Олигополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких крупных фирм, каждая из которых контролирует значительную долю рынка. Особенностью олигополии является взаимная зависимость решений отдельных фирм в области количества выпускаемой продукции и цены на нее. Вступление новых фирм в отрасль существенно затруднено, а эффект масштаба делает неэффективным существование большого количества производителей. Существуют разные модели, описывающие поведение олигополистов, в том числе, модель изогнутой кривой спроса. Однако единой теории олигополии, которая могла бы объяснить все многообразие поведения фирм, не разработано.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Олигополия как модель рынка 5
1.1. Основные черты рынка олигополии 5
1.2. Олигополия как одна из рыночных структур 8
1.3. Виды олигополии 14
Глава 2. Воздействие олигополии на экономику России 15
2.1. Модели олигополии 15
2.2. Олигополия на примере рынка нефтепродуктов РФ 20
Глава 3. Предложения по совершенствованию 27
3.1. Роль ФАС в регулировании структуры рынка нефтепродуктов РФ 27
3.2. Совершенствование регулирования деятельности олигополий 28
Заключение 34
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

Олигополия и её модели - копия.doc

— 1.62 Мб (Скачать файл)

Зачастую высказываются  мнения о необходимости внедрения  государственного регулирования цен на нефтепродукты. Однако, действующими законами Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, и цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.

ФАС России и ее территориальные  органы выносят предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции, а также налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании. Так, например, в сентябре 2008 г. было рассмотрено дело о сговоре по разделу рынка реализации бензина в Тамбовской области между компаниями ОАО «НК Роснефть» и ЗАО «Тамбонефтепродукт». Указанные хозяйствующие субъекты заключили концессионное соглашение, которое приводит или может привести к разделу товарного рынка нефтепродуктов по составу продавцов. Нарушение выражается во включении в договор коммерческой концессии ограничительного условия в части согласования перечня поставщиков, у которых осуществляются закупки нефтепродуктов. Было решено выдать хозяйствующим субъектам предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и наложить штрафы в размере 45077 тыс.руб.

В период с августа 2008 года по январь 2009 года, в период падения  мировых цен на нефть темпы и уровень снижения розничных цен на автомобильное топливо значительно отставали от снижения цен на нефть и оптовых цен на нефтепродукты. В связи с этим территориальные управления ФАС России возбуждали дела по фактам либо установления монопольно высоких розничных цен на бензин и дизельное топливо либо согласованных действий хозяйствующих субъектов, приводящих к поддержанию цен, надбавок. Дела рассматриваются территориальными управлениями, поскольку розничные рынки реализации нефтепродуктов являются региональными или локальными.

3.2. Совершенствование регулирования деятельности олигополий

 

Всего 2010-2011 году ФАС России и ее территориальные органы уже рассмотрели порядка 200 дел в отношении нефтяных компаний, как в опте, так и рознице. По 113 делам приняты решения о признании факта нарушения, наложены штрафы на общую сумму более 6 млрд. рублей. Большая часть из них приходится на крупнейшие нефтяные компании:

ОАО «ТНК-ВР Холдинг» - 1 112 448 795,36 рублей,

ОАО «Газпром нефть» - 1 356 560 819,53 рублей,

ОАО «ЛУКОЙЛ» - 1 443 072 960,13 рублей,

ОАО «НК «Роснефть» - 1 508 688 396,37 рублей

По делам в регионах совокупный размер штрафов приближается к 1,5 млрд. рублей.

Кроме того, законность и  обоснованность решений антимонопольных  органов во многих случаях подтверждаются судами, порядка 10 решений уже прошли три судебные инстанции, десятки других – арбитражными и апелляционными судами.

ФАС России признал, что  летом 2010 года крупнейшие ВИНК при реализации нефтепродуктов с принадлежащими им НПЗ установили монопольно высокие цены на оптовых рынках. В отличие от розничных рынков, оптовые рынки нефтепродуктов охватывает территорию всей Российской Федерации (существует экономическая и технологическая возможность перемещения товара к покупателям). ФАС России в оптовом сегменте были выделены рынок мазута топочного, рынок авиационного керосина, рынок дизельного топлива и рынок автомобильных бензинов.

