Опыт политики приватизации в контексте теории прав собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Приватизация - правовая форма преобразования публичной собственности в частную по особым правилам, установленным законом, сочетающая в себе специфические юридические приемы прекращения публичной формы собственности и приобретения собственности гражданами и юридическими лицами.
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и юридических лиц
Объект исследования - политика приватизации в России.
Предмет исследования – особенности и роль политики приватизации с точки зрения теории прав собственности.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Приватизация: сущность, основные понятия, участники 5
1.1. Понятие и принципы приватизации 5
1.2 Участники приватизации и их права 10

Глава 2. Основные направления и опыт политики приватизации 15
2.1 Основные направления совершенствования правовой базы приватизации в России 15
2.2. Итоги и перспективы приватизации в России с точки зрения права 18

Заключение 22
Библиографический список 24

Файлы: 1 файл

Опыт политики приватизации в контексте теории прав собственности.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

2.2. Итоги и перспективы приватизации в России с точки зрения права 

     Что касается этапов приватизации, в России различают следующие этапы.

     Этап ваучерной – этап массовой приватизации в России, так как процесс приватизации собственности начался раньше, чем появился приватизационный чек. По длительности этот этап продолжался в России около 3-х лет. Правовым аспектом первого этапа приватизации явился Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", принятый 3 июля 1991 г., свидетельствующий о начале приватизации и разгосударствлении в России. Он определял и устанавливал организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в Российской Федерации путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной социально ориентированной рыночной экономики [16, с.25].

     Действующая модель приватизации 1992 года предусматривала  определенные базовые идеи - упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовых коллективов. Широко распространены были и денежные формы приватизации имущества на начальном этапе - аукционы и конкурсы приватизируемых объектов. Аукционы позволили приблизить оценку имущества к реальной, рыночной, а ведь оценка имущества на этом этапе была главной проблемой. Эта была важная черта процесса, которая одновременно являлась и способом борьбы с коррупцией. При иных способах, прямой продаже трудно даже было представить возможный размах коррупции - она была бы колоссальной.

     Нельзя  обойти и процесс акционирования, как способ приватизации на первом этапе. При этом огромную роль играли созданные в то время инвестиционные фонды, формировавшие первичный рынок ценных бумаг (таких, как акций). С помощью их на сегодняшний день основной преобладающей организационной формой в России стали акционерные предприятия. Фонды давали ориентиры для того, чтобы разобраться в огромном океане ценных бумаг акционировавшихся предприятий. В процессе акционирования нормальной ситуацией считалось, когда все выпущенные акции предприятия проданы гражданам. Часть этих акций передавалась безвозмездно или продавалась на льготных условиях членам трудового коллектива. В целом к 1 июня 1993 г. свыше 17 тыс. крупных и средних предприятий и подразделений находились в той или иной стадии корпоратизации (или акционирования).

     В процессе акционирования немаловажную роль играли и чековые аукционы. Среди основных участников чековых аукционов были трудовые коллективы, мелкие инвесторы, чековые инвестиционные фонды и крупные институциональные и частные инвесторы. При рассмотрении понятия чекового аукциона, нужно уточнить саму суть чека (или ваучера) [17, с.66].

     Приватизационный чек - государственная ценная бумага на предъявителя, которая использовалась гражданами РФ в качестве средства платежа при приватизации государственного или муниципального имущества, а также при покупке акций (паев) инвестиционных фондов. Необходимость в такой ценной бумаге обусловлена следующим. Разрушение в России системы расчетно-платежных отношений, когда даже обычные взаимные сроки, теряются, осуществляются с огромным трудом, сделало нереальным применение приватизационных счетов. Если бы в эту общую неразбериху было бы добавлено еще и 150 миллионов держателей расчетных счетов, то паралич денежной системы стал бы неизбежным. Поэтому счета было решено заменить приватизационными чеками, которые, в сущности, выполнили ту же функцию, правда, явились при этом бумагой "на предъявителя".

