Основные направления совершенствования управления внешним долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

В качестве объекта исследования выступает внешний долг России. Методологической основой исследования являются постановления правительства РФ, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, труды российских и зарубежных ученых по проблемам управления государственным внешним долгом, инструктивные и справочные материалы, нормативные документы, законодательные акты Российской Федерации. В работе также использованы данные научных экономических журналов и газет, статистика международных организаций.
В качестве основной методологической базы исследования, проведенного в данной работе, были использованы системный и сравнительный анализ, а также анализ причинно-следственных связей, методы научной классификации, исторический метод, принципы диалектической логики.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ!!!.docx

— 63.21 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что одной из наиболее тяжелых экономических проблем России с 90-х гг. является накопление внешней задолженности. Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним заимствованиям. И Россия не является исключением. Государственный бюджет РФ, хоть и является бездефицитным, не в состоянии выкроить необходимые для проведения реформ средства. Но политика внешних заимствований не должна быть бездумной: еще лишь ведя переговоры о получении кредита от иностранного государства, Россия уже должна знать до мельчайших подробностей как будут использоваться эти средства, с какой эффективностью и за счет чего этот долг будет погашаться. Отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к нарастанию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований. 

В качестве объекта исследования выступает внешний долг России. Методологической основой исследования являются  постановления правительства РФ, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, труды российских и зарубежных ученых по проблемам управления государственным внешним долгом, инструктивные и справочные материалы, нормативные документы, законодательные акты Российской Федерации. В работе также использованы данные научных экономических журналов и газет, статистика международных организаций.

В качестве основной методологической базы исследования, проведенного в  данной работе, были использованы системный  и сравнительный анализ, а также  анализ причинно-следственных связей, методы научной классификации, исторический метод, принципы диалектической логики.

Далее в первой главе рассмотрим теоретические основы.

 

Глава 1. Теоретические основы управления внешним долгом РФ. Формирование внешнего долга Российской Федерации, по обязательствам  бывшего СССР.

Унаследованная Россией  от командно-административного строя  бывшего СССР система управления долгом выявила свою неадекватность условиям переходного периода экономического развития. В значительной мере это было связано с тем, что Союз ССР в послевоенные годы был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Опыт преодоления долговых и финансовых кризисов у структур, занимающихся управлением долгом, отсутствовал.

Правительством бывшего  СССР активно привлекались как связанные  банковские кредиты, предназначенные для финансирования закупок импортного оборудования, продовольствия, продуктов питания, медикаментов и других товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения страны, так и свободные средства для покрытия текущих потребностей бюджета в форме финансовых кредитов и внешних облигационных займов. В этот период задолженность по банковским кредитам выросла на 81%, по финансовым кредитам — на 176%, а задолженность по внешним облигационным займам увеличилась в 6 раз.

Наиболее высокими темпами  внешняя задолженность бывшего  СССР росла в 1985-1991 годах, когда темп прироста государственного внешнего долга превысил 120,0%, а абсолютная сумма задолженности увеличилась с 31,3 млрд. долларов США до 70,3 млрд. долларов США.

До начала 90-х годов  платежи в погашение задолженности  осуществлялись в соответствии с  оригинальными графиками, позднее, в конце 1991 года, в связи с нарастанием кризисных процессов в экономике страны по решению Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием долга и использованию активов, платежи в погашение внешней задолженности бывшего СССР были приостановлены.

К началу 90-х годов сформировался  основной объем официальной задолженности, гарантированной правительствам иностранных государств, в том числе задолженность перед странами-кредиторами Парижского клуба, бывшими социалистическими странами, а также группой официальных кредиторов, не являющихся членами Парижского клуба — Кувейт, ОАЭ, Оман, Турция, Южная Корея, Уругвай. По состоянию на 1 января 1992 года задолженность перед правительствами иностранных государств составила 61,8 млрд. долларов США.

В период с 1985 по 1992 год на основании кредитов, предоставленных  по схеме банк-банку, а также коммерческих контрактов советских внешнеторговых организаций сложилась неофициальная часть государственного внешнего долга бывшего СССР — задолженность перед коммерческими банками и фирмами. На начало 1992 года этот вид задолженности составил 34,8 млрд. долларов США.

При анализе состояния  государственного внешнего долга необходимо учитывать такой немаловажный фактор, как решение Российской Федерации взять на себя ответственность за весь внешний долг бывшего СССР, при условии перехода к ней прав на внешние активы. Российская Федерация стала правопреемником бывшего СССР после его распада, то есть взяла на себя активы и обязательства по внешнему долгу. Это решение позволило России сохранить за собой место в ООН и Совете Безопасности, сохранить позиции на внешних финансовых рынках и доверие потенциальных партнеров.

Заявление Правительства  Российской Федерации от 2 апреля 1993 года о намерении погашать в полном объеме внешний долг бывшего СССР явилось юридическим закреплением сложившегося положения, когда только Россия погашала внешний государственный долга бывшего СССР, поскольку другие государства — бывшие союзные республики — фактически отказались от ранее взятых обязательств осуществлять платежи в погашение задолженности в соответствии с долей каждой республики в экономике бывшего СССР.

