Опыт политики приватизации в контексте теории прав собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Приватизация - правовая форма преобразования публичной собственности в частную по особым правилам, установленным законом, сочетающая в себе специфические юридические приемы прекращения публичной формы собственности и приобретения собственности гражданами и юридическими лицами.
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и юридических лиц
Объект исследования - политика приватизации в России.
Предмет исследования – особенности и роль политики приватизации с точки зрения теории прав собственности.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Приватизация: сущность, основные понятия, участники 5
1.1. Понятие и принципы приватизации 5
1.2 Участники приватизации и их права 10

Глава 2. Основные направления и опыт политики приватизации 15
2.1 Основные направления совершенствования правовой базы приватизации в России 15
2.2. Итоги и перспективы приватизации в России с точки зрения права 18

Заключение 22
Библиографический список 24

Файлы: 1 файл

Опыт политики приватизации в контексте теории прав собственности.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

1.2 Участники приватизации и их права  

     Нормы о приватизации государственного и  муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить Федеральному закону.

     Законодательство  субъектов Российской Федерации  о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

     Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

     Покупателями  государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона.

     Установленные федеральными законами ограничения  участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.

     Открытые  акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации в соответствии с настоящим Федеральным законом [22, с.19].

     Для реализации единой государственной  политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации:

  1. представляет Президенту Российской Федерации для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, включающего в себя: федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации; открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;
  2. представляет Президенту Российской Федерации предложения о внесении в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ изменений, касающихся:
  3. состава федеральных государственных унитарных предприятий из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации (преобразования в открытые акционерные общества);
  4. необходимости и степени участия Российской Федерации в открытых акционерных обществах из числа стратегических акционерных обществ, в том числе для последующей приватизации акций указанных акционерных обществ;
  5. Согласно постановлению Правительства РФ от 27 февраля 2003 г. №126 решение об использовании права требования выкупа стратегическим акционерным обществом принадлежащих Российской Федерации акций принимается Правительством РФ на основании соответствующего решения Президента РФ.
  6. ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;
  7. представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;
  8. издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;
  9. руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
  10. принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
  11. осуществляет контроль приватизации федерального имущества;
  12. осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия [18, с.44].

     Правительство Российской Федерации вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества.

     По  специальному поручению Правительства  Российской Федерации от его имени  функции по продаже приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированное государственное учреждение или специализированные государственные учреждения.

     Безусловно, что ограничений в участии  в данном процессе в законе не установлено  – все лица, проживающие и зарегистрированные на конкретной жилплощади, имеют право участия в приватизации. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541 "О приватизации жилищного фонда в РФ", для осуществления приватизации жилья, необходимо согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи на приобретение помещения в собственность, а так же и несовершеннолетних от 14 до 18 лет. Все эти лица должны подать заявления установленной формы, об участии в приватизации.

     Жилые помещения передаются в общую  долевую собственность либо в  собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Несовершеннолетние дети становятся участниками приватизации автоматически – недопустим отказ от участия в приватизации, данный от имени детей их законными представителями (родителями).

       Необходимо помнить об одном важном моменте – лицо, отсутствовавшее в момент приватизации, но имевшее право в ней участвовать, сохраняет за собой данное право после своего возвращения. Особенно это важно знать тем гражданам, которые проживают в приватизируемой квартире вместе с лицами, находящимися на военной службе или в местах лишения свободы.

     Таким образом, закон предоставляет право  всем гражданам участвовать в приватизации, при этом особое внимание уделяет  несовершеннолетним лицам – делая их участие в приватизации обязательным и безусловным. А так же, защищает права лиц, имеющих право, но не имеющих возможность в данный конкретный момент участвовать в приватизации.

     Так же очень важным является положение  ст. 11 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ», о том, что несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию, после достижения ими совершеннолетия.

       По общему правилу приватизируемая  недвижимость оформляется в общую долевую собственность – то есть с указанием долей каждого участника приватизации. В общую совместную собственность, то есть без выделения долей, приватизируемая недвижимость может быть оформлена только между супругами.

       Порой может сложиться такая ситуация, когда кто-либо из лиц, проживающих в приватизируемой квартире, не хочет участвовать в приватизации. В этом случае, гражданин может написать отказ от приватизации. Очень важным при этом является следующий момент – отказаться от приватизации можно в общем, но, ни в коем случае, не в пользу кого-либо из остальных участников приватизации. Доля в собственности лица, отказавшегося от приватизации, разделятся поровну между всеми остальными лицами, участвовавшими в процедуре приватизации. Форма документа отказа от приватизации – письменная, нотариально удостоверенная.

