Основные элементы экономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 07:00, реферат

Описание работы

Что такое экономическая политика? Прежде всего это раздел в науки, изучающий экономику на уровне макроэкономике. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Так где же берет истоки экономическая политика? Меры для поднятия экономического благосостояния населения, регулирования его численности применялись государственной властью уже на первых ступенях человеческой культуры.

Содержание работы

1.Основные элементы экономической политики:
 Денежно-кредитная политика;
 Бюджетная политика;
 Налоговая (фискальная) политика;
 Инвестиционная политика;
 Политика в области труда и занятости, рынка рабочей силы, регулирования доходов;
 Внешнеэкономическая политика;

Файлы: 1 файл

экономическая политика.docx

— 77.69 Кб (Скачать файл)

  Разрабатывая налоговую политику  полезно обратиться к опыту  стран с развитой рыночной  экономикой. В теории и практике  налогового регулирования развитых  стран Запада налоговая политика  в послевоенные годы строилась  в соответствии с кейнсианской концепцией функциональных финансов. Согласно этой концепции величина расходов и норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного спроса, который должен удерживаться на уровне, обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен (при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равновесию экономическому). Начиная же с 80-х годов, в связи со снижением доли государственного сектора в экономике развитых стран и уменьшением экономической роли государства (сокращением его прямого вмешательства в экономику в основном через снижение государственных расходов) налоговая политика наряду с выполнением регулирующих функций стала средством обеспечения бездефицитности бюджета. В условиях развитой экономики эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени, ложащегося на производителей и физических лиц, а расширения налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов.      

  Переход российской экономики  на рыночные основы предполагает  формирование принципиально иной, нежели это было в условиях  административно - командной системы,  налоговой политики. Это, однако, отнюдь не означает необходимости  механического заимствования ее  западных моделей, эффективных  только в условиях развитого  рынка. Ближе к нам российская  модель, но, опять же, необходимо  учитывать приднестровскую специфику.  Теоретическая база и значительный  практический опыт стран Запада  в области построения и использования  налоговых систем должны быть  переосмыслены и адаптированы  к нашим условиям. Причем с  учетом как сегодняшнего уровня  развития и кризисного состояния  экономики, так и тех задач,  которые предстоит решать, и в  немалой степени с помощью  налоговой политики.     

  В основе формирования налоговой  политике лежат две взаимно  увязанные методологические посылки:  
   • использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов  
различных уровней и решение фискальных задач государства;  
   • использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.  
      Практическая деятельность по осуществлению данных задач, в конечном счете, направлена на решение основной проблемы страны - обеспечению экономического роста.

Субъектами налоговой  политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.

При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические  интересы налогоплательщиков, создавать  такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как  для самих налогоплательщиков, так  и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает  в ее основу, они совпадают с  принципами формирования налоговой  системы (соотношение прямых и косвенных  налогов; применение прогрессивных  ставок налогообложения и степень  их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая  направленность; методы формирования налоговой базы).

Используя указанные принципы, государство  в условиях стабильно развивающейся  экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ  и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или  иных принципов осуществляется структурная  и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая  политика через использование указанных  принципов способствует решению  задач, направленных на выход экономики  из кризисного состояния.

В современной мировой  практике выделяются следующие методы налоговой политики:

· регулирование соотношений прямого  и косвенного налогообложения;

· регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· перенос нагрузки с одних категорий  налогоплательщиков на другие;

· регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов  и степени их прогрессивности;

· регулирование налогов льгот, преференций, вычетов, скидок;

· регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 инвестиционная политика

Инвестиции играют важнейшую  роль в поддержании и наращивании  экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается  на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.

Следует отметить, что современная  российская деловая среда  не является благоприятной для  привлечения инвестиций в реальную экономику. Инвестиционные ресурсы распределяются между регионами крайне неравномерно, в основном концентрируясь в крупных мегаполисах и   богатых природными ресурсами регионах.  Остальные регионы и большая часть перерабатывающих отраслей России не имеют возможности использовать инвестиционный потенциал. 

