Особенности ценообразования в различных рыночных структурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение механизма и способов ценообразования на различных типах рынка.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить сущность цены и основные этапы её определения;
• классифицировать типология рыночных структур и их характерные черты;
• проанализировать особенности ценообразования в условиях совершенной и монополистической конкуренции;
• проанализировать особенности ценообразования на рынке олигополии и монополии.

Содержание работы

АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ РЫНКАХ 6
1.1 СУЩНОСТЬ ЦЕНЫ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЁ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 6
1.2 ТИПОЛОГИЯ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР И ИХ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ 11
2. АНАЛИЗ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУРАХ 16
2.1 ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКАХ СОВЕРШЕННОЙ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ 16
2.2 ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИИ И МОНОПОЛИИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

Курс Микроэкономика МЭСИ с аннотацией.docx

— 65.59 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

[ Кафедра ]

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

Предмет: Микроэкономика

 

Тема: Особенности ценообразования в различных рыночных структурах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент [Курс ] курса

Группы [№ группы ]

Проверил:

[ФИО Преподавателя ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абакан 2005


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация 3

Введение 4

1. Теоретические аспекты  ценообразования на различных  рынках 6

1.1 Сущность цены и  основные этапы её определения 6

1.2 Типология рыночных  структур и их характерные  черты 11

2. Анализ ценообразования  в различных рыночных структурах 16

2.1 Особенности ценообразования  на рынках совершенной и монополистической  конкуренции 16

2.2 Особенности ценообразования  на рынке олигополии и монополии 20

Заключение 24

Список литературы 27

 

 

 

Аннотация

 

Автор курсовой работы – (Ф,И,О студента)

Тема курсовой работы –  «Особенности ценообразования в различных рыночных структурах».

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введение обусловлена  актуальность выбранной темы, её цели и задачи. Первая глава содержит теоретическую информацию о цене – как экономической категории  и типах рынка, функционирующих  в современном мире. Вторая глава  дает информацию о процессе ценообразования  и его особенностях в зависимости  от различных типов рынка. Заключение содержит итоговые положения, характеризующие  две части работы.

В рамках работы были использованы следующие  источники литературы: учебные пособия  по дисциплине «Микроэкономика», статьи средств массовой информации.

В ходе работы автор изучил источники информации и проанализировал  её, выявив ключевые аспекты исследуемой  темы. В ходе работы применялись  такие методы научного исследования, как обобщение, анализ, наблюдение.

 

 

Введение

Возникновение рынка как  места, где встречаются продавцы и покупатели, обусловлено обязательным наличием такой экономической характеристика как цена.

Цена является исторической категорией, возникшей в процессе зарождения и развития обмена товарами и услугами. Суть цены заключается  в том, что является суммой денег, которую покупатель отдает за определенный товар. На рынке цена является основной характеристикой товара.

Помимо того, цена является основным фактором, обуславливающим  выбор товара покупателем. Отсюда следует, что прибыльность любого предприятия  во многом зависит от стоимости реализуемых  товаров и услуг. Данное утверждение рассматривается применительно к любому рынку: как к рынку товаров роскоши, так к рынку товаров широкого потребления.

Несмотря на то, что в  последнее время, в связи с  развитием маркетинговых, логистических, мерчендайзенговых наук и на покупательском выборе относительно сильнее стали  сказываться целевые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация  распределения товара и услуг  для клиентов, именно стоимость товара является основополагающим фактором, влияющим на его выбор.

Цена формируется именно на рынке реализации товаров и  услуг, поскольку рынок реализации объединяет спрос и предложение  товара. И достаточно часто бывают ситуации, когда цена, сформированная на рынке производства, корректируется с учетом спроса на тот или иной товар. Тем самым формируется окончательная цена товара, а цена производства может быть обозначена как себестоимость товара, поскольку включает в себя сумму затрат на производство.

Принципиальное отличие  рыночного ценообразования заключается  в том, что цены в условиях рынка  устанавливаются собственником  или производителем товара. Государственные  органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Государство  устанавливает общие подходы и принципы к ценообразованию.

Целью курсовой работы является изучение механизма и способов ценообразования на различных типах рынка.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить сущность цены и основные этапы её определения;
  • классифицировать типология рыночных структур и их характерные черты;
  • проанализировать особенности ценообразования в условиях совершенной и монополистической конкуренции;
  • проанализировать особенности ценообразования на рынке олигополии и монополии.

