Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 14:53, курсовая работа
Целью курсового проекта является изучение рыночных механизмов деятельности предприятия, определение объема производства и цены, максимизирующих прибыль предприятия в краткосрочном периоде. Практическое уяснение сущности и взаимозависимости категорий: спрос и предложение, закон убывающей предельной производительности, чистая и несовершенная конкуренция, валовой и предельный доходы, постоянные, переменные, общие, средние и предельные издержки, предельный продукт в денежном выражении, предельная и общая прибыль, максимизация прибыли.
Глава 1. Цели и задачи……………………………………………………..
3
Глава 2. Характеристика объекта исследования………………………….
4
2.1 Общие сведения о предприятии………………………………...
4
2.2 Внутренняя среда предприятия…………………………………
6
2.2.1 Миссия и цели…………………………………………..
6
2.2.2 Организационная структура общества………………...
7
2.2.3 Характеристика «СКРУ-2»……………………………..
7
2.2.4 Технологическая и техническая основа производства.
8
2.2.5 Характеристика кадровой политики…………………..
10
2.3 Внешняя среда предприятия…………………………………….
10
2.3.1 Рынки и конкуренты……………………………………
10
2.3.2 Потребители продукции……………………………….
12
2.3.3 Поставщики основных видов ресурсов………………..
14
2.3.4 Общеполитические условия……………………………
14
Глава 3. Определение кривой спроса на продукт (калий хлористый
непылящий)…………………………………………………………………
16
3.1 Кривая индивидуального спроса……………………………….
16
3.2 Кривая отраслевого спроса……………………………………...
17
Глава 4. Определение валового и предельного дохода…………………..
19
Глава 5. Определение объёма производства, предельной и средней производительности рабочих в краткосрочный период…………………
23
Глава 6. Определение общего дохода и предельной
производительности в денежном выражении…………………………….
28
Глава 7. Определение издержек производства в краткосрочном
Периоде……………………………………………………………………...
30
Глава 8. Определение объема производства и цены,
максимизирующих прибыль предприятия………………………………..
33
Выводы и рекомендации…………………………………………………...
36
Заключение………………………………………………………………….
37
Библиографический список………………………………………………..
38
Приложения…………………………………………………………………
39
Таблица 2.1
Использование проектных мощностей
Наименование подразделения |
Ед. изм. |
2009 г. |
ОАО «Сильвинит» |
% |
64,1 |
СП «СКРУ-2» |
% |
66,8 |
Резерв производственных мощностей RПМП=100-66,8=33,2%.
Политика в области управления персоналом Общества определена в соответствии с существующим трудовым законодательством и коллективным договором между администрацией и профсоюзным комитетом.
Система управления развитием персонала ОАО «Сильвинит» включает в себя: подбор персонала, оценка персонала, расстановка персонала, адаптация персонала, обучение персонала.
Ключевым моментом в управлении профессиональным развитием персонала ОАО «Сильвинит» является определение потребностей в персонале в соответствии с целями и задачами, стоящими перед организацией; определение потребностей профессионального развития требует совместных усилий со стороны отдела развития персонала, самого сотрудника и его руководителя. Большое внимание в ОАО уделяется повышению квалификации и подготовке кадров. Функционирование предприятия в условиях рынка требует высоких знаний руководителей, специалистов и рабочих.
Ежегодно повышают квалификацию руководители, специалисты и рабочие. Основным направлением обучения и повышения квалификации является менеджмент, повышение эффективности производства, вопросы экологии, охраны труда. Инвестиции, вложенные в обучение персонала, являются залогом устойчивости перспективы развития ОАО «Сильвинит».
Общая численность работников ОАО «Сильвинит» по состоянию на 31.12.2009 года составляет 19145 человека, в том числе:
- Промышленно-производственный персонал – 17039 чел.
- Молодежь до 30 лет – 6397 чел.
Калийная промышленность относится к числу молодых, получивших бурное развитие в 60-70г.г., и с этого времени занимает лидирующее положение в мире по производству калийных удобрений.
Основной вид деятельности предприятия калийной промышленности – производство минеральных удобрений в процессе добычи и переработки калийсодержащего сырья. Профилирующим видом калийных удобрений является хлористый калий.
