Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:07, курсовая работа
Предмет исследования – теории трудовой стоимости, теории факторов производства и теории предельной полезности.
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении основных теорий стоимости.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать найденную литературу по данной теме;
- рассмотреть трудовую теорию стоимости, теорию фактров производства и теорию предельной полезности;
- произвести сравнительную характеристику основных теорий стоимости.
Австрийская школа (иногда её называют Венской), субъективно-психологическое направление в буржуазной политической экономии. Возникла в Австрии в 80-х гг. XIX в. как реакция на появление 1-го тома «Капитала» К. Маркса, распространение марксистского экономического учения и рост революционного рабочего движения. Австрийская школа стремилась противопоставить марксизму систему буржуазной теоретической политэкономии, отвечающую новым задачам буржуазной апологетики. Основателем Австрийской школы был К. Менгер. В конце XIX и начале XX вв. Австрийскую школу возглавляли К. Менгер, Ф. Визер, Э. Сакс. В 20-е года её преемницей стала «молодая австрийская школа», представленная Л. Мизесом, Ф. Хайеком, Р. Штиглем, О. Моргенштерном, Г. Хаберлером, сыгравшими впоследствии видную роль в развитии современной буржуазной политической экономии. Одновременно с Австрийской школой подобные положения были выдвинуты и развиты У. С. Джевонсом и А. Маршаллом в Англии, Л. Вальрасом в Швейцарии и Дж. Б. Кларком и Э. Селигменом в США.
Австрийская школа разработала теорию предельной полезности благ — субъективно-психологическую теорию ценности и основанную на ней теорию капитала и процента. Основная категория теории Австрийской школы — предельная полезность — рассматривается как субъективная полезность предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в благе данного рода. Согласно учению Австрийской школы, предельной полезностью определяется ценность благ, которая зависит, от соотношения запаса этого блага и потребности в нём. Сторонники Австрийской школы утверждают, что вместе с ростом запаса при данной потребности снижается предельная полезность и, следовательно, ценность блага, а при уменьшении запаса они возрастают. Т. о., ценность блага якобы зависит от степени насыщения потребности в нём. Уровень предельной полезности вещи зависит также и от её редкости. Из субъективной ценности (предельной полезности) Австрийской школы выводит «объективную меновую ценность», из неё — рыночную цену, которая трактуется как равнодействующая субъективных оценок благ покупателями и продавцами.
Главная модель предельной полезности — «шкала Менгера» — представляет собой попытку объяснить место каждого блага в шкале полезностей и степень насыщения потребности в нём. В этой модели различаются абстрактная полезность различных категорий благ и конкретная полезность каждой единицы данного рода благ, причём виды потребностей располагаются в нисходящем порядке — от более важных к менее важным. Эта модель призвана иллюстрировать оптимальный потребительский выбор по принципу уравнения предельных полезностей благ разного рода, но она не отражает истинных процессов, происходящих на капиталистическом рынке.
Модель оставляет открытым основной вопрос — обусловленность субъективных оценок и их различий платёжеспособностью покупателей и издержками производства продавцов, т. е. объективными условиями товарного производства, в которых цена определяется не субъективными оценками, а стоимостью товаров. При этом в рыночной конкуренции, вызывающей отклонения цены от стоимости, участвуют все покупатели и продавцы, вследствие чего цена тяготеет не к оценкам их «предельных пар», а к общественно необходимым затратам труда. Только в том случае, если указанные предельные оценки совпадают с уровнем общественно необходимых затрат, они могут соответствовать действительно рыночным ценам.
Последующей модификацией теории предельной полезности, получившей развитие в Англии, США и других странах, явилось учение о т. н. предельной производительности факторов производства, отрицающее создание прибавочной стоимости трудом и объясняющее прибыль «предельной производительностью капитала». На основе предельной полезности выдвигается т. н. теория благосостояния.
Таким образом, Австрийская школа положила начало применению теории предельной полезности в построении буржуазных концепций социалистической экономики и планирования. Ф. Визер, И. Шумпетер, рассматривая предельную полезность как чистую экономическую логику и считая её основой для оптимального распределения ресурсов. Пытались использовать предельную полезность для построения теории социалистического хозяйства.
Если вспомнить историю формирования и взаимоотношения этих теорий, то нетрудно заметить, что они противоположны по своей сути. В трудовой теории стоимость рассматривается как объективное производственное отношение людей, а маржиналисты считают ее субъективной категорией. Эти теории базируются на разных основаниях и объясняют разный круг экономических явлений. Они исходят из разных методологических посылок: теория стоимости исходит из объективности экономических отношений, из того, что образование стоимости как основы цены имеет объективный характер; теория предельной полезности базируется на субъективных оценках полезности блага.
