Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 17:30, контрольная работа
Цель данной работы – дать определение рынка труда, рассмотреть сегментацию рынка труда, его специфику и особенности, а так же основания функционирования и теоретические подходы к его анализу.
Согласно цели работы, сформированы следующие задачи:
- охарактеризовать основные понятия рынка труда и его структуру;
- рассмотреть факторы сегментации рынка труда, и его принципы;
- раскрыть основания сегментации рынка труда.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РЫНКА ТРУДА 5
2. ОСНОВНЫЕ СЕГМЕНТЫ РЫНКА ТРУДА 8
2.1. Многосегментная система рынка труда 8
2.2. Первичный и вторичный рынок труда 10
2.3. Рынок труда: внутренний и внешний 12
3. ОСНОВАНИЯ СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Сегментами рынка труда являются первичный и вторичный рынки труда.
Первичный рынок труда – это рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, возможность профессионального продвижения, прогрессивная технология, схема управления.
Вторичный рынок труда – это рынок, для которого характерны текучесть кадров, нестабильная занятость, низкий уровень заработной платы, отсутствие профессионального продвижения, рост квалификации, наличие отсталой техники и технологии, отсутствие профсоюзов.
Причины разделения рынка труда на сегменты: различие в уровне экономической эффективности производства; различие в уровне социальной эффективности труда; различие в уровне социальной эффективности производства.
В сфере занятости
населения выделяют сегментацию
рынка труда по формам собственности
и статусу занятости, развитие неформального
сектора, малого предпринимательства.
Всех лиц, занятых в экономике
подразделяют на три группы: занятые
в формальном государственном, формальном негосударственном,
неформальном секторах. К последнему из
названных относится не зарегистрированная
в соответствии с законодательством экономическая
деятельность, занятые в которой не платят
налогов. Внутри неформального сектора
выделяют несколько разновидностей занятости:
по профессионально-
Сегментация рынка труда предусматривает разделения рынка труда на внутренний и внешний.
Внутренний рынок труда – это система социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которого назначение цены рабочей силы и ее размещение определяются административными правилами и процедурами. Этот рынок обуславливается наличием и составом работников на предприятии, их движением внутри его, причинами перемещения, уровнем занятости, степенью использования оборудования, наличием свободных, вновь создаваемых и ликвидируемых рабочих мест.
В то же время у внутренних рынков труда есть свои проблемы и недостатки. Так, при профессиональной подготовке работников непосредственно на рабочем месте могут возникать сложности, если обученный работник сможет претендовать на место наставника. Если заработная плата зависит от положения работника, стажа работы и возраста, а не от производительности, то стимулы к труду могут ослабевать, так что фирма должна поддерживать достаточный уровень внутренней конкуренции за продвижение по служебной лестнице. Основные достоинства и недостатки внутреннего рынка труда для работников и работодателей представлены в таблице 2.
Таблица 2
Преимущества и недостатки внутренних рынков труда для работников и работодателей.
Преимущества |
Недостатки |
Для работников |
|
Гарантии стабильной занятости |
Заработная плата определяется
в большей степени |
Ограничение конкуренции по заработной плате и карьерному росту по сравнению с внешним рынком |
Конкуренция в малой группе может быть очень острой |
«Социальный пакет» — незарплатные блага, получаемые работником от фирмы |
Снижение мотивации к труду, стимулов для повышения квалификации и самосовершенствования |
Фирма охотнее инвестирует в обучение и повышение квалификации работника |
Искусственное ограничение и постепенное снижение мобильности работника |
Спланированная и |
Возможна дискриминация |
Для работодателей |
|
Знание работником особенностей данного предприятия (технологии и людей) |
При недостаточно гибком анализе внешнего рынка — потери на разнице в оплате труда |
Минимизация специфических рисков найма персонала |
При определенных условиях высокие затраты на повышение квалификации |
Экономия средств на найме и обучении новичков |
Консервативность, недостаточная гибкость и мотивация персонала |
Осуществление затрат на
повышение квалификации в соответствии
с реальными потребностями |
Потери времени ценных работников в процессе наставничества |
Возможность более быстрого заполнения вакансий |
Слишком тесные взаимоотношения среди коллег |
Привязанность работников к своему предприятию |
Возможное снижение активности работников |
Низкая текучесть кадров |
«Короткая скамейка» — ограничение возможности для выбора |
Возможность добиваться
более высокой |
Возможный конфликт интересов обучающих и обучаемых |
Внешний рынок труда – это система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров, он обеспечивает движение работников с одних предприятий на другие и порождает безработицу.8
Изучение сегментации рынка труда привело к созданию теории его двойственности, в которой предполагается разделение рынка труда на два сектора: первичный и вторичный.
