Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 20:40, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть основные этапы развития и исследовать состояние экономической теории на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть сущность и историю развития экономических знаний;
изучить этапы эволюции взглядов на предмет экономической теории;
рассмотреть особенности развития экономической теории на современном этапе.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика. Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т. д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая теория.
Экономическая теория изучает источники, факторы национального богатства, изучает общественно-производственные, т.е. экономические отношения в обществе, изучает экономические законы, управляющие общественным производством.
Экономическая теория широко использует построение моделей экономических явлений и процессов. Форма описания моделей может быть графической и математической. Экономическая модель является инструментом для экономических прогнозов. Комплексом экономических принципов объясняется, как функционирует экономика и ее отдельные сектора.
Предметом экономической теории является проблема рационального использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека.
Итак, данная работа посвящена рассмотрению основных этапов развития экономической теории и её состоянию на современном этапе, а также вопросам предмета и метода экономической теории.
Актуальность темы курсовой работы «Основные этапы развития и современное состояние экономической теории» обусловлена тем, что для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить сущность экономической теории как науки, а также как и с помощью чего экономическая теория изучает свой предмет.
Цель курсовой работы – раскрыть основные этапы развития и исследовать состояние экономической теории на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Экономическое мышление является ровесником человеческого общества.
Первоначально экономическая мысль выделялась в виде отдельной формы мышления, и представляется очень трудным, если вообще возможным, кристаллизировать ее абсолютно начальные результаты. Истоками считают и папирусы Древнего Египта и,законы царя Хамурапи, и древнеиндийский трактат «Артхашастра».
Так или иначе, истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей
древнего мира, прежде всего стран Дальнего Востока - колыбели мировой
цивилизации. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство
общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона
(428-348 г.г. до н.э.) и в
меньшей степени в учении
н.э.).
Ксенофонт - представитель богатой афинской аристократии - в своем трактате
"Домострой" восхвалял
достоинства земледелия и
торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые
дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность
как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости.
Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических
взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел
государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей
людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность
могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е.
представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы.
Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой
собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к
пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и
единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров.
Аристотель
большой вклад в развитие
форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его
рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей.
Экономическая
мысль эпохи феодализма
При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме
ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.
Политическая
экономия как самостоятельная
наука возникла значительно
в период зарождения капиталистического строя, формирования национального рынка.
Она выражала интересы буржуазии как восходящего в ту пору класса. Тогда же и
появился и сам термин "политическая экономия", родившийся в результате
сочетания трех древнегреческих слов: "политейя" - общественное устройство,
"ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - закон. [24.с.1152]
Поскольку капиталистические отношения начали складываться, прежде всего, в
сфере торговли, то первое, раннее течение экономической мысли в XV - XVII в.в.
- меркантилизм (от итальянского "мерканте" - торговец, купец)- заключалось в
познании закономерностей торговли. Согласно этой теории богатство общества
выражается в накоплении денег, особенно золота и серебра, в результате
торговли. Из всех видов деятельности приоритет отдавался труду, занятому в
торговле, прежде всего международной, поскольку он способствовал накоплению
богатства.
По мере проникновения капитала в сферу производства изменялись и взгляды
идеологов буржуазии. Родоначальником классической буржуазной политической
экономии является Уильям Петти (1623-1687 г.г.). Его экономические воззрения
формировались в условиях быстрого роста капиталистических отношений в Англии.
Его перу принадлежит целый ряд работ: "Трактат о налогах и сборах", "Слово
мудрым", "Политическая арифметика", "Разное о деньгах". Как и многие другие
исследователи экономических процессов, У. Петти не был "чистым" экономистом. Он
был моряком, врачом, и в своем исследовании развивал идею активного торгового
баланса. "Богатство каждой страны, - утверждал У. Петти, - заключается главным
образом в той доле, которую она имеет во внешней торговле,... а производство
таких товаров и ведение такой торговли, которое способствует накоплению в
стране золота, серебра, драгоценных камней и т.п. являются более выгодными, чем
другие виды производства и торговли".[8.с.384] Известную формулу Петти "труд - отец и активнейший принцип богатства, земля - его мать" можно считать одним из вариантов его учения об источнике стоимости.
