Основные теории стоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – теории трудовой стоимости, теории факторов производства и теории предельной полезности.
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении основных теорий стоимости.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать найденную литературу по данной теме;
- рассмотреть трудовую теорию стоимости, теорию фактров производства и теорию предельной полезности;
- произвести сравнительную характеристику основных теорий стоимости.

Файлы: 1 файл

курсовая основные теории стоимости.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Капитал является очередным фактором производства и рассматривается как совокупность средств труда, которые используются в производстве товаров и услуг. Термин "капитал" имеет много значений. В одних случаях капитал отождествляется со средствами производства (Д. Рикардо), в других - с накопленными материальными благами, с деньгами, с накопленным общественным интеллектом. А. Смит рассматривал капитал как накопленный труд, К. Маркс - как самовозрастающую стоимость, как общественное отношение. Капитал можно определять и как инвестиционные ресурсы, используемые в производстве товаров и услуг и их доставке потребителю. Взгляды на капитал разнообразны, но все они сходятся в одном: капитал ассоциируется со способностью тех или иных ценностей приносить доход.

Предприниматель - неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства. Понятие "предприниматель" часто ассоциируется с понятием "собственник". А. Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-либо коммерческой идеи и получения прибыли. Предприниматель выступает как посредник, комбинирующий по своему усмотрению факторы производства. Объединение в одном лице собственника и предпринимателя стало разрушаться с появлением кредита и наиболее рельефно обнаруживаться с развитием акционерных обществ. В условиях корпоративной экономики собственность как юридический фактор утрачивает свои распорядительные функции. Роль собственности становится все более пассивной. Собственник владеет лишь клочком бумаги. Ответственность за результаты деятельности несет менеджер. Им движет воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда.

Естественно, все это относится к странам с сформировавшейся рыночной экономикой. В переходный период к рынку действуют другие законы.

Различие в классификации факторов производства между марксистской и Западной экономической теорией обусловлено классовым подходом к анализу естественного производства. Приведенная классификация является подвижной. На уровень и эффективность производства оказывает все большее влияние современная наука, информационный и экономический факторы. Возрастающее значение приобретает экологический фактор производства, который выступает либо в качестве импульса экономического роста, либо ограничения его возможностей в связи с вредностью технологии.

Любое предприятие одновременно выступает как товаропроизводитель и продавец определенной продукции и как покупатель факторов производства. Как продавцу ему присущ типический интерес - подороже продать свою продукцию. На рынке факторов производства предприятие выступает как покупатель, заинтересованный подешевле купить производительные ресурсы (труд, капитал, землю). Все операции подчинены прибыли. Это главный стимул и основной показатель эффективности предприятия.

Величина издержек производства и их структура определяют конкретные требования к покупки факторов производства. Особенности спроса на факторы производства определяются характером самого производства. Критерий отбора здесь один - наименьшие издержки производства при высоком качестве производимой продукции. Сравнивая рыночную цену каждого фактора производства с предельным продуктом, который производится с помощью этого фактора предприниматель устанавливает свой выбор.

Общие принципы формирования кривой спроса на любой фактор производства сводятся к следующему:

  • исходным в спросе является спрос на выпускаемый товар;
  • равенство предельного дохода и предельных издержек, определенных программой предприятия;
  • структура спроса на факторы достигается при условии, когда доллар, потраченный на приобретение какого-либо фактора, дает наибольший предельный продукт.

В предложении труда, как и любого другого фактора, есть свои особенности. Они связаны:

  1. с численностью населения и прежде всего его трудоспособной частью;
  2. качественным составом населения, уровнем его общей и профессиональной подготовки;
  3. продолжительностью рабочего дня и рабочей недели.

Общий уровень заработной платы выявляется пересечением кривой спроса и предложения. Рост спроса на труд повышает уровень заработной платы и ведет к увеличению занятости населения. Падение спроса на труд ведет к противоположным последствиям.

