Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 20:40, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть основные этапы развития и исследовать состояние экономической теории на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть сущность и историю развития экономических знаний;
изучить этапы эволюции взглядов на предмет экономической теории;
рассмотреть особенности развития экономической теории на современном этапе.
Экономическая теория входит в состав общественных наук, т. к. объектом ее исследований выступает человеческое общество. Человеческое общество — это люди, воздействующие на природу для удовлетворения своих потребностей и взаимодействующие друг с другом; это система связей, отношений, механизмов, институтов, обеспечивающая взаимодействие индивидов друг с другом и представляющая собой своеобразную общественную среду, которая обладает автономией и своей собственной логикой функционирования и развития.
Система производственных отношений рассматривается в ее влиянии на социально-классовую структуру общества, на социально-политический строй последнего. В процессе научного исследования выявляются факторы возникновения, становления, развития данной системы производственных отношений и ее перехода в новую систему. Специфика предмета предполагает специфику методологии и методов исследования.
Методология - это общий подход к изучению экономических явлений, система методов и приемов анализа при определенном философском подходе: субъективном, диалектико-материалистическом, эмпирическом, рационалистическом.
В настоящее время в науке господствует рационалистическая методология, которая предполагает изучение и открытие объективных рациональных законов экономической цивилизации на основе целостного исследования экономической системы независимо от классового состава населения. В качестве инструментария используется математический аппарат, эконометрика, кибернетика. Результатом исследования выступают экономические модели, схемы, графики.
Рационалистический метод предполагает анализ объективной реальности в постоянной динамике, включая, анализ внутренних связей, законов производства, распределения, обмена и потребления. Наиболее полно взаимосвязь рационалистического и аналитического подходов прослеживается в анализе процессов воспроизводства и экономического роста.
Методология основывается на методах. Метод - это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей. Если предмет науки и ее методология характеризуются тем, что исследуется, то метод как исследуется. Одно вытекает из другого. От правильно принятого метода зависит реальность результатов. В экономической теории применяются различные методы познания: позитивный, нормативный, систематизация факторов, научная абстракция, эксперимент и др.
Позитивный метод предполагает создание определенной философии экономической науки, формулирование знаний об экономике, категориях и законах развития экономической среды на основе описания и систематизации факторов, опыта, рыночных наблюдений и т. д. Так, философия экономической науки формирует учение о равновесии и эволюции систем командно-административной и рыночной, их структуре и инфраструктуре.
Нормативный метод познания предполагает анализ практической деятельности человека, базирующейся на принципах максимальной эффективности. Главный принцип этого метода в том, что он направлен на получение результатов, приносящих пользу всем субъектам хозяйственной деятельности.
Применение этого метода предполагает использование математических приемов ранения экстремальных задач на минимум или максимум, решение системных ситуаций и проблем. Развитие экономической науки в современный период предполагает использование такого метода как сбор информации, се анализ и синтез. Экономическая жизнь это скопление фактов, которые существуют в конкретной действительности. Поэтому данный метод связан со сбором большого количества данных. Однако, чтобы познать эти факты, необходимо от их обозрения подняться на более высокую ступень, к научному обобщению.
Один из методов, активно используемый в экономической науке, - метод восхождения от абстрактного к конкретному, от сущности к явлению. Если попытаться сохранить для научной оценки все богатство сущного и найти главное определяющее движение, связи и экономические законы, то можно запутаться в многообразии явления и упустить сущность. Абстракция позволит высветить ту основу, причинно-следственную связь, которая дает возможность управлять ситуацией. Однако и здесь нужна оптимизация. Слишком усиленная абстракция уводит науку от объективной реальности. Прекращается связь науки с практикой, последняя выступает критерием истинности и ценности теории. Находясь в длительном отрыве от практики, наука может создавать «идеальные модели», не отражающие реальную действительность и позволяющие подчинить волю людей на структурах искажающих, деформирующих законы развития.
Метод научной абстракции приобретает огромное значение именно в общей экономической теории. Общественную жизнь нельзя изучать в лабораторных условиях. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений и отыскивание главного, наиболее существенного в них.
Таким образом, улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений. Абстрактное мышление порождает метод анализа и синтеза.
Анализ экономических явлений предполагает расчленение изучаемого явления на отдельные элементы и исследование каждого элемента как необходимой составной части целого. Синтез предполагает, что явление первоначально изучается как состоящее из различных частей, а затем исследуется соединение элементов в единое целое и делается общий вывод.
Определенную роль среди используемых методов общей экономической теории играет эксперимент и экономические реформы. Они занимают особое место в исследовании и требуют тщательной подготовки, расчета, обоснования, научной проработки. В общей экономической теории широко используется принцип сочетания исторического и логического. Исторически общество развивается от простого к сложному, но развитие это не свободно от отступлений и забеганий вперед. Изучение истории помогает понять внутреннюю логику предмета, а знание внутренних структур общества придает истории научный характер.
Единство исторического и логического - методологический принцип, который помогает концентрировать внимание науки на усилении аргументации, обоснованности выводов. Как в самих исследованиях, так и в логических построениях при изложении ее результата необходим постоянный взаимоконтроль: логику исследования надо постоянно контролировать историческим сопоставлением, а факты истории - располагать в логической последовательности, вытекающей из парадигмы экономической науки.