Вместе с тем попытка выдвигать лишь одну из этих теорий — теорию стоимости или предельной полезности — в качестве всеобъемлющей для объяснения всего многообразия экономической жизни неприемлема. Ни та, ни другая теория всего многообразия экономических явлений не способна охватить и объяснить все многообразие экономической жизни: оно может быть объяснено в одном случае при рассмотренных выше предпосылках с позиций теории стоимости, в другом — с позиции предельной стоимости.
Экономическая мысль уже давно бьется в попытке разрешить конфликт между теорией стоимости и теорией предельной полезности, пытаясь соединить эти две теории, синтезировать их. В этом направлении работали такие известные экономисты, как Туган-Барановский, Маршалл и многие другие. Ведь противопоставление этих теорий выражает не только их взаимоотрицание, но и взаимообусловленность. Экономисты, независимо от того, стояли они на позициях «теории издержек» или «теории полезности», в большинстве не осознавали эту взаимообусловленность.
Тем не менее, начиная анализ стоимости с понятия издержек, они неизменно были вынуждены, в конце концов, обратиться к понятию полезности и, наоборот, начав с полезности, приходили к издержкам.
В более поздний период (после К.Маркса) были попытки объединить теорию трудовой стоимости (понимаемой как издержки) с теорией предельной полезности (П. Струве, М. Туган-Барановский, А. Маршалл, Дж. Кларк, П. Самуэльсон, О. Шик).
Все эти попытки объединяют их направленность против К.Маркса и в большинстве случаев — неверная трактовка марксовой теории трудовой стоимости.
Однако и сам К. Маркс допускал возможность затратной интерпретации его теории стоимости: в I томе «Капитала» он абстрагируется от величины полезности и сосредоточивается исключительно на исследовании затрат труда. Стоимость, рассматриваемая К. Марксом через затраты абстрактного труда, остается вне полезности этих затрат. Кроме того, у К. Маркса нет детально разработанной концепции конкуренции, спроса, предложения, рыночных цен, в которых полезность как фактор стоимости приобрела существенное значение. Наконец, К. Маркс по существу отождествил потребительную стоимость и полезность, что в значительной степени затруднило анализ роли полезности в теории стоимости.
Основоположник современного направления в теории ценности и цен — известный английский экономист А. Маршалл сделал попытку отойти от поисков единственного источника стоимости и соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и с теорией издержек производства (затрат). Тем самым он осуществил поворот в экономической теории стоимости от субстанционного анализа к функциональному, т.е. единовременному определению взаимовлияния полезности, спроса - предложения, издержек и цены.
С помощью теории предельной полезности можно успешно объяснять экономические взаимосвязи на уровне микроэкономики, а с помощью теории трудовой стоимости — макроэкономические взаимосвязи. Значит, каждая из этих теорий справедлива в пределах своих сфер применения.
Вместе с тем никогда нельзя упускать из виду, что ни одна экономическая теория не может объяснить все многообразие экономических явлений.
Вся история политической экономии является столкновением различных подходов к вопросу о закономерности, лежащей в основе измерения ценности товаров и услуг.
Внимательное изучение работ К. Маркса и Ф. Энгельса показывает, что хотя они специально и не занимались изучением проблемы количественного соотношения между затратами и результатами, однако четко понимали колоссальное значение этой проблемы.
Из всей многовековой истории товарного хозяйства, истории экономической науки, вытекает фундаментальный вывод: измерить «созданную» трудом общественную ценность (стоимость) не могут ни меры веса, ни меры длины, ни меры времени и никакие другие меры, приспособленные для измерения физических объектов. Ни кто иной, как Ф. Энгельс в письме к К. Марксу писал: "По моему мнению, совершенно невозможно выразить экономические отношения в физических мерах".
Научный подход к стоимости предполагает, что рыночный обмен товаров неотделим от измерения их общественной полезности. Товары не просто передаются из одних рук в другие, но передаются самими собственниками благ по определенной цене, сложившейся на рынке, которая в своей тенденции отражает общественную ценность товара, взаимодействие полезности и затрат.
Множество и разнообразие факторов, взаимодействующих в экономике, обусловили необходимость перейти от описания природы тех или иных экономических категорий к их количественному анализу с обязательным применением предельных величин. И по мере того, как этот переход осуществлялся, многие прежние представления изменились. Категории «поверхностность явлений» и их «глубинная сущность» во многих отношениях поменялись местами.
