Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 23:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение механизма и способов ценообразования на различных типах рынка.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить сущность цены и основные этапы её определения;
• классифицировать типология рыночных структур и их характерные черты;
• проанализировать особенности ценообразования в условиях совершенной и монополистической конкуренции;
• проанализировать особенности ценообразования на рынке олигополии и монополии.
АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ РЫНКАХ 6
1.1 СУЩНОСТЬ ЦЕНЫ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЁ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 6
1.2 ТИПОЛОГИЯ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР И ИХ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ 11
2. АНАЛИЗ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУРАХ 16
2.1 ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКАХ СОВЕРШЕННОЙ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ 16
2.2 ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИИ И МОНОПОЛИИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМОВ ВЫПУСКА И ПРОДАЖ
Такая позиция характерна для тех предприятий, которые отождествляют рост объемов производства, продаж и доли на рынке с ростом прибыли. Следует иметь в виду, что рост объемов производства и продаж вполне может обусловить адекватное увеличение расходов, если достигается при помощи экстенсивных методов или за счет повышения цены. Поэтому такая ориентация в ряде случаев является весьма рискованной.
Увеличение объемов
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕСТИЖА
Предприятия часто используют высокие цены как признак высокого качества своей продукции.
СТАБИЛИЗАЦИЯ ЦЕН
В условиях олигополии предприятия крайне не заинтересованы в каком-либо изменении цен. Типовая целевая установка состоит в том, чтобы "не раскачивать лодку", сохраняя цену на определенном уровне, конкурируя при помощи других средств. [14, с. 205]
Под рыночной структурой принято
понимать совокупность множества специфических
признаков и черт, отражающих особенности
организации и функционирования
того или иного отраслевого рынка.
Понятие рыночной структуры отражает
все аспекты рыночной среды, в
рамках которой действует фирма,
— это количество фирм в отрасли,
число покупателей на рынке, особенности
отраслевого продукта, соотношение
ценовой и неценовой
1. Число фирм в отрасли.
От численности продавцов,
2. Контроль над рыночной
ценой. Степень контроля
3. Характер реализуемой
на рынке продукции —
4. Условия вступления в
отрасль, что связано с
5. Наличие неценовой конкуренции.
Монополистическая конкуренция и олигополия характерны для большинства рынков.
В таблице 1.1 можно увидеть основные характеристики, присущие каждому из типов рынка.
Таблица 1.1 - Характерные черты основных моделей рынка
Характерные черты |
Совершенная конкуренция |
Несовершенная конкуренция | ||
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Чистая монополия | ||
1. Число фирм |
Очень мало |
Много |
Несколько |
Одна |
2. Тип продукта |
Однородный |
Разнородный |
Разнородный или однородный |
Уникальный |
3. Контроль за ценами |
Отсутствует |
Присутствует, но в довольно узких рамках |
Ограниченн взаимной зависимостью, значительный при оговорках |
Значительный |
4. Условия вступления в рынок |
Отсутствие препятствий |
Сравнительно легкие препятствия |
Существенные препятствия |
Вступление блокировано |
5. Неценовая конкуренция |
Отсутствует |
Значительный упор сделан на рекламу, торговые знаки, марки |
Очень типична |
Значительный упор сделан на рекламу, связь фирмы с общественными организациями |
6. Пример |
Сельское хозяйство |
Розничная торговля, производсто одежды, обуви |
Производство автомобилей, сельхозинвентаря |
Местные предприятия общественно полезные |
Структура рынков – сложное понятие, имеющее множество аспектов.
Совершенная (чистая) конкуренция как тип рыночной структуры (модель рынка) – это соперничество многочисленных фирм-производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции.
Для нее характерны следующие черты:
Несовершенная конкуренция в отличие от свободной, совершенной конкуренции ограничена влиянием монополий и государства. Существуют три модели несовершенной конкуренции – монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.
Основные черты
Основные черты олигополии:
Олигополия как тип
рыночной структуры получила большее
распространение в отраслях, где
эффективнее крупное
Основные черты монополии:
Специфические условия функционирования фирм при совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии характеризуются различным соотношением перечисленных факторов, что, в свою очередь, порождает отсутствие или наличие рыночной власти, а также степень влияния отдельного производителя на рыночную ситуацию.
Ценообразование — установление цены на товар или услугу. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами. В рыночной экономике процесс выбора окончательной цены производится в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.
Цена и ценообразование — важнейшие понятия рыночной экономики. Самыми общими словами, ценой мы называем ту денежную сумму, которую покупатель отдаёт на рынке в обмен на реализуемый продавцом товар. Таким образом, цена — основная характеристика товара с точки зрения рыночной экономики.
Общепризнанного определения
такой сложной экономической
категории, как цена, нет. Одним из
наиболее удачных образных определений
можно назвать следующее: цена определяется
затратами производителя и
Ценообразование — один из
ключевых факторов рыночной экономики
и наиболее сложный участок маркетинговой
работы. Коммерческая успешность любого
производителя товаров или
Оптимальная цена на товар или услугу:
Цена на товар на определённом рынке не является постоянной величиной даже в пределах небольшого срока. Цены подвержены изменениям и колебаниям в зависимости от целого ряда факторов, начиная от политических и макроэкономических событий и заканчивая модой и погодой. Некоторые из этих факторов могут быть спрогнозированы, другие же носят вероятностный характер или вовсе непредсказуемы. В связи с этим при ценообразовании важно понимать, какие факторы оказывают влияние на определение цены, в какой мере производитель может использовать позитивные и нивелировать влияние негативных факторов. [10, с. 412]
Внутренние факторы, воздействующие на формирование цены производителем:
Внешние факторы, которые необходимо учитывать при ценообразовании:
Информация о работе Особенности ценообразования в различных рыночных структурах