Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:57, курсовая работа
Приватизация - правовая форма преобразования публичной собственности в частную по особым правилам, установленным законом, сочетающая в себе специфические юридические приемы прекращения публичной формы собственности и приобретения собственности гражданами и юридическими лицами.
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и юридических лиц
Объект исследования - политика приватизации в России.
Предмет исследования – особенности и роль политики приватизации с точки зрения теории прав собственности.
Введение 3
Глава 1. Приватизация: сущность, основные понятия, участники 5
1.1. Понятие и принципы приватизации 5
1.2 Участники приватизации и их права 10
Глава 2. Основные направления и опыт политики приватизации 15
2.1 Основные направления совершенствования правовой базы приватизации в России 15
2.2. Итоги и перспективы приватизации в России с точки зрения права 18
Заключение 22
Библиографический список 24
Содержание:
стр.
Введение
Приватизация - правовая форма преобразования публичной собственности в частную по особым правилам, установленным законом, сочетающая в себе специфические юридические приемы прекращения публичной формы собственности и приобретения собственности гражданами и юридическими лицами.
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и юридических лиц
Создание частной собственности на средства производства является центральным элементом, характеризующим переходные экономики. Приватизация крупных государственных предприятий находится в равной степени как в центре политических, так и экономических интересов, и подразумевает перераспределение ресурсов и влияния в обществе.
В литературе описывается целый ряд задач, которые в большей или меньшей степени могут решаться посредством приватизации. При этом их нетрудно систематизировать по группам: экономические (рост эффективности предприятий и экономики); фискальные (увеличение поступлений от продажи предприятий в распоряжение государства); политические (перераспределение влияния за счет экономической перестройки); социальные.
Актуальность курсовой работы заключается в изучении политики приватизации с точки зрения теории прав собственности. Теоретическую базу исследования составили труды таких российских и зарубежных ученых, как Брылина Е.Т., Вемина П.И., Карпова В.М., Крутов П.А., Кулагин Б.Л., Ломанов В.И., Мирошниченко В.М., Мостов И.Т., Соболева К.Е., Табаков В.И., Фредриксон К.
В соответствие с вышеизложенным, цель курсовой работы – исследование политики приватизации в контексте теории прав собственности. Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и принципы приватизации;
- определить участников приватизации и их права;
- рассмотреть основные направления совершенствования правовой базы приватизации в России;
- подвести итоги и перспективы приватизации в России с точки зрения права.
Объект исследования - политика приватизации в России.
Предмет исследования – особенности и роль политики приватизации с точки зрения теории прав собственности.
При написании курсовой работы использован дескриптивный метод исследования, а также элементы компаративного и семиотического методов исследования.
Научная новизна и практическая значимость исследования заключается в том, что автором сделана попытка исследовать политику приватизации в контексте теории прав собственности.
Работа
состоит из введения, двух глав, включающих
4 параграфа, выводов (заключения), библиографии,
приложения и выполнена на 25 страницах
компьютерного текста.
Глава 1. Приватизация: сущность, основные понятия, участники
1.1.
Понятие и принципы приватизации
Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку, и представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с "государственной" на "частную". Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам.
Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется на основе следующих принципов:
Законодательство РФ о приватизации состоит из ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ.
Однако нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества. Приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться только следующими способами:
Все перечисленные способы приватизации могут быть сведены к следующим операциям:
-
преобразованию крупных и
- аукционной продаже;
- иным формам продажи;
-
внесению имущества,
Приватизация жилых помещений - бесплатная и однократная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
С 31 мая 2001 г. приватизации подлежат только жилые помещения, которые заняты гражданами на основании договора социального найма. До указанной даты допускалась приватизация жилых помещений, занимаемых гражданами на основании договора найма или аренды.
Приватизация жилых помещений осуществляется в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в соответствии с которым гражданам РФ, занимающим жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, было предоставлено право приобрести эти помещения в собственность в порядке однократной и безвозмездной приватизации [3, с.58].
Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" определены временные рамки безвозмездной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда: во-первых, не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г.; во-вторых, жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., могут быть приватизированы до 1 января 2007 г. [5, с.125].
Закон
о приватизации жилищного фонда
предусматривает возможность
Жилые помещения подлежат передаче в собственность в порядке приватизации только гражданам РФ и исключительно на добровольной основе. Условием приватизации жилого помещения, занимаемого по договору социального найма двумя и более лицами, является согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Гражданин, проживающий в жилом помещении с другими лицами по одному договору социального найма, вправе:
- принять участие в приватизации жилого помещения и стать участником общей долевой собственности;
-
отказаться от участия в
- отказать в даче согласия на приватизацию [15, с.67].
Передача
жилых помещений в
В
договор передачи жилого помещения
в собственность включаются несовершеннолетние,
имеющие право пользования
Договоры
передачи жилых помещений в
Таким образом, участие несовершеннолетних в приватизации по существу является обязательным.
Временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.
Следовательно, сохраняя права и обязанности по договору найма, отсутствующие граждане сохраняют право на участие в приватизации. Это означает, что в целях проверки соблюдения жилищного законодательства органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество, вправе истребовать сведения о лицах, не только зарегистрированных в жилом помещении на момент приватизации, но и снятых с регистрационного учета в предшествующий приватизации период.
Если
будет установлено, что в договоре
безвозмездной передачи не участвуют
лица, выбывшие и снятые с регистрационного
учета в связи с помещением к опекунам,
выездом на учебу, для прохождения службы,
осуждением к лишению свободы, а в представленных
документах отсутствует их письменное
согласие, а в случае несовершеннолетнего
возраста выбывшего - согласие родителей,
опекуна, а также органов опеки и попечительства
на приватизацию жилого помещения другими
лицами, то возможен отказ в государственной
регистрации прав на том основании, что
представленные документы по содержанию
не соответствуют требованиям действующего
законодательства.
Информация о работе Опыт политики приватизации в контексте теории прав собственности