Представителями
классической буржуазной
XVIII в. были Ф. Кенэ (1694-1774) и А.Тюрго (1727-1781 .
Выдающийся английский экономист Адам Смит (1723-1790) вошел в историю как
"Пророк свободной конкуренции"
мире экономики он разглядел открытый Ньютоном в физическом подлунном мире
естественный саморегулирующийся порядок. Основная идея в учении А. Смита - идея
либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного
саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от
спроса и предложения. Главное произведение его жизни "Исследование о природе и
причинах богатства народов" (1776) оказало громадное влияние на последующий
век. Экономическая жизнь, по Смиту, подчинена объективным закономерностям,
которые не зависят от воли и сознательных устремлений людей. Исходный пункт
всего его исследования образует проблема разделения труда, которое связывает в
единое общество "эгоистов-индивидов". [4.с.683]
После исследования этой проблемы он переходит к изложению происхождения и
употребления денег. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о
доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и
воспроизводстве, об экономической политике государства.
Самым крупным
экономистом эпохи
Д.Рикардо (1772-1823). Он сформулировал серию экономических законов, которые
вошли в сокровищницу политической экономии. Центральное место в учении Д.
Рикардо занимают теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли,
земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве. П. Самуэльсон в своем
учебнике по экономике оценивает Д. Рикардо как ключевую фигуру 19 века: "Он был
одним из счастливчиков. Ученые классического, неоклассического и
посткейнсианского направлений - все ведут свою родословную из его окружения. То
же самое можно сказать и о марксистах-социалистах".
Таким образом, учение английских классиков по-новому продолжил К.Маркс
(1818-1883гг.). В своем главном труде «Капитал» над которым он работал 40 лет,
он глубоко и всесторонне разработал теорию прибавочной стоимости и теорию
стоимости, опираясь на фактический материал о развитии капитализма в Англии.
Маркс стремился поставить политическую экономию на службу интересов рабочего
класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности
ряда высказанных им положений.
В конце 19 столетия
сама хозяйственная жизнь
ограниченность классического направления политэкономии.
Во-первых, это
не соответствовало
17-19вв. (господство единоличной формы капитала, свободной конкуренции и
невмешательства государства в экономику.)
На рубеже 19-20
веков экономика сильно
крупные акционерные общества, которые стремились подавить конкурентов,
государство стало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь). Во-вторых - при
разработке учения о рыночной цене английские классики и К.Маркс глубоко
раскрыли ее зависимость главным образом от производства, от предложения товаров
на рынке. Однако такой взгляд был односторонним. Не было в должной мере изучено
воздействие спроса покупателей на цену.
Продолжателем
идей К.Маркса и его
экономической теории явился В. И.Ленин (1870-1924 гг). В многочисленных трудах
он конкретизировал учение К. Маркса применительно к новой исторической
обстановке, развил теорию воспроизводства, доказал, что в капиталистически
развивающейся стране происходит расслоение мелких собственников на богатых и
бедных и др. вопросы.
С конца XIX в. начинают формироваться новые подходы в экономической науке и в течение длительного времени ее различные направления так или иначе
концентрировались вокруг двух основных проблем: трудовой теории стоимости и
теории предельной полезности.
. «Экономикс» исходит из того, что научное знание может постичь
истину лишь с известной степенью приближения и учитывая происходящие в
экономической жизни изменения, уточняет или отбрасывает устаревшие
представления, приходит к новым выводам. [19.с.22]
На волне кризиса 30-х годов возникла теория эффективного спроса, которая
предложила свои рецепты регулирования экономики и нашла применение на практике,стала составной частью экономической политики многих государств. Автором этой теории был английский экономист Джон Кейнс (1883-1946). « Его идея состояла в том, чтобы применить методы активизации и стимулирования совокупного спроса(общей покупательной способности) и тем самым воздействовать на расширение производства и предложение товаров. Государство может воздействовать на инвестиции посредством регулирования уровня процента, либо осуществляя
инвестиции в общественные работы. Инвестиции по Кейнсу играют решающую роль в расширении платежеспособного спроса, а спрос создает предложение. Он не верил в
саморегулирующий рыночный механизм и считал, что для обеспечения
экономического равновесия необходимо вмешательство извне». [16.с.115]
Информация о работе Основные этапы развития и современное состояние экономической теории