Опыт строительства социализма в странах Восточной Европы, Азии и на Кубе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 09:34, доклад

Описание работы

В результате Второй мировой войны в нескольких странах Европы (Польша, Югославия, Болгария, Албания, Чехословакия, Румыния, Венгрия, ГДР), а также Вьетнаме, Корее, Китае, Кубе были установлены новые политические режимы и провозглашен курс на социализм. Выбор политической системы определял характер и направленность экономических преобразований. Странам предлагалось использовать опыт строительства основ социализма в СССР. План строительства основ социализма предусматривал проведение пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата в тех или иных формах; сосредоточение в руках власти ключевых позиций в экономике (национализация промышленности, транспорта и связи, недр земли, лесов и вод, финансово-кредитной системы, внешней и оптовой внутренней торговли, а также большей части розничной торговли); индустриализация; преобразование мелкой крестьянской собственности в кооперативную, т. е. создание крупного обобществленного производства; культурная революция.

Файлы: 1 файл

социализм.docx

— 64.20 Кб (Скачать файл)

Польша

Во многом аналогичная  ситуация сложилась и в Польше. Экономическая реформа здесь  началась в 1982 г. с принятия большого количества законов после введения в декабре 1981 г. военного положения, которое должно было, как предполагалось, стабилизировать экономику. Однако усиление несбалансированности и инфляции, проявившееся в ходе реформ, привело к смене правительства и победе общественно-политического движения «Солидарность». Правительство Т. Мазовецкого начало форсировать переход к рыночным отношениям, близким к существующим в высокоразвитых странах Запада. В трансформации социалистического общества Польша обратилась к «шоковой терапии». В начале 1990 г. здесь были отпущены цены на 90% видов продукции и услуг. Однако социальная напряженность заставила правительство увеличить число контролируемых цен на продукты питания и продукцию 24 крупнейших предприятий-монополистов, а также резко сократить компенсационные расходы. Инфляция оставалась высокой и составила 250%, что вынудило правительство проводить жесткую денежно-финансовую политику. В результате наметилась тенденция снижения инфляции. Одновременно нарастали и негативные последствия. Прежде всего сокращение производства в промышленности, трудности с реализацией сельскохозяйственной продукции, рост безработицы (более 1 млн. человек), снижение реальных доходов населения. Нарастало сопротивление приватизации (вплоть до оккупации зданий), чаще в системе торговли, где под видом борьбы с номенклатурой и монополией магазины продавались частным лицам со стороны, а не самим работникам торговли. На местах начала проявляться принудительная приватизация. Все это усилило недовольство людей, отказавших в ноябре 1990 г. в доверии правительству Т. Мазовецкого. Положение в стране усугубляла огромная внешняя задолженность. Получив в 1971—1987 гг. 47 млрд. долл. кредитов, Польша выплатила в счет их погашения и уплаты процентов 50 млрд. долл., и в 1989 г. оставалась должна еще около 39 млрд. долл. Внутренних ресурсов даже для выплаты процентов уже не хватало. В поисках выхода власти вынуждены были идти на новые займы. Поэтому в 1990 г. была повышена ставка процента за кредит до 70—80%. Новая система налогообложения обязывала предприятия отчислять в бюджет до 80% заработанных средств. Сохранились и действовали некоторые прежние налоги. Так, налог на основные фонды препятствовал обновлению оборудования. Между тем необходимость борьбы с инфляцией и укрепления бюджета требовала отчислений значительной части доходов предприятий в бюджет, которые благодаря своему монопольному положению и дефициту рынка могли получать огромные прибыли. Однако в 1991 г. более 20% государственных предприятий оказались неплатежеспособными, задолженность достигла 33,3 трлн. злотых. Правительство разрешило использование вексельного оборота и выдачу предприятиям банковских кредитов под залог (технические средства, транспорт и т. д.). В 1991 г. польское правительство начало осуществлять политику приватизации. В условиях шоковой терапии в Польше в короткий срок было апробировано несколько форм приватизации: продажа предприятий, распределение государственной собственности через купоны и через акции. Однако приватизация, не носившая массового характера, не могла принести сколько-нибудь заметных положительных результатов. К тому же экономическая деятельность предприятий, объем производства, численность производственного и вспомогательного персонала предприятий не изменились.

