Особенности безработицы в России на современном этапе: причины и последствия, регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 03:28, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является изучение особенностей современной безработицы в России.
Исходя из цели, определим задачи работы:
изучить понятие безработицы и причины её образования;
рассмотреть задачи Федеральной службы по труду и занятости;
провести анализ безработицы в России на современном этапе;
выявить пути решения проблемы безработицы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретические аспекты безработицы.
1. 1. Понятие, виды безработицы и ее последствия…………………………... 5
1. 2. Регулирование уровня безработицы………………………………………12

Глава 2. Проблема безработицы в России на современном этапе.
2. 1. Особенности безработицы в России на современном этапе (причины, последствия)…………………………………………………………………….. 18
2. 2. Методы регулирования безработицы, характерные для России……….. 25

Заключение……………………………………………………………………...31

Список литературы……………

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 76.39 Кб (Скачать файл)

II. Экономические последствия  безработицы 

Отрицательные

  • Обесценивание последствий обучения.
  • Сокращение производства.
  • Затраты на помощь безработным.
  • Утрата квалификации.
  • Снижение жизненного уровня.
  • Недопроизводство национального дохода.
  • Снижение налоговых поступлений.

Положительные

  • Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.
  • Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.
  • Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.
  • Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.2

Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования ранка труда и стабилизации занятости.

 

 

1. 2. Регулирование уровня безработицы.

 

Серьезные социально-экономические  последствия безработицы обусловили необходимость государственного вмешательства  в сферу труда, которое способствует видоизменению трудовых отношений, регулирует их, ограничивает свободу  рыночных сил. Государство проводит целенаправленную политику регулирования рынка труда.

Создана мощная система законодательства, регулирующая трудовые отношения (порядок  найма и увольнения, продолжительность  рабочего дня, безопасность труда, минимальную  заработную плату, предоставление выходных дней и отпусков, разрешение трудовых конфликтов, проведение забастовок и  пр.) на национальном и интернациональном  уровне.

Главными целями государственного регулирования рынка труда является:

• обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении естественного уровня безработицы, определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

• создание гибкого рынка труда, способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта гибкость по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

 

Государственная политика на рынке  труда осуществляется в двух основных формах:

• активной – создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

• пассивной – поддержка безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах с социально  ориентированной рыночной экономикой приоритетным направлением государственной  политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

• стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным  условием создания новых рабочих  мест;

• организация переобучения и переквалификации структурно безработных;

• развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих  местах;

• содействие мелкому и семейному  предпринимательству, что рассматривается  во многих странах важным методом  обеспечения занятости населения;

• государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих  мест определенным группам населения  – молодежи, инвалидам;

• содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения  работы;

• международное сотрудничество в  решении проблем занятости, решение  вопросов, связанных с международной  трудовой миграцией;

• создание рабочих мест в государственном  секторе – в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;

• организация общественных работ.

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относят  к пассивной форме политики государства  на рынке труда. Безработным гражданам  государство гарантирует:

• обеспечение социальной поддержки  в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;

• бесплатное медицинское обслуживание.

В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат – обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры.

Общей для всех типов безработицы  мерой является создание служб занятости (бюро по трудоустройству). Целью многих государственных программ является снижение естественного уровня безработицы  путем уменьшения фрикционной безработицы.

 Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

  • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и в других городах и регионах);
  • создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры, как:

  • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
  • помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

  • проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
  • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Система страхования по безработице  представляет собой государственную  программу, которая увеличивает  число фрикционных безработных. В соответствии с этой программой безработные могут частично получать заработную плату в течение определенного  времени после потери работы.

Закон непреднамеренных последствий – закон, отражающий свойство государственной политики иметь, наряду с ожидаемыми, и непредвиденные последствия: пособия по безработице, могут вызвать рост безработных, довольствующихся этим пособием и т.д. Смягчая экономические последствия потери работы, страхование по безработице одновременно увеличивает количество фрикционных безработных и поднимает естественный уровень безработицы. Безработные, получающие пособия, не так активно ищут работу и чаще отвергают непривлекательные, с их точки зрения, предложения, что снижает показатель темпа найма. Кроме того, существование системы страхования по безработице, вероятно, позволяет предпринимателям легче решаться на увольнение рабочих, тем самым, приводя к росту показателя темпа увольнения. Однако, тот факт, что страхование по безработице увеличивает ее естественный уровень, сам по себе не означает нежелательности этой политики. Ее положительная сторона заключается в том, что она создает у рабочих уверенность в получении определенного дохода.

