Организация труда в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем фактом, что труд является основой жизнедеятельности любого общества и его движителем. В связи с чем, исследования труда как экономической категории останутся постоянными и востребованными. Целями исследования стали трудовые отношения в обществе и его трудовой потенциал, выявление его содержания и элементов. Задачи исследования: - изучение содержания и элементов организации труда и трудовых отношений, выявление оснований, обусловивших их появление; - изучение трудового потенциала и трудовых ресурсов общества;
- выявление актуальных проблем в этой области.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…3
1 Основные элементы организации труда в обществе………………………..4
1.1 Организация труда в обществе: содержание и значение…………………4
1.2Принципы и функции организации труда………………………………….8
2 Трудовой потенциал и трудовые ресурсы обществ………………………...11
2.1 Понятие трудового потенциала общества………………………………...11
2.2 Трудовые ресурсы: демографический, образовательный, профессионально-квалификационный аспекты……………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….21
Глоссарий…………………………………………………………………………22
Список использованных источников…………………………………………...24

Файлы: 1 файл

курсовая эконом.теория.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

От демографических характеристик трудоспособного населения (половозрастной структуры, здоровья, уровня занятости) и показателей демографического развития (динамики рождаемости и смертности населения) зависит величина совокупного национального дохода. Это также связано с тем, что демографический фактор параллельно с другими социально-экономическими факторами воздействует на уровень трудовой активности населения.

Изменение численности  и структуры населения по полу и возрасту влияет на использование  национального дохода, на соотношение спроса и предложения рабочей силы. Вместе с тем от численности и темпов роста населения и размещения его по территории страны зависят возможности и сроки освоения перспективных экономических районов.

Распределение населения  России по возрасту и полу за последние годы представлено в табл. 1 Приложения А.

Управление демографическими процессами является объективно необходимым  и возможным. Учет особенностей демографической  ситуации в стране, основных тенденций  воспроизводства населения становится важнейшим условием правильного социально-экономического планирования. Так, изменения численности, половозрастного состава населения, его профессионального и образовательного уровня, размеров семьи определяют возможный прирост (снижение) трудовых ресурсов, объем и структуру потребительского спроса.

Необходимость воздействия  в современных условиях на демографические  процессы обусловливается еще и  тем, что существует определенная инерционность  демографических процессов по отношению  к условиям жизнедеятельности людей и их изменению.

Демографическая политика как часть общей социально-экономической  политики страны должна быть направлена на достижение в долгосрочной перспективе  воспроизводства населения с  учетом региональных особенностей развития.

На практике выделяют определенные методы и направления в демографической политике, среди которых социально-экономические, правовые, воспитательные, психологические. Основными направлениями являются: стимулирование рождаемости, упрочение семьи, снижение заболеваемости и смертности.

Важнейшими характеристиками качественного состава населения, и особенно его трудоспособной части, являются образовательный уровень и профессиональное мастерство. Человек приводит в действие средства производства, с их помощью создает материальные блага. Чем выше уровень развития личностного фактора, тем быстрее совершенствуется и более производительно используется вещественный фактор.

В процессе воспроизводства  рабочей силы существенная роль принадлежит  системе подготовки квалифицированных  кадров для всех отраслей народного хозяйства. Подготовка рабочей силы должна быть направлена на некоторое опережение ее развития по сравнению с имеющимся в данный момент техническим уровнем производства.

Опережающее развитие личностного  фактора по сравнению с вещественным, создает предпосылки для быстрой адаптации работников к изменяющимся условиям труда, стимулирует развитие творческого подхода к трудовому процессу. Полученные в процессе обучения знания поднимают средний уровень развития трудовых ресурсов на более высокую ступень. В данном аспекте важнейшим фактором развития НТП становится своевременная и качественная подготовка рабочей силы.

Уровень образования  определяется средним числом лет  обучения, численностью учащихся и  студентов, долей специалистов с  высшим образованием и др. Он характеризуется и таким показателем, как процент грамотности. Распределение населения по группам в зависимости от полученного образования представлено в табл. 2 Приложения Б.

Потребности общества в  ресурсах труда и функционирующей  рабочей силе можно рассматривать в трех направлениях: производственном, воспроизводственном и личностном. Производственное направление нацелено на увязку соотношения между числом имеющихся рабочих мест, требующих определенной профессионально-квалификационной специализации, и фактической численностью работников соответствующего профиля. Воспроизводственное направление предполагает достижение равновесия между приростом числа рабочих мест и дополнительной, вновь вовлекаемой в производство рабочей силой соответствующего профессионально-квалификационного профиля. Личностное направление предусматривает обеспечение трудоспособного населения рабочими местами, отвечающими растущим потребностям работников.

Известно, что процесс  производства осуществляется тогда, когда  орудия труда, предметы труда превращаются в средства производства, приводимые в действие рабочей силой, обладающей необходимыми для этого профессиональными знаниями и соответствующей квалификацией. Особенность формирования профессионально-квалификационной специализации работников заключается в том, что оно происходит в органической связи с развитием научно-технического прогресса. Материально-вещественные факторы производства формируют профессионально-квалификационную структуру работников с точки зрения технической расчлененности труда, его содержания, сложности.