Мировой опыт, опыт Белоруссии, Прибалтики показывает, что применение калийных удобрений – необходимое условие повышения урожайности сельскохозяйственных культур.
ОАО «Сильвинит» осуществляет свою деятельность на рынке производителей минеральных удобрений, который характеризуется небольшим числом продавцов и покупателей, большими объемами поставок продукции и более специализированными подходами покупателей к совершению сделок.
Основными конкурентами на рынке являются:
На международном рынке наблюдаются 12 наиболее значимых поставщиков минеральных удобрений: Канада, Восточная Европа, Германия, США, Израиль, Иордания, Франция, Испания, Великобритания, Чили, Бразилия, Китай.
В последнее время можно заметить рост производства в высокоразвитых странах Западной Европы и Северной Америки.
Соотношение сил в производстве минеральных удобрений за последние годы существенно не изменилось. Крупнейшими мировыми производителями калийных удобрений являются Канада, Германия, Белоруссия и Россия (в порядке убывания объемов производства).
ОАО «Сильвинит» имеет около 18% поставок минеральных удобрений на мировом рынке.
Конкурентами на внутреннем рынке являются «Уралкалий» в России и «Беларуськалий» в Белоруссии. Благодаря взаимовыгодному сотрудничеству российско-белорусские партнеры смогли не только удержаться на мировом рынке в конкурентной борьбе с западными экспортерами, но и увеличить объемы продаж.
ОАО «Сильвинит» экспортирует свою продукцию более чем в 30 стран мира. Экспортная сеть охватывает следующие регионы мира: Восточная Европа, Западная Европа, Африка, Америка, Азия:
Основным источником финансовых поступлений служит экспорт, и на внешний рынок поставляется 90% выработанного акционерным обществом хлористого калия.
Основным потребителем продукции является сельское хозяйство, а также предприятия, производящие сложные удобрения, в качестве сырьевой составляющей производства магния используется карналлит.
Внутри страны сельскохозяйственный сектор не находит поддержки со стороны государства. Слабость внутреннего рынка приводит к катастрофическому дефициту рублевой выручки. Это не позволяет в полной мере обеспечить потребности предприятия для фондов и финансирования материальных затрат. И все же предприятие ищет и находит возможности усилить свое присутствие на внутреннем рынке.
Поставки хлористого калия для промышленных целей
Потенциальные возможности внутреннего рынка велики, но из-за неплатежеспособности потребителей сельского хозяйства и промышленности в последние годы обозначилась тенденция снижения потребления минеральных удобрений. На фоне общей пассивности рынка выделяются Татарстан и Нижегородская область.
В 2009 году промышленным предприятиям России отгружено с учетом отгрузок ЗАО «ТД КЭНПО» и ЗАО «КЭНПО-КАЛИЙ» 936 тыс. тонн против 878 тыс. тонн в 2008 году.
Увеличение общего объема продаж хлористого калия для промышленных целей (на 10 %) произошло за счет возобновления поставок заводам-производителям сложных удобрений. В настоящее время на мировом рынке минеральных удобрений стабильным спросом пользуются комплексные смешанные удобрения, позволяющие регулировать соотношение нескольких веществ с учетом особенностей почв и возделываемых культур.
Наряду с общим повышением объема поставок хлоркалия промышленным предприятиям России наблюдается увеличение поставок хлоркалия основному потребителю ОАО «Сода» г. Березники. Всего в 2009 году ОАО «Сода» отгружено 35,7 тыс. тонн хлоркалия против 31,7 тыс. тонн в 2008 году. Поставки хлористого калия промышленным предприятиям России (без учета ЗАО «ТД КЭНПО» и ЗАО «КЭНПО-КАЛИЙ») выглядят следующим образом (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Поставки хлористого калия промышленным предприятиям России
№ |
Предприятия |
2008 год |
2009 год |
Отклонение (+/-) | |||
Натур. выр. |
100% K2O |
Натур. выр. |
100% K2O |
Натур. выр. |
100% K2O | ||
1. |
ОАО «Акрон» г.Новгород |
227 |
126 |
183 |
110 |
-44 |
-16 |
2. |
ОАО «Минудобрений» г.Россош |
80 |
48 |
181 |
108 |
+101 |
+60 |
3. |
ОАО «Аммофос» г.Череповецк |
2 |
1 |
-2 |
-1 | ||
4. |
ОАО «Дорогобуж» г.Дорогобуж Смолен |
94 |
56 |
97 |
58 |
+3 |
+2 |
5. |
ОАО «Внештрейдинвест» г.Невинномыск Ставропольский край |
46 |
28 |
60 |
36 |
+14 |
+8 |
6. |
ОАО «Азот» г.Новомосковск Тульская обл. |
19 |
11 |
12 |
7 |
-7 |
-4 |
7. |
Всего: |
468 |
270 |
533 |
319 |
+65 |
+49 |
Общество работает на собственном сырье. Технология производства предусматривает полный цикл: от добычи калийной руды и соли до отгрузки готового продукта.