Объектом  данной курсовой работы явлется процесс  ценобразования на рынке реализации.

Предметом курсовой работы является особенность  ценообразования на определенном типе рынка.

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введение обусловлена  актуальность выбранной темы, её цели и задачи. Первая глава содержит теоретическую информацию о цене – как экономической категории  и типах рынка, функционирующих  в современном мире. Вторая глава  дает информацию о процессе ценообразования и его особенностях в зависимости от различных типов рынка. Заключение содержит итоговые положения, характеризующие две части работы.

В рамках работы были использованы следующие  источники литературы: учебные пособия  по дисциплине «Микроэкономика», статьи средств массовой информации.

1. Теоретические  аспекты ценообразования на различных  рынках

1.1 Сущность цены и основные  этапы её определения

Цена - это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.

В современной экономической  науке (в частности, в ценообразовании) четко обозначилась тенденция изменения  пропорции между теоретическими и практическими вопросами в  пользу последних. Практика, однако, свидетельствует, что решение конкретных вопросов тем успешнее, чем масштабнее их оценка. В связи с этим, посвящая большую часть учебно-методического  пособия прикладным вопросам ценообразования, считаем необходимым хотя бы коротко  остановиться на современном толковании категории «цена».[2, с. 402]

Многие экономисты склоняются к такой формулировке цены:

Цена — это форма  выражения ценности благ, проявляющаяся  в процессе их обмена. Форма выражения  ценности может быть не только денежной, но и натуральной, и процентной и  др. Решающий момент в понимании  категории «цена» — обмен. Масштабы и интенсивность обмена предопределяют масштабы и объективность ценообразования. Так, в условиях административно  регулируемой экономики неправомерно использовать понятия «цена земли», других природных ресурсов, рабочей  силы, не являющихся объектами купли-продажи. В условиях рыночной экономики, когда  большая часть товаров и услуг  является объектами купли-продажи, значительно большие масштабы имеет  и ценообразование. [7, с. 150]

Применительно к основному (товарному) рынку чаще всего употребляется  формулировка: цена есть денежное выражение  стоимости. Это считается справедливым, так как в условиях рынка данного  типа по-прежнему действуют базовые (стоимостные) факторы и в подавляющем  большинстве обменных операций используется денежная оценка.

В силу того, что теоретическое  толкование цены в настоящее время  остается дискуссионным вопросом, широкое распространение получила и более упрощенная формулировка, согласно которой цена — это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги. [7, с. 149]

Разумеется, можно предложить и другие формулировки категории  «цена» применительно к современным  условиям. Лучшему пониманию этой категории поможет анализ функций  цены.

Функции цен - наиболее общие  свойства, которые объективно присущи  категории «цена»

Функции цен характерны для  любого вида цен.

Наибольшее распространение  в экономической литературе получила точка зрения, что цене присущи  четыре функции:

    1. учетная
    2. перераспределительная
    3. стимулирующая
    4. функция балансирования спроса и предложения.

Выполняя учетную функцию, цены позволяют сопоставлять различные  блага, не сравнимые по потребительским  характеристикам. Только в ценностном выражении можно определить макроэкономические, отраслевые показатели и показатели конкретного предприятия.

Перераспределительная функция  цены предполагает перераспределение  созданного общественного продукта между сферами экономики, хозяйственными звеньями, регионами и различными группами населения. Государство, например, поддерживает уровень цен на легковые автомобили, алкогольную и табачную продукцию на уровне, значительно  превышающем уровень затрат. Доходы от этого превышения используются для  поддержания относительно низких цен  на товары первой необходимости. [4, с. 368]

Суть стимулирующей функции  состоит в поощрительном и  сдерживающем воздействии цен на разные сферы воспроизводства. Например, для стимулирования производства прогрессивной  продукции государство снимает все ценовые ограничения, сдерживающие рост прибыли производителя. Вместе с тем вводятся жесткие ценовые ограничения на товары, являющиеся затратными составляющими в прогрессивных производствах, для ускорения последних. [4, с. 369]

