Основания сегментации рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 17:30, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – дать определение рынка труда, рассмотреть сегментацию рынка труда, его специфику и особенности, а так же основания функционирования и теоретические подходы к его анализу.
Согласно цели работы, сформированы следующие задачи:
- охарактеризовать основные понятия рынка труда и его структуру;
- рассмотреть факторы сегментации рынка труда, и его принципы;
- раскрыть основания сегментации рынка труда.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РЫНКА ТРУДА 5
2. ОСНОВНЫЕ СЕГМЕНТЫ РЫНКА ТРУДА 8
2.1. Многосегментная система рынка труда 8
2.2. Первичный и вторичный рынок труда 10
2.3. Рынок труда: внутренний и внешний 12
3. ОСНОВАНИЯ СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

Основания сегментации рынков труда.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)


МИНОБРНАУКИ РОСИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Волгоградский государственный  технический университет»

(ВолгГТУ)

Кафедра «История, культура и социология»

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О  Л Ь Н А Я  Р А Б О Т А

по курсу «Экономическая социология»

 

ТЕМА № 20

 

ОСНОВАНИЯ СЕГМЕНТАЦИИ  РЫНКА ТРУДА

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы ЭУЗ-282

Баширова А.М.

(№ 20112867)

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград, 2013

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Современному рынку  труда присуще явление сегментации, которое заключается в условном выделении различных групп наемных  работников (сегментов), в отношении которых действуют неодинаковые условия найма. Проблема сегментации рынка труда стала предметом рассмотрения в западной индустриальной социологии начиная с 1970-х годов и к настоящему времени достаточно полно разработана в научном и практическом планах.

Работодатель, действующий  в условиях постоянно меняющейся экономической конъюнктуры и  вынужденный по этой причине регулировать количественный и качественный состав персонала, подразделяет своих наемных  работников (как фактических, так  и потенциальных) на определенные категории, значимость которых для деятельности предприятия неодинакова.

К числу объективных  социально-экономических факторов относятся структурные сдвиги, распространение  гибких форм занятости и сегментация  рынка труда. Их влияние на масштабы и структуру незанятости противоречиво и разнонаправлено. Например, с одной стороны, тендерная дискриминация приводит к увеличению доли женщин в структуре безработицы, с другой стороны, расширение масштабов гибкости рынка труда и его вторичного (периферийного) сегмента, напротив, способствует вовлечению женщин в общественное производство, поскольку гибкие условия занятости для них достаточно привлекательны.

Одновременно существует множество факторов косвенного влияния  и субъективного воздействия  на рынок труда. Их учет в рамках социологического анализа необходим, хотя оценить их влияние с помощью каких-либо формальных параметров далеко не всегда представляется возможным.

Актуальность выбранной  темы состоит в том, что рынок труда представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Кроме того, занятость - своеобразный индикатор, по которому следует судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного курса реформ, их привлекательности для населения. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы.

Цель данной работы –  дать определение рынка труда, рассмотреть сегментацию рынка труда, его специфику и особенности, а так же основания функционирования и теоретические подходы к его анализу.

Согласно цели работы, сформированы следующие задачи:

- охарактеризовать основные понятия рынка труда и его структуру;

- рассмотреть факторы сегментации рынка труда, и его принципы;

- раскрыть основания сегментации рынка труда.

Методами исследования являются обработка, анализ научных источников; анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Объектом исследования послужили сегменты рынка труда, предметом – определение критериев, по которым проводится сегментация.

Поставленные цель и  задачи обусловили структуру работы, состоящую из введения, трех глав, заключения и списка использованной в работе литературы.

Основу теоретического исследования в работе составили труды отечественных авторов в области социологии.

1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РЫНКА ТРУДА

Как известно, рынок представляет собой пространство, на котором взаимодействуют  продавцы и покупатели, в результате чего для каждого стандартного товара (или услуги) устанавливаются равновесная цена и равновесный объем предложения и спроса. Очевидно, что данное понятие рынка должно быть скорректировано, если речь идет о таком специфическом товаре, как труд. Это связано с тем, что носитель труда (работник) представляет собой уникальную человеческую личность, которая обладает не только определенной способностью к труду (токарь, инженер, врач и т.д.), но и целым «спектром» других качеств: мотивами трудового поведения, жизненным опытом, психофизиологическими особенностями. В этой связи понятие «рынок труда» носит в какой-то степени абстрактный характер.

С другой стороны, и работодатели (т. е. те, кто предлагает рабочие  места) подходят к найму рабочей  силы не только с точки зрения требований к профессии и квалификации индивида, но и оценивая его (работника) коммуникабельность, умение работать в коллективе, способность к переобучению, трудовую мобильность.1

Труд имеет не только экономическую ценность (важнейший производственный фактор, при помощи которого производится продукция определенного количества и качества), но и социальную, так как является источником дохода, определяет социальный статус человека в обществе. Становление рыночных отношений всегда затрагивает одну из важнейших сфер экономики — занятость трудовых ресурсов.

Рынок труда — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Особенность рынка труда  и его механизма: объектом купли-продажи  на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу. 2

В широком смысле рынок  труда — система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда.

Отношения на рынке труда  регулируются общественными и государственными институтами.

Рынок труда — важная часть любой экономической системы, поскольку его состояние в значительной степени определяет темпы экономического роста этой системы. В то же время рынок труда является ключевым элементом социально-экономической политики, проводимой властными структурами. Таким образом, рынок труда испытывает на себе одновременно влияние и социальной, и экономической политики региона или государства в целом.

Эти отношения противоречивы  в силу действия законов спроса и предложения. В процессе обмена устанавливается состояние их временного равновесия, которое выражается определенным уровнем занятости и оплатой труда.

