Основные направления совершенствования управления внешним долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

В качестве объекта исследования выступает внешний долг России. Методологической основой исследования являются постановления правительства РФ, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, труды российских и зарубежных ученых по проблемам управления государственным внешним долгом, инструктивные и справочные материалы, нормативные документы, законодательные акты Российской Федерации. В работе также использованы данные научных экономических журналов и газет, статистика международных организаций.
В качестве основной методологической базы исследования, проведенного в данной работе, были использованы системный и сравнительный анализ, а также анализ причинно-следственных связей, методы научной классификации, исторический метод, принципы диалектической логики.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ!!!.docx

— 63.21 Кб (Скачать файл)

-формирование интегрированной  и унифицированной системы стратегического планирования в сфере системы управления государственным долгом и оценки эффективности заимствований;

-совершенствование механизмов  взаимодействия системы управления  долгом с системой кассового управления средствами бюджета;

-создание системы и  механизмов взаимодействия, включая  межведомственные и внутриведомственные процедуры управления государственным долгом, денежно-кредитной политикой и политикой в области управления золотовалютными резервами;

-создание системы учета  в секторе государственного управления, основанной на принципе начисления.

-внедрение интегрированной системы  по аналитическому учету субфедеральных, муниципальных долговых обязательств и заимствований негосударственного сектора экономики.

 

3. 1. Обобщение зарубежного  опыта управления внешним долгом

История многих стран служит иллюстрацией того, что неэффективность  структуры долга в плане сроков погашения, валют или процентных ставок и значительных не обеспеченных резервами условных обязательств были важными факторами зарождения или распространения экономических кризисов.

Как показывает мировой опыт, чрезмерные уровни долга ведут к  повышению процентных ставок и могут отрицательно сказаться на реальных объемах производства. Долг, выраженный в иностранной валюте, также связан с особым риском, и чрезмерная зависимость от долга, выраженного в иностранной валюте, способна привести к давлению на обменный курс или напряженности в денежно-кредитной сфере в том случае, если инвесторы не пожелают рефинансировать задолженность правительства в иностранной валюте.

Кризисы на рынках долговых инструментов выявили значение надежных методов управления долгом и потребность  в эффективно работающем и надежном рынке капитала. Хотя политика управления государственным долгом не всегда была единственной или даже главной причиной возникновения этих кризисов, структура сроков погашения, процентный и валютный состав портфелей долговых обязательств правительства нередко способствовали обострению кризиса. Даже в ситуациях с надежными макроэкономическими рамками рискованные методы управления долгом усугубляют уязвимость экономики при экономических и финансовых потрясениях.  

 

 

 

 

 

 

3. 2. Пути совершенствования  управления внешним долгом

· сокращение объемов внешних  долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;

· оптимизация структуры  внешнего долга, увеличение доли его  рыночной составляющей;

· оптимизация графика  платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;

· рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований  без существенного ухудшения  структуры долга по срокам платежей;

· повышение эффективности  использования заемных средств.

Существует необходимость  законодательного реформирования системы  управления госдолгом Российской Федерации  и первоочередного проведения необходимых  мероприятий, к которым можно  отнести:

· разработку и принятие Федерального закона о внесении в  Бюджетный кодекс Российской Федерации  по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;

· разработку и принятие федерального закона о государственном  долге Российской Федерации;

· разработку и утверждение  нормативных документов, регламентирующих деятельность Внешэкономбанка в  качестве агента по обслуживанию государственного внешнего долга и государственных внешних финансовых активов;

· создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации;

· разработку и утверждение  единого порядка ведения Государственной  долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и  муниципальной долговой книги;

· разработку критериев и  механизмов оценки эффективности заемной  и долговой политики. 

 

При наличии тенденции  к сокращению внешнего долга Российской Федерации и снижению долговой нагрузки на экономику Российской Федерации его структура по прежнему не является оптимальной с точки зрения управления долгом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Государственный долг сопровождает деятельность любого государства и  требует внимания по управлению и  своевременному возврату. В курсовой работе сделана попытка рассмотреть фактор государственного долга как причину и составляющую финансового кризиса, угрожающего экономической безопасности государства.

Управление государственным  долгом имеет особое значение для  проведения эффективной финансовой политики в области государственного и муниципального заимствований. Следует отметить, что управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, государственным долгом субъекта Федерации — органом исполнительной власти данного субъекта Федерации, муниципальным долгом — уполномоченным органом местного самоуправления.

Отсутствие целостной  государственной политики по привлечению  и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к нарастанию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Обслуживание Россией  внешнего задолженности представляется на сегодняшний день одной из наиболее острых проблем как с точки зрения перспектив поддержания экономического роста в стране, так и укрепления позиций России в мировой экономической системе, в том числе и в финансовой. Опыт стран, крупных должников убедительно показал, что проблемы внешнего долга оказывают непосредственное воздействие на инвестиции и экономический рост. Таким образом, проблема урегулирования внешней задолженности носит комплексный характер, поскольку затрагивает практически все аспекты экономической политики. Внешний долг России, в преобладающей своей части, является наследием СССР, который значительно возрос с середины 80-х гг. из-за хронической нехватки валютных средств для оплаты импорта товаров и услуг.