Критериями распределения работников по секторам служат
уровень квалификации работника и сложность
его замены для работодателя. Вторичный
рынок труда не требует от работников
специальной подготовки и особой квалификации
(официанты, прислуга, неквалифицированные
и сезонные рабочие, младший обслуживающий
персонал, низшие категории служащих и
т.п.). На первичном рынке труда работники,
напротив, обладают квалификацией, требующей
продолжительной подготовки (обучения,
опыта). Этот сектор включает рабочие места
— независимые (специалисты с высшим и
средним специальным образованием, менеджеры
и администраторы, высококвалифицированные
рабочие) и подчиненные (техники, рабочие
средней квалификации, административно-
Таблица 3
Основные особенности первичного и вторичного рынков труда.
Первичный рынок труда |
Вторичный рынок труда |
Стабильная занятость и надежность положения работника |
Велика текучесть кадров и нестабильна занятость |
Высокий уровень заработной платы (зависит прежде всего от должности, стажа, квалификации, меры ответственности) |
Низкий уровень заработной платы (зависит от выработки, дисциплинированности), развито нормирование труда |
Хорошие условия труда |
Плохие условия труда |
Творческий характер труда; нередко участие в управлении производством |
Труд исполнительский, рутинный |
Наличие хороших шансов на продвижение |
Слабые шансы на продвижение |
Использование прогрессивных технологий, требующих высокой квалификации работников |
Технология производства примитивна и трудоемка |
Соблюдение справедливости, трудовых правил |
Своеволие начальства |
Премии, доплаты, участие в прибылях |
Ведущая роль основной заработной платы |
Гарантия занятости на перспективу |
Высокая текучесть кадров; их увольняют в первую очередь |
Удобные дни и часы работы |
Жесткий график; часто неполный рабочий день (неделя); сезонная или временная работа |
Льготы и пособия (жилье, услуги, страхование и т.п.) |
Низкая социальная защищенность |
100% оплата больничных листов и отпусков |
На них стараются сэкономить |
Гарантированное пенсионное обеспечение |
|
Обучение и переквалификация за счет предприятия (в том числе и в рабочее время) |
Простая и кратковременная подготовка, чаще всего на самом рабочем месте |
Членство в профсоюзах, клубах и т.п.; часто высокий статус |
Отсутствуют профсоюзы; статус низок |
Черты, присущие первичному
и вторичному рынкам труда, взаимосвязаны.
На первичном рынке фирмы
На вторичном рынке труда у работников низкие заработки и производительность труда, нет особых стимулов для повышения квалификации; работодатель не осуществляет инвестиций в их профессиональное обучение и у него нет причин для сокращения высокой текучести кадров, тем более что она позволяет снизить затраты на социальный пакет, а также мешает объединению рабочих в профсоюзы.9
Применительно к рынку труда сегментирование есть разбивка предложения рабочей силы и спроса на нее па группы, которые одинаково реагируют на один и тот же побудительный мотив занятости. Объектами сегментирования могут являться и работодатели, и наемные работники, и кадровые агентства.