Сегодня известно, что теория предельной полезности, появившаяся при жизни Маркса и Энгельса, все-таки была практически ими замечена. Маркс, ознакомившись с трудами Джевонса и Менгера, совсем оставил дальнейшую работу над проблемой капитала. Если это действительно так, его последователи явно уступают ему в мудрости. Не потому ли так случилось, что Маркс понимал: та система больших абстракций, которая была применена в «Капитале» для анализа эксплуатации, не может быть применена при анализе функциональной стороны воспроизводственного процесса. А те категории, которые нужны были для его понимания, могли бы поставить под сомнение абсолютизацию прибавочной стоимости как единственного источника капиталистической прибыли. При этом категория прибавочной стоимости из центральной и общей неизбежно должна была бы превратиться в отдельный случай более общей теории капиталистической экономики. Это объясняет и тот факт, что после выхода в 1867 г. первого тома «Капитала» и до 1883 г. Маркс не написал ни одной фундаментальной работы.
Теория предельной полезности стала первым приближением к той теоретической конструкции, которая стала, потом называться неоклассическим экономическим анализом. Для того, чтобы завершить его построение, необходимо было соединить полезность с общественными затратами, создать общую теорию сравнения результатов и затрат.
Современное экономическое мышление не признает никаких объективных стоимостей. Это противоречит здравому смыслу, который подсказывает нам, что вещи все-таки имеют "реальную" стоимость, которая определяется скорее законами физики, чем причудами человеческой психики. Трудно спорить со здравым смыслом, но придется попытаться, используя методологию неоклассического анализа.
Большинство споров относительно "истинной стоимости" вещей возникает из-за неспособности понять то, что только действиям присущи затраты и что одни и те же действия часто означают разные затраты для разных людей. Следовательно, частые дискуссии о том, сколько "на самом деле стоит" та или иная вещь, прекратятся, если признать, что, сами вещи не могут иметь стоимости. Только действия связаны с отказом от возможностей, и поэтому только действиям присущи затраты. Затраты - это всегда ценность тех возможностей, которыми жертвуют конкретные люди. Для того, чтобы преодолеть расхождения в представлениях о затратах, связанных с альтернативными решениями, часто бывает достаточно договориться, о каких именно издержках идет речь. Если принять эту систему взглядов, то уже не кажется парадоксальным утверждение Менгера, которое прямо противоречит обычному пониманию стоимости из многих наших учебников. Стоимость - пишет основатель австрийской школы, - не является чем-то имманентным определенному благу, как его свойство или независимая вещь, существующая сама по себе. Она является суждением, которое экономический человек выносит о важности благ, находящихся в его распоряжении для поддержания своей жизни и благосостояния. Поэтому стоимость не существует вне сознания человека… Объективизация стоимости блага, которое по своей природе – явление субъективного порядка внесла огромную путаницу в основные принципы нашей науки.
Возникновение и развитие теории предельной полезности в 70-80-е годы XIX в. относится к первому этапу маржиналистской революции. Второй этап маржиналистской революции начинается в 90-е годы XIX в. На этом этапе формируется так называемая «неоклассическая экономическая теория», которая превращает маржинализм в стройное учение.
Методология неоклассического анализа основывалась на положении, что в функциональной теории нет места «абсолютным» категориям. В ней должны остаться категории только «относительные», взаимозависимые и определяемые человеком - производителем и потребителем. Теория предельной полезности заложила основы новой парадигмы, отказавшись от идеи, что стоимость есть нечто присущее товару. Но ее основатели остановились лишь на фундаменте нового здания. Они не распространили новый принцип на анализ всей хозяйственной системы в целом, а применили его лишь к индивидуальному экономическому выбору. Представители неоклассического анализа утвердили этот принцип во всех сферах экономической науки. Особенно ценные идеи внес А. Маршалл - основатель «кембриджской школы». Он решил проблему одновременной оценки стоимости конечных продуктов и факторов производства. Его знаменитое сравнение полезности и затрат (издержек) с двумя лезвиями ножниц имеет следующий смысл: как нет основания спорить о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц, так и нет основания спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства. Его идея заключается в необходимости использования метода взаимного и одновременного определения обеих ценностей. Именно через взаимодействие, в котором полезность и издержки выступают как равно-нравные и независимые силы, определяется точка равновесия спроса и предложения и, соответственно, стоимость и цена.