Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 20:40, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть основные этапы развития и исследовать состояние экономической теории на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть сущность и историю развития экономических знаний;
изучить этапы эволюции взглядов на предмет экономической теории;
рассмотреть особенности развития экономической теории на современном этапе.
Поэтому экономическая теория, как любая наука, не ограничивается лишь созерцанием или принципом “здравого смысла”, а использует такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, индукцию и дедукцию, равновесный и неравновесный принципы, количественные и качественные оценки и т. д.
Приложение 1
Значение экономической науки
Для общества |
Для человека | |
•Разработка принципов, которые становятся основой экономической политики •Содействие экономической информированности населения и, следовательно, демократизации общества •Прогнозирование развития событий в обществе |
| •Содействие рациональному поведению в сфере потребления, целесообразному использованию индивидуальных сбережений •Формирование умений ориентироваться в сфере бизнеса •Способствование принятию правильных решений при выборе сферы деятельности |
Значение экономической науки |
Основные функции экономической теории
Основные функции экономической теории | ||||
Познавательная |
Практическая |
Психологическая | ||
Изучение процессов экономической жизни общества, объяснение закономерности развития |
| Применение экономических знаний при решении бытовых и производственных проблем |
| Подготовленность к изменениям в экономической жизни общества |
Становление экономической науки
Основные направления |
Основоположники |
Содержание |
Меркантилизм |
Антуан де Монкретьен, А. Серра, й.И. Бехер, Т. Манн, А. Ордына-щокин |
утверждали, что богатство каждого торговца и страны в целом измеряется количеством золота и серебра; что страна должна как можно больше товаров продавать за границу и как можно меньше их там покупать |
Школа физиократов |
Ф. кенэ, А. Робер, Ж. Тюрго, П. Буагиль-бер |
Считали источником богатства производство, прежде всего сельскохозяйственное. Промышленность называли «бесплодной сферой» |
классическое |
А. Смит, Д. Рикардо, Ж.Б. Сей, Дж. Стюарт Милль, С. Сисмонди |
В основу теории положено понятие национальной экономики как саморегулирующейся системы |
Неоклассическое |
Г. Госен, к. Менгер, A. Маршалл, л. Вальрас, B. Парето, Дж. кейнс |
Продолжили традиции и идеи классической школы; создали теорию рыночного хозяйства, основ микроэкономики |
Марксизм |
к. Маркс, Ф. Энгельс |
Считали конкурентную рыночную экономику нестабильной и предрекали гибель капитализма |
Историческое |
В. Рошер, В. Гильде-брант |
Считали, что хозяйственная жизнь страны регулируется не механизмами рынка, а исторически сложившимися социальными структурами с решающей ролью государства |
Методы экономических исследований Приложение3
Наблюдение и сбор фактов |
Графический |
единство историче- |
Абстрагирование | |||||||||
| (статистический) |
| ского и логического |
| Игнорирование определенных свойств, то есть определенное упрощение действительности | |||||||
Восприятие экономических процессов в реальном виде и сбор фактов, происходящих в действительности |
| Отображение хозяйственных процессов и явлений с использованием чертежей, схем, таблиц, диаграмм и т.д. |
| Изучение социально-экономических процессов в исторической последовательности с логическими обобщениями |
| |||||||
Методы экономических исследований | ||||||||||||
Анализ и синтез |
Эксперимент (практика) |
Моделирование |
Дедукция |
Обобщение (индукция) | ||||||||
Изучение социально-экономических явлений по частям (анализ) и в целом (синтез) |
| Изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу (модели) |
| Формулирование гипотез и подтверждение их фактами |
| |||||||
| Проведение и изучение искусственного и научного опыта |
| Обобщения и выводы на основе фактов и наблюдений |
Биология - совокупность наук о живых организмах и их связях друг с другом и с неживой природой |
Социология - наука об обществе как целостной системе и об отдельных группах, отношениях личности и общества |
Право - наука о совокупности установленных государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе |
Математика - наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения |
Информация о работе Основные этапы развития и современное состояние экономической теории