Организационно-правовые формы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении организационно-правовых форм предприятий и их особенностей, в исследовании развития предпринимательской деятельности в России и США.
В соответствии с целью работы рассматриваются следующие задачи:
 определение и выявление основных принципов организационно-правовых форм функционирования предприятий;
 исследование особенностей развития малого бизнеса в России и США;
 сравнение малого предпринимательства в этих странах.
Предметом данной работы являются характеристики развития малого предпринимательства в России и США, их отличия и сходства.

Содержание работы

Введение 3
1 Предпринимательство и его организационно-правовые формы 4
1.1 История возникновения и сущность предпринимательства 4
1.2 Виды и формы предпринимательства 7
1.3 Современные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности 9
2 Предпринимательская деятельность малого предприятия 15
2.1 Развитие малого предпринимательства в России 15
2.2 Развитие малого бизнеса в США 21
2.3 Сравнительная характеристика развития малого бизнеса в России и в США 25
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

    В США практикуются различные формы  поощрения малого бизнеса. Так, например, в 1994 г. малые предприятия получили 61,2 млрд. долл. от общей суммы 200,4 млрд. долл. в товарах и сервисах (услуги), купленных правительством. Кроме того, малые фирмы получили в том же году напрямую 39,2 млрд. долл.

    Малые фирмы США имеют большие достижения в области новаторства. Так, в  минувшем веке ими были созданы: самолет, оптический прибор, персональный компьютер, мягкие контактные линзы, прибор «искусственное сердце» и многое другое. По данным многочисленных исследований, малые фирмы производят в два раза больше новинок, приходящихся на одного работника, чем крупные фирмы.

    В технологической индустрии почти 25% занимают фирмы со средней численностью менее 500 человек. Среди фирм с высокой  технологией 93% имеют численность  до 500 работников, из них 70% — до 20 человек. Ныне в США законодательно предусмотрено выделение определенной суммы денег из средств федерального бюджета на исследования и разработки малым фирмам в сфере высоких технологий, которые предназначены на исследовательские работы.

    Следует также отметить определенную тенденцию  в малом бизнесе США — абсолютное и относительное увеличение числа женщин. Так, в 1994 г. доля малых предприятий в индустрии обслуживания, принадлежащих женщинам, составила 60,4% — самый высокий уровень. В оптовой и розничной торговле доля женщин  составила 22,9%, в финансах — 9,5%. Число малых предприятий, принадлежащих женщинам, возросло на 7,2%, в то время как соответствующий показатель у мужчин — лишь 3,8%. Только в одном 1994 г. число предприятий, владельцами которых являются женщины, увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 150 тыс. В том же году более 5,7 млн единоличных предприятий принадлежали женщинам. Это составляет 32,9% всех предприятий в США14.

    2.3 Сравнительная характеристика развития малого бизнеса в России и в США

 

    Из  всего написанного наглядно прослеживается отличия в развитии малого бизнеса в США. В нашей стране государство только сейчас стало обращать внимание на малый бизнес, а предприятия малого бизнеса были вынуждены в свое время самостоятельно развиваться, выживать, уходя от уплаты налогов и т.д. В то время как в США уже давно малый бизнес изначально является приоритетным направлением экономики на государственном уровне. Опыт США в создании различных программ малого бизнеса очень ценен.

    Содействие  развитию малого бизнеса в США  входит в компетенцию специальной государственной организации — Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), созданной Конгрессом США в 1953 г. На нее возложена обязанность оказывать мелким, предпринимателям финансовую и консультационную помощь, содействовать в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.

    В России система государственной  поддержки малого бизнеса на федеральном  уровне формировалась в значительной мере стихийно. Она с первых шагов  сводилась в основном к системе  налоговых льгот на прибыль. Зачастую задачи, поставленные перед ведомством, не отвечали его основным функциям, сфере деятельности и уровню ответственности и даже противоречили ведомственным интересам. Из-за плохой координации действий некоторые функции дублировались, а другие оставались бесхозными, а в итоге имело место распыление и без того скудных ресурсов.

    О необходимости образования специального государственного органа, который занимался  бы исключительно поддержкой и регулированием малого предпринимательства, заговорили уже в первые годы "перестройки", однако, несмотря на отдельные попытки, ничего путного из этого не получалось. В итоге за последние годы были созданы различные негосударственные структуры поддержки малого бизнеса, которые оказывают все более значительное влияние на развитие малого предпринимательства. К их числу принадлежат, например, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российская ассоциация маркетинга, Международный фонд поддержки инновационных предприятий "Инносоюз", Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики, общественные объединения предпринимателей и т. д. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают. Малые предприятия нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и в другой помощи.

    Точно так же как в США в России имеется опыт финансово-кредитной  поддержки малого бизнеса со стороны  государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем кредит на частном рынке ссудного капитала. До 90% заемного капитала кредиторов обеспечивается предоставляемыми государством гарантированными займами. Таким образом государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капитала мелким фирмам.

    В России имеются такие формы государственной  поддержки как: обеспечение малых предприятий госзаказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в областях со слабо развитой промышленностью, и др.

    Другой  мерой поощрения частной инициативы как в США, так и в России являются налоговые и амортизационные льготы.

    Представляет  интерес опыт развития инновационного бизнеса в США. 80-е годы XX в. отмечены в этой стране резким ростом индивидуального  и группового инновационного бизнеса. Мелкое инновационное производство, организованное на основе собственного труда ученых, инженеров, изобретателей (небольшие инновационные предприятия), базировалось на производстве, освоении, коммерциализации новых научно-технических идей. По разным оценкам, в конце 80-х — начале 90-х годов в наукоемком секторе промышленности США насчитывалось от 30 до 40 тыс. компаний с численностью занятых менее 100 человек. Сегодня из 600—700 тыс. ежегодно создаваемых в США новых фирм примерно 1/8 специализируется на производстве научно-технических нововведений.