Устойчивым уровень безработицы  становится по двум причинам:

1) в случае страхования по  безработице (т.е. выплаты пособий  по безработице) увеличивается  время поиска работы. Снижается  стимул для поиска работы. Хотя  выплата пособий может способствовать  поиску именно такой работы, которая бы исключительно удовлетворяла интересы и запросы желающего устроиться на работу, или получению дополнительного образования. А это в долгосрочной перспективе будет влиять на большую стабильность общества. Здесь важна роль государства. Для того, чтобы снизить уровень безработицы, необходимо выделять средства для финансирования системы переподготовки кадров и другие меры.

2) так называемая «безработица  ожидания», которая возникает  в условиях устойчивой («жесткой»)  заработной платы.

Жесткость заработной платы означает ее неспособность к гибкому изменению, достаточному для приведения предложения труда в соответствии со спросом на него. Когда реальная зарплата находится выше уровня, соответствующего равновесию спроса и предложения, предложение на рынке труда превышает спрос на него. Фирмам приходится распределять между всеми претендентами ограниченное количество рабочих мест. Поэтому жесткость реальной зарплаты уменьшает показатель вероятности трудоустройства и повышает уровень безработицы.

 

Глава 2. Проблема безработицы в России на современном  этапе.

 

2. 1. Особенности  безработицы в России на современном  этапе (причины, последствия).

 

В практике изучения безработицы  в России сложились три основных подхода к изучению этого явления.

Определенная группа экономистов  исследует безработицу как недоиспользование  части экономически активного населения  в общественном производстве.

Для других исследователей безработица выступает как ситуация, когда гражданин не имеет возможности  трудоустроиться по независящим  от него обстоятельствам.

Третьи оценивают безработицу  как следствие функционирования хозяйственного механизма, которому свойственны  внутренние противоречия рыночной экономики.

Все эти подходы имеют  право на существование. В каждом из них раскрыт авторский подход к сущности этого явления. Безработица обусловлена всем ходом социально-экономического развития государства и общества. Она - постоянный элемент, продукт развития производства. В известном смысле можно говорить, что именно оно (производство) и порождает безработицу, которая выступает как макроэкономическое явление, определяющее уровень и темпы экономического развития страны. Для исследования причин безработицы используют различные концепции. Нельзя не обратить внимания на то, что в концепциях, объясняющих безработицу, раскрывающих ее причины, анализируются общества с развитыми рыночными отношениями, стабильно функционирующим рынком труда. Россия же находится на стадии становления рыночной экономики, перехода от административно-командной экономики к рыночной. Это обстоятельство учитывается очень редко. Специфика ситуации в России обусловлена отличием ее социально-экономических условий, предшествующих рыночной экономике.

В большинстве стран капитализм зарождался в недрах феодализма, и, следовательно, этот процесс носил  эволюционный характер. В России происходит процесс перехода от "социализма" к рыночной экономике.

Оценивая сегодняшнюю  экономическую ситуацию в России, нельзя не иметь в виду, что подавляющая  масса экономически активного населения  сформировалась как работник в доперестроечный  период. А в тех условиях в стране деятельность людей была преимущественно  связана с материально-вещественным производством. Такая занятость  считалась престижной и более  выгодной. Работники получали сравнительно высокую заработную плату, были лучше  обеспечены жильем, базами отдыха, детскими садами, пионерскими лагерями и т.д. При этом экономике не был присущ инновационный характер, что сохранилось  и сегодня. В новых условиях отраслевая и профессиональная структуры занятости  населения оказались практически  несовместимыми с рыночной экономикой. Эти структуры нуждаются не просто в совершенствовании, а в кардинальной перестройке. В доперестроечный  период практически отсутствовала  проблема трудоустройства. В обществе господствовал принцип всеобщности  и обязательности труда. При этом экономика постоянно испытывала дефицит рабочей силы. В результате работники имели определенные возможности  диктовать руководству предприятий  свои условия труда и его оплаты, угрожая увольнением, и т.д. В результате экономика имела работника, привыкшего длительное время работать на одном  предприятии и в одной должности, профессии, не очень заботясь о повышении  своего профессионального мастерства. Рыночная экономика предполагает наличие людей с другими установками. Она требует активного, предприимчивого, инициативного работника, для которого характерен поиск нового, самостоятельность в решении производственных и жизненных проблем. И, следовательно, сегодня должен стоять вопрос о формировании самостоятельного агента рыночной экономики. Однако когда возникла необходимость в таких работниках, значительное число советских людей оказались несостоятельными.

Другой особенностью формирования безработицы можно считать то обстоятельство, что в России в  доперестроечный период фактически отсутствовала индивидуальная частнопредпринимательская  деятельность. Такая деятельность признавалась малоэффективной и противоречащей принципам социализма. Недостаточно были развиты и малые предприятия (с численностью промышленно-производственного  персонала до 100 чел.). Все эти обстоятельства сыграли немалую роль в быстром  развитии безработицы в России.

Информация о работе Особенности безработицы в России на современном этапе: причины и последствия, регулирование