Основные элементы экономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 07:00, реферат

Описание работы

Что такое экономическая политика? Прежде всего это раздел в науки, изучающий экономику на уровне макроэкономике. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Так где же берет истоки экономическая политика? Меры для поднятия экономического благосостояния населения, регулирования его численности применялись государственной властью уже на первых ступенях человеческой культуры.

Содержание работы

1.Основные элементы экономической политики:
 Денежно-кредитная политика;
 Бюджетная политика;
 Налоговая (фискальная) политика;
 Инвестиционная политика;
 Политика в области труда и занятости, рынка рабочей силы, регулирования доходов;
 Внешнеэкономическая политика;

Файлы: 1 файл

экономическая политика.docx

— 77.69 Кб (Скачать файл)

 

Установление ориентиров роста  денежной массы и прямые количественные ограничения: политика таргетирования

Таргетирование, т. е. установление целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении, установление высших и низших пределов ее увеличения на определенный период.

По сути таргетирование представляет собой установление прямых ограничений роста объемов денежной массы. Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров.

Существует прямая связь между  установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Центральным  банком. Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориентирами  позволяет достаточно точно определить период, в течение которого требуется  вмешательство регулирующих органов, а своевременность принятия мер  повышает их эффективность.

Использование Центральным банком целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности  и надежности функционирования системы  денежного регулирования.

Законом предусмотрено, что Центральный  банк может применять и прямые количественные ограничения (установление лимитов) на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями  отдельных банковских операций. Но это бывает в исключительных случаях  в целях проведения единой государственной  денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации. Центральный  банк может устанавливать ориентиры  роста одного или нескольких показателей  денежной массы, исходя из основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Бюджетная политика

Бюджетная политика представляет собой  целенаправленное воздействие государства  на экономику путем изменения  объема и структуры государственных  расходов, налогообложения и государственной  собственности, которые в совокупности являются инструментами ее проведения. Сама же бюджетная политика, основные параметры которой находят свое отражение в бюджете, выступает  как инструмент управления государственными финансами.

В первую очередь при определении  институциональных основ бюджетной  политики должно быть сформировано представление  о возлагаемых на государство  обязанностях, исходя из этих обязанностей формируются расходы, а величина необходимых расходов позволяет определить требуемые доходы. Функции государства должны быть четко структурированы и законодательно закреплены. При этом определение величины налогового бремени как макроэкономического ориентира при проведении бюджетной политики должно основываться не только на современных налоговых теориях, но и отражать качество выполнения государством своих функций. Неясность в вопросе о возложенных на государство функциях создает благоприятную среду для размывания финансового потенциала государства, разрастания бюрократического аппарата и расходования средств на удовлетворение мнимых потребностей, при том что реальные потребности игнорируются.

Основу бюджетной политики составляют стратегические направления, определяющие перспективы формирования и использования  финансовых ресурсов с целью решения  главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики. Поэтому  рассмотрение государства в качестве субъекта финансовых отношений предполагает прежде всего концентрацию внимания именно на финансовых ресурсах, которыми оно распоряжается с целью выполнения возложенных на него функций. Р. Масгрейв в книге «Теория государственных финансов» выделял три основные составляющие бюджетной политики:

1. аллокационная составляющая связана с необходимостью корректировки рыночного механизма размещения финансовых ресурсов в экономике, если он оказывается неэффективен в связи с «недостатками рынка», и выражается, например, в том, что государство с помощью налогов ограничивает производство товаров с отрицательными внешними эффектами или с помощью государственных расходов способствует производству благ, обладающих особыми достоинствами.

2. распределительная - заключается в изменении предпосылок и результатов рыночного распределения доходов. Например, собирая налоги с работающих, государство выплачивает пенсии и пособия нетрудоспособным и безработным;

3. стабилизационная - определяется ее влиянием на общее макроэкономическое равновесие, которое в значительной степени определяется характером и размерами налогов, государственных расходов, величиной государственного долга, состоянием кредитной системы.