В апреле 1993 года внешние  кредиторы официально признали Россию единственным государством, ответственным  по всему внешнему долгу бывшего СССР.

После оформления юридических  вопросов правопреемства по внешнему долгу была начата работа по его  урегулированию, которая продолжается и в настоящее время.

 

1.1. Понятие и  структура внешнего долга РФ 

Долговое финансирование дефицита в мире распространено очень  широко. Под государственным долгом в общем случае понимается величина накопленного бюджетного дефицита, которая была покрыта путем выпуска и размещения долговых обязательств. Таким образом, государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств исполнительных органов власти перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. 

Долговые обязательства  государства могут быть как явными, так и неявными. К явным (или безусловным) обязательствам относятся привлеченные займы, кредиты и ссуды. Они подлежат четкому планированию, имеют известный график обслуживания и погашения. Неявные (условные) обязательства образуются в процессе исполнения бюджета в виде задолженности по выплате зарплаты работникам бюджетной сферы или по оплате государственных заказов. К ним также относятся обязательства, выплаты по которым носят вероятностный характер (например, государственные гарантии). Наличие неявного долга усложняет процесс бюджетного планирования, вносит в него элемент неопределенности. Однако, на практике важно учитывать все компоненты задолженности государства, поскольку с каждым из них связаны определенные расходы и риски.

Если бюджет очередного года был исполнен с дефицитом, это  означает рост номинальной величины государственного долга. Если размер долга  слишком велик, из года в год растут расходы на его обслуживание. В результате дефицит бюджета начинает воспроизводиться, и урезаются другие статьи расходов. С негативными последствиями чрезмерной задолженности Россия в полной мере столкнулась в 90-х годах. Однако, само по себе наличие большого государственного долга не является показателем критического состояния экономики. Долг многих развитых стран (в том числе США), существенно превышает российский не только в абсолютном выражении, но и в соотношении с ВВП. Главный вопрос заключается в эффективности управления этими обязательствами.

Структуру государственного долга можно изучать исходя из различных критериев: по видам валют, в которых выражены долговые обязательства; по срочности исполнения обязательств; соотношению явных (безусловных) и  неявных (условных) обязательств; а также по видам держателей.

В России государственный  долг может существовать в следующих формах:

  • кредитные соглашения и договоры, заключенные с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственные ценные бумаги;
  • договоры о предоставлении государственных гарантий, договоры поручительства по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  • переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе принятых законов;
  • соглашения и договоры (в том числе международные) о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

Государственный долг подразделяется на внешний и внутренний. Критерием такого деления в России является вид валюты, в котором представлены те или иные обязательства государства. В соответствии с определением, закрепленным в Бюджетном кодексе РФ внешний долг — это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под внутренним долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации (в рублях).

В зависимости от сроков погашения выделяются следующие виды долговых обязательств: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет). Сроки погашения определяются конкретными условиями займа, однако они не могут превышать 30 лет. Для обязательств муниципального образования определен максимальный срок погашения 10 лет.

Государственный долг Российской Федерации обеспечивается всем имуществом, находящимся в федеральной собственности и составляющим государственную казну. Долг субъекта РФ обеспечивается всем находящимся в его собственности имуществом, составляющим казну субъекта федерации. При этом федеральное Правительство не несет ответственности по обязательствам субъектов федерации и муниципальных образований, за исключением тех случаев, когда им были предоставлены государственные гарантии.

В состав государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

2) объем основного долга  по кредитам, которые получены  Российской Федерацией и обязательства, по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств  по государственным гарантиям  Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

 

1.2.Сущность управления  внешним долгом РФ

Система управления государственным  долгом представляет собой взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование государственного долга и снижение влияния долговой нагрузки на экономику страны.

Основными целями управления государственным долгом Российской Федерации являются:

  • сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;
  • сокращение стоимости обслуживания государственного долга Российской Федерации;
  • обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме по как можно более низкой стоимости на средне- и долгосрочную перспективу.

Управление государственным  долгом является составной частью бюджетной политики. И свою очередь, бюджетная политика является составной частью социально-экономической политики государства.

Система управления государственным  долгом непосредственно связана  с бюджетным процессом, поскольку  долговая политика и система управления государственным долгом непосредственно  влияет на формирование бюджетной политики. С учетом этого политика в области  управления государственным долгом и система управления долгом являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики и  нормального функционирования бюджетного процесса.

Упомянутая выше взаимосвязь  определяет необходимость совершенствования и реформирования системы управления государственным долгом как одного из основных элементов формирования и проведения бюджетной политика. 

 

Процесс управления госдолгом  — это совокупность действий, связанных  с подготовкой к выпуску и  размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий .

Управление государственной  задолженностью охватывает методы как  прямого (институциональный, технический, собственно экономический), так и  косвенного регулирования (воздействия  на макро- или микроэкономические рычаги управления народным хозяйством).

Понятие и содержание управления государственной задолженностью может быть определено достаточно многомерно. Управление ею можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает:

Информация о работе Основные направления совершенствования управления внешним долгом