 

 

  • 1.3 Теории предельной полезности

  •  

     

    Впервые теории предельной полезности благ как меры ценности благ и основания цен появились в 1870-х гг. практически одновременно в Австрии (К. Менгер), Англии (У. Джевонс) и Швейцарии (Л. Вальрас).

    Их ключевая идея состояла в том, что стоимость (ценность) товара определяется не затратами труда на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю. Общие черты этих теорий состоят в следующем:

    Согласно  количественному  подходу  большинство  случаев  выбора потребителей  сводится  к  принятию  решений, имеющих  приростной  характер  (например, решение  съесть  на  одно  яблоко  больше, чем  обычно).

    Предельная полезность (MU–marginal utility) – дополнительная  полезность, которую  потребитель извлекает из  дополнительной единицы блага.  

    Общая  полезность (TU–total utility) – сумма  полезностей  отдельных  частей  блага. Отсюда  MU – это  прирост  общей  полезности  при  увеличении  объёма потребления  блага  на  одну  единицу:  

    Полезность  меняется  с  увеличением  количества  потребляемых  благ,  на  основании  чего  был  обоснован  (немецким  экономистом  Г.Госсеном  в  1854 г.)  закон  (принцип)  убывающей  предельной  полезности, суть  которого  состоит  в  том, что при  прочих  равных  условиях, чем  больше  количество  потреблённых  благ, тем  меньше  MU, извлекаемая  из  потребления  каждой  последующей  единицы  этого   блага. Например, в  сильную  жару  первый  стакан  воды  будет  обладать  высокой  полезностью, второй – меньшей, а пятый –  может  быть  совсем  бесполезным. Таким образом, MU  обратно  пропорциональна объёму  потребления, т.е. MU  каждой  последующей  единицы  продукции  падает, так как потребность  в  конкретном  товаре  будет  постепенно  насыщаться. Суть  закона  убывающей  MU состоит в  падении  MU  по  мере  приобретения  потребителем  дополнительных  единиц  определённого  блага.

    Не  существует  измерителя  полезности, поэтому  в  основе  количественного  подхода  лежит  не  объективное  измерение  полезности, а  субъективные  оценки  потребителей. Количественной теорией была предложена и используется гипотетическая  единица полезности – ютила (от  английского слова    «utility»), служащая  для  измерения  удовлетворения, которое  может  получить  человек  от  потребления  того  или  иного  блага. Например, в таблице 1 приведены результаты измерений предельной и общей полезности. Вторая графа таблицы демонстрирует принцип убывания полезности, так как четко видна зависимость между объемом потребления и предельной полезностью. Третья графа показывает, что общее удовлетворение потребителя (TU) возрастает по мере увеличения количества благ, находящихся в его распоряжении.  

    Таблица 1 - Результаты измерений предельной и общей полезности

    Объём  потребления  чая (количество  стаканов)

    MU

    TU

    Q

    MU

    TU

    1

    10

    10

    2

    7

    17

    3

    3

    20


     

    Если  благо  разделить  на  бесконечно  малые  частицы, то  функциональную зависимость  между  объёмом  блага  и полезностью, можно представить в виде формулы: TU = f (Q), отсюда MU есть производная функции TU:                или     

    Графически кривая предельной и общей полезности изображены на (рис 1.1 и 1.2)

     

                                                                                                                                                                   


            Рисунок 1.1 Кривая MU   Рисунок 1.2 Кривая TU

    Кривая  МU  имеет  отрицательный  наклон,  так  как  полезность  потребляемых  одна  за  другой  частей  блага  постепенно  убывает  (напоминает  КПВ). При объеме блага Qn   МU = 0. Кривая  ТU имеет  положительный  наклон, так  как  с  ростом  количества  блага  ТU возрастает. При объеме блага  Qn  наклон кривой ТU= 0,  что  соответствует ТUmax , а МU = 0, что  означает, что  потребность  в  данном  благе  полностью  удовлетворена. Таким образом, убывание полезности объясняется снижением интенсивности потребности по мере ее удовлетворения и отражается на графике в отрицательном наклоне кривой MU и в постепенном уменьшении угла наклона кривой TU. Чем большим количеством блага обладает индивидуум, тем меньшую ценность для него имеет каждая дополнительная единица. 

