Основные направления и методы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных направлений и методов государственного регулирования экономики.
Исходя из цели работы, я поставила следующие задачи:
1.Рассмотрение сущности и необходимости регулирования экономики;
2.Рассмотрение основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3.Рассмотрение методов и функций государственного регулирования экономики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..4
Глава 1. Основные направления и методы государственного регулирования экономики
1.1.Сущности и необходимость государственного регулирования экономики...6
1.2. Основные направления и инструменты государственного регулирования экономики…………………………………………………………………………..11
1.3 Экономические и административные методы государственного регулирования экономики. …………………………………………………………………………16
Глава 2.
2.1. Случаи вмешательства государства в регулирование экономики…………………………………………………………………………..20
2.2 Примеры вмешательства государства. Социальные программ………………………21
Заключение.........................................................................................................27
Список использованных источников……………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Куровая работа.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Экономическое пространство, на которое распространяются административные

методы, как видно весьма обширно. Они давно стали неотъемлемой частью

хозяйственного механизма  и ничуть не мешают повышению эффективности

производства и благосостояния населения. Мировая практика свидетельствует о том, что администрирование опасно не само по себе. Оно наносит ущерб лишь тогда, когда не имеет экономического обоснования.

 К косвенным методам относится регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

2.1 Случаи вмешательства государства в регулирование экономики.

Вмешательство государства в рыночную экономику необходимо в случаях, когда имеют место так называемые «провалы» рынка, когда по раз­личным

причинам рыночная конкуренция  и свободное ценообразование  неуместны, не

достигают цели или не дают удовлетворительного решения  экономических и

социальных проблем.

Составляемые государством социальные программы призваны: обеспечить

материальную помощь гражданам с низкими доходами; предусмотреть разнообразные пособия многодетным семьям, безработным, инвалидам; обеспечить бесплатное образование и медицинское обслуживание.

К "провалам" рынка  относят и некоторые макроэкономические проблемы: общее неравновесие национальной экономики; взлеты и падения промышленного цикла;  занятость и инфляция.

Особенностью рыночной организации экономики является то, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить саморегулирование, возврат в нормальное состояние после слишком больших отклонений от него, обеспечить равновесие всех элементов системы. Рыночные механизмы не только не устраняют, но, напротив, даже усугубляют нежелательные явления в экономике. Несовершенства рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства, административным регулированием и налоговой политикой.

Рынки выступают наиболее эффективной системой организации  взаимосвязей между субъектами хозяйственной деятельности. Эта система способна функционировать при наличии определенных условии, формируемых государством.

К ним относятся:

а) законодательное определение  прав собственности;

б) защита свободы индивидуального  выбора людьми той или иной формы

предпринимательской деятельности, разрешенной законом;

в) гарантия приоритетов  личных интересов и экономической  мотивации;

г) использование конкурентного  механизма цен, прибылей и убытков;

д) ограничение монопольных  тенденций в экономике.

Государство должно вмешиваться  в экономику в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть позитивными и

негативными.

Негативные условия - это появление всякого рода отрицательных

явлений и тенденций  в различных сферах экономики, которые могут отрицательно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Роль государства заключается в выявлении этих тенденций и явлений, причин возникновения и принятия соответствующих мер по их устранению.

Под позитивными понимается появление всякого рода положительных  явлений и тенденций в различных сферах экономики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по поддержанию.

Условиями для вмешательства государства могут быть:

а)  требования национальной безопасности;

б) социальная напряженность  в обществе;

в) негативные явления  в экономике (спад производства, инфляция, высокий

уровень безработицы, структурная  несбалансированность, дефицит бюджета, не конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и т. п.);

г) ухудшение состояния  окружающей среды.

 

  

 

 

 

 

  2.2 Примеры вмешательства государства. Социальные программы.

 

1)Социальные программы в Омской области.(2000-2008гг)

В Омской области более 500 тысяч пожилых людей. В силу возраста и состояния здоровья им бывает непросто найти свое место  в современном мире. Пожилые люди и особенно инвалиды нередко чувствуют  свою социальную невостребованность, поскольку возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны государства. Такую помощь через реализацию социальных программ им оказывают Правительство Омской области и Пенсионный фонд России.