И в итоге в 1991 г. средняя рентабельность приватизированных предприятий снизились с 20—40% до 8%. В 1992 г. наметились новые тенденции. Всеобщий спад начал переходить в структурный. При снижении производства в добывающей промышленности и металлургии оно выросло в деревообработке, электромашиностроении, химической промышленности. В первой половине 1993 г. производство в промышленности и сельском хозяйстве увеличилось на 8%. Рост ВВП (по оценке) составил в 1993 г. 4—5%. Стабилизационная программа помогла сократить инфляцию до 35,3% в 1993 г. Доля частного капитала в совокупном ВВП увеличилась за 1989— 1993 г. с 28 до 50%. Структурная перестройка и спад производства в ряде отраслей обусловили повышение безработицы.

Чехословакия

Положение в Чехословакии (с июня 1990 г. Чехо-Словацкая Федеративная Республика (ЧСФР, а с 1 января 1993 г. два государства — Чехия и Словакия) до 1990 г. было относительно стабильным. Здесь наблюдался рост национального дохода (например, в 1988 г. на 3%). Правительство проводило ряд мероприятий, касающихся урегулирования капитального строительства, снижения материальных запасов, развития фондов заработной платы, повышения сбалансированности внешней и внутренней торговли. В 1988 г. были реализованы некоторые шаги по реформированию хозяйственного механизма, в частности, направленные на повышение самостоятельности промышленных объектов и их ответственности за эффективное развитие. Началась перестройка центральных органов, что привело к сокращению их аппарата на 20%. Однако желаемых результатов достигнуто не было. В ноябре 1989 г. в Чехословакии к власти пришло новое правительство (события получили название «бархатная», или «нежная» революция), которое радикализировало курс на свободный рынок и плюрализм форм собственности. Уже в сентябре 1990 г. число зарегистрированных частных предприятий достигло 339 тысяч. С 1 ноября того же года вступил в силу закон «О смягчении последствий некоторых имущественных несправедливостей», предполагавший возвращение прежним хозяевам или их наследникам имущества, которое было национализировано после 1948 г. Несомненно, что этот акт ускорил процессы денационализации. В ЧСФР распределение собственности осуществлялось через купоны, что объяснялось наличием крупных предприятий, которые весьма сложно продать. В 1992 г. 8,6 млн. человек получили купоны, из них 1 млн. человек в том же году обменяли эти купоны на акции предприятий. Кроме того, началась «малая приватизация» — распродажа магазинов, предприятий бытового обслуживания, мастерских. Это сопровождалось нарастанием разбалансированности народного хозяйства и ростом безработицы (к ноябрю 1990 г. численность безработных составляла 44 тыс., или 0,6% от общей численности трудоспособных). Чтобы смягчить возможный всплеск недовольства, в декабре 1990 г. Федеральное собрание приняло закон о занятости, по которому безработный имеет право на пособие в течение одного года: первые шесть месяцев — 60% своего заработка, затем — 50%. Среди важнейших проблем чехословацкой экономики правительством выделялась почти полная зависимость от импорта энергии и сырья из СССР. В Чехословакии на начальном этапе реформ 70% государственных предприятий были неплатежеспособными, их задолженность составила примерно 80 млрд. крон. Проводя целенаправленную денежно-финансовую политику, правительство практиковало кредитование лишь рентабельных предприятий. Государство также оказывало помощь предприятиям, выпускающим военную продукцию. Для этих целей было выделено 1,2 млрд. крон, поскольку удельный вес военной продукции в ВНП был высок, содействие государства переводу оборонных предприятий на выпуск продукции мирного значения было чрезвычайно важным. Ставка процента за кредит в 1991 г. оставалась низкой (25%), и по-прежнему банковские кредиты могли получать лишь перспективные предприятия со стабильным экономическим положением. Освобождение цен в ЧСФР было осуществлено в январе 1991 г. В целом за 1991 г. цены увеличились всего на 59%, что объяснялось сравнительной устойчивостью чехословацкой экономики. Вариант проводимой в ЧСФР реформы отличался сбалансированностью и последовательностью, чему способствовали высокий исходный уровень экономического развития страны, насыщенность внутреннего рынка. В 1992 г. здесь отмечался минимальный уровень инфляции. Почти не сократилась реальная заработная плата. Меньшим был спад инвестиций и сельскохозяйственного производства, относительно небольшой была внешняя задолженность (10 млрд. долл. к концу 1992 г.). После распада Федерации с 1993 г. усилились кризисные явления. Только за I квартал 1993 г. промышленное производство в Чехии упало на 8%, на треть снизился экспорт. Экономика Словакии имела худшие стартовые возможности. В 1993 г. снижение ВНП (по оценке) составляло не менее 5%. Традиционная привязка к восточному рынку осложнила ситуацию. Была разработана программа с выделением пяти приоритетных направлений: энергетика, малотоннажная химия, деревообработка, экология, туризм.