Начиная со второй половины января 2011 года ситуация изменилась – наблюдается резкий рост оптовых цен на нефтепродукты. По данным независимого информационно-аналитического центра «Кортес», с начала 2011 года оптовые цены реализации нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов в среднем по России выросли: на дизельное топливо – на 23%; на бензин А-76 – на 37%; на бензин А-92 – на 57%; на бензин А-95 – на 14% .  Указанное повышение оптовых цен привело к снижению доходности операций на розничных рынках. Были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства крупнейшими российскими нефтяными компаниями в январе-феврале 2011 года:

1)повышение указанными компаниями оптовых отпускных цен на нефтепродукты на внутреннем рынке до уровня, превышающего уровень мировых цен (цен конкурентного рынка) с учетом расходов на транспортировку (рис.3.1);

2) резкое повышение  отпускных цен на всех основных  нефтеперерабатывающих заводах, не соответствующее динамике цен на нефть (рис.3.2):

Цены на ДТЛ в Уфе  руб./т         Цены на ДТЛ в Москве руб./т

Рис. 3.1. Сравнительная доходность при поставках дизельного топлива на внутренний рынок и на экспорт (по данным агентства Argus)

 

Рис. 3.2. Динамика отгрузочных цен на бензин Аи-76 в разрезе основных НПЗ в 3 квартале 2010 – 1 квартале 2011 гг.

ФАС России считает, что  наблюдаемая картина ценообразования  в отрасли свидетельствует о наличии серьезных структурных искажений и считает необходимым в кратчайшие сроки реализовать в виде конкретных мероприятий предложения, одобренные 26 февраля 2011 года Правительством Российской Федерации в рамках Программы развития конкуренции в Российской Федерации:

  • увеличить объемы реализации нефтепродуктов на открытых торгах;
  • обеспечить свободный и равный доступ всех участников рынка, в том числе иных ВИНК к купле-продаже произведенных ВИНК нефтепродуктов на всех сегментах рынка;
  • разделение видов деятельности ВИНК между различными юридическими лицами в рамках одного холдинга для вовлечения в оборот на основе конкурентных отношений между поставщиками и покупателями;
  • сформировать перечень показателей состояния рынков и информации о деятельности нефтяных компаний, в том числе планы и фактический выпуск нефтепродуктов, наличие свободных мощностей по переработке нефти и хранению нефтепродуктов и определить порядок ее опубликования;
  • утвердить методологию расчета внутренних индексов цен на нефтепродукты и процедур их использования федеральными органами исполнительной власти, а также рекомендовать их для использования в долгосрочных договорах;
  • создать условия для развития независимых от ВИНК компаний в добыче и переработке нефти, в том числе за счет стимулирования развития независимой от ВИНК переработки;
  • определить порядок недискриминационного доступа к транспортной инфраструктуре в целях вовлечения в разработку дополнительных объемов запасов сырья;
  • исключить избыточные административные барьеры при проведении работ по разведке, добыче, хранению и транспортировке нефти, при получении разрешений и выделении участков под строительство автозаправочных станций.

То, что нефтяной промышленности уделяется большое внимание, подтверждает и тот факт, что был создан 12 октября 2009 года при Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) был создан Экспертный совет по развитию конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов. Экспертный совет был образован в целях рассмотрения вопросов и подготовки предложений, направленных на развитие конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов, а также смежных рынках, включая транспортировку указанных товаров. Совет будет сформирован из представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, участников рынков нефти и нефтепродуктов, научных организаций, представителей союзов и общественных объединений и независимых экспертов. Отметим, что сейчас при ФАС России на постоянной основе собираются 22 экспертных совета по различным отраслям, в которых принимают участие представители крупнейших игроков рынка. Решения советов носят рекомендательных характер, но по сложившейся практике выводы участников могут быть использованы ФАС России для осуществления своих функций в сфере антимонопольного регулирования и нормотворчества.