На протяжении ряда лет  в регионе эффективно действует  Соглашение о сотрудничестве между  Пенсионным фондом Российской Федерации  и Правительством Омской области. Цель Соглашения - улучшение качества жизни  престарелых граждан и инвалидов.

Реализуемые на территории области социальные программы  направлены на укрепление материально-технической  базы учреждений социального обслуживания населения, улучшение материального  положения пенсионеров и инвалидов,  повышение степени их социальной защищенности и качества жизни.

За 2000-2008 г.г. на укрепление материально-технической базы государственных домов-интернатов Омской области Пенсионным фондом России было направлено 223,7 миллионов рублей. Участниками  социальных программ стали 16 государственных домов-интернатов, 10 муниципальных учреждений социального обслуживания и 2 центра социального обслуживания населения.

Осуществлялось финансирование  самых насущных потребностей домов-интернатов. Выполнен большой объем работ  по капитальному ремонту корпусов, в которых проживают опекаемые, в ряде домов-интернатов произведен ремонт коммуникаций, что существенно улучшило условия жизни проживающих там престарелых и инвалидов, договорами поставки в значительной части закрыта потребность проживающих в домах-интернатах в мягком инвентаре, мебели, медицинском, прачечном и кухонном оборудовании.

Сегодня быт в домах-интернатах поднят на высокий уровень. Комфортабельные  условия проживания, качественное медицинское  обслуживание, полноценное питание, организованный досуг – все это меняет отношение в обществе к таким учреждениям.

В социальных программах ПФР важное место занимает такое  направление, как адресная социальная помощь пенсионерам и инвалидам. Не бросать стариков один на один со своими проблемами – вот задача, которую фонд решает из года в год. Материальная помощь людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, становится для них серьезным подспорьем.

За 2002-2008 г.г. реальную финансовую поддержку Пенсионного фонда получили 144 818 пенсионеров и инвалидов на сумму более 57 миллионов рублей.

Необходимо отметить, что в социальных программах Правительства  Омской области с участием средств  Пенсионного фонда предусмотрен принципиально новый подход к  оказанию социальной помощи. Каждый конкретный случай рассматривается отдельно, и меры социальной поддержки предоставляются индивидуально.

Так, например, пенсионерам  и инвалидам оказывается адресная помощь в качестве компенсации расходов на газификацию частных домовладений. Если учесть, что суммы этих затрат весьма значительны для бюджета пожилых людей, то, безусловно, такая помощь фонда как нельзя кстати.

За период с 2002-2008г.г. компенсацию  затрат по газификации получили 3 835 неработающих пенсионеров на сумму 13 938,1 тыс. руб.

Адресный подход присутствует во всех программах, направленных на проведение социально значимых мероприятий. Дойти до каждого – вот цель фонда при финансировании празднования Дня Победы, Дня пожилого человека и Дня инвалида.

 

В юбилейный год 60-летия  Великой Победы в рамках региональной социальной программы с участием средств ПФР были организованы торжественные поздравления ветеранов войны, культурно-зрелищные мероприятия, собрания и встречи, фронтовикам вручали праздничные наборы и подарки. Изданы специальные памятные книги и альбомы. Оказана единовременная материальная помощь малоимущим труженикам тыла.

 

2)Социальна программа «Молодая семья»(2002-2010гг)

 

 

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной  целевой программы «Жилище» на 2002/2010 годы направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Основными задачами подпрограммы являются:

- предоставления молодым  семьям субсидий на приобретение  жилья, в том числе на уплату  первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;

- создание условий  для привлечения молодыми семьями  собственных средств, финансовых  средств банков и других организаций,  предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Основными принципами реализации подпрограммы являются:

- добровольность участия  в подпрограмме молодых семей;

- признание молодой  семьи нуждающейся в улучшении  жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- возможность для молодых  семей реализовать свое право  на получение поддержки за  счет средств федерального бюджета,  бюджетов субъектов. Российской Федерации и местных бюджетов при улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы дается только один раз.