    • Принцип  убывания  полезности  лежит  в  основе  создания  ситуации  равновесия  потребителя, которое  наступает  в  точке  потребительского  равновесия: когда  предельная  полезность  (MUx), получаемая  в  расчёте  на  каждую  денежную  единицу  стоимости  одного  блага  (Px)  становится  равной  предельной  полезности  (MUy), получаемой  потребителем  в  расчёте  на  каждую  денежную  единицу  стоимости  другого  блага  (Py), или  когда  отношение  предельных  полезностей   отдельных  товаров  к  их  ценам  равны:

                                          ,

    где    –  взвешенная  MU, т.е. MU, приходящаяся  на  1 денежную единицу  (рубль).

    Правило  максимизации полезности  (условие  равновесия  потребителя) можно выразить с помощью следующей формулы: ,(предельная полезность денег)

    Оно состоит в том, что   максимальное  удовлетворение  своих  потребностей  потребитель  достигает в  рамках  ограниченного  бюджета  при  условии, что  каждый  приобретённый  товар  принесёт  ему  одинаковую  MU  пропорционально  цене  этого товара  (доход  и  цены  const). Из выше приведенной формулы вытекает, что    , т.е.  соотношение  между  предельными  полезностями  благ  равно  соотношению  их  цен.

    На  практике  измерение  полезности  невозможно, поэтому  в  теории  используется  оценка  в  баллах. Например, у  покупателя  есть  350 руб., в магазине  два  товара: А  и  Б  по цене: РА = 50руб.; РБ = 100 руб. соответственно. Сколько  единиц  товара  покупатель  купит, исходя  из  полезности. Оценим  полезность  товара  А  и  Б  в  баллах, исходя  из  наших  субъективных  представлений.

    Согласно  нашей  оценке, наибольшее  удовлетворение  принесёт  нам  покупка  товара  Б, но  цена  товара  Б в  2  раза  выше  цены товара  А. Решение  о   покупке  товаров  принимается, исходя  из  полезности  на  1 ед. затраченных средств, т. е. на 1  руб. Максимально  удовлетворит  наши  потребности  покупка  трех  единиц  товара  А  и  двух  единиц  товара  Б, так как любая  другая  комбинация  количеств  товаров  А  и  Б  при  существующих  ценах  и  имеющихся  денежных  средств  (350  руб.)  даст  меньшую  суммарную  полезность для  покупателя: , т.е. . Если  цена  товара  Б  снизится  вдвое, то , мы  покупаем  3  единицы  товара  А  и  4  единицы  товара  Б. (Таблица 2.)

    Таким образом, при  снижении  цены  товара  количество  купленных  товаров  возрастает, что  объясняет  действие  закона  спроса   с  точки зрения  теории предельной  полезности. Некоторых  экономистов  такое  объяснение  закона  спроса  не  устраивает,  и  они  предлагают  объяснение  на  основе  действия  эффекта  дохода  и  эффекта  замещения.

     

     

    Таблица 2 - Результаты измерений предельной полезности и предельной полезности на 1 руб.

     

    Кол-во,    шт.

    Товар  А (цена  50  руб.)

    Товар  Б (цена  100 руб.)

    Предельная  полезность (MUA)

    Предельная  полезность  на  1 руб. MUA

                PA

    Предельная  полезность (MUБ)

    Предельная  полезность  на  1  руб. MUБ

                РБ

    1

    2

    3

    4

    5

    5

    4

    3

    2

    1

    0,1

    0,08

    0,06

    0,04

    0,02

    9

    6

    5

    3

    1

    0,09

    0,06

    0,05

    0,03

    0,01

    MU : 50

    MU : 100

    Информация о работе Основные теории стоимости