Сущность функции балансирования спроса и предложения состоит  в том, что балансирование может  быть достигнуто при определенном уровне цен. В условиях классического (нерегулируемого) рынка цена выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Результат: стихийный перелив капитала из одной отрасли в другую, свертывание  производства избыточной продукции  и высвобождение ресурсов для  производства дефицитной продукции. При  этом неизбежны нерациональные затраты  общественного труда. В условиях регулируемой экономики, целью которой  является максимально возможная  экономия общественного труда, функция  балансирования реализуется с использованием не только цен, но и других рычагов  — с помощью государственного финансирования, кредитования, налоговой  политики и т. д. [4, с. 368]

Управленческие решения  в области цен и ценообразования  являются одними из наиболее важных и  должны вырабатываться с особой тщательностью. В целях успешного продвижения  своего продукта на рынок субъект  коммерческой деятельности – предприниматель  должен установить на него определенную цену. При этом, прежде всего, определяется базовая цена, т.е. ориентировочная  цена, предъявляемая продавцом на рынок для сведения своих потенциальных  покупателей. Действительная цена, которая  непосредственно используется в  процессе заключения сделок купли-продажи, может отличаться от базовой, причем, как в большую, так и в меньшую  сторону. Происходящие наценки или  скидки представляют собой один из распространенных приемов коммерческой деятельности и осуществляются в  специальных целях. Например, в интересах  стимулирования сбыта крупной партии продукции может применяться  скидка, а в случае особых требований к срокам поставки – наценка.

В связи с этим цена выполняет  две основные роли в процессе принятия решения о целесообразности покупки  товара: распределительную и информационную.

1. Распределительная роль  обеспечивает покупателю возможность  принятия решения о покупке  с учетом максимальной выгоды. Знание цены помогает ему правильно  распределить имеющиеся у него  средства, т.е. оптимально реализовать  свою покупательную способность.

2. Информационная роль  реализуется в случае, когда покупатель  находится в затруднительном  положении при оценке качества  того или иного товара. Цена  при этом рассматривается как  своеобразный индикатор уровня  качества данного продукта или  услуги. Из практики рыночной  экономики известно, что многие  производители устанавливают цены  именно с учетом данного требования. Кроме того, цена информирует  покупателя и об условиях оплаты  транспортировки товара. Для этого  используется так называемая "франкировка"  базовых цен. [3, с. 250]

Логическая последовательность выполнения основных операций в процессе установления базовой цены включает следующие основные этапы.

1. Цели ценообразования.

2. Стратегия ценообразования.

3. Анализ зависимости между  ценой и спросом.

4. Анализ зависимости между  себестоимостью, объемом производства  и прибылью.

Все перечисленные этапы  следует рассматривать в качестве ключевых элементов процедуры установления базовой цены.

В процессе своей деятельности на рынке каждое предприятие преследует свои специфические интересы. Однако в области ценообразования все  цели можно сгруппировать следующим  образом:

    1. ориентация на увеличение прибыли;
    2. ориентация на увеличение объемов производства и продаж;
    3. установка на обеспечение престижа предприятия;
    4. потребность в стабилизации цен на определенном уровне.

УВЕЛИЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ

Классическая теория рыночной экономики предполагает, что каждый предприниматель или предприятие  предпочитает установить цену на уровне, который обеспечивает получение  наиболее высокой прибыли. Следовательно, если бы этот подход был характерен для большинства предприятий, то и большинство решений в области  ценообразования принимались бы только с этой целью. Тем не менее, практика свидетельствует о том, что ориентация на максимизацию прибыли  зачастую просто не обеспечивает предприятию  получения запланированной прибыли. Прежде всего речь идет о том, что  на рынке весьма трудно, а порой  просто невозможно точно предугадать  объем продаж, возможный при данной цене на товар. Предприятия, торгующие  однотипным товаром, постоянно корректируют свои цены и поэтому неизвестно какая  именно цена обеспечит максимальную прибыль. В тех же случаях, когда  имеет место монополия, государство  ограничивает цены верхним пределом и таким способом регулирует размер прибыли. Типовая ситуация для такого рода фирм состоит в том, что они  устанавливают целевую прибыль  как величину, обеспечивающую целевой  уровень рентабельности. [14, с. 203]

Информация о работе Особенности ценообразования в различных рыночных структурах