Югославия

В Югославии реформа началась с 1965 г. В дальнейшем в качестве основных ориентиров она имела курс на повышение самостоятельности входящих в нее республик и отдельных предприятий. В 1974 г. было провозглашено создание системы самоуправленческого планирования, что привело в конце 70-х к заметным диспропорциям регионального и отраслевого характера, росту внешней задолженности. Свободное ценообразование и отсутствие государственного контроля за ценами вызвали высокий уровень инфляции. Поэтому в 1982 г. выдвигается в качестве неотложной задачи политика экономической стабилизации, включающая традиционные меры: сокращение инфляции, снижение роста цен, а также дефицита внешнеторгового и платежного балансов. Отмечалась необходимость выравнивания уровней экономического развития отдельных республик СФРЮ. Неравномерность развития была одним из факторов роста нестабильности, усиления сепаратистских и националистических тенденций. Несмотря на радикальные по сравнению с другими странами преобразования, Югославии не удалось преодолеть кризисное состояние хозяйства. Новое правительство А. Марковича, сформированное в марте 1989 г., предприняло более решительные шаги по реформированию хозяйственного механизма (без смены общественной ориентации). Маркович выдвинул цель создания нового облика социализма, основанного на рыночной экономике, разнообразии форм собственности и политическом плюрализме. Правительство с 1 января 1990 гг. ввело в действие комплекс мер по борьбе с инфляцией (в 1989 г. по показателю роста розничных цен инфляция составила 2665%). Среди них замораживание заработной платы при сохранении свободного ценообразования примерно для 80% товаров и услуг, либерализация значительной части импорта, введение конвертируемого динара путем его деноминации (10 000 старых динар к одному новому) и установление его постоянного курса к германской марке (в соотношении 7:1). Это дало положительные результаты. К апрелю 1990 г. прекратился рост цен, наблюдалось некоторое оживление в производстве. Но сепаратистские тенденции республик привели к новым социально-экономическим потрясениям, гражданской войне и распаду государства. В июне 1991 г. Хорватия и Словения провозгласили себя самостоятельными суверенными государствами. Правительство СФРЮ признало это отделение незаконным. В октябре 1991 г. отделение Словении было признано многими государствами. Осенью 1991 г. началась война Сербии и Хорватии. В ноябре 1991 г. объявила свою независимость Македония, в январе 1992 г. — Босния и Герцеговина. Сербия и Черногория объявили себя Союзной Республикой Югославия (СРЮ) со столицей в Белграде.

