Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 15:38, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение основных направлений и методов государственного регулирования экономики.
Исходя из цели работы, я поставила следующие задачи:
1.Рассмотрение сущности и необходимости регулирования экономики;
2.Рассмотрение основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3.Рассмотрение методов и функций государственного регулирования экономики.
Введение……………………………………………………………………………..4
Глава 1. Основные направления и методы государственного регулирования экономики
1.1.Сущности и необходимость государственного регулирования экономики...6
1.2. Основные направления и инструменты государственного регулирования экономики…………………………………………………………………………..11
1.3 Экономические и административные методы государственного регулирования экономики. …………………………………………………………………………16
Глава 2.
2.1. Случаи вмешательства государства в регулирование экономики…………………………………………………………………………..20
2.2 Примеры вмешательства государства. Социальные программ………………………21
Заключение.........................................................................................................27
Список использованных источников……………………………………………...30
Содержание
|
|||||
Введение
Государственное регулирование экономики — это система мер государства, посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, "провалами" рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо. К причинам, вызывающим необходимость вмешательства государства в рыночную экономику, относятся:
| ||||||||||
| ||||||||||
Лист |
№ докум. |
Подп. |
Дата | |||||||
Студент |
|
Тема курсовой работы: Основные направления и методы регулирования российской экономики |
Лит. |
Лист |
Листов | |||||
Руковод. |
У |
4 |
||||||||
Консульт. |
| |||||||||
Н. контр. |
||||||||||
Зав. каф. |
продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;
Таким образом, участие государства в решении проблем порождаемых рынком («провалов» рынка), совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы, является границей государственного регулирования.
Данная
работа является особо
Целью данной работы является рассмотрение основных направлений и методов государственного регулирования экономики.
Исходя из цели работы, я поставила следующие задачи:
1.Рассмотрение сущности и необходимости регулирования экономики;
2.Рассмотрение
основных направлений и
3.Рассмотрение методов
и функций государственного
Глава 1. Основные направления и методы государственного регулирования экономики.
1.1. Сущность и необходимость государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов. Далее мы рассмотрим исторический процесс появления необходимости госрегулирования экономики, формирование научно обоснованных концепций по данной тематике.
Механизм рыночного
саморегулирования имеет
Но в начале XX века на рынке произошел полный переворот в результате появления и развития мезоэкономики . Для всего XX века стало характерно господство в производстве и обращении крупного корпоративного и финансового капитала. На смену свободной конкуренции пришло доминирующее положение монополий и олигополии. Субъекты мезоэкономики разрушили весь механизм рыночного регулирования поведения продавцов и покупателей. На фоне развалин мирового хозяйства для всех стала очевидной полная несостоятельность многих догм (устаревших положений) классической и неоклассической экономической теории.
Стало очевидно, что стихийная рыночная экономика уже не может обеспечить прочное равновесие совокупного предложения и совокупного спроса. Вместе с тем пришло своего рода озарение для тех, кто верил неоклассическим догмам: рыночная система не в состоянии избавить общество от кризисов и безработицы. Одновременно было опровергнуто положение о том, что в рыночной экономике действует "чистая" и "совершенная" конкуренция. Таким образом, все уяснили реальное положение дел: в XX веке имеет место "несовершенная" конкуренция. Это означает широкое распространение естественных, легальных и иных монополий, господство в отраслях промышленности олигополии, развитие монополистической конкуренции.
Наконец, стало очевидно,
что национальная экономика не в
состоянии успешно развиваться
без всякого вмешательства
И вот государство взяло на себя все бремя ответственности за выход из глубокой экономической пропасти. Так в США президент Рузвельт получил чрезвычайные полномочия для проведения "нового курса" экономической политики. Этот курс (1933—1938 гг.) включал в себя следующие меры государственного регулирования макроэкономики.
1. Государство спасло кредитную систему от полного развала благодаря тому, что гарантировало сохранность вкладов населения.
2. Было снижено бремя долгов граждан на 40% с помощью обесценения денег (за долги расплачивались потерявшими прежнюю стоимость долларами).
3. Закон о восстановлении промышленности (1933 г.) предусмотрел введение в практику "кодексов честной конкуренции", устанавливавшим на определенном уровне цены на продукцию, распределявшим рынки сбыта и т.д.
4. Закон о регулировании сельского хозяйства (1933 г.) предусмотрел повышение цен на сельхозпродукцию, чтобы спасти фермеров от разорения.
5. В интересах сокращения безработицы правительство организовало общественные работы.
6. Для преодоления обнищания трудящихся было введено регулирование заработной платы. Впервые введен прожиточный минимум и установлена минимальная заработная плата. Государство стало оказывать материальную помощь обедневшим слоям населения.
На практике была доказана
высокая эффективность
Цели и задачи государственного регулирования экономики
Главная задача государственного
регулирования экономики –
Основные функции
1. Разработка, принятие
и контроль над выполнением
хозяйственного законодательств
2. Определение приоритетов макроэкономической политики;
3. Обеспечение условий эффективного функционирования рынка;
4. Решение тех экономических
проблем, которые рыночный
Государство определяет то нормативно-правовое поле и те правила игры, на котором играют и которых придерживаются субъекты рынка.
Реализация этих функций обеспечивается решением конкретных задач ГРЭ, отражающих систему приоритетов экономической политики государства как на данном текущем моментом, так и на перспективу.
Задачи государственного регулирования экономики:
1. Совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов.
2. Поддержание оптимальных общеэкономических пропорций.
3. Совершенствование отраслевой структуры экономики, государственная поддержка базовых и других отраслей промышленности.
4. Оптимальное сочетание
текущих и перспективных
5. Создание благоприятных условий для накопления капитала.
6. Поддержание приемлемого
для большинства населения
7. Регулирование занятости
и качества воспроизводства
8. Создание условий
для свободной и
9. Охрана окружающей среды и предотвращение её заражения.
10. Обеспечение национальной безопасности и др.
Объекты государственного регулирования экономики:
Государственное регулирование
экономики как системное
Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, экономика в целом, то есть всё то, на что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.
В последние десятилетия спектр объектов регулирования значительно расширился. Объектами государственного регулирования в большей степени становятся общие условия существования и развития общества. К ним относятся проблемы окружающей среды и сфера международного сотрудничества, оборонные и энергетические объекты, а также организации, выполняющие общегосударственные функции, в том числе обеспечивающие военно-экономическую безопасность. Государство берет на себя заботу о производстве общественных товаров и услуг. Оно финансирует расходы на оборону, содержание правоохранительных органов и расходы на социальные нужды.
К основным объектам ГРЭ относятся:
- структура экономики
в её отраслевом, региональном, секторальном
и воспроизводственном
- экономические циклы;
- формы собственности;
- материальные и финансовые ресурсы страны и др.
Немаловажным объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике.
Соотношение между спросом и предложением рабочей силы должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов и прочим негативным последствиям. Особое внимание государственное регулирование экономики уделяет обращению денег. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для экономики. Пожалуй, одним из важнейших объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют. Объекты государственного регулирования экономики различают в зависимости от уровня решаемых ими задач и методов решений. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, различные интеграционные процессы). При этом невозможно сказать, какой из этих уровней является доминирующим, а какой – вторичным, поскольку они все действуют в рамках одной системы. Субъектами государственного регулирования экономики являются законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется конституцией, федеральными и иными договорами о разграничении объектов ведения и полномочий. К государственному аппарату, регулирующему экономическое развитие страны, помимо трех ветвей власти, относится Центральный Банк Российской Федерации (банк России).
Информация о работе Основные направления и методы государственного регулирования экономики