     Так, уже к началу 1994 года, было погашено около половины приватизационных чеков - примерно 90 миллионов. Однако, в связи с тем, что до конца чековой приватизации оставалось несколько месяцев, это потребовало от правительства создания новой программы приватизации на 1994 год. Это должно было подготовить почву для завершения этапа реформ 1991-1993 гг. и перехода к следующему, новому этапу - денежной приватизации, становлению вторичного рынка ценных бумаг, утверждению всех необходимых структур нормального, цивилизованного фондового рынка в России. Новая программа ужесточала процесс приватизации, из-за введения дополнительных бюрократических процедур.

     В середине 1994 года в России завершился первый этап - этап массовой приватизации.

     Начало 1995 года можно считать началом  нового этапа в приватизационной компании - этапа так называемой денежной приватизации (этап при котором платежным средством при покупке недвижимого имущества становятся деньги, а не приватизационные чеки).

     Финансовый  и политический кризис августа 1998 г. фактически подвел черту под массовой "денежной" приватизацией". Хотя задание бюджета по доходам от продажи государственного имущества снова было перевыполнено почти в 2 раза, 66% всех доходов было получено от продажи на аукционе 2,5% акций РАО "Газпром", на сумму 13,8 млрд. руб. Если учесть, что всего за год было приватизировано 2583 предприятия, то можно сделать вывод, что стандартные приватизационные сделки не принесли весомого дохода в бюджет.

     Новый этап приватизации характеризуется  необходимостью решения следующих  стратегических задач: привлечение  инвестиций в промышленность и сельское хозяйство, создание рынка недвижимости и земли, создание цивилизованного рынка ценных бумаг.

     На  очередном этапе приватизации акцент переносится на усиление инвестиционного содержания этого процесса. В рамках действующих способов приватизации целесообразно сначала провести реорганизацию большинства оставшихся государственных предприятий в акционерные общества, а затем организовать серию инвестиционных торгов. Обязательным условием этих торгов должно стать целевое финансирование технического перевооружения производства, в том числе конверсии. В настоящее время уже сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизационного процесса в регионах.

     6 октября 2009 г. в Москве прошло  совещании по вопросу об основных направлениях приватизации федерального имущества на 2010-2012 годы и сокращения перечня стратегических предприятий и акционерных обществ. В целом, можно сделать вывод, что чиновники видят перспективы в приватизации госбанков. Министр финансов Алексей Кудрин пообещал, что со временем государство будет продавать привлеченные в ходе кризиса активы, в том числе выйдет из капитала ВТБ. Однако, по словам главного фискала, в ближайшие пять лет он не видит "перспективы предлагать на рынок больше 50% акций ВТБ". Со временем можно будет говорить и о сохранении у государства меньшего пакета, меньше, чем 50%, - отметил он. В результате по итогам торгового дня котировки акций ВТБ выросли на 0,71% [12, с.47]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В соответствие с поставленными во введении целью и задачами в работе рассмотрены понятие и принципы приватизации, определены участники приватизации и их права, рассмотрены основные направления совершенствования правовой базы приватизации в России, а также подведены итоги и перспективы приватизации в России с точки зрения права, что позволило сделать следующие выводы.

     Приватизация  жилых помещений - бесплатная и однократная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

     С 31 мая 2001 г. приватизации подлежат только жилые помещения, которые заняты гражданами на основании договора социального найма. До указанной даты допускалась приватизация жилых помещений, занимаемых гражданами на основании договора найма или аренды.

     Проведенный анализ позволяет сделать вывод  о том, что главным недостатком правового обеспечения процесса приватизации было отсутствие стратегического видения и системного подхода при разработке соответствующей законодательной базы.

     Законодательное регулирование на протяжении 1993-2003 гг. носило не опережающий, а реактивный характер, в связи с чем правовая база постоянно «отставала» как от реальных процессов приватизации, так и от стремительно развивающихся «новаций» в сфере экономической преступности.