Румыния

Процесс реформ в Румынии, по официальным данным 1989 г., протекал успешно, что выразилось в росте национального дохода на 3,2%, производительности труда в промышленности на 2,1% и т.д. Но по подсчетам авторитетных западных научно-исследовательских центров, в Румынии не только не был выполнен ни один из плановых показателей, но и наблюдался резкий спад в большинстве сфер экономики, а национальный доход сократился на 5%. Так или иначе, режим Чаушеску был свергнут, и в мае 1990 г. победу на выборах одержал Фронт национального спасения. В сложной экономической обстановке (прежде всего снижение уровня жизни населения), обостряющей общую нестабильность, правительство приступило к разработке варианта оздоровления экономики, рассчитанного на два — четыре года. В Румынии полагали, что такой стабилизационный период необходим для подготовки перехода к рыночной экономике. Была начата практическая работа по выполнению первых декретов новой власти. Осуществлялась перекачка ресурсов из производства в социальную сферу, особенно для нормализации снабжения населения потребительскими товарами и энергией. Постепенно изменялась роль центральных органов управления: сократилось количество распределяемой централизованно продукции, более гибкой стала система плановых показателей. В сельском хозяйстве на 40% были повышены закупочные и заготовительные цены. Членам сельскохозяйственных кооперативов было выделено до 0,5 га земли в бесплатное семейное пользование (прочим жителям села и города предоставлялось по их желанию и с согласия кооперативов до 0,25 га за определенную плату). Приусадебные участки членов кооперативов (не более 0,6 га) были объявлены частной собственностью с правом наследования. Результатом либерализации цен в Румынии в конце 1990 г. стал рост цен на продовольственные товары на 661%, на промышленные — на 114%. Не разрешалось устанавливать свободные цены на потребительские товары, если на рынке было представлено менее трех поставщиков данной продукции, цены на некоторые товары могли быть установлены с согласия государственных органов. На втором этапе либерализации (апрель 1991 г.) свободные цены охватили 83% оборота потребительских товаров и 89% оборота продукции промышленного назначения. За четыре последующих месяца цены в целом выросли на 316%. Правительство обещало населению компенсировать 70% роста цен, но на практике компенсация составила лишь половину запланированного размера. Социальная напряженность (ответ на рост цен) заставила правительство в ноябре 1991 г. установить прейскурантные цены на мясо и мясные продукты, снизив цены на них вдвое.

В 1992 г. сокращение ВНП здесь было самым резким. Производство и потребительский рынок удалось сохранить почти исключительно за счет притока внешних кредитов, которые пошли в основном на покрытие дефицита взаимных платежей хозяйствующих субъектов. Структурный кризис затронул как отрасли тяжелой промышленности, зависящей от импортных ресурсов, так и пищевкусовую промышленность. Нестабильность экономики проявилась и в сфере ценовой и финансовой политики. Объем бюджетного дефицита в 1993 г. оценивался в 6% ВНП.

Болгария

После ряда неудавшихся попыток  на рубеже 80-х годов, проходивших  на фоне спада темпов экономического роста, в 1987—1988 г. в стране начался  новый этап реформ. Правительство  сделало ставку на быстрое внедрение  рыночных отношений и предложило с целью смягчения болезненных  последствий сочетание быстрого («шокового») варианта экономической  реформы с постепенным. Главное  в антикризисной программе —  переход от централизованного планирования к экономическим отношениям, основанным на многообразии форм собственности  и хозяйствования. Предполагалось, что свободное ценообразование должно пройти в два этапа, сочетаясь с мерами по контролю за инфляцией. Большое внимание уделено экономии государственного бюджета при ограничении роста доходов населения. Предусматривалось сокращение импорта и увеличение экспорта в целях сокращения внешней задолженности. В Декларации правительства (февраль 1990 г.) указывалось, что государственное регулирование экономики будет осуществляться косвенными методами с помощью бюджета, налогов, отчислений, таможенных пошлин, кредитов, централизованных капиталовложений и т. п. Либерализация цен была осуществлена в феврале 1991 г., но рост цен на товары не покончил с дефицитом некоторых товаров, реализуемых как по свободным, так и контролируемым ценам. Самый высокий уровень инфляции (в 1991 г. около 600%), финансовая нестабильность, дефицит бюджета и другие факторы поставили Болгарию в тяжелое положение. В 1991 г. был утвержден курс на государственную помощь некоторым отраслям и предприятиям, в первую очередь предприятиям пищевой и легкой промышленности, продукция которых могла конкурировать на внешних рынках. В последующем заметно усилился структурный кризис: доля безработных здесь оказалась самой высокой — 15%, что в немалой степени объясняется прежней наиболее тесной интеграцией в экономическую систему СЭВ. В 1993 г. темпы спада несколько замедлились. По правительственным оценкам, сокращение ВНП составило 4%, а бюджетный дефицит — 6—8% ВНП. В Болгарии медленнее, чем в других странах, развивался частный сектор. В 1992 г в нем было занято около 0,5 млн. человек и создавалось 10% ВНП. Приватизация осуществлялась в основном по линии реституции (возврата собственности прежним владельцам).