Однако единство исторического и логического нужно понимать как определенную тенденцию, достаточно свободную в своем колебании. Жесткая связь исторического и логического может породить догматическое представление о некоторых эпизодах истории или возвести формальную логику в научный аргумент. Таковы основные методы и приемы организации научного анализа и поиска оптимальных решений экономических задач.
Рассмотрим основные функции экономической теории:
1. Познавательная
— позволяет анализировать
2. Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).
3. Образовательная
— позволяет формировать у
граждан экономическую
4. Практическая
— рекомендации по
5. Прогностическая
— на основе анализа
Классическая политическая экономия – направление экономической мысли, возникшее в период становления капиталистического способа производства. «Классики» в отличие от меркантилистов, по существу, заново сформулировали и предмет, и метод изучения экономической теории. Так, возросшая степень мануфактуризации экономики (затем и ее индустриализации) обусловила выдвижение на первый план предпринимателей, занятых в промышленном производстве, оттеснив на второй план капитал, занятый в торговле, денежном обращении и ссудных операциях. По этой причине в качестве предмета изучения «классики» предпочитали главным образом сферу производства. Экономисты-классики подчеркивали, что выводы экономической науки, в конечном счете основываются на постулатах, в равной степени почерпнутых из наблюдаемых «законов производства» и субъективной интроспекции.
Зарождается классическая политическая экономия в Англии, родоначальником данного направления считают Уильям Петти. Изучая производство как основу хозяйства, Петти стремится выяснить природу цены, найти причины, от которых зависит уровень заработной платы и земельной ренты, определить цены земли и т.д. тем самым он встал на путь научного анализа экономической жизни.
Петти считал, что в основе меновых пропорций лежит труд, затраченный на их производство, следовательно, стоимость определяется трудом; стоимость товара прямо пропорциональна производительности труда. Таким образом, Петти был в истории экономической науки первым, кто стал прокладывать путь к идее абстрактного труда, которая легла в основу марксовой теории стоимости.
Следы этого процесса в течение периода с 1691до 1752 г. бросаются в глаза даже самому поверхностному наблюдателю уже потому, что все …экономические работы этого времени исходят, положительно или отрицательно, из взглядов Петти «Во Франции возникновение классической политической экономии связано с именем Пьера Буагильбера, который был её основателем.
Пьер Буагильбер одним из первых во Франции критиковал взгляды меркантилистов. Он утверждал, что основой богатства и благосостояния государства является сельское хозяйство, которому принадлежит решающая роль в развитии экономике.
Условием нормального экономического развития страны он считал пропорциональное распределение труда между результатами их труда. Это может быть достигнуто при свободной конкуренции между производителями. Рабочее время, приходящееся на одну единицу товара при таком пропорциональном распределении и труда, и составляет его «истинную стоимость»
Физиократы – представители классической политической экономии во Франции. Главой школы физиократов был Франсуа Кенэ. Его основное произведение – «Экономическая таблица»
Заслуга физиократов состоит в перенесении предмета изучения из сферы обращения в сферу производства материальных благ. Центральное место в экономическом учении принадлежит проблеме «чистого продукта». «Чистый продукт, - писал Кенэ, - это ежегодно создаваемые богатства, которые образуют доходы нации, и представляют продукт, извлекаемый из земельных владений после изъятия всех издержек». Они считали земледелие той сферой, где создается «чистый продукт» и происходит увеличение богатства. Промышленность - это бесплодная сфера, не создающая «чистого продукта». Следовательно сводили «чистый продукт» к физическому дару природы.
Кенэ дал описание классовой структуры современного ему общества: «Нация состоит из трех классов граждан: класса производительного, класса собственников и класса бесплодного». Первый класс – земледельцы, которые создают чистый продукт; второй – это получатели чистого продукта (помещики, двор, церковь); третий – это все прочие, занимающиеся промышленностью и выполняющие работу, не относящаяся к земледелию.
Физиократы ввели в научный оборот понятия «первоначальные авансы» и «ежегодные авансы». Под первоначальными авансами они понимали затраты на земледельческое оборудование, а под ежегодными авансами – затраты, производимые ежегодно на сельскохозяйственные работы.
Физиократам принадлежит постановка вопроса о воспроизводстве и обращении всего общественного продукта как по стоимости, так и по натуральной форме. Кене рассматривал процесс воспроизводства и обращения всего общественного продукта как процесс обмена продуктами производства между важнейшими отраслями народного хозяйств а и основными классами общества.
Становление политической экономии как науки связано с именем выдающегося английского ученого Адама Смита . Именно благодаря ему политическая экономия выделяется как самостоятельная отрасль знаний .
По мнению Смита, политическая экономия должна на основе объективного анализа решать практические задачи: обосновать и рекомендовать такую экономическую политику, которая могла бы «обеспечить народу обильный доход или средства существования, а точнее, обеспечить ему возможность добывать их…»
Предметом изучения А. Смита являлись законы производства общественного богатства. Он считал, что источник богатства не следует искать во внешней торговле, как меркантилисты, или в сельскохозяйственном производстве, как физиократы. Богатство – продукт совокупного труда всех сфер производства, представителей различных видов труда и профессий. Экономический мир – огромная мастерская, в котором развертывается соперничество между всеми, кто так или иначе участвует в создании богатства.
Информация о работе Основные этапы развития и современное состояние экономической теории