Организационно-правовые формы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении организационно-правовых форм предприятий и их особенностей, в исследовании развития предпринимательской деятельности в России и США.
В соответствии с целью работы рассматриваются следующие задачи:
 определение и выявление основных принципов организационно-правовых форм функционирования предприятий;
 исследование особенностей развития малого бизнеса в России и США;
 сравнение малого предпринимательства в этих странах.
Предметом данной работы являются характеристики развития малого предпринимательства в России и США, их отличия и сходства.

Содержание работы

Введение 3
1 Предпринимательство и его организационно-правовые формы 4
1.1 История возникновения и сущность предпринимательства 4
1.2 Виды и формы предпринимательства 7
1.3 Современные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности 9
2 Предпринимательская деятельность малого предприятия 15
2.1 Развитие малого предпринимательства в России 15
2.2 Развитие малого бизнеса в США 21
2.3 Сравнительная характеристика развития малого бизнеса в России и в США 25
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

 

    Законодательство  о малом предпринимательстве  должно регулировать общие вопросы  деятельности МП независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии определения  малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие.

    Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает два критерия отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства. Первым критерием является средняя численность работников. В соответствии с данным критерием выделяется три вида субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • средние предприятия с численностью от 101 до 250 человек;
  • малые предприятия - до 100 человек;
  • в рамках малых предприятий создаются микропредприятия с численностью занятых до 15 человек.

    Вторым  критерием является выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета  НДС или балансовая стоимость  активов за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения, установленные правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Федеральный закон предусматривает создание реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки, определяются цели и порядок создания государственными органами и органами местного самоуправления координационных и совещательных органов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В Федеральном законе приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа субъектам малого и среднего предпринимательства в оказании поддержки, установлены особенности оказания некоторых форм поддержки.

    Теперь  закон четко регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной  власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Закон устанавливает особенности правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
  • упрощенный порядок составления статистической отчетности;
  • льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
  • формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • меры финансовой поддержки;
  • меры для развития инфраструктуры поддержки;
  • иные меры, обеспечивающие реализацию заявленных законопроектом целей9.

    Как мы видим, в законе указано, что для  представителей малого и среднего бизнеса  предусмотрен ряд льгот. В том  числе – применение специальных  налоговых режимов.

    В начале 90-х годов малые предприятия образовывались чаще всего путем отделения от государственных предприятий-учредителей. В 1991 г. малые предприятия создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности.

    Реже  встречаются малые предприятия  семейного типа. Во многом это можно  объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.

    В ряде случаев местные власти выступают учредителями малых предприятий (иногда совместно с другими предприятиями). Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.

    Отметим ряд особенностей малого бизнеса  России по сравнению с другими  странами, а также по сравнению со средним или крупным бизнесом10.

    Низкий  процент венчурной специализации. В экономически развитых странах  малый бизнес играет важную роль в  формировании инновационной экономики (около 25%), в России же основным видом  деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство (всего около 6%). На сегодняшний день это важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса – развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли.

    Низкая  легитимность малого бизнеса. Еще одной  характерной особенностью развития малого бизнеса в России является низкая легитимность бизнеса, поскольку  большой процент предприятий  функционирует в сфере теневой  экономики. Используя "серые схемы" работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны. Корни этой проблемы зародились на начале 90-х годов, когда предпринимателям установили большие налоги. Часть предприятий перестала существовать из-за низкой рентабельности бизнеса, другая часть стала наращивать теневой оборот. И хотя с тех пор, налоговое время существенно снизилось, многие предприятия малого бизнеса не могут выйти из тени, поскольку бояться конкурентов. В настоящее время это целая проблема на уровне государства.

    Постоянная  нехватка финансирования. Малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой  величины индивидуального капитала. Весь с трудом собранный стартовый  капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает временем обращения капитала. Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность – взять кредит для бизнеса. Но неудобство в том, что по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом.

    Неустойчивость  малого бизнеса. Из предыдущей особенности  вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает свою деятельность.

    В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий как один из важнейших включен в программу демонополизации хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:

  • выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;
  • выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
  • создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.

    Таким образом, малые предприятия можно  образовывать, во-первых, выделением структурных  единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений, и, во-вторых,— на акционерных началах. Второй способ в современных условиях перехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры является оптимальным.

    Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.

    Развитие  любой формы предпринимательства  зависит в основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и в ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.

    2.2 Развитие малого  бизнеса в США

 

    Малый бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким. Федеральные программы, которые только еще начинают разрабатываться в некоторых странах, в США датируются аж 1932 годом. В это время после времен Великой Депрессии начали государство стало субсидировать малые предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время именно малый бизнес обеспечивал создание рабочих мест, подчеркивая свою важную социальную значимость.