       Если лицо не хочет участвовать  в приватизации, и желает, чтобы  его доля досталась кому-то конкретно из лиц, которые станут собственниками после завершения процедуры, то здесь можно поступить следующим образом – принять участие в приватизации, а затем оформить сделку (например, дарения) с тем лицом, кому хотелось бы оставить свою долю [14, с.92].

       Кроме того, нельзя не упомянуть  о главном правиле приватизации  – участвовать в приватизации  можно только один раз.

     Не  подлежат бесплатной передаче в собственность  граждан квартиры (комнаты):

     - в домах, признанных в установленном порядке в аварийном состоянии;

     - в специализированном жилищном фонде (служебных квартирах, гостиницах-приютах, домах маневренного фонда, домах для престарелых, инвалидов).

       В домах, включенных в списки  памятников истории и культуры, а также во вновь выявленных объектах, представляющих научную, историческую, художественную и иную культурную ценность, приватизация осуществляется при условии, что архитектурно-художественные элементы квартиры остаются собственностью государства. При приватизации таких квартир, сотрудниками Комитета по государственной инспекции и охране памятников составляется перечень архитектурно-художественных элементов, сохранность которых будущие собственники должны обеспечивать. При отсутствии в самой квартире подобных элементов, необходима соответствующая справка (при подаче документов на приватизацию она прилагается к документу, подтверждающему статус здания) [6, с.81]. 
 
 

Глава 2. Основные направления и опыт политики приватизации

2.1 Основные направления совершенствования правовой базы приватизации в России 

     Проведенный анализ позволяет сделать вывод  о том, что главным недостатком правового обеспечения процесса приватизации было отсутствие стратегического видения и системного подхода при разработке соответствующей законодательной базы.

     Законодательное регулирование на протяжении 1993-2003 гг. носило не опережающий, а реактивный характер, в связи с чем правовая база постоянно «отставала» как от реальных процессов приватизации, так и от стремительно развивающихся «новаций» в сфере экономической преступности.

     Противоречивость, неполнота, неоднозначность норм приватизационного законодательства стали одними из основных причин нарушений в сфере распоряжения государственным имуществом, создали препятствия на пути к достижению стратегических целей приватизации, в том числе социальных, а также косвенно повлияли на формирование устойчивого общественного представления о несправедливости и нелегитимности результатов приватизации.

     Несмотря  на позитивные изменения в сфере  становления и развития правовых основ приватизации, можно констатировать сохранение целого ряда проблем, недостатков, спорных вопросов, требующих нормативного разрешения и урегулирования [8, с.110].

     Не  завершена работа по обеспечению  соответствия положений приватизационного законодательства нормам Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации.

     Одной из важнейших конституционных норм является признание и равная защита прав всех форм собственности, в том числе государственной и муниципальной.

     Действующее законодательство обнаруживает свою неполноту именно в части, касающейся обеспечения гарантий защиты прав государства и местного самоуправления) как собственника. Это противоречит как требованиям Конституции Российской Федерации, так и нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, которым должно соответствовать законодательство о приватизации.

     В частности, до сих пор отсутствует  законодательное урегулирование вопросов, связанных с восстановлением законных прав государства (либо местного самоуправления) как собственника в случае их нарушения в ходе приватизации соответствующего имущества. Кроме того, Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает принятие целого ряда федеральных законов, без которых правовая база приватизации не может считаться достаточной. Среди них – федеральный закон об имуществе, которое может находиться только в государственной и муниципальной собственности (ст.212 ГК РФ), федеральный закон об иммунитете государства и его собственности (ст.127 ГК РФ), федеральный закон об отнесении государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации (ст.214 ГК РФ), а также федеральный закон о национализации, то есть об обращении в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (ст.235 ГК РФ).

     Указанные акты не приняты до сих пор. В результате продолжает сохраняться очевидный законодательный дисбаланс в пользу более эффективного обеспечения гарантий защиты прав частных собственников по сравнению со степенью защищенности интересов государства и местного самоуправления как собственников.

     По-прежнему законодательно не установлены критерии отнесения предприятия к числу производящих продукцию, имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства [9, с.74].

     Закон о приватизации 2001 года устанавливает, что в целях реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, включающего в себя федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

     Как уже указывалось выше, Президент  Российской Федерации издал Указ от 21 декабря 2001 г. №1514 «О взаимодействии Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам приватизации государственного и муниципального имущества», предписывающий Правительству Российской Федерации до 1 марта 2002 г. представить на утверждение Президента Российской Федерации перечни стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ.

     Однако  ни в тексте федерального закона, ни в иных правовых актах не содержится указаний на порядок и процедуры обсуждения и формирования такого списка Правительством Российской Федерации и рассмотрения предложений Правительства Президентом Российской Федерации.

     Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (см. ч. 5 статьи 3) не распространяет свое действие на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации [4, с.51]. 
 
 

Информация о работе Опыт политики приватизации в контексте теории прав собственности