Спрос на рабочую силу в условиях свободной конкуренции формируется под влиянием двух основных показателей: реальной заработной платы и стоимости предельного продукта труда (продукта труда, произведенного последним нанятым работником). Предложение труда прямо зависит от уровня оплаты труда: чем выше зарплата, тем выше уровень предложения рабочей силы.

Через рынок труда  большинство работающего населения  получает работу и доходы. Из таблицы 1 видно, что рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы.

Таблица 1

Взаимодействие  спроса и предложения на труд

Спрос на труд

Предложение труда

Платежеспособная потребность  работодателей в рабочей силе для организации и развития производства

Совокупность экономически активного населения, предлагающего свою рабочую силу на рынке труда

—  производительность труда;

—  использование современных технологий;

—  состояние экономики и ее 
отдельных отраслей;

— спрос на потребительские  товары, необходимые обществу.

—  численность трудоспособного населения;

—  уровень квалификации;

—  уровень и структура зарплаты;

— социальная и налоговая  политика государства.


 

В результате взаимодействия спроса и предложения на труд на рынке устанавливается равновесная цена рабочей силы и определяется уровень занятости в экономике.3

Рынок труда зачастую является самым точным детектором социального  положения населения той или  иной страны. Возникновение рынка  труда связано со становлением рыночных отношений и развитием капитализма. Именно свободный труд, когда работник может уволиться в любой момент, и не «привязан» к предприятию как крестьянин в феодальную эпоху характеризует процесс уничтожения феодализма и рождения капитализма.

В настоящее время  мобильность трудовых ресурсов — один из важнейших параметров, при которых возможен экономический рост в экономике вообще. Таким образом, мобильность трудовых ресурсов способствует более высокой эффективности и производительности в экономике.

2. ОСНОВНЫЕ СЕГМЕНТЫ РЫНКА ТРУДА

Сегментация рынка труда - это объективно обусловленный процесс его структурирования, при котором под воздействием политико-экономических и социальных факторов развития общества возникает естественное разделение труда и формируются отдельные субрынки, или сегменты, отличающиеся различными характеристиками, исходя из особенности каждой категории работников. Это разделение работников и рабочих мест на устойчивые замкнутые сектора, зоны, которые ограничивают мобильность рабочей силы своими границами.

Важной характеристикой  рынка труда является его гибкость, которая увеличивает мобильность на нем. Гибкость может быть разных видов: количественной – выражающейся в изменении количества занятых, уровня заработной платы в ответ на изменение отдельных факторов; функциональной – предполагающей гибкие режимы труда и занятости, изменение в системах оплаты труда.4

2.1. Многосегментная система рынка труда

При изучении сегментации  рынка труда обычно используют три  признака:

- профессионально-отраслевой;

- квалификационно-зарплатный;

- социально-демографический.

Путем сочетания этих признаков могут быть выделены различные  группы работников, различающиеся приоритетностью  сферы деятельности и уровнем  материальной обеспеченности:

- дефицитные высококвалифицированные группы работников, занятые в развивающихся отраслях и сферах деятельности при достаточно высоком уровне гарантий занятости и росте доходов, превышающем уровень инфляции и общего экономического роста;

- избыточные высококвалифицированные группы работников сокращаемых или неразвивающихся сфер деятельности при отсутствии или недостаточности гарантий занятости к уровне доходов, соотносимом с темпами инфляции;

- дефицитные квалифицированные и низкоквалифицированные группы работников в развивающихся сферах деятельности с относительной стабильностью занятости при уровне доходов, отстающем от темпов инфляции, нуждающиеся в социальной поддержке;

- избыточные квалифицированные и низкоквалифицированные группы работников в сокращаемых или неразвивающихся сферах деятельности при отсутствии или недостаточности гарантий занятости и уровне доходов, значительно отстающем от темпов инфляции;

- работники, относящиеся к любой из названных категорий, но в то же время принадлежащие к социально уязвимым группам, отличающимся ограниченной возможностью использования трудового потенциала, что в большей или меньшей степени снижает гарантии их занятости и уровень доходов.

Сегментация позволяет  конкретно оценивать состояние  рынка труда по каждой категории  работников с точки зрения занятости  и безработицы, конкуренции между  наемными работниками и между работодателями, т.е. установить частное условие равновесия внутри субрынка.

При изучении рынка труда  спрос на труд обычно рассматривается  в разрезе четырех основных уровней:

- отдельного предприятия, организации;

- отраслей;

- регионов;

- экономики в целом.

В условиях действия этих структур происходит соответствующая  сегментация рынка, отражающая в  целом общественные потребности.5

Сегментация данного  рынка может быть конкретизирована и рынок труда разделен на пять следующих сегментов:

- рынок специалистов наиболее высокой квалификации;

- рынок квалифицированных кадров;

- рынок труда рабочих профессий;

- рынок труда малоквалифицированных работников и сферы услуг;

- остаточный рынок труда.

Такого рода многосегментная структура  рынка характерна для большинства развитых стран мира. Здесь особо важно отметить, что, в отличие от других рынков рынок труда в развитых странах в большей мере регулируется государством. В большей степени это относится к странам с переходным типом экономики, где рынок находится в стадии формирования и где процессы становления рыночной системы хозяйствования связаны с резким увеличением числа высвобождаемых из различных отраслей экономики в связи с ее структурной перестройкой.6

Кроме того, возрастание  роли государственного регулирования социально-трудовой сферы может быть обусловлено сильным влиянием ряда неэкономических факторов, среди которых особое значение имеют демографические процессы.

Информация о работе Основания сегментации рынка труда