Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 09:34, доклад
В результате Второй мировой войны в нескольких странах Европы (Польша, Югославия, Болгария, Албания, Чехословакия, Румыния, Венгрия, ГДР), а также Вьетнаме, Корее, Китае, Кубе были установлены новые политические режимы и провозглашен курс на социализм. Выбор политической системы определял характер и направленность экономических преобразований. Странам предлагалось использовать опыт строительства основ социализма в СССР. План строительства основ социализма предусматривал проведение пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата в тех или иных формах; сосредоточение в руках власти ключевых позиций в экономике (национализация промышленности, транспорта и связи, недр земли, лесов и вод, финансово-кредитной системы, внешней и оптовой внутренней торговли, а также большей части розничной торговли); индустриализация; преобразование мелкой крестьянской собственности в кооперативную, т. е. создание крупного обобществленного производства; культурная революция.
Югославия
Оккупация Югославии фашистскими захватчиками нанесла значительный урон экономике страны (46,9 млрд. долл., в ценах 1938 г.).
К 15 мая 1945 г. освобождение Югославии завершилось. 29 ноября 1945 г. Учредительная скупщина упразднила монархию и приняла декларацию о провозглашении Югославии федеративной народной республикой. 31 января 1946 г. была утверждена конституция, согласно которой Югославия была провозглашена государством рабочего класса и трудового крестьянства. Поскольку еще в ходе народно-освободительного движения в Югославии был издан закон о конфискации промышленных предприятий, принадлежащих немецкой и итальянской буржуазии, то уже в середине 1945 г. 75,5% всех предприятий находилось в руках государства. В октябре 1946 г. был принят закон о национализации крупных банков, а в декабре — закон о национализации крупных и средних промышленных предприятий. К 1947 г. национализация была практически завершена. Неотъемлемой частью преобразований стала аграрная реформа. Площади земельных наделов ограничивались (25—35 га обрабатываемой земли). Вся земля сверх этого максимума изымалась; в результате было конфисковано свыше 1566 тыс. га земли. Основным источником формирования земельного фонда (около 90%) стала конфискация земель, принадлежащих крупным помещикам, немцам, церквям и банкам. Земля передавалась в частную собственность. Государство сохранило за собой земли промышленного и коммунального значения, недра земли, леса и воды, а также земли, предназначенные для государственных сельскохозяйственных имений (госхозов), составившие 18,1% всего земельного фонда. Началась повсеместная организация трудовых крестьянских кооперативов. Восстановление народного хозяйства страны проходило достаточно быстро и в 1947 г. промышленное производство на 21% превысило уровень 1939 г.. В 1948 г. валовая продукция сельского хозяйства превысила уровень 1939 г. на 7%, а посевные площади увеличились на 2%. Важную роль в восстановлении народного хозяйства Югославии сыграло ее экономическое сотрудничество с СССР (по договору 1945 г.) и странами народной демократии. Однако в 1948 г. эти отношения были нарушены. В 1949 г. СССР разорвал Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном восстановлении. Отношения между двумя странами были восстановлены лишь в 1955—1956 гг. В 1946 г. была создана система государственных плановых органов, которые разработали первый перспективный план развития народного хозяйства Югославии на 1947—1951 гг. На основе индустриализации планом намечалось увеличить промышленное производство в пять раз, а сельскохозяйственное — в полтора раза по сравнению с довоенным уровнем.
Китай
1 октября 1949 г. Китай был провозглашен народной республикой. Первыми в ряду реформ были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. В 1949 г. правительство КНР национализировало собственность китайской и иностранной буржуазии; началась подготовка к индустриализации. В 1956 г., когда социалистический, т.е. государственный, сектор занял доминирующее положение в народном хозяйстве страны, официально была провозглашена генеральная линия на строительство социализма.
Создание СЭВ
1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи, (СЭВ) как отмечалось в Уставе этой организации, для содействия организации планомерного экономического и культурного сотрудничества. В СЭВ вошли Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Советский Союз, Чехословакия, Албания (с конца 1961 г. не участвовала в работе СЭВ). В последующем организация была расширена за счет ГДР (1950), Вьетнама (1978), Монголии (1962) и Кубы (1972). СЭВ был призван облегчить переориентацию внешней торговли стран Восточной Европы, главным партнером которых до 1939 г. была Германия, и служил каналом экономической помощи менее развитым в экономическом отношении социалистическим странам со стороны Советского Союза — в противовес плану Маршалла. Создание СЭВ мотивировалось и политическими соображениями — он должен был цементировать взаимозависимость стран Восточной Европы и СССР.
30.2. Экономическое
развитие социалистических
Хозяйственные процессы в странах Восточной Европы
После национализации подавляющей части промышленности принимаются первые планы народнохозяйственного развития, главная задача которых — индустриализация.
Аграрные преобразования
заключались в ограничении
Промышленность в 50-е переживала бурное развитие, темпы ее роста составляли около 10% в год. Страны Восточной Европы превратились из аграрных (кроме ГДР и Чехословакии) в индустриально-аграрные. Методы форсированной индустриализации определили формирование монополизированной структуры национального хозяйства, индифферентной к особенностям конкретных стран (в рыночном хозяйстве выражающихся посредством цен факторов производства), административной системы управления. Тем не менее, несмотря на преимущественно экстенсивный тип развития, хозяйственные итоги этого десятилетия были благоприятными в большинстве стран Восточной Европы.