Вьетнам

Правительство Вьетнама решение  об отходе от традиционных схем хозяйствования и проведении экономической реформы  приняло в конце 70 — начале 80-х  годов. Составными частями реформы  стали: предоставление права провинциям, а затем и отраслям самостоятельно вести экспортно-импортные операции, введение трехзвенной системы планирования на государственных предприятиях, предполагающей свободу оборота сверхплановой продукции, производимой на основе самостоятельного изыскания на рыночных условиях сырья и материалов, ослабление контроля за частниками и кустарями, повышение внимания к экономическим методам управления и материальному стимулированию. Тем не менее даже ограниченные меры привели к некоторому оздоровлению экономической ситуации главным образом за счет частного и номинального кооперативного секторов в промышленности. Этому способствовало и наделение крестьян землей на правах долгосрочной аренды, а также разрешение свободной реализации произведенной продукции при формальном сохранении кооперативов. Государственный же сектор промышленности, несмотря на предоставляемые льготы и растущие бюджетные дотации, оставался в основном убыточным. Здесь сохранились прежние установки на повышение роли государственного планирования, контроля за товарно-денежным обращением и т. п. IV съезд Коммунистической партии Вьетнама в 1986 г. выступил с инициативой всестороннего обновления традиционного курса на основе «высвобождения всех производительных сил общества». Практическая реализация мероприятий началась с 1988 г. Было признано, что все имеющиеся уклады, включая частно-капиталистический, имеют равные права. Частный сектор легализовался не только в производстве, но и в розничной, и в оптовой торговле: частник допускался к торговле золотом, серебром, драгоценными камнями, к организации банков. В начале 1989 г. в стране фактически было отменено директивное планирование, ликвидирована двухуровневая система цен (свободные рыночные и централизованно регулируемые), за исключением ограниченного круга товаров потребительского и производственного назначения. Введен свободный обмен вьетнамского донга по курсу так называемого черного рынка, размеры процентов на вклады и кредитные ставки были поставлены в зависимость от темпов инфляции, что позволило аккумулировать различные виды накоплений, конвертировать денежную единицу. Естественно, что наибольшие трудности начала испытывать государственная промышленность, поскольку она лишилась бюджетных дотаций, заниженных цен на сырье и материалы, гарантированного сбыта. Поэтому на повестку дня встал вопрос о денационализации в различных вариантах. Важными проблемами стали безработица, имущественное расслоение, сложности в реализации социальных программ вследствие сокращения доходной части бюджета. В последующие годы страна сумела решить проблему обеспечения населения минимумом продуктов питания и превратилась в третьего в мире (после США и Таиланда) экспортера риса. Начался рост экономики. В 1992 г. ВВП вырос на 8,3%, прирост экономики в 1993 г. составил 7,5%. Но одновременно повышалась безработица (в городах до 20—22% от трудоспособного населения). Обозначились негативные тенденции в аграрном секторе: более медленный (по сравнению с промышленной продукцией) рост цен на сельскохозяйственные товары, резкое расслоение крестьянства и как следствие — миграция в города. Это вынудило руководство корректировать ход проведения реформы, уделяя больше внимания ее социальным аспектам, не меняя, однако, основного содержания политики, направленной на поэтапное формирование рыночной экономики.

Информация о работе Опыт строительства социализма в странах Восточной Европы, Азии и на Кубе