Основные направления совершенствования управления внешним долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

В качестве объекта исследования выступает внешний долг России. Методологической основой исследования являются постановления правительства РФ, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, труды российских и зарубежных ученых по проблемам управления государственным внешним долгом, инструктивные и справочные материалы, нормативные документы, законодательные акты Российской Федерации. В работе также использованы данные научных экономических журналов и газет, статистика международных организаций.
В качестве основной методологической базы исследования, проведенного в данной работе, были использованы системный и сравнительный анализ, а также анализ причинно-следственных связей, методы научной классификации, исторический метод, принципы диалектической логики.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ!!!.docx

— 63.21 Кб (Скачать файл)
  • формирование государственной долговой политики;
  • определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
  • установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со стратегическим управлением государственным долгом;
  • установление границ задолженности.

Под управлением долгом в  узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.

Процесс управления госдолгом как в широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности.

В процессе управления госдолгом  государство определяет соотношение  между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных госзаймов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения госзаймов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования госдолга.

В понятие управления госдолгом  включают три взаимосвязанных направления деятельности. Первое — это бюджетная политика в части планирования объема и структуры госдолга. Второе — это осуществление заимствований, проведение операций с госдолгом, которые направлены на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на его обслуживание. Третье — это организация учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств.

Основными принципами управления государственным внутренним долгом в мировой практике признаны экономичность  и оптимальность. 

 

Недостатки  существующей системы управления государственным  долгом Российской Федерации.

Одними из наиболее существенных недостатков формирующейся в  России системы управления государственным  долгом является то, что упомянутая система:

1. недостаточно обеспечивает  осуществление централизованной  и долгосрочной политики в области управления государственным долгом и государственных заимствований;

2. не полностью обеспечивает  предупреждение возможных финансовых  и долговых кризисов, а также  принятие оперативных мер по  их преодолению;

3. носит фрагментарный  и в ряде случаев противоречивый  характер.

 

Глава 2. Анализ управления внешним долгом РФ 

Анализ развития рынка  государственных заимствований  и государственного долга Российской Федерации в период 1992-2001 годов свидетельствует о ряде достижений в указанной области:

  • восстановлен и развивается рынок внутренних заимствований;
  • восстановлен доступ Российской Федерации на международный финансовый рынок;
  • повышаются международные рейтинги Российской Федерации;
  • законодательно оформлен ряд механизмов и процедур осуществления государственных заимствований — приняты Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», ряд нормативных актов, регулирующих вопросы государственных заимствований;
  • определены ограничения по государственным заимствованиям субъектов Российской федерации и муниципальным заимствованиям;
  • созданы основы и механизмы влияния федеральной власти на заимствования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, основы системы учета и отчетности субфедеральных и муниципальных уровней власти перед Министерством финансов Российской Федерации;
  • завершена инвентаризация государственного долга Российской Федерации;
  • завершается урегулирование государственного внешнего долга бывшего СССР;
  • в стадии завершения находится процесс централизации функций по управлению государственным долгом и реализации долговой политики государства.

 

  

2. 1. Состояние  внешнего долга РФ

Счетная палата Российской Федерации осуществляет контроль за государственным внешним долгом начиная с момента образования, то есть с 1995 года. Следует отметить, что за прошедший период неоднократно менялась классификация видов государственного долга. Наиболее существенные изменения в классификации произошли после введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации. В частности, как было указано ранее, с 1 января 2000 года в структуре внешнего долга не выделяется отдельно долг бывшего СССР, принятый Российской Федерацией.

Наиболее высокие объемы внешней задолженности Российской Федерации в период с 1995 по 2003 год  были в начале 1999 и 2000 годов.

По состоянию на начало 1995 года внешний долг Российской Федерации, принятый от бывшего СССР, составлял 108,6 млрд. долларов США, или 90,6% от общего объема государственного внешнего долга.

В период с 1995 по 1998 год Российская Федерация продолжала активно проводить  внешние заимствования, направленные как на рефинансирование ранее взятых обязательств, так и на другие цели. В результате при практически  неизменном объеме задолженности по основному долгу бывшего СССР, общий объем внешнего долга Российской Федерации в этот период увеличился до 149,3 млрд. долларов США.

По состоянию на 1 января 2004 года государственный внешний  долг Российской Федерации по объему практически соответствовал объему внешней задолженности по основной сумме долга на 1 января 1995 года и составлял 119,8 млрд. долларов США.

Кризис 1998 года показал опасность  высоких объемов задолженности  и валютных рисков, связанных с осуществлением внешних заимствований. Начиная с 1999 года, Правительство Российской Федерации начало проводить политику постепенного сокращения внешнего долга Российской Федерации, замещения внешних заимствований внутренними, оптимизации структуры внешнего долга.  

 

2. 2. Оценка управления  внешним долгом РФ

В последние годы наметилась тенденция к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 2000 году он составил 139 млрд. долларов США. В  начале 2004 года внешний долг Российской Федерации оценивался суммой, эквивалентной 120 млрд. долларов США. По состоянию на 1 января 2005 года объем внешнего долга запланирован в размере до 115 млрд. долларов США.

Доля государственного внешнего долга в процентах к величине валового внутреннего продукта (ВВП) за последние годы существенно сократилась. Так, в 2000 году она составляла немногим менее 54%, в 2003 году — 32 процента. В 2004 году максимальное соотношение величины внешнего долга к ВВП ожидается в размере 24 процентов. Однако, несмотря на постоянное снижение объема внешнего долга и его доли к ВВП, структура его в настоящее время не является оптимальной.