Китай
В азиатской части
СЭВ
В этот период разворачивалась деятельность СЭВ. Новая международная экономическая организация была создана по политическим мотивам и объединила государства с однотипным социально-общественным строем. При этом следует учитывать, что для тех стран Восточной Европы, которые вошли вместе с СССР в число учредителей СЭВ, взаимные связи не являлись ранее ведущим внешнеторговым направлением. До 90% их товарооборота реализовывалось за пределами формирующегося нового экономического региона. Еще в более скромных масштабах осуществлялась торговля этих стран с Советским Союзом (на ее долю в среднем приходилось чуть более 1%). Не было в прошлом и развитых экономических контактов ни на межгосударственном, ни на уровне предприятий и фирм. Поэтому первоначально можно было опираться преимущественно на идеологический фактор. Переориентация торгово-экономических отношений с помощью СЭВ была проведена в сжатые сроки. Этому благоприятствовали внешние условия. Обстановка «холодной войны» лишала партнеров альтернативного выбора. Сотрудничество в рамках СЭВ помогло его участникам не просто выжить, восстановить хозяйство после войны, но и добиться в тот период весьма впечатляющего прогресса. На начальном этапе деятельность СЭВ была сосредоточена главным образом на развитии товарообмена, координации и развитии внешней торговли, на предоставлении научно-технической документации и информации. С 1956—1957 гг. страны-члены СЭВ перешли к специализации и кооперированию производства, к согласованию народнохозяйственных планов, к созданию совместных научных центров и хозяйственных организаций. Была внедрена практика координации народнохозяйственных планов на 1956—1960 (в дальнейшем — до 1976 — 1980 гг.). В 1964 г. был создан Международный банк экономического сотрудничества — орган по регулированию международных расчетов.
Проблемы хозяйствования в социалистических странах на третьем этапе (1960-1970)
Вместе с исчерпанием ресурсов экстенсивного роста стали заметны недостатки созданной в социалистических странах системы хозяйствования. Резко падают темпы роста промышленности и национального дохода, особенно в индустриально развитых странах Восточной Европы, что вызвало необходимость проведения хозяйственных реформ.
В Венгрии, Чехословакии, Югославии
ориентиром реформ было использование
механизма рынка для включения
в систему международного разделения
труда и выхода на мировой рынок.
В этих странах изменения
Китай
В Китае с 1960 г. начался отход от политики «большого скачка». Были официально признаны некоторые «левацкие ошибки», прежде всего в сельском хозяйстве, сделаны попытки их исправления. Выросло производство основных видов промышленной продукции: хлопчатобумажной пряжи, стали, угля, электроэнергии, нефти, металлорежущих станков, появились новые для страны отрасли промышленности, такие, как электроника и нефтехимия, увеличилась протяженность железных и шоссейных дорог. Однако вскоре — в 1966 г. в стране началась «культурная революция», продолжавшаяся до 1976 г., вновь затормозившая экономический рост, хотя официальная статистика Китая свидетельствовала об экономическом росте: производство зерна в период с 1966 по 1976 гг. увеличилось на 34%, были введены в эксплуатацию новые передовые промышленные предприятия (около 1570), железнодорожные линии, создана водородная бомба, выведены на орбиту первые космические спутники.
Страны социалистической системы во второй половине 80-х-90-е годы
Общая характеристика
Уже в 60-е годы стало очевидным,
что сложившаяся социально-
Венгрия
В восточноевропейском регионе раньше других на путь реформ встала Венгрия, которая приступила к преобразованиям в 1968 г., хотя решения о хозяйственной реформе принимались еще в 1966 г. Тогда утверждалось, что основной чертой хозяйственного механизма должна стать органическая связь централизованного планового управления с активной ролью товарных отношений и рынка на основе социалистической собственности на средства производства. Однако попытки совместить эти во многом противоречивые начала не привели к желаемым результатам. Поэтому в 80-х годах наряду с созданием рынка потребительских товаров был взят курс на формирование рынка факторов производства, ценных бумаг, иностранной валюты. Возрастала доля частного капитала. В 1987 г. в этом секторе произведено 7% национального дохода (без учета частного сельскохозяйственного производства). В промышленности были разрешены частные хозяйства и фирмы с наймом до 500 человек. Развивались различные формы мелких предприятий, широкое распространение получили хозяйственно-трудовые сообщества (ХТС) — добровольные ассоциации частных лиц с целью совместной деятельности в обслуживании, мелком производстве и прочих сферах. ХТС состояли исключительно из работников и пенсионеров данного предприятия и функционировали в нерабочее время. Предприятие и ХТС свободно договаривались об оплате за пользование помещением и оборудованием, о цене сырья и материалов, оплате услуг во внеурочное время. К 1983 г. в Венгрии образовалось свыше 3500 ХТС.
В Венгрии был избран путь
прямой продажи акций государственных
предприятий населению. Однако выкуп
акций осуществлялся очень
Информация о работе Опыт строительства социализма в странах Восточной Европы, Азии и на Кубе