Особенности безработицы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных причин безработицы, выявление социально-экономических последствий безработицы, исследовать деятельность государства в сфере занятости населения.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с основными видами безработицы.
2. Изучить вопрос о занятости населения и безработице в РФ.
3. Изучить состояние занятости и безработицы в России в 2012 году.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ, ТИПЫ И ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 5
1.1. Понятие и виды безработицы 5
1.2. Типы и формы безработицы 8
ГЛАВА 2. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ 12
2.1. Причины безработицы 12
2.2. Пути снижения безработицы 16
2.3. Пути решения проблемы безработицы 18
2.4. Состояние занятости и безработицы в России,2012 год. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Файлы: 1 файл

курсовая безработица.docx

— 205.68 Кб (Скачать файл)

   -стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;

   -расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;

   -разрешение трудовой эмиграции;

   -активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости населения и др.

В целях увеличения занятости совершенствуется нормативная база по содействию безработным  в фирмы предпринимательской  деятельности.

Постановлением Министерства труда  РБ от 22 июня 1998 года № 57 внесены изменения  и дополнения в Положение «О содействии государственной службы трудоустроенности  безработным в компании самостоятельной  занятости населения».

В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное  дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской  деятельности, получение субсидии и  займа соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме этого из фонда трудоустроенности безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с фирмой самозанятости.

Многообразие типов безработицы  делает задачу ее сокращения чрезвычайно  сложной. Поскольку единого способа  борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные  методы.

Уровень фрикционной безработицы  может быть снижен за счет:

   . улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют фирмы по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным; устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

   а) создание развитого рынка недвижимого имущества;

   б) увеличение масштабов жилищного строительства;

   в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой

Сокращению структурной безработицы  более всего способствуют программы  профессионального переобучения и  переквалификации. Такого рода программы  должны привести к тому, чтобы рабочая  сила наилучшим образам соответствовала  имеющимся Рабочим местам. Эта  задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о Рабочих  местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на Рабочих местах, так и в специальных  учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих  старших возрастов, чья профессия  оказалась устаревшей.Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры: Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость населения возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

   . поддержка и поощрение  инвестиций в реконструкцию предприятия  с целью повышения конкурентноспособности  продукции.

   . стимулирование роста экспортирования. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости населения на них;

Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что  чем меньше людей претендуют на Рабочие  места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных  Рабочих мест. Сократить число  претендентов на эти места и, более  того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности  досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного  возрасти. В Российской Федерации, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили  бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат. Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

Реализация программ поддержки  молодых работников. Тяжелее всего  безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать  на работу из-за падающей плодотворности труда и ухудшения здоровья) и  самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

   -экономическое стимулирование молодежной трудоустроенности;

   -создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи

   -создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на трудоустроенность наиболее велики.

Список программ сокращения безработицы  можно продолжать еще долго, но важно  понимать, что все эти программы  не могут полностью ликвидировать  или существенно сократить циклическую  безработицу. Такой результат достигается  лишь при общем улучшении экономической  ситуации в стране.

2.3. Пути решения проблемы безработицы

Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости населения, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий  характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

Вот наиболее важные меры такого рода:

Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий  день, неполную рабочую неделю и  т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать расхода на прием новых работников.

Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно  нанятых рабочих.

Снижение фактического предложения  рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой  же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения  квалификации.

Предоставление Рабочих мест, не ориентированных на получение дохода, а связанных с работой в  интересах федерации, например: работа в области охраны окружающей среды  и т.д.

Переход к созданию системы социального  партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних  соглашений (работодатели

профсоюзы - государство) с целью  ограничить рост заработной платы. С  работодателей следует взимать  налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование трудоустроенности.

Расширение занятости населения  в будущем зависит и от иностранных  инвестиций.

В целом инвестиции в реконструкцию  и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект.

Но увеличение капитальных вложений означает создание новых Рабочих  мест.

Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных  изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим  потенциалом для увеличения трудоустроенности, ходя даже ее стабилизация сегодня  будет большим плюсом в регулировании  рынка труда.

Государственная политика занятости населения. В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере трудоустроенности.

Функция социальной политики состоит  в оказании помощи безработным с  целью поддержания их жизненного уровня.

Макроэкономическая политика предполагает использование денежно- кредитных  и бюджетно- налоговых мер для  сокращения безработицы.

Политика в сфере занятости  населения направлена на создание новых  Рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству  и т.д.

Все методы и меры, с помощью  которых государство воздействует на занятость населения и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры нацелены на создание дополнительных Рабочих мест. К числу  активных мер принадлежат, во- первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного  спроса за счет средств госбюджета. Во- вторых, организационные законодательные  и финансовые меры государства, которые  включают: фирму системы образования  и производственно- технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству  и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и  услуг за счет роста государственных  субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно- восстановительных  работах; создание Рабочих мест для  молодежи; субсидии по трудоустроенности  лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных  или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Пассивная политика занятости населения  включает создание системы социального  страхование и материальной помощи безработным. Система социального  страхования предусматривает выплату  пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Решениями проблемы безработицы являются:

Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий  день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать издержки на прием новых работников.

Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.

Снижение фактического предложения  рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой  же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

Предоставление Рабочих мест, не ориентированных на получение выгоды, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

Переход к созданию системы социального  партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних  соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей  следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости населения.

Так же хочется  добавить такие способы, как внедрение  системы микрокредитов, развитие малого и среднего бизнеса, приоритетное развитие трудоемких отраслей и активного привлечение в них иностранных инвестиций и национального капитала. Нам необходим жесткий подход к проблемам занятости населения при заключении договоров и контрактах, при бюджетных закупках; надо устранить все ненужные административные барьеры на пути развития частного предпринимательства, энергично развивать сферу услуг, особенно туризма. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынка труда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство вынужденно безработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с использованием преимущественно экономических стимулов привлечение к труду.

Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование  структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям.

По мере углубления реформ число  безработных должно возрастать в  прямой пропорции с повышением эффективности  производства и реальной оплаты за труд. Более того, необходимо форсировать  структурную безработицу в соответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создавая на ее базе мобильный  резерв рабочей силы, используемый для интенсивного развития экономики. Прежде всего следует стремиться к поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном  соотношении, что является условием социально - экономической сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическая основа для  создания новых рабочих мест, расширяющих  сферу эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при  стабилизации развития.

2.4 Состоние занятости и безработицы в России,2012год.

Численность экономически активного населения в ноябре 2012г. составила 75,5 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны, в их числе 71,5 млн. человек, или 94,6% экономически активного населения были заняты в экономике и 4,1 млн.человек (5,4%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,0 млн.человек.

Информация о работе Особенности безработицы в России