Организационно-правовые формы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении организационно-правовых форм предприятий и их особенностей, в исследовании развития предпринимательской деятельности в России и США.
В соответствии с целью работы рассматриваются следующие задачи:
 определение и выявление основных принципов организационно-правовых форм функционирования предприятий;
 исследование особенностей развития малого бизнеса в России и США;
 сравнение малого предпринимательства в этих странах.
Предметом данной работы являются характеристики развития малого предпринимательства в России и США, их отличия и сходства.

Содержание работы

Введение 3
1 Предпринимательство и его организационно-правовые формы 4
1.1 История возникновения и сущность предпринимательства 4
1.2 Виды и формы предпринимательства 7
1.3 Современные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности 9
2 Предпринимательская деятельность малого предприятия 15
2.1 Развитие малого предпринимательства в России 15
2.2 Развитие малого бизнеса в США 21
2.3 Сравнительная характеристика развития малого бизнеса в России и в США 25
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «АКАДЕМИЯ БЮДЖЕТА И КАЗНАЧЕЙСТВА

    МИНИСТЕРСТВА  ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА

    ПО  ДИСЦИПЛИНЕ 

    Экономическая теория 

    Студентки:  

    Группы:   

    Тема: Организационно-правовые формы предпринимательства 

    Факультет:  

    Специальность:  

    Отделение: Очное 

    Научный руководитель:  
 
 

    ……………………

    Дата  поступления

    работы  в деканат 

    ……………………

    Допуск  к защите.

    Подпись преподавателя 

    ……………………

    Защита  работы.

    Оценка.

    Подпись преподавателя 
 

    Калуга, 2011

    Содержание 

    Введение

 

    Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что каждый предприниматель сталкивается с вопросом, в какой организационно-правовой форме осуществлять свою предпринимательскую деятельность.

    Начинающему предпринимателю важно правильно выбрать конкретную организационно-правовую форму своей деятельности, поэтому необходимо получить знания, представления о формах предпринимательства, их недостатках и преимуществах. От этого выбора зависит эффективность труда, индивидуальный доход предпринимателя, продолжительность существования фирмы.

       Малый бизнес в России играет большую роль в формировании стабильной рыночной структуры, развитии экономического сектора. Помимо этого малый бизнес выполняет большой ряд важнейших социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, повышение конкуренции, что приводит к уменьшению безработицы.

     Таким образом, изучение форм предпринимательства важно, как для эффективной работы самого предприятия, так и для государства в целом.

     Цель  данной работы заключается в изучении организационно-правовых форм предприятий и их особенностей, в исследовании развития предпринимательской деятельности в России  и США.

    В соответствии с целью работы рассматриваются  следующие задачи:

  • определение и выявление основных принципов организационно-правовых форм функционирования предприятий;
  • исследование особенностей развития малого бизнеса в России и США;
  • сравнение малого предпринимательства в этих странах.

    Предметом данной работы являются характеристики развития малого предпринимательства в России и США, их отличия и сходства.

    Объектом  данной работы являются организационно-правовые формы предпринимательства.

    1 Предпринимательство и его организационно-правовые формы

    1.1 История возникновения  и сущность предпринимательства

 

    История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время  купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию  получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер.

    В России предпринимательство существует с давних времен. Зародилось оно  еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми  предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства приходится на правление Петра I, когда по всей России создаются мануфактуры, бурно развиваются горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору явилась семья Демидовых, родоначальником которой был тульский кузнец.

    В 90-е гг. XIX в. в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства. В начале XX в. предпринимательство  становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник. После двух революций — Февральской и Октябрьской 1917 г. был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. И лишь в 90-е годы XX в. началась реанимация предпринимательства в России.

    Что же подразумевается под понятиями  «предприниматель» и «предпринимательство»?

    Эти понятия впервые употребил английский экономист конца XVII — начала XVIII вв. Ричард Кантильон1. По его мнению, предприниматель — это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ.

    Позже известный французский экономист  конца XVIII — начала XIX вв. Ж.Б. Сэй  в книге «Трактат политической экономии»2 сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трех классических факторов производства — земли, капитала, труда.