Около 45% внешних обязательств приходится на долговые обязательства бывшего СССР перед странами-членами Парижского клуба, другими странами — официальными кредиторами. Данные обязательства не являются рыночными. В связи с этим при управлении этой частью долга невозможно использование преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках.

В структуре государственного внешнего долга Российской Федерации  по состоянию на 1 января 2004 года 36% обязательств приходится на рыночные инструменты, т. е. ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте. К ним относятся еврооблигации и облигации внутреннего государственного валютного займа.

В настоящее время перед  Российской Федерацией стоит ряд  задач:

  • сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;
  • оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
  • оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
  • рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;
  • повышение эффективности использования заемных средств.

Решение этих задач требует  проведения на постоянной основе анализа  состояния и изменения объема и структуры государственного внешнего долга Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата осуществляет контроль за состоянием государственного долга Российской Федерации. Анализ состояния государственного внешнего долга Российской Федерации проведен в соответствии с планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2004 год (пункт 4.4.28) заместителем начальника инспекции по контролю за государственным долгом И.А. Андреевым и главным инспектором Л.С. Брагинской. 

 

 

 

 

2. 3. Проблемы снижения  внешнего долга РФ 

Проблема обслуживания государственного долга — ключ к  макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование госдолга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.

    1. Дефицитный бюджет приводит к ускоренному росту государственного внутреннего долга.
    2. На государственный долг списывается все текущее бюджетное недофинансирование за последние шесть лет, приобретающее суррогатные формы. Это задолженность предприятиям АПК, организациям, осуществляющим северный завоз, переоформленная в казначейские векселя, облигационный заем для погашения товарных обязательств и задолженности перед Центральным банком РФ, Пенсионным фондом и пр.
    3. Центральный банк и Минфин РФ сконцентрировали свои усилия на узком «облигационном» сегменте финансового рынка. Управление долгом свелось к планированию объемов и периода обращения очередного выпуска ГКО-ОФЗ.
    4. Отсутствует средне- и долгосрочное планирование, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на двух — трехгодичный период, невозможно проводить перспективный анализ ситуации.
    5. Рынок российских государственных ценных бумаг станет цивилизованным только при увеличении числа инструментов и доли долгосрочных бумаг (со сроками обращения 5-30 лет), что произойдет не ранее, чем через два-три года. Управление государственными пассивами на первом этапе требует обеспечения единообразного подхода к отражению в бюджете операций с долговыми обязательствами государства.
    6. Понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте. С одной стороны, наблюдается массовый приток средств нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ (инструмента внутренних заимствований), с другой — происходит смешение понятий — «внутренний валютный долг», существующий в форме «вэбовок». С допуском нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ изменились основные агрегаты платежного баланса РФ, в частности, по оценкам Центрального банка РФ, сальдо по счету текущих операций уменьшилось. Сегодня Центральный банк фактически вынужден брать на себя не свойственные ему функции гаранта по сделкам нерезидентов с ГКО. Такие дополнительные риски не способствуют решению главной задачи, возложенной на ЦБР, — поддержания устойчивости российской денежно-кредитной системы. Присоединение Российской Федерации к статье 8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорят процесс «срастания» двух видов государственного долга. С выпуском еврооблигаций и их размещением среди как нерезидентов, так и резидентов совершенно иной характер приобретает задача маневрирования рублевыми и валютными пассивами.

 

Глава 3. Основные направления совершенствования управления внешним долгом 

Управление государственным  внешним долгом в последние годы оказалось в центре отечественной экономической дискуссии. Причиной этого явился стремительный рост абсолютных и относительных размеров внешнего долга в течение двух десятилетий. Увеличение долгового бремени стало результатом проведения последними советскими и первыми российскими правительствами ошибочной экономической политики, в том числе политики внешних заимствований, распада СССР, принятия Россией на себя его финансовых обязательств. Относительная тяжесть долга возросла также в результате значительного снижения реального курса рубля в 1991-1992 гг. и в 1998г.

Основная задача реформирования и развития системы управления государственным долгом заключается в усилении государственного влияния и контроля за государственным долгом и заимствованиями и постепенном снижении зависимости государственного бюджета от ситуации в долговой сфере.

Достижение целей по сокращению стоимости обслуживания государственного долга и по сохранению объема государственного долга на экономически безопасном уровне возможно при выполнении системой управления государственным долгом следующих задач:

  • повышение эффективности государственных заимствований на внутреннем и внешнем рынках;
  • дальнейшее развитие рынка внутренних заимствований, в том числе в связи с реформой пенсионной системы;
  • оптимизация структуры государственного долга Российской Федерации;
  • сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
  • обеспечение принятия экономически обоснованных решений в области управления государственным долгом и государственных заимствований;
  • развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления долгом.

Эти задачи могут быть реализованы  только в случае создания и совершенствования следующих элементов системы управления государственным долгом:

-совершенствование правовых  основ в области управления  долгом;

-создание единой и  централизованной организационной  структуры и четких механизмов управления долгом;

-создание единой системы  учета государственного долга  и единой базы данных, по учету  государственного долга;

-создание единой системы  анализа рисков в области управления  долгом и финансового анализа  долговых операции и заимствований;

Информация о работе Основные направления совершенствования управления внешним долгом