Стратегическая концепция  выхода из долгового кризиса должна представлять комплекс взаимосвязанных мер. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Вавилов А.П.. Внутренние  проблемы внешнего долга/ А.П.  Вавилов// КоммерсантЪ.- 2004.-№59.-с.3.

2. Воронин Ю.С. Управление  государственным долгом/ Ю.С. Воронин// Экономист.-2006-№1.-с.58-67.

3. Государственный долг  РФ// Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит/ Г.М. Колпакова.- М.: Финансы и статистика.2005.-с.275-292.

4. Жигаев А.Ю. Роль государственного долга в рыночной экономике/ А.Ю. Жигаев// Деньги и кредит.-2004.-№5.-с.43-49.

5. Жигаев А. Ю. Система макроэкономических ограничений на размер государственного долга/ А. Ю. Жигаев// Деньги и кредит.-2004.№7.-с.54-61.

6. Махмутова Э.Х. Законодательная база управления государственным долгом РФ/ Э.Х. Махмутова// Финасы.-2004.-№5.-с.20-22.

7. Селезнёв А. Государственный долг: иллюзии и реальность/ А. Селезнёв// Эконмист.-2004.-№3.-с30-40.

8. Стахович Л.В. Необходимость  и сущность управления государственным  внутренним долгом/ Л.В. Стахович, Л.Ю. Рыжаковская// Финансы и кредит.-2006.-№15.-с.56-63.

9. Финансы/ под ред.  А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной.- М.: Финансы и статистика. 2005.-501с.

10. Хоминич И.П. Из истории государственного долга России/ И.П. Хоминич// Вестник Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова.-2005.№4.-с.107-115.

 

 

Приложение 1 

 

Внешний долг Российской Федерации в январе — сентябре 2008 года 
(млрд. долларов США) 


 

 

 
 

1 января 
2008 г.

1 апреля 
2008 г.

1 июля 
2008 г.

1 октября 
2008 г.

Всего

463,5

477,4

524,8

540,5

 

Органы государственного управления


37,4

36,9

34,7

32,5

 

Федеральные органы управления


35,8

35,2

33,1

31,1

 

Новый российский долг


28,7

28,2

28,4

26,5

 

кредиты международных финансовых организаций


5,0

4,9

4,7

4,6

 

МБРР


4,3

4,2

4,1

3,9

 

прочие


0,7

0,7

0,7

0,7

 

прочие кредиты


1,7

1,8

1,6

1,4

 

ценные бумаги в иностранной  валюте


21,3

21,1

21,6

20,0

 

еврооблигации, размещенные по открытой подписке, а также выпущенные при реструктуризации ГКО


2,8

2,8

2,8

2,1

 

еврооблигации, выпущенные при реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов


17,6

17,4

17,9

17,1

 

ОВГВЗ — VII транши


0,9

0,9

0,9

0,8

 

ценные бумаги в российских рублях (ОФЗ)


0,3

0,1

0,2

0,2

 

прочая задолженность


0,3

0,3

0,3

0,3

 

Долг бывшего  СССР


7,1

7,0

4,7

4,6

 

кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов


0,0

0,0

0,0

0,0

 

задолженность перед бывшими социалистическими странами


1,5

1,6

1,5

1,4

 

задолженность перед прочими официальными кредиторами


2,2

2,2

2,0

2,0

 

ОВГВЗ — III, IV, V транши


2,0

2,0

0,0

0,0

 

прочая задолженность


1,3

1,2

1,2

1,2

 

Субъекты Российской Федерации


1,5

1,7

1,5

1,5

 

кредиты


1,1

1,2

1,2

1,1

 

ценные бумаги в российских рублях


0,4

0,4

0,3

0,3

Органы денежно-кредитного регулирования

9,0

4,1

4,2

10,2

 

кредиты1


7,1

1,6

0,9

6,9

 

наличная национальная валюта и депозиты


1,9

2,6

3,3

3,4

Банки (без участия в  капитале)

163,7

171,4

192,8

198,2

 

долговые обязательства  перед прямыми инвесторами


1,2

1,4

1,5

1,5

 

кредиты


113,2

121,6

136,2

144,2

 

текущие счета и депозиты


40,7

39,0

45,9

43,4

 

долговые ценные бумаги


5,7

5,4

5,2

4,6

 

прочая задолженность


2,9

4,0

3,9

4,6

Прочие секторы (без участия  в капитале)

253,5

265,0

293,1

299,6

 

долговые обязательства  перед прямыми инвесторами


25,7

26,1

31,2

30,8

 

кредиты2


205,6

217,7

237,2

250,1

 

долговые ценные бумаги3


17,1

16,0

15,1

10,5

 

задолженность по финансовому  лизингу


4,1

4,4

4,8

4,9

 

прочая задолженность


1,0

0,9

4,8

3,3



 

 

   

Примечание:

Включается  внешняя задолженность в национальной и иностранной валюте. Государственные ценные бумаги отражаются в части задолженности перед нерезидентами и оцениваются по номиналу.

   

Отражаются прямые РЕПО

С 1 января 2007 года включена задолженность по прямым РЕПО.

Включается рыночная стоимость привилегированных акций, находящихся в собственности нерезидентов. Привилегированные акции классифицируются в качестве компонента внешнего долга в связи обязательством эмитента выплачивать по ним дивиденды, при этом эмитент не принимает на себя обязательств по выкупу их по рыночной цене.



Информация о работе Основные направления совершенствования управления внешним долгом