 

3) Долгосрочная целевая программа "Доступная среда на 2011-2015 годы"

 

В Псковской области  принята программа, призванная помочь инвалидам

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 24 августа. Долгосрочная целевая программа "Доступная среда на 2011-2015 годы" принята в Псковской области в ходе заседания Администрации Псковской области под председательством Губернатора Андрея Турчака.

Как сообщает портал государственных  органов Псковской области, начальник  Главного государственного управления социальной защиты Псковской области Армен Мнацаканян рассказал, что в Псковской области количество людей с ограниченными физическими возможностями, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, составляет около 64,5 тыс. человек, из них более 2 тыс. — дети.

По словам начальника Управления, в настоящее время  для инвалидов и иных мало-мобильных групп населения доступны только 17% социально-значимых объектов инфраструктуры.

"Программа "Доступная  среда" призвана изменить эту ситуацию", — сказал он.

Общий объем финансирования мероприятий программы составит 129 млн 427,71 тыс. рублей.

В результате реализации программы предполагается: увеличение количества жилых помещений, приспособленных  к нуждам проживающих в них  инвалидов и семей с детьми инвалидами, увеличение доли доступных для инвалидов и иных мало-мобильных групп населения социально-значимых объектов инфраструктуры из общего количества таких объектов.

Кроме того, увеличение количества единиц транспорта для предоставления услуг социального такси, дополнительное оборудование действующих автовокзалов и автостанций для нужд мало-мобильных групп населения, увеличение доли детей-инвалидов школьного возраста, получающих образование в различных общеобразовательных учреждениях, к общему количеству детей-инвалидов школьного возраста, нуждающихся в получении образования по программам общеобразовательных учреждений.

 

4) «Материнский капитал»(2011г)

Материнский капитал  выдается семьям, в которых появился второй и последующие дети. Семьям предоставлено право использовать средства по трем направлениям: улучшение жилищных условий, образование детей и формирование накопительной части пенсии матери. Размер материнского капитала в 2011 году составляет 365 тысяч 698 рублей 40 копеек. Для владельцев сертификата, которые уже распорядились частью средств, размер оставшейся части суммы увеличен с учетом темпов роста инфляции. С начала действия закона о материнском капитале его обладательницами стали около 3 миллионов россиянок. При этом "бум" получения сертификатов пришелся на 2009 год, когда с соответствующими заявлениями обратились 940 тысяч 290 матерей. Срок действия закона заканчивается 31 декабря 2016 года, но на парламентских слушаниях не исключили, что его продлят до 31 декабря 2025 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак , государственное  вмешательство в рыночную экономику  необходимо в тех

сферах , в которых  механизм рынка не в состоянии  устранить различные

последствия внешних  эффектов либо несправедливостей самой  рыночной системы .

Этих сфер с  развитием экономики становилось все больше , и тем сложнее

становились формы  государственного вмешательства в  экономические процессы .

На нынешнем уровне развития рыночного способа  производства формы

вмешательства государства приобрели настолько  сложный вид , что рассмотреть

все последствия  экономической деятельности государства  невозможно . Тем не

менее существует ряд сфер , вмешательство государства  в которые жизненно

необходимо . Это : перераспределение доходов и  ресурсов , регулирование

занятости , антиинфляционная и антимонопольная политика , исправление

последствий внешних  эффектов и многое другое . Вмешательство  государства в

экономику носит  прямой и косвенных характер . К  прямым мерам государственного

регулирования нужно в первую очередь отнести  государственный сектор экономики

(также и долевое  участие государства в АО) , кредитование  или льготное

налогообложение отдельных субъектов , принятие регулирующих законодательных

актов . К косвенным  мерам относятся стимулирование инвестиций , обеспечение

занятости , налогообложение , стимулирование экспорта/импорта и т. д.

Средства государственного вмешательства подразделяются на экономические  и

административные . Экономические осуществляются при  помощи экономических

рычагов , находящихся  в распоряжении государства , а административные

используют  законодательную власть и осуществляются в приказном порядке .

Информация о работе Основные направления и методы государственного регулирования экономики