Каждая из них оказывает влияние  на величину и направленность финансовых потоков, формируемых рынком. Аллокационный, распределительный и стабилизационный аспект бюджетной политики тесно связаны между собой и образуют единое целое: принятие стабилизационных мер неизбежно влечет за собой аллокацию и распределение финансовых ресурсов, а распределительная составляющая финансовой политики может оказать существенное влияние на макроэкономическую стабильность. Их разграничение необходимо для четкого определения и анализа конкретных целей, которые могут достигаться посредством проведения бюджетной политики.

Приоритеты бюджетной политики как инструмента управления национальной экономикой не оставались постоянными. Они менялись вместе с развитием  бюджетных систем, изменением внешних  экономических условий и ростом отрицательных эффектов чрезмерного  роста государственного вмешательства  в их экономику. По мере развития системы  государственных финансов и концентрации в руках государства возрастающих объемов финансовых ресурсов усиливается  актуальность проблемы экономической  эффективности государства в  широком диапазоне ее аспектов - от теоретических разработок до оценок результативности отдельных направлений  расходования государственных средств. Аккумулируя значительные объемы финансовых ресурсов, государство не всегда обеспечивает их эффективное перераспределение, что в конечном счете сдерживает темпы экономического роста и социального прогресса, осложняет интеграцию хозяйства в глобальную экономику.

Государственные финансы как механизм, нацеленный на устранение или смягчение  провалов рынка, так же далек от совершенства. В этом отношении важную роль играет анализ издержек и выгод рациональности различных государственных программ и проектов. Однако осуществить их адекватную оценку на основе формализованных  процедур соизмерения затрат и результатов  крайне сложно, так как издержки и выгоды оцениваются с позиций  не индивида, а всего общества. Многие выгоды, связанные с реализацией  государственных программ, не могут  быть выражены количественно. Кроме  того, потребности различных экономических  субъектов могут существенно  различаться, соответственно и их пожелания  относительно приоритетных направлений  развития системы государственных  финансов будут различными. Отсюда следует, что затраты и результаты следует оценивать с учетом экстерналии.

Понимание бюджетной политики как  процесса обмена между индивидами и  государством, при котором каждый стремится к достижению своих  целей, соглашаясь платить налоги в  обмен на необходимые общественные блага, т.е. признание «контрактной» сущности общественных благ, имеет принципиально важное значение при выработке конкретных решений в бюджетно-налоговой сфере. В таком понимании бюджетная политика базируется на компромиссе финансовых интересов всех участников воспроизводственного процесса и становится активным инструментом укрепления экономического потенциала страны. В качестве пояснения данной трактовки можно привести слова Дж. Бьюкенена: «...в политике граждане соглашаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каждому: от местной пожарной охраны до суда... При этом особое значение для экономики имеет обеспечение государством защиты прав собственности».

Доходы, которые собирает государство  через налоги, являются вознаграждением  за предоставление благ, которые в  данных условиях наилучшим образом  может предоставить именно государство. Данная интерпретация бюджетной  политики является теоретическим фундаментом  для обоснования значимости проблем  нахождения правильного для данных условий соотношения роли рынка  и государства, а также разработки системы критериев эффективности расходования государственных средств. Как отмечает М. Алле, многие современные авторы склонны забывать о неразрывной связи между качеством услуг, которые государство предоставляет, и налогами, которые оно собирает. Данный подход предполагает, прежде всего, выработку взаимоприемлемых отношений между государством и бизнесом, включая поддержку малых и средних предприятий, стимулирование занятости населения, борьбу с коррупцией, а также создание жестких законодательных рамок для перераспределительной деятельности государства. Задача формирования предсказуемых и эффективных отношений государства с бизнесом является одной из ключевых в современных российских условиях и выходит за рамки бюджетной политики, поэтому оптимизация всего комплекса отношений государства и бизнеса подразумевает продвижение реформ не только на собственно финансовом направлении, но и в социально-политической сфере.

