Основания сегментации рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 17:30, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – дать определение рынка труда, рассмотреть сегментацию рынка труда, его специфику и особенности, а так же основания функционирования и теоретические подходы к его анализу.
Согласно цели работы, сформированы следующие задачи:
- охарактеризовать основные понятия рынка труда и его структуру;
- рассмотреть факторы сегментации рынка труда, и его принципы;
- раскрыть основания сегментации рынка труда.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РЫНКА ТРУДА 5
2. ОСНОВНЫЕ СЕГМЕНТЫ РЫНКА ТРУДА 8
2.1. Многосегментная система рынка труда 8
2.2. Первичный и вторичный рынок труда 10
2.3. Рынок труда: внутренний и внешний 12
3. ОСНОВАНИЯ СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

Основания сегментации рынков труда.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

2.2. Первичный и вторичный  рынок труда

Сегментами рынка труда  являются первичный и вторичный рынки труда.

Первичный рынок труда – это рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, возможность профессионального продвижения, прогрессивная технология, схема управления.

Вторичный рынок труда – это рынок, для которого характерны текучесть кадров, нестабильная занятость, низкий уровень заработной платы, отсутствие профессионального продвижения, рост квалификации, наличие отсталой техники и технологии, отсутствие профсоюзов.

Причины разделения рынка труда на сегменты: различие в уровне экономической эффективности производства; различие в уровне социальной эффективности труда; различие в уровне социальной эффективности производства.

В сфере занятости  населения выделяют сегментацию  рынка труда по формам собственности  и статусу занятости, развитие неформального  сектора, малого предпринимательства. Всех лиц, занятых в экономике  подразделяют на три группы: занятые  в формальном государственном, формальном негосударственном, неформальном секторах. К последнему из названных относится не зарегистрированная в соответствии с законодательством экономическая деятельность, занятые в которой не платят налогов. Внутри неформального сектора выделяют несколько разновидностей занятости: по профессионально-квалификационному уровню доходов выделяются квалифицированная, достаточно хорошо оплачиваемая работа и работа, не требующая квалификации. По статусу занятые в неформальном секторе выделяются лица, занятые только в неформальном секторе, и лица, занятые как в неформальном, так и в формальном секторе. По способу осуществления неформальной деятельности и получения доходов выделяются индивидуально занятые работники, работники и владельцы мелких незарегистрированных производственных единиц, официально не оформленные работники зарегистрированных организациях, неучтенная, укрываемая от налогообложения деятельность предприятий формального сектора, приносящая их сотрудникам неучтенные доходы, неучтенная деятельность работников, осуществляемая на рабочем месте.7

2.3. Рынок труда: внутренний и внешний

Сегментация рынка труда  предусматривает разделения рынка  труда на внутренний и внешний.

Внутренний  рынок труда – это система социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которого назначение цены рабочей силы и ее размещение определяются административными правилами и процедурами. Этот рынок обуславливается наличием и составом работников на предприятии, их движением внутри его, причинами перемещения, уровнем занятости, степенью использования оборудования, наличием свободных, вновь создаваемых и ликвидируемых рабочих мест.

В то же время у внутренних рынков труда есть свои проблемы и  недостатки. Так, при профессиональной подготовке работников непосредственно на рабочем месте могут возникать сложности, если обученный работник сможет претендовать на место наставника. Если заработная плата зависит от положения работника, стажа работы и возраста, а не от производительности, то стимулы к труду могут ослабевать, так что фирма должна поддерживать достаточный уровень внутренней конкуренции за продвижение по служебной лестнице. Основные достоинства и недостатки внутреннего рынка труда для работников и работодателей представлены в таблице 2.

Таблица 2

Преимущества  и недостатки внутренних рынков труда для работников и работодателей.