Основными поставщиками по видам ресурсов являются:
Под поставщиками понимается целая группа различных по своей природе организаций и отдельных лиц, принимающих участие в процессе материально-технического обеспечения производственной деятельности предприятия. Ограничения со стороны поставщиков – это цена на материальные ресурсы, качество поставляемых товаров, услуг, сырье, договорные условия.
Вследствие сокращения платежеспособного спроса внутри страны, возникла устойчивая тенденция сокращения поставок отечественных калийных удобрений на Российский рынок, однако, несмотря на сокращение производства, Российские предприятия если и не увеличили долю занимаемого ими мирового рынка, то, по крайней мере, не потеряли ее.
Сложившееся положение
в сбыте калийной продукции, прежде
всего на внутреннем рынке России,
а также неблагоприятная
ОАО «Сильвинит» выпускает продукцию, отвечающую по своим параметрам требованиям мирового рынка. Однако, для увеличения объемов продаж, необходимо повысить качество и конкурентоспособность хлористого калия. Высокие результаты деятельности Общества обусловлены в первую очередь ростом курса доллара, так как финансовое поступление экспортируемой продукции являются основным источником дохода предприятия.
Фондоёмкость производства минеральных удобрений, неполная загрузка производственных мощностей и географическое расположение оказывают негативное влияние на себестоимость продукции. Помимо этого, на деятельность предприятия оказывают влияние изменения в политической обстановке, законодательстве, налоговом праве и иной нормативной базе, которые не всегда можно спрогнозировать.
Одним из основных направлений финансовой политики Акционерного Общества является укрепление имиджа надежного финансового партнера и добросовестного налогоплательщика.
3.1 Кривая индивидуального спроса
Спрос – намерение покупателя приобрести определенный объём требуемого блага в конкретный отрезок времени по фиксированным ценам, подкрепленное уровнем платежеспособности.
Характерные зависимости между ценой и покупаемым количеством, а также тенденцию постепенного убывания спроса можно показать на графике в виде кривой, называемой «функцией спроса». На оси абсцисс – количество товаров (Q) или возможный объём их покупки, а на оси ординат – цены этих товаров (P).
Qфакт.=471009 тонн
Pфакт.=с/с+НДС(18%)+R(12%)+т/
Qmin=10%*Qфакт.=0,1*471009=
Рmax=500 руб.
Qmax= Qфакт+RПМП(33,2%)=471009+
Pmin=с/с+НДС(18%)+R(2%)+т/н(3%
Полученные данные занесены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
P (руб.) |
304,924 |
347,069 |
500 |
Q (т) |
627383,988 |
471009 |
47100,9 |
По этим данным построена кривая спроса (рис. 3.1), где по оси OX обозначено количество товаров: 1 – 47100,9 т, 2 – 471009 т, 3 - 627383,988 т.
Рис. 3.1. Кривая индивидуального спроса
Кривая индивидуального спроса имеет отрицательный наклон, который связан с реакцией поведения покупателя на изменении цены. Если цена на товар растет, то спрос на эти товары уменьшается, а если производство предлагает к продаже больше товаров, чем потребность в них, то они могут быть реализованы по более низким ценам. При повышении цены товара и неизменных прочих условиях спрос на товар будет сокращаться. Расширение рынка товара, т.е. увеличение его количества в продаже, вызовет необходимость снижения цены, поскольку в ином случае он не будет реализован.