    Основной  тезис Сэя состоит в признании  активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции, обеспечить «дух порядка». Предприниматель, указывал он,— это лицо, которое берется на свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт.

    Предприниматель, по мнению А. Смита, английского ученого-экономиста(1723-1790), являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, поскольку вложения капиталов  в то или иное дело всегда содержат в себе элемент риска.

    Английский  экономист Д. Риккардо(1772-1823) видел  в капитализме абсолютный, вечный, естественный способ производства, а  предпринимательскую деятельность рассматривал в качестве обязательного  элемента эффективного хозяйствования. В основу экономической теории К. Маркса легло представление о предпринимателе как о капиталисте-эксплуататоре.

    Лишь  на рубеже XIX—XX вв. начинается осознание  значения и роли института предпринимательства. Французский экономист Андре  Маршалл (1907—1968) первым добавил к упомянутым выше трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый фактор — организацию. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и придаваемые ему функции.

    Американский  экономист Дж.Б. Кларк (1847—1938) несколько видоизменил «триединую формулу» Сэя. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора: 1) капитал; 2) капитальные блага — средства производства и земля; 3) деятельность предпринимателя; 4) труд рабочего. При этом каждому фактору должна быть вменена специфическая доля производственной выручки: капитал приносит капиталисту процент; капитальные блага — ренту; предпринимательская деятельность капиталиста приносит прибыль, а труд рабочего обеспечивает ему заработную плату.

    Известный американский экономист Йозеф Шумпетер в книге «Теория экономического развития»3 трактует понятие «предприниматель» как новатор. Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста:

    Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз  осуществление новых комбинаций и которые выступают как его  активный элемент. По мнению Фридриха фон Хайека, сущность предпринимательства — это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности4.

    Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями  или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.

    А вот как трактуется понятие «предпринимательство»  в Энциклопедическом словаре  предпринимателя5:

    «Предпринимательство (фр. enterprise) — инициативная самостоятельная  деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного  дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность  или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель (фр. entrepreneur) может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами».

    Предпринимательство является деятельностью, которая связана  с вложением средств в целях  получения прибыли на основе сочетания  личной выгоды с общественной пользой.

    Субъектами  предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Частные лица как субъекты предпринимательства выступают в этом качестве обычно путем организации единоличного или семейного предприятия. Такие предприниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или использовать наемный труд.

    Объединения партнеров как субъекты предпринимательства  могут выступать в форме различных  хозяйственных ассоциаций: арендных коллективов, акционерных обществ  открытого и закрытого типов, различных товариществ и др.

    Главная цель предпринимательства — получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса.

    1.2 Виды и формы  предпринимательства

 

    Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по: виду деятельности; формам собственности; количеству собственников; организационно-правовым и организационно-экономическим формам; степени использования наемного труда.

    Рассмотрим  организационно-правовые формы предпринимательства.

    В числе организационно-правовых форм — товарищества, общества, кооперативы. 

    1.2.1 Товарищество 

    Товарищество  представляет собой объединение  лиц, созданное для осуществления  предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае, когда в организации предприятия решают принять участие два партнера или более. Важным преимуществом товарищества является возможность привлечения дополнительного капитала. Кроме того, наличие нескольких владельцев позволяет осуществлять специализацию внутри предприятия на основе знаний и умений каждого из партнеров. Недостатки данной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности: каждый участник несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада; действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями.

    Участники товарищества подразделяются на две  группы: полные товарищи (товарищество с неограниченной ответственностью) и коммандитные товарищи (товарищество с ограниченной ответственностью). В коммандитных товариществах часть партнеров может обладать неограниченной, а часть — ограниченной ответственностью. 

    1.2.2 Общество 

    Общество  создается по соглашению не менее  двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной формах) в целях осуществления хозяйственной деятельности. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам. Они несут ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от них участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность всем своим имуществом.

    Наиболее  распространенными являются акционерные  общества (АО). Им предоставлено право  привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг — акций. При этом участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций. 

Информация о работе Организационно-правовые формы предпринимательства