Именно инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных  условий для устойчивого экономического роста. С позиции сущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного  климата является одной из узловых.  

В экономике рыночного  типа, к которой в настоящее  время относят и Россию, хозяйствующие  субъекты сами принимают решения  об осуществлении инвестиций. При  этом экономические агенты финансируют  капиталовложения либо самостоятельно, либо за счет заимствования средств  на финансовых рынках на конкурентной основе. Главными критериями необходимости  инвестиций являются рост эффективности  производства и максимизация прибыли. К тому же технологические изменения  в состоянии базовых отраслей требуют больших капиталовложений.

В инвестиционной сфере России существует свой переходный период, характеризующийся  определенными особенностями, к  числу которых относятся:

ü      снижение доли и объема государственных инвестиций;

ü      формирование новой системы инвестиционных стимулов, в которой решающую роль играет ориентация на получение прибыли. Возрастает роль критериев принятия инвестиционных решений на основе анализа издержек и доходов;

ü      в экономике наблюдается возрастание доли производства потребительских товаров при одновременном сокращении выпуска товаров производственного назначения;

ü      возникают новые, в первую очередь негосударственные, источники финансирования.

В России, несмотря на периодическое  оживление инвестиционного процесса, начиная с начала девяностых годов  ХХ века, продолжается «инвестиционный  голод». Опыт реформирования отечественной  экономики показал, что основным источником инвестиций являлись и продолжают оставаться собственные средства предприятий. За годы реформ не стали достаточно надежными и стабильными ресурсами  ни кредиты коммерческих банков, ни бюджетные средства, ни портфельные  инвестиции, ни средства населения.  Поэтому при фактически огромном дефиците внутренних средств, стремительном старении промышленно-производственного потенциала страны, необходимости обеспечения технологического перевооружения промышленных отраслей национальная экономика испытывает значительные потребности в инвестициях.

Для решения проблемы привлечения  инвестиций в экономику страны необходима  серьезная государственная инвестиционная политика, представляющая собой комплекс народнохозяйственных подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики.

Главной задачей государственной  инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности  использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.

Инвестиционная политика должна быть ориентирована на:

-         определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой, воспроизводственной, технологической, территориальной и по формам собственности;

-         выбор приоритетов;

-         повышение эффективности инвестиций.  

Данное определение обрисовывает все составляющие инвестиционной политики, но можно дать  и более широкое трактование. Инвестиционная политика государства – комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства.  Проще говоря, инвестиционная политика – это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.

Цель инвестиционной политики государства заключается в:

-              обеспечении структурной перестройки экономики;

-              стимулировании предпринимательства  и частных инвестиций;

-              создании дополнительных рабочих мест;

-              привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;

-              стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;

-              создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования;

-              развитии лизинга в инвестиционной деятельности;

-              поддержке малого и среднего предпринимательства;

-              совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;

-              создании условий для становления и развития венчурного инвестирования.  

Следует отметить, что государственное  регулирование инвестиций и инвестиционная политика  - не однозначные термины. Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства, тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя; во-вторых, государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике.

Государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через государственные  инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических  программ. Для государственного регулирования  особенно важно найти оптимальное  сочетание рыночной свободы и  государственного регулирования.

Содержание  государственного регулирования инвестиционной деятельности  определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также средствами и инструментами, которыми располагает государство при проведении инвестиционной политики.

Государственное регулирование  инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных  подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.  Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

До недавнего времени  политика в области инвестиций была прерогативой федерального центра, принимающего решения о «горизонтальном» и  «вертикальном» перераспределении  инвестиций. Инвестиционные кризисы  доказали неэффективность такой  системы, и регулирование инвестиционной деятельности постепенно смещается  на региональный уровень, на котором лучше видны текущие задачи развития, возможные к применению методы стимулирования.

К основным принципам инвестиционной политики государства на современном  этапе можно отнести:

-         снижение реальных процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;

-         проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики;

-         осуществления процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;

-         формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов;

-         повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий по частным инвестициям и усиления государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств.[1]

Информация о работе Основные элементы экономической политики