Профессионально-квалификационная структура работников представляет собой их первичную кооперацию по профессиям и квалификации, в рамках которой происходит непосредственное соединение средств производства и рабочей силы. Вместе с тем определяющая роль техники в формировании профессионально-квалификационного состава работников предполагает активное влияние квалификации на развитие вещественных элементов производства.

Процесс взаимодействия вещественного и личностного факторов с точки зрения формирования их качественного уровня является двусторонним. Первичность вещественных элементов производства в формировании профессионально-квалификационного уровня работников не отрицает то, что человек ≈ главная производительная сила общества. Именно человеку принадлежит особая функциональная роль в процессе производства.

Зависимость профессионально-квалификационного  уровня рабочей силы от структуры  технического базиса выражает объективную  закономерность ≈ изначальную определяющую роль вещественных элементов производства в формировании структуры работников по профессии и квалификации

 

 

Заключение

 

Совокупная способность  к труду, определяющая меру возможного участия любого человека в общественно полезной деятельности, может быть охарактеризована как со стороны психофизиологической пригодности, профессиональной подготовленности, так и по времени и затратам труда, степени гражданской и духовной зрелости личности.

2. Структурообразующей  единицей трудового потенциала  является потенциал работника, составляющий основу формирования трудовых потенциалов более высоких уровней.

3. Трудовой потенциал  предприятия всегда больше суммы  составляющих его частей - индивидуальных трудовых потенциалов работников.

4. Трудовой потенциал  общества аккумулирует совокупные способности к общественно полезной деятельности трудоспособного населения.

5. Население страны  подразделяется на экономически  активное и экономически неактивное. При этом экономически активное  население обеспечивает предложение  рабочей силы.

6. Величина трудовых  ресурсов обусловливается возрастными  границами -верхним и нижним уровнями трудоспособного возраста, долей трудоспособных среди населения трудоспособного возраста, численностью лиц за пределами трудоспособного возраста.

7. На величину трудовых ресурсов оказывают влияние демографический, образовательный и профессионально-квалификационный аспекты.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Организация труда

Это упорядоченная система взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом в едином производственном процессе.

2

Организация производства

Это единство всех основных элементов, взаимодействующих в процессе производства на предприятии.

3

Труд 

Один из главных факторов производства, наряду с землей, природными ресурсами, капиталом и предпринимательством.

4

Трудовой потенциал

Это интегральная характеристика количества, качества и меры совокупной способности  к труду, которой определяются возможности  отдельного человека, различных групп  работников и трудоспособного населения в целом по участию в общественно полезной деятельности.

5

Трудовой потенциал человека

Совокупность его различных  качеств: состояние здоровья, выносливость, тип нервной системы, т. е. его  физические, умственные и интеллектуальные возможности.

6

Трудовой потенциал  предприятия

Предельная величина возможного участия  трудящихся в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний и накопленного опыта.

7

Трудовые ресурсы

Это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги.

8

Формирование  трудовых ресурсов

Восстановление способностей к  труду реальных работников и получение людьми образования, специальности и определенной трудовой квалификации.

9

Экономически  активное население

Это совокупность трудоспособных занятых  и безработных граждан, которая  обеспечивает предложение рабочей  силы для товарного производства и сферы услуг в определенном периоде.

10

Экономически  неактивное население

Это население, которое по каким-либо причинам не создает предложения  рабочей силы.


 

Список использованных источников

1.

Конституция РФ от 12 декабря 1993 года(в  ред. От 30.12.2008г.)// РГ. – 2009. - №7. – 21 января.

2.

Адамчук В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А. Экономика труда. - М.: Финстатинформ, 2004.- 237с.

3.

Горелов Н.А. Экономика трудовых ресурсов. - М.: Высш. шк., 2007. - 207 с.

4.

Гурьянов С.Х., Поляков И.А., Ремизов  К.С. Справочник экономиста по труду. - М.: Экономика, 2002. - 124с.

5.

Жуков Л.И., Горшков В.В. Справочное пособие по труду и заработной плате. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 428с.

6.

Кураков Л.П., Марков Ю.К., Степанова  Р.Г. Трудовые ресурсы и занятость  населения. - М.: Пресс-сервис, 2006. - 345с.

7.

Меликьяна Г.Г., Колосовой Р.П.. Экономика  труда и социально-трудовые отношения. - М.: Изд-во МГУ, 2006. - 256с.

8.

Мумладзе Р.Г., Гужина Г.Н.Экономика  и социология труда - М.: КноРус,2009. – 328 с.

9.

Новицкий А.П. Население и трудовые ресурсы  - М.: Мысль, 2005. – 338 с.

10.

Россия в цифрах. - М.: Госкомстат РФ, 2007. – 455 с.

11.

Хорин А.Н. Трудовые ресурсы. - М.: Финансы  и статистика, 2006. - 396 с.


 

Приложения

А

Б





Информация о работе Организация труда в обществе