Опыт строительства социализма в странах Восточной Европы, Азии и на Кубе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 09:34, доклад

Описание работы

В результате Второй мировой войны в нескольких странах Европы (Польша, Югославия, Болгария, Албания, Чехословакия, Румыния, Венгрия, ГДР), а также Вьетнаме, Корее, Китае, Кубе были установлены новые политические режимы и провозглашен курс на социализм. Выбор политической системы определял характер и направленность экономических преобразований. Странам предлагалось использовать опыт строительства основ социализма в СССР. План строительства основ социализма предусматривал проведение пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата в тех или иных формах; сосредоточение в руках власти ключевых позиций в экономике (национализация промышленности, транспорта и связи, недр земли, лесов и вод, финансово-кредитной системы, внешней и оптовой внутренней торговли, а также большей части розничной торговли); индустриализация; преобразование мелкой крестьянской собственности в кооперативную, т. е. создание крупного обобществленного производства; культурная революция.

Файлы: 1 файл

социализм.docx

— 64.20 Кб (Скачать файл)

Монголия. Лаос

В Монголии на характер перестроечных  процессов оказывала немалое  влияние относительно большая интегрированность  экономики и политики с СССР. Май  1988 г. стал для страны первым годом нового периода — реализации задач обновления и совершенствования экономической и политической систем, социальной сферы общества. Однако итоги года свидетельствовали о сильной инерции партийно-государственного аппарата при реализации принятых V пленумом партии решений. Несмотря на некоторые изменения в хозяйственном механизме (бригадная форма организации и стимулирования труда, рост числа кооперативов и др.), объем национального дохода в 1988 г. был ниже запланированного на 180 млн. тугриков. В последующие годы на первый план реформ вышли политические проблемы: разграничение функций партийного и государственного аппарата, признание многопартийности, соблюдение законов. В 1990 г. правительство приступило к практическим шагам. Была осуществлена большая реорганизация центральных и местных органов государственного управления. Главная цель, этой реорганизации — сформировать систему управления, которая была бы способна обеспечить переход от командно-административной к планово-рыночной экономике. В мае 1990 г. была опубликована платформа правительства по проведению социально-экономической реформы, концептуальной основой которой являлся переход к государственно регулируемым рыночным отношениям с многообразием равноправных форм собственности. Одной из особенностей программы можно считать стратегию на развертывание сети небольших предприятий по производству товаров из животноводческого сырья на базе закупок иностранного оборудования и технологий, главным образом китайских. Особое внимание правительство обращает на обеспечение социально-политической стабильности, высокой организованности и дисциплины. Результаты проводимых в Лаосе преобразований позволили некоторым наблюдателям определить их как «лаосское чудо», поскольку страна довольно быстро проходит путь от натурального хозяйства к рыночной экономике.

КНДР

Экономические процессы в  КНДР в последние годы, особенно в связи с событиями в других странах Азии и Восточной Европы, подвели северокорейское руководство  к необходимости поиска путей  для преодоления экономического застоя, который выражался в снижении темпов экономического роста до 2%, нехватке продуктов питания, одежды, медикаментов, хроническом невыполнении плановых заданий (так, показатели, предусмотренные на 1990 г., были перенесены на последний год третьего семилетнего плана — 1993 г.), неэффективности системы управления. Причинами кризисного состояния экономики являются хроническая нехватка энергии и сырья, высокие военные расходы (до 30% годового бюджета). Слабость экспорта затрудняла погашение внешней задолженности, которая, по различным оценкам, составляла от 3 до 4,5 млрд. долл. западным странам и 2,2 млрд. долл. Советскому Союзу (на 1 ноября 1989 г.). В этой ситуации руководство всеми силами стремилось сохранить политическую стабильность. В КНДР — бесплатные обучение и медицинское обслуживание, отменены все налоги, плата за коммунальные услуги является символической, нет безработицы, карточной системой охвачено все население, но перспективы такого развития не предвидимы.

 

 

Куба

Экономическая ситуация на Кубе также остается непростой. Начиная  с 1986 г. в стране нарастают кризисные явления. В 1989 г. (за исключением транспорта и сахарного производства) ни одна отрасль не выполнила плановых заданий. Несмотря на существующую в течение трех десятилетий систему нормированного распределения основных продуктов питания и промышленных товаров, гарантированное снабжение населения так и не стало устойчивым. Продолжает снижаться уровень жизни населения. Возникла безработица. Численность безработных составила 6% от количества занятых в государственном секторе. В основном это молодежь до 30 лет. Внешняя задолженность странам с рыночной экономикой превысила 7 млрд. долл. В конце 80-х годов на Кубе была предпринята попытка преодолеть негативные процессы, но упор был сделан на усиление командных начал в руководстве народным хозяйством. В результате страна не получила заметных положительных результатов. Однако правительство отвергает возможность осуществления реформ, аналогичных восточноевропейским. Эту позицию подтвердил Ф. Кастро в декларации «К народу Кубы», утвержденной 25 декабря 1989 г. Национальной Ассамблеей народной власти.


Информация о работе Опыт строительства социализма в странах Восточной Европы, Азии и на Кубе