    В 1953 году в США создается Федеральное  агентство – Администрация по делам малого бизнеса США, которая по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. Причем филиалы данной организации находится во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого бизнеса распространяется на все штаты, а не только на основные экономические центры США. Основные задачи Администрации по делам малого бизнеса и его филиалов:

  • помощь в получении кредита для бизнеса;
  • техническая и информационная поддержка малых предприятий;
  • предоставление гарантий по кредитам для бизнеса;
  • непосредственное субсидирование и кредитование малого бизнеса за счет средств собственного бюджета11.

    Помимо  Федерального агентства для соблюдения правового законодательства в отношении  предприятий малого бизнеса создан специальный Адвокатский отдел, который отстаивает интересы бизнеса в суде и Конгрессе. Власти США в своей концепции развития экономики отводят малому бизнесу одну из главных ролей. В докладах министров правительства США постоянно проскальзывает одна и та же мысль, что малый бизнес – важный рычаг оздоровления всей экономики в целом.

    В США очень четко развита система  критериев, по которой определяется малый бизнес. Эти критерии зависят  от вида деятельности малого предприятия  и отрасли, в которой оно работает. В одних сферах определяющим является количество работающих на предприятии человек, в других – оборот и прибыль.

    Федеральное статистическое бюро США относит  к малым предприятия, в которых  количество работников не превышает 500 человек.

    По  данным Администрации малого бизнеса США, в стране в 1994 г. насчитывалось 22,1 млн. предприятий малого бизнеса. При этом малые предприятия использовали 54% частной рабочей силы, они ответственны за выпуск 50% продукции частного сектора и За 52% всех продаж в стране12.

    В основном благодаря развитию малого бизнеса в США за последние годы наблюдается определенный экономический подъем, что в свою очередь обеспечивает существенный рост числа рабочих мест. Только в 1994 г. валовой внутренний продукт (ВВП) В США вырос на 3,5%, что является самым высоким ростом за предшествующие 14 лет. Это вызвало увеличение на 3,2 млн. рабочих мест, в том числе в малом бизнесе — более чем на 2 млн.

    В результате в настоящее время  почти половина работников малого бизнеса  зарабатывает больше, чем работники  рынка большого бизнеса.

    К наиболее быстро растущим секторам экономики  в малом бизнесе США за последние  несколько лет относятся: компьютерный бизнес (главным образом сборка и  продажа, а также ремонт), медицинские  офисы, поликлиники, медицинские и  зубные лаборатории, различные строительные и ремонтные подрядные организации, кредитные организации, детские сады и консультации.

    Говоря  о рабочей занятости в США, следует иметь в виду, что крупные  предприятия этой страны за последние  годы испытывают острую конкуренцию  со стороны ряда развитых стран (Япония, Германия). Особенно это касается таких передовых в техническом отношении производств, как компьютерная техника, электротехническая промышленность, автомобилестроение и др. В результате владельцы этих предприятий вынуждены ввести режим строжайшей экономии, снижения затрат, осуществлять рационализацию производства. В ряде отраслей наблюдается тенденция перевода предприятий в другие страны с более дешевой рабочей силой. Только за последние годы из США за границу переместилось 11 млн. рабочих мест.

    В этих условиях развитие малого бизнеса  позволяет смягчить экономический  спад, по возможности преодолеть его, обеспечить рост занятости. На предприятиях малого бизнеса США только за период с 1975 по 1992 гг. занятость в абсолютном выражении возросла на 82,3% (с 40,7 до 74,2 млн. чел.). За это время на крупных предприятиях она возросла лишь на 30,3% (с 14,2 до 18,5 млн. чел.). За этот же период доля занятых на малых предприятиях в общем числе занятых увеличилась с 74,2 до 80,0%, тогда как на крупных предприятиях сократилась с 25,8 до 20,0%13.

    Финансирование  малого бизнеса в США осуществляется по трем направлениям — внутренние ресурсы, внешние ресурсы, так называемые общественные рынки.

    К внутренним ресурсам относятся: сбережения владельца, направляемые на создание или развитие бизнеса; текущие средства, направляемые на поддержание бизнеса; средства амортизационного фонда.

    В состав внешних ресурсов входят в  первую очередь средства финансовых организаций (банков, различных финансовых компаний), а также средства, поступающие от коллег по бизнесу, друзей и др.

    Так называемые общественные фонды представляют собой стандартизованные финансовые методы, которые продаются покупателям  из малого бизнеса.

    За  последние годы в США существенно  возрос объем коммерческих и промышленных займов, выдаваемых субъектам малого бизнеса под гарантии Администрации малого бизнеса. Только за один год — с 1993 по 1994 — их количество возросло с 25 тыс. до 35 тыс., а объем займов достиг, по оценке, 6 млрд. долл. При этом такая тенденция имеет место, несмотря на рост банковского процента за кредит, достигшего в последние годы 2—3% годовых.

Информация о работе Организационно-правовые формы предпринимательства