     Результаты политики приватизации в России не следует переоценивать. С одной стороны, при ее проведении удалось сполна удовлетворить интересы наиболее энергичной части советской номенклатуры, обеспечив тем самым обществу относительную политическую стабильность. С другой стороны, свершившиеся преобразования собственнических отношений не пользуются у россиян большим одобрением. Самое главное, использованный способ разгосударствления не создал сильных стимулов к подъему национальной экономики.

     Установленные федеральными законами ограничения  участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.

     Открытые  акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

     Сомнительный  успех российской приватизации заставил западных экономистов серьезно переосмыслить вопрос о ее целесообразности. Если правительство желает продать с аукциона государственное предприятие, не уменьшая при этом своих доходов, причем новое частное предприятие должно сохранять старый производственный профиль и прежнюю занятость, то необходимо очень жесткое государственное регулирование условий приватизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ, части первая, третья и четвертая) от 30.11.94 №51-ФЗ // Российская газета», №24. – 1994.
  2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188 // Российская газета», №1. – 2005.
  3. ФЗ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991г.  // Российская газета», №2. – 1992.
  4. ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001г.  // Российская газета», №3. – 2002.
  5. ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 31.12.2005 // Российская газета», №1. – 2006
 

Специальная литература

  1. Абрютина М.С. Бесплатная передача в собственность: Учебник / М.С. Абрютина. – М.: Дело и Сервис, 2010. – С. 357.
  2. Авчеров А.М. Приватизация государственного и муниципального имущества: Учебник / А.М. Авчеров. – В.: Книга, 2011. – С. 219.
  3. Ахматов С.С. Направления совершенствования правовой базы приватизации: Учебник / С.С. Ахматов. – С.: Дрофа, 2010. – С. 317.
  4. Бакатов С.М. Приватизация и ее особенности: Учебник / С.М. Бакатов. – М.: Инфра-М. – С. 254.
  5. Балкин П.М. Способы приватизации государственного и муниципального имущества: Учебное пособие / П.М. Балкин. – М.: Эксмо, 2010. – С. 64.
  6. Володин П.И. Приватизация: Учебник / П.И. Володин. – С.: Слово, 2009. – С. 184.
  7. Воскутов С.А. Совершенствование правовой базы приватизации: Учебник / С.А. Воскутов. – М.: Дашков и К, 2010. – С. 219.
  8. Дорогов А.Д. Приватизация в России: Учебное пособие / А.Д. Дорогов. – М.: Просвещение, 2010. – С. 114.
  9. Дудков В.Д. Приватизация и граждане РФ: Учебник / В.Д. Дудков. – К.: Книга, 2010. – С. 216.
  10. Ефремов А.П. Права и обязанности граждан: Учебник / А.П. Ефремов. – М.: Тент, 2011. – С. 384.
  11. Исмагилов П.А. Перспективы приватизации в России: Учебник / П.А. Исмагилов. – М.: Эксмо, 2010. – С. 179.
  12. Каргин П.М. Итоги приватизации в России: Учебное пособие / П.М. Каргин. – С.: Слово, 2011. – С. 88.
  13. Корнеев М.М. Единая государственная политика в сфере приватизации: Учебник / М.М. Корнеев. – М.: Просвещение, 2010. – С.149.
  14. Лепешев К.Л. Перспективы приватизации: Учебник / К.Л. Лепешев. – М.: Книга, 2010. – С. 219.
  15. Мурыгин Н.И. Договоры передачи жилых помещений в собственность: Учебник / Н.И. Мурыгин. – М.: Инфра-М. – С. 210.
  16. Стариков А.П. Права и обязанности граждан: Учебник / А.П. Стариков. – М.: Эксмо – С. 248.
  17. Тазиев В.М. Участники приватизации и их права: Учебное пособие / В.М. Тазиев. – А.: Тент. – С. 70.

Информация о работе Опыт политики приватизации в контексте теории прав собственности