раздельной распродаже его активов. Выделяют упорядоченную и принудительную ликвидации. При упорядоченной ликвидации распродажа активов производится в течение разумного периода времени, для того чтобы получить максимальную цену за каждый вид актива. При принудительной ликвидации активы распродаются быстро, без соответствующего маркетинга, а, следовательно, цены на них существенно ниже. При расчете ликвидационной стоимости необходимо учесть все затраты, связанные с ликвидацией предприятия (административные и накладные расходы, связанные с поддержанием работы; налоги; оплата юридических, аудиторских, оценочных услуг).

Стоимость действующего предприятия - не является стандартом стоимости, а лишь концепцией оценки, в рамках которой предполагается, что предприятие не будет ликвидироваться, а продолжит функционировать.

Для определения стоимости собственного капитала предприятия используют те же методологические подходы, что и при оценке недвижимости, но при оценке бизнеса они носят несколько отличный характер.

В целом, доходный подход (метод дисконтированных денежных потоков и метод капитализации доходов) базируются на допущении, что рыночная стоимость предприятия определяется суммой тех доходов или выгод, которые получит его владелец в будущем.

Сравнительный подход, называемый в оценке бизнеса методом компании-аналога (метод рынка капитала, метод сделок, отраслевые формулы) основывается на допущении, что наибольшая стоимость предприятия определяется наименьшей ценой, которая может быть получена за аналогичное предприятие.

Затратный подход, называемый методом накопления активов(метод стоимости чистых активов, метод избыточной прибыли) базируется на допущении, что стоимость предприятия соответствует затратам, которые понес владелец при его приобретении или создании. В этом случае стоимость предприятия может быть определена как разница между чистой рыночной стоимостью активов и обязательств предприятия.

На основе использования указанных выше методологических подходов может быть рассчитана стоимость собственного капитала предприятия, которая может быть представлена как конкретное значение или как интервал значений. Существуют определенные требования к содержанию отчета, которые были выработаны профессиональными организациями оценщиков ( в РФ - Российским обществом оценщиков). Согласно этим требованиям в отчете об оценке должны быть следующие разделы: 1 - имя (наименование) и реквизиты заказчика; 2 - информация о предприятии; 3 - имущественные права в отношении оцениваемых объектов; 4 - цель оценки и стандарт оцениваемой стоимости; 5 - момент (дата) оценки и дата составления отчета; 6 - принятые допущения и ограничения при расчете стоимости; 7 - использованная информация; 8 - обоснование выбранного метода (методов); 9 - итоговая оценка стоимости; 10 - заявление об отсутствии личной заинтересованности и непредвзятости оценщика и его квалификационные данные.

 


Тема 2. Информационная база оценки бизнеса. Анализ финансового состояния предприятия.

 

Основные термины и понятия. Балансовый отчет и его структура. Текущие активы. Текущие пассивы (краткосрочные обязательства). Фиксированные активы. Долгосрочные заемные средства. Собственный капитал. Инвестированный капитал. Источники самофинансирования. Денежный поток (поток денежных средств). Чистый приток денежных средств. Чистые мобильные средства. Структура отчета о финансовых результатах (отчета о прибылях и убытках). Ликвидность, финансовая устойчивость, деловая активность, рентабельность деятельности предприятия и их основные показатели. Показатели рыночной стоимости собственного капитала предприятия.

 

В основе оценки бизнеса лежит анализ финансовых отчетов, которые содержат исходные данные о финансовом состоянии предприятия. Правильный анализ и адекватная интерпретация информации о финансовом состоянии предприятия во многом определяет достоверность результатов, полученных в результате определения стоимости собственного капитала предприятия. В связи с этим оценщик должен уметь анализировать информацию основных форм бухгалтерской отчетности.

Но прежде, чем приступать к финансовому анализу оценщик должен изучить позиции предприятия на рынке. Для этого нужно выяснить, какие цели ставит перед собой предприятие, пользуется ли спросом его продукция, каково его положение на рынках сбыта (сильна ли конкуренция, есть ли возможность повышать цену на продукцию), эффективны ли маркетинговая политика, общий менеджмент на предприятии, каково финансовое состояние и т.д. Ответы на эти вопросы позволят оценщику не только уточнить задачи оценки и выбрать стандарт стоимости, но и определиться с наиболее предпочтительными ее методами, т.к. разброс в результате при использовании различных методов может быть существенным.

Финансовое состояние предприятия может быть описано с помощью ряда показателей, которые характеризуют различные стороны его деятельности. Принято выделять 5 групп показателей, характеризующих деятельность предприятия: а) показатели ликвидности, отражающие платежеспособность предприятия; б) показатели структуры капитала (левериджа), позволяющие судить о степени зависимости предприятия от кредиторов и обеспеченности его собственными средствами для осуществления текущей и инвестиционной деятельности; в) показатели деловой активности, показывающие отдачу и оборачиваемость активов в целом, их составляющих, а также собственного капитала предприятия; г) показатели рентабельности, характеризующие прибыльность деятельности предприятия и эффективность его ценовой и инвестиционной политики; д) показатели рыночной стоимости собственного капитала предприятия, являющиеся индикатором положения ценных бумаг предприятия на фондовом рынке.

Данные для определения значения первых четырех групп показателей содержатся в основных формах бухгалтерской отчетности - Балансе предприятия (форма №1) и Отчете о финансовых результатах (форма №2). Для расчета показателей последней группы необходима биржевая информация о котировках ценных бумаг предприятия на фондовом рынке. Поэтому они могут быть определены только для предприятий-эмитентов, котирующих свои акции. Эти показатели: доход на акцию, соотношение цены и дохода (р/e - соотношение), рентабельность акции (d/p - соотношение дивиденда и цены акции) и др.

Баланс (балансовый отчет) позволяет представить в наглядном и удобном для анализа виде имущество и основные результаты деятельности предприятия. В балансе все средства предприятия сгруппированы по следующим признакам: в активе - по направлениям их использования и инвестирования, а в пассиве - по источникам их финансирования.

В левой части баланса активы расположены в порядке возрастания ликвидности, т.е. сверху вниз ликвидность (скорость превращения активов в деньги) увеличивается. Выделяют фиксированные (внеоборотные) активы (нематериальные активы, основные средства (здания, сооружения, машины, оборудование и проч.), незавершенные капитальные вложения и долгосрочные финансовые вложения) и текущие (оборотные) активы. Текущие активы укрупненно можно представить как сумму товарно-материальных запасов, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и денежных средств. В отечественной практике к краткосрочным активам и обязательствам относят те, превращение которых в денежные средства (погашение) происходит в течение 1 года, а к долгосрочным - более 1 года.

Правая сторона баланса содержит информацию об обязательствах предприятия. Следует заметить, что собственный капитал (уставный и добавочный капитал, фонды и резервы) представляет собой обязательства предприятия перед его акционерами (или другим собственником). Кроме собственного капитала источником финансирования активов может выступать и заемный капитал. Он состоит из долгосрочного (долгосрочные кредиты банков и другие долгосрочные займы) и краткосрочного (краткосрочные кредиты банков и другие займы, а также кредиторская задолженность). Краткосрочный заемный капитал называется текущими пассивами. Текущая деятельность предприятия финансируется за счет собственного и краткосрочного заемного капитала, а инвестиционная (долгосрочная) - за счет собственного и долгосрочного заемного капитала. Источниками самофинансирования предприятия являются сумма чистой прибыли и амортизации, которые формируют чистый приток денежных средств.

Информация о работе Оценка бизнеса