Преимущества

Недостатки

Для работников

 

Гарантии стабильной занятости

Заработная плата определяется в большей степени характеристиками рабочего места, чем работника

Ограничение конкуренции  по заработной плате и карьерному росту по сравнению с внешним рынком

Конкуренция в малой  группе может быть очень острой

«Социальный пакет» —  незарплатные блага, получаемые работником от фирмы

Снижение мотивации  к труду, стимулов для повышения  квалификации и самосовершенствования

Фирма охотнее инвестирует  в обучение и повышение квалификации работника

Искусственное ограничение  и постепенное снижение мобильности  работника

Спланированная и последовательная структура карьеры

Возможна дискриминация

Для работодателей

 

Знание работником особенностей данного предприятия (технологии и  людей)

При недостаточно гибком анализе внешнего рынка — потери на разнице в оплате труда

Минимизация специфических  рисков найма персонала

При определенных условиях высокие затраты на повышение квалификации

Экономия средств на найме и обучении новичков

Консервативность, недостаточная  гибкость и мотивация персонала

Осуществление затрат на повышение квалификации в соответствии с реальными потребностями фирмы

Потери времени ценных работников в процессе наставничества

Возможность более быстрого заполнения вакансий

Слишком тесные взаимоотношения  среди коллег

Привязанность работников к своему предприятию

Возможное снижение активности работников

Низкая текучесть кадров

«Короткая скамейка» — ограничение возможности для выбора

Возможность добиваться более высокой производительности труда

Возможный конфликт интересов  обучающих и обучаемых


 

Внешний рынок  труда – это система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров, он обеспечивает движение работников с одних предприятий на другие и порождает безработицу.8

Изучение сегментации  рынка труда привело к созданию теории его двойственности, в которой  предполагается разделение рынка труда  на два сектора: первичный и вторичный.

Критериями распределения работников по секторам служат уровень квалификации работника и сложность его замены для работодателя. Вторичный рынок труда не требует от работников специальной подготовки и особой квалификации (официанты, прислуга, неквалифицированные и сезонные рабочие, младший обслуживающий персонал, низшие категории служащих и т.п.). На первичном рынке труда работники, напротив, обладают квалификацией, требующей продолжительной подготовки (обучения, опыта). Этот сектор включает рабочие места — независимые (специалисты с высшим и средним специальным образованием, менеджеры и администраторы, высококвалифицированные рабочие) и подчиненные (техники, рабочие средней квалификации, административно-вспомогательный персонал). Основные черты, характеризующие тот и другой рынки труда, автором сведены в таблице 3.

Таблица 3

Основные особенности  первичного и вторичного рынков труда.

Первичный рынок  труда

Вторичный рынок  труда

Стабильная занятость  и надежность положения работника

Велика текучесть кадров и нестабильна занятость

Высокий уровень заработной платы (зависит прежде всего от должности, стажа, квалификации, меры ответственности)

Низкий уровень заработной платы (зависит от выработки, дисциплинированности), развито нормирование труда

Хорошие условия труда

Плохие условия труда

Творческий характер труда; нередко участие в управлении производством

Труд исполнительский, рутинный

Наличие хороших шансов на продвижение

Слабые шансы на продвижение

Использование прогрессивных  технологий, требующих высокой квалификации работников

Технология производства примитивна и трудоемка

Соблюдение справедливости, трудовых правил

Своеволие начальства

Премии, доплаты, участие  в прибылях

Ведущая роль основной заработной платы

Гарантия занятости  на перспективу

Высокая текучесть кадров; их увольняют в первую очередь

Удобные дни и часы работы

Жесткий график; часто  неполный рабочий день (неделя); сезонная или временная работа

Льготы и пособия (жилье, услуги, страхование и т.п.)

Низкая социальная защищенность

100% оплата больничных листов и отпусков

На них стараются  сэкономить

Гарантированное пенсионное обеспечение

 

Обучение и переквалификация за счет предприятия (в том числе  и в рабочее время)

Простая и кратковременная  подготовка, чаще всего на самом  рабочем месте

Членство в профсоюзах, клубах и т.п.; часто высокий статус

Отсутствуют профсоюзы; статус низок


 

Черты, присущие первичному и вторичному рынкам труда, взаимосвязаны. На первичном рынке фирмы вынуждены  повышать эффективность, чтобы компенсировать высокие издержки на заработную плату; появляется необходимость в наукоемких технологиях, что делает целесообразным повышение квалификации работников.

На вторичном рынке  труда у работников низкие заработки  и производительность труда, нет  особых стимулов для повышения квалификации; работодатель не осуществляет инвестиций в их профессиональное обучение и у него нет причин для сокращения высокой текучести кадров, тем более что она позволяет снизить затраты на социальный пакет, а также мешает объединению рабочих в профсоюзы.9

 

3. ОСНОВАНИЯ СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Применительно к рынку  труда сегментирование есть разбивка предложения рабочей силы и спроса на нее па группы, которые одинаково  реагируют на один и тот же побудительный  мотив занятости. Объектами сегментирования  могут являться и работодатели, и наемные работники, и кадровые агентства.

