Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 03:28, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение особенностей современной безработицы в России.
Исходя из цели, определим задачи работы:
изучить понятие безработицы и причины её образования;
рассмотреть задачи Федеральной службы по труду и занятости;
провести анализ безработицы в России на современном этапе;
выявить пути решения проблемы безработицы.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты безработицы.
1. 1. Понятие, виды безработицы и ее последствия…………………………... 5
1. 2. Регулирование уровня безработицы………………………………………12
Глава 2. Проблема безработицы в России на современном этапе.
2. 1. Особенности безработицы в России на современном этапе (причины, последствия)…………………………………………………………………….. 18
2. 2. Методы регулирования безработицы, характерные для России……….. 25
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы……………
II. Экономические последствия безработицы
Отрицательные
Положительные
Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования ранка труда и стабилизации занятости.
1. 2. Регулирование уровня безработицы.
Серьезные социально-экономические
последствия безработицы
Создана мощная система законодательства, регулирующая трудовые отношения (порядок найма и увольнения, продолжительность рабочего дня, безопасность труда, минимальную заработную плату, предоставление выходных дней и отпусков, разрешение трудовых конфликтов, проведение забастовок и пр.) на национальном и интернациональном уровне.
Главными целями государственного
регулирования рынка труда
• обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении естественного уровня безработицы, определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
• создание гибкого рынка труда, способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта гибкость по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.
Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:
• активной – создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
• пассивной – поддержка безработных путем выплаты пособий.
Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах с социально ориентированной рыночной экономикой приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:
• стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
• организация переобучения и переквалификации структурно безработных;
• развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах;
• содействие мелкому и семейному
предпринимательству, что рассматривается
во многих странах важным методом
обеспечения занятости
• государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения – молодежи, инвалидам;
• содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
• международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
• создание рабочих мест в государственном секторе – в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
• организация общественных работ.
Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относят к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:
• обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
• бесплатное медицинское обслуживание.
В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат – обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры.
Общей для всех типов безработицы мерой является создание служб занятости (бюро по трудоустройству). Целью многих государственных программ является снижение естественного уровня безработицы путем уменьшения фрикционной безработицы.
Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:
Для борьбы со структурной безработицей
Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:
Система страхования по безработице представляет собой государственную программу, которая увеличивает число фрикционных безработных. В соответствии с этой программой безработные могут частично получать заработную плату в течение определенного времени после потери работы.
Закон непреднамеренных последствий – закон, отражающий свойство государственной политики иметь, наряду с ожидаемыми, и непредвиденные последствия: пособия по безработице, могут вызвать рост безработных, довольствующихся этим пособием и т.д. Смягчая экономические последствия потери работы, страхование по безработице одновременно увеличивает количество фрикционных безработных и поднимает естественный уровень безработицы. Безработные, получающие пособия, не так активно ищут работу и чаще отвергают непривлекательные, с их точки зрения, предложения, что снижает показатель темпа найма. Кроме того, существование системы страхования по безработице, вероятно, позволяет предпринимателям легче решаться на увольнение рабочих, тем самым, приводя к росту показателя темпа увольнения. Однако, тот факт, что страхование по безработице увеличивает ее естественный уровень, сам по себе не означает нежелательности этой политики. Ее положительная сторона заключается в том, что она создает у рабочих уверенность в получении определенного дохода.
Устойчивым уровень
1) в случае страхования по
безработице (т.е. выплаты
2) так называемая «безработица ожидания», которая возникает в условиях устойчивой («жесткой») заработной платы.
Жесткость заработной платы означает ее неспособность к гибкому изменению, достаточному для приведения предложения труда в соответствии со спросом на него. Когда реальная зарплата находится выше уровня, соответствующего равновесию спроса и предложения, предложение на рынке труда превышает спрос на него. Фирмам приходится распределять между всеми претендентами ограниченное количество рабочих мест. Поэтому жесткость реальной зарплаты уменьшает показатель вероятности трудоустройства и повышает уровень безработицы.
Глава 2. Проблема безработицы в России на современном этапе.
2. 1. Особенности
безработицы в России на
В практике изучения безработицы в России сложились три основных подхода к изучению этого явления.
Определенная группа экономистов
исследует безработицу как
Для других исследователей
безработица выступает как
Третьи оценивают безработицу как следствие функционирования хозяйственного механизма, которому свойственны внутренние противоречия рыночной экономики.
Все эти подходы имеют право на существование. В каждом из них раскрыт авторский подход к сущности этого явления. Безработица обусловлена всем ходом социально-экономического развития государства и общества. Она - постоянный элемент, продукт развития производства. В известном смысле можно говорить, что именно оно (производство) и порождает безработицу, которая выступает как макроэкономическое явление, определяющее уровень и темпы экономического развития страны. Для исследования причин безработицы используют различные концепции. Нельзя не обратить внимания на то, что в концепциях, объясняющих безработицу, раскрывающих ее причины, анализируются общества с развитыми рыночными отношениями, стабильно функционирующим рынком труда. Россия же находится на стадии становления рыночной экономики, перехода от административно-командной экономики к рыночной. Это обстоятельство учитывается очень редко. Специфика ситуации в России обусловлена отличием ее социально-экономических условий, предшествующих рыночной экономике.
В большинстве стран капитализм зарождался в недрах феодализма, и, следовательно, этот процесс носил эволюционный характер. В России происходит процесс перехода от "социализма" к рыночной экономике.
Оценивая сегодняшнюю
экономическую ситуацию в России,
нельзя не иметь в виду, что подавляющая
масса экономически активного населения
сформировалась как работник в доперестроечный
период. А в тех условиях в стране
деятельность людей была преимущественно
связана с материально-
Другой особенностью формирования
безработицы можно считать то
обстоятельство, что в России в
доперестроечный период фактически
отсутствовала индивидуальная частнопредпринимательская
деятельность. Такая деятельность признавалась
малоэффективной и