    Мелкие  инновационные предприятия стали  в США своеобразным дополнением  к традиционным научно-исследовательским  и конструкторским комплексам промышленных корпораций, университетов, бесприбыльным  исследовательским организациям, государственным  лабораториям, различным целевым структурам. Существенно проигрывая подобным организациям по ресурсному обеспечению, мелкие фирмы в сфере научно-технического прогресса выигрывают в возможности максимального раскрепощения творческого потенциала и инициативы научно-технических работников.

    Опыт  США показывает, что в условиях ресурсной необеспеченности малого инновационного бизнеса важнейшим  фактором существования последнего является организация своеобразной сети его поддержки, включая:

  • финансовую (наличие многочисленных доступных источников рискового капитала);
  • материально-техническую (сдача в аренду и возможность покупки, в том числе на льготных условиях, средств производства — зданий и сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств, копировальной техники и т.д.);
  • информационную обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступа к базам данных и т.д.);
  • консультативную (развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчетности, оформления патентов)15.

    На  создание данной сети направлены сегодня  усилия федерального правительства, штатов, местных органов власти, общественности, университетов, частного бизнеса.

    К сожалению, в России этому уделяется пока не столь важное внимание.

    Поддержка предпринимательства требует больших  затрат, а возможности государственного бюджета весьма ограничены, поэтому  в России большие надежды возлагаются на отечественных и иностранных инвесторов.

    Таким образом, секрет высокой значимости малого бизнеса в экономике развитых стран заключается не столько  в льготном налогообложении, сколько  в эффективной и продуктивной государственной политике, направленной на развитие и поддержку малого предпринимательства. Налоговые льготы и специальные режимы помогают окрепнуть, занять свое место на рынке, развиться малым предприятиям до уровня средних и стать полноценными участниками налоговых отношений. Основная же задача государственных программ неналогового характера - обеспечить стабильное конъюнктурное положение предпринимательства, гарантировать свободный доступ к финансированию посредством банковских кредитов на льготных условиях, оказывать все виды поддержки и устранять административные барьеры.

    Выводы 

    Формирование  рынка — процесс многоплановый  в качестве составляющих которого являются становление и развитие малых  предприятий. Понятие «малое предприятие» предполагает предпринимательскую  деятельность небольших предприятий в традиционных областях.

    В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий как один из важнейших включен в программу  демонополизации национальных хозяйств страны. Малые предприятия создают  благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы.

    Социальная  функция малых предприятий состоит  в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Поэтому развитие малых предприятий — это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.

    Малые предприятия как неустойчивая предпринимательская  структура, наиболее зависимая от колебаний  рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке. В целях  развития малого бизнеса и обеспечения  государственной поддержки малого предпринимательства принято специальное Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446, в котором подчеркивается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Постановление определяет комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в России. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»16.

    Заключение

 

    В данной курсовой работе были описаны  организационно-правовые формы предприятий (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия; в числе хозяйственных товариществ — полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное); хозяйственные общества могут создаваться в форме обществ с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерных обществ). Исследовано развитие малого предпринимательства и представлена сравнительная характеристика двух стран: России и США. Выявлено, что малый бизнес в США развит имеет вескую роль в жизни своей страны, чего не скажешь о России.

    В заключение можно сделать следующие выводы.

    Выбор организационно-правовой формы является одним из важнейших управленческих решений, принимаемых руководителем  предприятия на начальном этапе  развития.

    Знание  организационно-правовых форм бизнеса  и их особенностей дает возможность предпринимателям успешно открывать и расширять собственное дело. Без этих знаний невозможно построение цивилизованной системы предпринимательских отношений, которые являются основой экономического развития и процветания страны. Поэтому сейчас осуществляются постоянные преобразования и корректировки в этой области с целью создания упорядоченной системы функционирования и взаимоотношения различных фирм и предприятий. В частности эти преобразования касаются малого предпринимательства.

    Малый бизнес уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. От развития малого предпринимательства, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всего государства в целом. Малое предпринимательство даёт обществу дополнительный социально-экономический эффект, уменьшая расходы государства на трудоустройство граждан, поддержание социальной стабильности, помощь депрессивным регионам. Поэтому расходы на поддержку малого бизнеса представляют собой не благотворительность, а возвращение малому бизнесу части созданного им макроэкономического эффекта.

    Таким образом, для экономики любой  страны деятельность малых фирм является важным фактором повышения её гибкости.

    Список  литературы

 
  1. Предпринимательство: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, Г.Б.Поляка, В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001
  2. Бусыргин А. В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник в 2 кн./ Кн.2.- М.: Интерпракс, 1994.
  3. Ясин Е. Малый бизнес просит не мешать работать // Рос. Газета,8 апреля 2000 г.
  4. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Принята Государственной Думой 21 октября 1994г. Введена в действие с 1 января  1995г. Часть 2. Принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г. Введена  в действие с 1 марта 1996 г.
  5. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
  6. Американская экономика: человек, технический прогресс, предпринимательство.- М.: Наука,1993.
  7. Мильнер Б.З. Теория организации : Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФА- М., 2002.
  8. История предпринимательства в России: Курс лекций. – М.: Палео-тип: Логос, 2006.
  9. Зайцев О. Программы микрокредитования в США // Банк. практика за рубежом. - Киев, 2006.
  10. Афанасьев В., Крылов Е. Малое предпринимательство в решении проблем занятости// Российский журнал,1996.-№ 10.

Информация о работе Организационно-правовые формы предпринимательства