Как и на обычных товарных рынках, на рынке труда возможны разные подходы к сегментации. Единичная сегментация делает упор на определенный сегмент рынка (поиск работников отдельных профессий для конкретных производств с конкретными свойствами рабочей силы) и составляет основу целевою маркетинга. Стратегии маркетинга ориентированы на конкретную, четко определенную группу работодателей через узкоспециализированную программу маркетинга. Предусматривается один диапазон в зарплате, приспособленный для одной группы наемных работников.
Множественная сегментация ориентирована на две или несколько четко обозначенных групп работодателей и связана с учетом отличительных черт для отдельных групп: молодых специалистов, женщин и т.д. На основании этих черт разрабатываются ориентированные на каждый сегмент планы маркетинга.
Наконец массовый маркетинг предполагает в качестве основной цели на рынке труда максимизацию трудоустройства, уменьшение числа безработных. Целевой рынок здесь — широкий круг потребителей-работодателей, предъявляющих спрос на труд массовых профессий.10
Поскольку воспроизводство рабочей силы осуществляется преимущественно в территориальном аспекте, то в изучении структуры предложения рабочей силы решающую роль играет региональная сегментация рынка труда. В каждом таком сегменте складывается специфическая система внешних факторов, влияющих на уровень и структуру подразделения рабочей силы.
В соответствии с этим относительно благополучные, экономически развитые районы становятся объектом притяжения миграционных потоков; с другой стороны они отличаются интенсивным антропогенным давлением на окружающую природную среду, низкой интенсивностью, а в отдельных случаях и деградацией демовоспроизводственных процессов и в связи с этим ухудшением половозрастной структуры населения и снижением психофизиологических параметров трудового потенциала, в результате чего в его структуре возрастает удельный вес маргинальных контингентов трудовых ресурсов, недостаточно конкурентоспособных на рынке рабочей силы.
Кроме того, при сегментации регионального рынка рабочей силы должна рассматриваться структура расселения (городское, урбанизированное и сельское население, интенсивность маятниковой миграции, расширяющей территориальные границы рынка рабочей силы). Внутри региона выделяются мегаполисы, монопроизводственные (одноотраслевые) города, старые, средние по размеру города с нечеткой специализацией, поселки так называемого городского типа, сельские населенные пункты. В составе рынка труда на селе полезно выделение несельскохозяйственного и аграрного.
Каждая из этих групп может иметь специфические характеристики демовоспроизводственного поведения, соответственно, и половозрастную сфуктуру. различную степень, например, занятости трудоспособных женщин в общественном производстве, различное качество трудового потенциала.
С другой стороны, мобильность рабочей силы обусловливает ее миграцию, в том числе сезонную, и делает реальностью внутристрановой (национальный) и мировой рынки труда. Существуют также макрорегионадьные (межстрановые) рынки труда, например, фактически общий рынок СНГ (в силу безвизового режима, реального языка межнационального общения, да и сложившихся традиций).
Региональными особенностями
сегментация рынка рабочей силы
не исчерпывается. Уже на уровне региона
на нее оказывают влияние такие
факторы, как социально-демографическая структура населения,
уровень и структура занятости экономически
активного населения и профессионально-
Рассмотрение половозрастной структуры выделенных поселенческих групп позволяет определить в их рамках такие сегменты, формирующие предложения труда, как молодежь, вступающая в трудоспособный возраст, население трудоспособного возраста, лица ограниченной трудоспособности и социально не защищенные, лица предпенсионного и пенсионного возраста. Эти группы характеризуются различной степенью участия в общественном производстве, необходимостью проведения адресной социальной полигики по отношению к ним и т.д.
В некоторых случаях представляет интерес сегментация по этническому признаку — там, где с этим связаны определенные традиции трудового поведения и специализации. Изменение этнического состава населения и рабочей силы приводит к новым аспектам со стороны предложения труда. Например, эмиграция русскоязычного населения из различных республик СНГ привела к потере ключевых кадров в промышленности, науке, образовании, медицине; серьезные проблемы для России и других постсоветских стран порождает эмиграция евреев и немцев. Иммиграция же в страну повышает общее предложение труда и обостряет конкуренцию на рынке труда.