Опыт политики приватизации в контексте теории прав собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Приватизация - правовая форма преобразования публичной собственности в частную по особым правилам, установленным законом, сочетающая в себе специфические юридические приемы прекращения публичной формы собственности и приобретения собственности гражданами и юридическими лицами.
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и юридических лиц
Объект исследования - политика приватизации в России.
Предмет исследования – особенности и роль политики приватизации с точки зрения теории прав собственности.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Приватизация: сущность, основные понятия, участники 5
1.1. Понятие и принципы приватизации 5
1.2 Участники приватизации и их права 10

Глава 2. Основные направления и опыт политики приватизации 15
2.1 Основные направления совершенствования правовой базы приватизации в России 15
2.2. Итоги и перспективы приватизации в России с точки зрения права 18

Заключение 22
Библиографический список 24

Файлы: 1 файл

Опыт политики приватизации в контексте теории прав собственности.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Содержание: 

стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Приватизация - правовая форма преобразования публичной  собственности в частную по особым правилам, установленным законом, сочетающая в себе специфические юридические приемы прекращения публичной формы собственности и приобретения собственности гражданами и юридическими лицами.

     Под приватизацией государственного и  муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и юридических лиц

     Создание  частной собственности на средства производства является центральным элементом, характеризующим переходные экономики. Приватизация крупных государственных предприятий находится в равной степени как в центре политических, так и экономических интересов, и подразумевает перераспределение ресурсов и влияния в обществе.

     В литературе описывается целый ряд  задач, которые в большей или меньшей степени могут решаться посредством приватизации. При этом их нетрудно систематизировать по группам: экономические (рост эффективности предприятий и экономики); фискальные (увеличение поступлений от продажи предприятий в распоряжение государства); политические (перераспределение влияния за счет экономической перестройки); социальные.

     Актуальность курсовой работы заключается в изучении политики приватизации с точки зрения теории прав собственности. Теоретическую базу исследования составили труды таких российских и зарубежных ученых, как Брылина Е.Т., Вемина П.И., Карпова В.М., Крутов П.А., Кулагин Б.Л., Ломанов В.И., Мирошниченко В.М., Мостов И.Т., Соболева К.Е., Табаков В.И., Фредриксон К.

     В соответствие с вышеизложенным, цель курсовой работы – исследование политики приватизации в контексте теории прав собственности. Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

     - рассмотреть понятие и принципы приватизации;

     - определить участников приватизации и их права;

     - рассмотреть основные направления совершенствования правовой базы приватизации в России;

     - подвести итоги и перспективы приватизации в России с точки зрения права.

     Объект  исследования - политика приватизации в России.

     Предмет исследования – особенности и роль политики приватизации с точки зрения теории прав собственности.

     При написании курсовой работы использован  дескриптивный метод исследования, а также элементы компаративного и семиотического методов исследования.

     Научная новизна и практическая значимость исследования заключается в том, что автором сделана попытка  исследовать политику приватизации в контексте теории прав собственности.

     Работа  состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, выводов (заключения), библиографии, приложения и выполнена на 25 страницах компьютерного текста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.  Приватизация: сущность, основные понятия, участники

1.1. Понятие и принципы приватизации 

     Приватизация  является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку, и представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с "государственной" на "частную". Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам.

     Приватизация  государственного и муниципального имущества осуществляется на основе следующих принципов:

  1. признание равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  2. возмездность (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество);
  3. самостоятельность органов местного самоуправления в принятии решений и осуществлении приватизации муниципального имущества [7, с.9].

     Законодательство  РФ о приватизации состоит из ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", принимаемых  в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ.

     Однако  нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".

     Законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества. Приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться только следующими способами:

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  5. продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления [10, с.51].

     Все перечисленные способы приватизации могут быть сведены к следующим операциям:

     - преобразованию крупных и средних  государственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО;

     - аукционной продаже;

     - иным формам продажи;

     - внесению имущества, находящегося  в публичной собственности в  качестве вклада, в уставные капиталы хозяйственных обществ.

     Приватизация  жилых помещений - бесплатная и однократная  передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

     С 31 мая 2001 г. приватизации подлежат только жилые помещения, которые заняты гражданами на основании договора социального найма. До указанной даты допускалась приватизация жилых помещений, занимаемых гражданами на основании договора найма или аренды.

     Приватизация  жилых помещений осуществляется в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в соответствии с которым гражданам РФ, занимающим жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, было предоставлено право приобрести эти помещения в собственность в порядке однократной и безвозмездной приватизации [3, с.58].

     Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" определены временные рамки безвозмездной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда: во-первых, не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г.; во-вторых, жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., могут быть приватизированы до 1 января 2007 г. [5, с.125].

     Закон о приватизации жилищного фонда  предусматривает возможность приватизации жилых помещений, занимаемых по договору социального найма в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в том числе жилые помещения, находящиеся на праве хозяйственного ведения и оперативного управления у государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений, а также жилищный фонд, временно находящийся у приватизированных предприятий, который не вошел в уставный капитал этих предприятий и в соответствии с планом приватизации подлежит передаче в муниципальную собственность.

     Жилые помещения подлежат передаче в собственность в порядке приватизации только гражданам РФ и исключительно на добровольной основе. Условием приватизации жилого помещения, занимаемого по договору социального найма двумя и более лицами, является согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Гражданин, проживающий в жилом помещении с другими лицами по одному договору социального найма, вправе:

     - принять участие в приватизации жилого помещения и стать участником общей долевой собственности;

     - отказаться от участия в приватизации, дав при этом согласие другим  совместно проживающим лицам  на приватизацию (отказ от приватизации);

     - отказать в даче согласия на приватизацию [15, с.67].

     Передача  жилых помещений в собственность  граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

     В договор передачи жилого помещения  в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

     Договоры  передачи жилых помещений в собственность  несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости - по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства [20, с.79].

     Таким образом, участие несовершеннолетних в приватизации по существу является обязательным.

     Временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.

     Следовательно, сохраняя права и обязанности  по договору найма, отсутствующие граждане сохраняют право на участие в приватизации. Это означает, что в целях проверки соблюдения жилищного законодательства органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество, вправе истребовать сведения о лицах, не только зарегистрированных в жилом помещении на момент приватизации, но и снятых с регистрационного учета в предшествующий приватизации период.

     Если  будет установлено, что в договоре безвозмездной передачи не участвуют лица, выбывшие и снятые с регистрационного учета в связи с помещением к опекунам, выездом на учебу, для прохождения службы, осуждением к лишению свободы, а в представленных документах отсутствует их письменное согласие, а в случае несовершеннолетнего возраста выбывшего - согласие родителей, опекуна, а также органов опеки и попечительства на приватизацию жилого помещения другими лицами, то возможен отказ в государственной регистрации прав на том основании, что представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. 
 

Информация о работе Опыт политики приватизации в контексте теории прав собственности