Как и на обычных товарных рынках, на рынке труда возможны разные подходы к сегментации. Единичная сегментация делает упор на определенный сегмент рынка (поиск работников отдельных профессий для конкретных производств с конкретными свойствами рабочей силы) и составляет основу целевою маркетинга. Стратегии маркетинга ориентированы на конкретную, четко определенную группу работодателей через узкоспециализированную программу маркетинга. Предусматривается один диапазон в зарплате, приспособленный для одной группы наемных работников.

Множественная сегментация  ориентирована на две или несколько четко обозначенных групп работодателей и связана с учетом отличительных черт для отдельных групп: молодых специалистов, женщин и т.д. На основании этих черт разрабатываются ориентированные на каждый сегмент планы маркетинга.

Наконец массовый маркетинг предполагает в качестве основной цели на рынке труда максимизацию трудоустройства, уменьшение числа безработных. Целевой рынок здесь — широкий круг потребителей-работодателей, предъявляющих спрос на труд массовых профессий.10

Поскольку воспроизводство  рабочей силы осуществляется преимущественно в территориальном аспекте, то в изучении структуры предложения рабочей силы решающую роль играет региональная сегментация рынка труда. В каждом таком сегменте складывается специфическая система внешних факторов, влияющих на уровень и структуру подразделения рабочей силы.

В соответствии с этим относительно благополучные, экономически развитые районы становятся объектом притяжения миграционных потоков; с  другой стороны они отличаются интенсивным антропогенным давлением на окружающую природную среду, низкой интенсивностью, а в отдельных случаях и деградацией демовоспроизводственных процессов и в связи с этим ухудшением половозрастной структуры населения и снижением психофизиологических параметров трудового потенциала, в результате чего в его структуре возрастает удельный вес маргинальных контингентов трудовых ресурсов, недостаточно конкурентоспособных на рынке рабочей силы.

Кроме того, при сегментации  регионального рынка рабочей  силы должна рассматриваться структура расселения (городское, урбанизированное и сельское население,  интенсивность маятниковой миграции, расширяющей территориальные границы рынка рабочей силы). Внутри региона выделяются мегаполисы, монопроизводственные (одноотраслевые) города, старые, средние по размеру города с нечеткой специализацией, поселки так называемого городского типа, сельские населенные пункты. В составе рынка труда на селе полезно выделение несельскохозяйственного и аграрного.

Каждая из этих групп может иметь специфические характеристики демовоспроизводственного поведения, соответственно, и половозрастную сфуктуру. различную степень, например, занятости трудоспособных женщин в общественном производстве, различное качество трудового потенциала.

С другой стороны, мобильность рабочей силы обусловливает ее миграцию, в том числе сезонную, и делает реальностью внутристрановой (национальный) и мировой рынки труда. Существуют также макрорегионадьные (межстрановые) рынки труда, например, фактически общий рынок СНГ (в силу безвизового режима, реального языка межнационального общения, да и сложившихся традиций).

Региональными особенностями  сегментация рынка рабочей силы не исчерпывается. Уже на уровне региона  на нее оказывают влияние такие  факторы, как социально-демографическая структура населения, уровень и структура занятости экономически активного населения и профессионально-квалификационная структура наемной рабочей силы, в конечном счете формирующая предложение на рынке труда.11

Рассмотрение половозрастной структуры выделенных поселенческих групп позволяет определить в их рамках такие сегменты, формирующие предложения труда, как молодежь, вступающая в трудоспособный возраст, население трудоспособного возраста, лица ограниченной трудоспособности и социально не защищенные, лица предпенсионного и пенсионного возраста. Эти группы характеризуются различной степенью участия в общественном производстве, необходимостью проведения адресной социальной полигики по отношению к ним и т.д.

В некоторых случаях  представляет интерес сегментация по этническому признаку — там, где с этим связаны определенные традиции трудового поведения и специализации. Изменение этнического состава населения и рабочей силы приводит к новым аспектам со стороны предложения труда. Например, эмиграция русскоязычного населения из различных республик СНГ привела к потере ключевых кадров в промышленности, науке, образовании, медицине; серьезные проблемы для России и других постсоветских стран порождает эмиграция евреев и немцев. Иммиграция же в страну повышает общее предложение труда и обостряет конкуренцию на рынке труда.

Информация о работе Основания сегментации рынка труда