Если бюджетная политика осуществляется не в русле поиска компромисса, а  исключительно как инструмент реализации фискальных интересов государства, то это может привести к противоречиям  между интересами общества и государства, несоответствию между провозглашаемыми целями политики и возможностью их достижения посредством осуществляемых мер. Разработка конкретных направлений  бюджетной политики предполагает определение  целей, которые преследуются при  ее осуществлении. Конечной целью бюджетной  политики является обеспечение конкурентоспособности  национальной экономики, что, в свою очередь, предусматривает стимулирование экономического роста, формирование эффективных  рыночных институтов, достижение высокого уровня занятости и благосостояния населения, антиинфляционное регулирование.

Социально-экономическая результативность бюджетной политики характеризует  соответствие общественных расходов и  их результатов тем целям, которые  преследует государство, регулируя  социально-экономические процессы. Данные цели не всегда совместимы друг с другом и носят порой противоречивый характер. Это явление часто иллюстрируется «кривой Филипса», которая показывает, что одновременно с сокращением  безработицы происходит рост инфляции, а снижение последней сопровождается ростом безработицы.

Таким образом, полное и одновременное  достижение всех целей бюджетной  политики, как и экономической  политики в целом, является трудновыполнимой задачей. Поэтому в зависимости от конкретной ситуации бюджетная политика ориентирована на улучшение тех или иных макроэкономических показателей.

Исходя из целей, которые ставит перед собой государство, к основным направлениям государственной бюджетной  политики относятся:

- формирование доходной и расходной  частей бюджетной системы, контроль за эффективностью, сохранностью и целевым использованием бюджетных средств;

- управление бюджетным дефицитом  (профицитом);

- управление государственным долгом;

- регулирование монополий;

- укрепление системы межбюджетных  отношений;

- обеспечение государственных  приоритетов в развитии отдельных  видов деятельности, в частности  инновационной, предоставление государственных  кредитов;

- регулирование социальных процессов;

- управление государственной собственностью;

- регулирование иностранных инвестиций  и внешнеэкономической деятельности.

Данные направления бюджетной  политики не должны рассматриваться  в качестве локальных форм воздействия. Они являются элементами общеэкономической  функции государственного регулирования  рыночной экономики. Особое внимание при  этом уделяется координации государственных  мероприятий в области бюджетной  и денежной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 налоговая политика

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования осуществляемых государством. Является ключевым звеном экономической политики и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций.    

  Как специфическая область человеческой  деятельности, налоговая политика  относится категории надстройки. Между ней и экономическим  базисом общества существует  тесная взаимосвязь. С одной  стороны, налоговая политика порождается  экономическими отношениями, общество  не свободно в выработке и  проведении политики, последняя  обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, как составная часть финансовой политики, обладает в определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.     

  Научный подход к выработке  налоговой политики предполагает  ее соответствие закономерностям  общественного развития, постоянный  учет выводов финансовой теории. Нарушение этого требования приводит  к большим потерям в народном  хозяйстве. Вся история нашего  государства подтверждает это.     

  Формирование налоговой политики  и создание налоговой системы  происходит одновременно с развитием  параллельных блоков реформы  - изменениями в системе собственности,  ценообразования, реформирования  банковской сферы, денежно-кредитной  политики и т.п. Поэтому в  любой конкретный временной промежуток  каждый следующий шаг на пути  создания системы налогообложения  во многом определяется принятием  конкретных решений по другим  направлениям реформы.     

  При этом на выбор конкретного  варианта решения в области  налоговой политики влияют следующие  факторы: общая экономическая  ситуация в стране, характеризующаяся  темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная  политика государства; соответствие  между сферой производства, находящейся  под государственным контролем,  и приватизированным сектором.     

Информация о работе Основные элементы экономической политики