Таким образом, сделаем  ряд выводов по третьей главе:

  • регулированием ситуации на товарных рынках, поддержанием конкурентной среды в России занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС);
  • ФАС постоянно ведет мониторинг ситуации на рынке нефтепродуктов, вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов;
  • основным методом борьбы, как мы видим, является система наложения штрафов с оборота;
  • к основным направлениям совершенствования регулирования можно отнести: налогового законодательства, повышения гибкости таможенно-тарифного регулирования, повышения прозрачности деятельности основных участников рынка, содействия развитию независимого сектора по всем сегментам рынка нефти и нефтепродуктообеспечения.

 

 

Заключение

 

На основе вышеизложенного  можно сделать следующие выводы: во-первых, не все высокие цены являются показателем высокого качества на предлагаемые товары, также как и не все низкие цены свидетельствуют о низком качестве товаров и отсутствии каких либо гарантий со стороны поставщика. Во-вторых, не всякое понижение или повышение цен на предлагаемые товары является оправданным со стороны фирмы, и не всегда должно быть принято потребителем безоговорочно. В-третьих, созданные искусственно барьеры для проникновения в отрасль, сильно затрудняющие конкуренцию на рынке, могут быть преодолены новыми фирмами в том случае, если новички будут придерживаться определенных стратегий (например, стратегия проникновения на рынок). В-четвертых, фирма-лидер или картельное образование, как правило, не назначают максимальных цен на свою продукцию. В-пятых, не все модели олигополии и, уж тем более, не все образованные на них стратегии, являются в равной степени применимы даже в схожих конкурентных ситуациях. В-шестых, ни одна стратегия не может быть выбрана фирмой, пока не будут определены ряд этапов олигополистического ценообразования (т.е. его цели, возможности проведения в жизнь и т.п.). В-седьмых, картелирование - один из врагов конкуренции, являет собой структуру с большими сложностями в ценообразовании и выпуске продукции, а также является внутренне нестабильной, и в большинстве случаев является нарушением антимонопольного законодательства – подлежит разбиению на более мелкие производственные единицы. В-восьмых, применение фирмой-олигополистом стратегии ценовой дискриминации не всегда имеет отрицательное значение для потребителя: товар становится доступным почти всем группам потребителей, хотя и служит способом «честного отъема денег» в форме потребительского излишка.

 

Список использованной литературы

 

  1. Акопов А.С. Модель двухпродуктовой олигополии, описывающая взаимодействие нефтяных компаний на внутреннем рынке // Аудит и финансовый анализ, 2011. № 1. – С.230-234.
  2. Алешин Д.А. Современные подходы ФАС России к анализу состояния конкурентной среды на товарных рынках // Современная конкуренция. – 2011. – №5. – С.25-38.
  3. Денисов И.В. Экономико-технологические комплексы фирм и рынки // Экономический анализ: теория и практика. – 2011. – № 4. – С.8-14.
  4. Душко А.П. Зарубежный опыт создания рынка совершенной конкуренции в сфере естественных монополий и возможности его использования в энергетике России // Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2009. – №1/2. – С.159-165.
  5. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: учеб. – М.: Дело, 2010. – 416 с.
  6. Кабраль Л. Организация отраслевых рынков. – Мн.: Новое значение. – 2010. – 356 с.
  7. Корниенко О.В. Микроэкономика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 352 с.
  8. Курс экономической теории: Учебник / М.И.Плотницкий, Э.И.Лобкович, М.Г.Муталимов. – Мн.: Интерпрессервис, 2009. – 496 с.
  9. Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма // Общество и экономика. – 2011. – № 4/5. – С.26-56.
  10. Некрасовский В. К модели организованной конкурентной гармоничной олигополии. Олигополия и устойчивое развитие // Управление собственностью: теория и практика. – 2011. – №3. – С.22-44.
  11. Носова С.С. Экономическая теория: учеб. – М.: Кнорус. – 2009. – 798 с.
  12. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – М.: Изд-во «НОРМА». 2009. – 572 с.
  13. Подколзина И. Какие факторы влияют на динамику нефтяного рынка? // Вопросы экономики. – 2011. – №2. – С.90-104.
  14. Прокопов Б.И. Влияние олигополистических структур на развитие национальной экономики // Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2011. – №1. – С.81-88.
  15. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика / Под ред. И.Е.Рудановой. – М.: Инфра-М. – 2008. – 576 с.
  16. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 714 с.

 

 


Информация о работе Олигополия