Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 23:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение механизма и способов ценообразования на различных типах рынка.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить сущность цены и основные этапы её определения;
• классифицировать типология рыночных структур и их характерные черты;
• проанализировать особенности ценообразования в условиях совершенной и монополистической конкуренции;
• проанализировать особенности ценообразования на рынке олигополии и монополии.
АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ РЫНКАХ 6
1.1 СУЩНОСТЬ ЦЕНЫ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЁ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 6
1.2 ТИПОЛОГИЯ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР И ИХ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ 11
2. АНАЛИЗ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУРАХ 16
2.1 ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКАХ СОВЕРШЕННОЙ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ 16
2.2 ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИИ И МОНОПОЛИИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Рынок чистой конкуренции характеризуется следующими показателями:
В условиях чистой конкуренции для фирмы спрос полностью эластичен от цены. Это объясняется тем, что на рынке действует большое количество фирм, причем ни одна из них не контролирует достаточно заметной доли рынка. При расширении объема производства фирма, как правило, цену не меняет. Зависимость между спросом и ценой на рынке свободной конкуренции для отрасли - обратно пропорциональная, т.е. снижение цены способствует увеличению спроса, а кривая спроса монотонно убывает. Если предложение товаров в отрасли возрастет, то цена снизится, причем для всех фирм, независимо от объема их производства. [6, с. 289]
Таким образом, в условиях чистой конкуренции ни одна фирма на рынке не играет в ценообразовании заметной роли, а цены складываются под воздействием спроса и предложения. Фирмам приходится ориентироваться на сложившийся уровень цен. Однако и в данной ситуации известны случаи кратковременного воздействия на конъюнктуру рынка. Для этих целей используют стратегию «случайного» снижения цен, суть которой состоит в установлении максимально высоких цен и последующем их медленном снижении до уровня рыночных. За тот небольшой период, когда цены были высокими, фирме удается продать какое-то количество товаров и тем самым увеличить свой доход.
Рынков чистой конкуренции очень много: сюда, помимо сельского хозяйства, следует отнести международный рынок пшеницы, леса, руд цветных металлов.
Рынок монополистической конкуренции состоит из многих фирм, предлагающих свои товары по ценам, колеблющимся в большом диапазоне. Продукция не вполне взаимозаменяема и различается не только по физическим характеристикам, качеству, оформлению, но и по потребительским предпочтениям. Разница между изделиями оправдывает широкий диапазон цен. Рынку монополистической конкуренции присущи три характерные черты: острая конкурентная борьба между фирмами; дифференциация товаров, выпускаемых фирмами-конкурентами за счет различий как по потребительским свойствам, так и по предоставляемым неодинаковым дополнительным услугам; сравнительная легкость проникновения на рынок. Особенность маркетинга в этих условиях состоит в выявлении специфических потребностей покупателей разных сегментов рынка. Большую роль при этом играют реклама изделия, присвоение товарам марочных наименований. [6, с. 300]
В условиях монополистической конкуренции фирма определяет цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, устанавливаемые конкурентами, а также собственные издержки производства. При этом используются разные стратегии ценообразования:
1. Установление цен по
географическому принципу, когда
продукция, изготовляемая
2. Стратегия цен «выше
номинала» может быть
Олигополистическая
В условиях олигополистической
конкуренции применяется
На рынке чистой монополии господствует только один продавец. Это может быть частная фирма или государственная организация. Используя государственную монополию, можно резко увеличить потребление товара теми группами населения, которые не в состоянии его купить за полную стоимость (цена устанавливается ниже себестоимости), или установить высокую цену для ограничения потребления продукта.
Частная фирма-монополист сама устанавливает цены на свою продукцию, нисколько не ориентируясь на ценовую политику других фирм. Между тем из опыта США, где монополии разрешены (например, в таких отраслях, как электроэнергетика), известно, что повышение тарифов должно быть согласовано с местными властями.
Обладая большой свободой в установлении цен, фирма все же определяет оптимальный уровень цены, исходя из спроса на свою продукцию. Ценовые стратегии, осуществляемые фирмой, строятся на принципе ценовой дискриминации. Следуя этому принципу, фирма продает товар или услугу по разным ценам, независимо от различий в издержках. Дискриминационные цены существуют в разных формах. Их дифференцируют:
Стратегия множественных цен основана на том, что фирма-монополист назначает для каждой группы покупателей максимально высокую цену. Однако в некоторых развитых странах эта стратегия запрещена законом.
Стратегия сегментации рынка
базируется на неоднородности спроса
покупателей в пределах отдельного
сегмента или на различных рынках.
Эта стратегия реализуется
В случае, если второй рынок находится за пределами страны, где расположена фирма-монополист, политика этой фирмы называется демпингом. Правительства большинства стран ограничивают ввоз дешевых товаров, подрывающих развитие национальной промышленности.
Фирме-монополисту не всегда
выгодно прибегать к
Выбирая ту или иную стратегию цен, фирма должна учитывать следующие факторы:
В реальной экономике не существует ни одного типа рынка в чистом виде. Фирма может одновременно выступить с одним своим товаром на рынке чистой монополии, а с другим – на высоко конкурентном рынке; в недрах олигополии возможно появление как монополий, так и свободной конкуренции. Сам по себе анализ типа рынка не может дать готовых рецептов установления цен. Однако такие исследования необходимы для определения принципов ценообразования в зависимости от соотношения спроса и предложения.
Особенности поведения производителя
на рынке определяются, прежде всего,
рыночной структурой той отрасли, в
которой он действует. Степень развития
конкуренции является подчас решающим
фактором при принятии им решений. Несомненно,
каждый производитель для успешного
существования своего предприятия
должен четко представлять себе конкурентную
среду его отрасли, оценивать
спрос на свою продукцию, установившийся
уровень цен, затраты на осуществление
выпуска товаров. Не стоит забывать,
что при любых рыночных условиях
основной задачей фирмы является
максимизация своей собственной
прибыли, именно прибыль становится
главным мотивом деятельности производителя,
и поэтому он всегда стремится
придерживаться равенства предельного
дохода и предельных затрат. Фирма
никогда не будет осуществлять производство,
если оно окажется убыточным в
долгосрочной перспективе. Так определяет
поведение производителя
В реальной жизни легальная,
собственно экономическая конкуренция
уже не играет главной, определяющей
роли, не занимает того особого места,
которое отводит ей экономическая
теория. Она постепенно становится
редким экзотическим цветком, который
нуждается в специальных
Нет сомнения в том, что
с самого начала своего возникновения
государство является особым институтом,
пожалуй, единственной организацией, основная
задача которой заключается в
защите интересов населения, интересов
общества в целом. Тем не менее, с
течением времени его функции
претерпевают изменения, и сегодня
его деятельность уже не носит
столь однозначного характера. Однако
невозможно допустить, чтобы интересы
бюрократии и властных корпораций национального
масштаба заняли главенствующее место
в государственной политике. Стоит
отметить что, как правило, конкуренция
действует эффективно лишь под крышей
сильного государства, которое поддерживает
требуемые условия и выращивает
конкурентоспособные компании. Поэтому
одним из основных направлений деятельности
государства должно быть введение конкуренции
там, где это возможно и необходимо,
поскольку это поспособствует появлению
на рынке новых производителей, которые
смогут предложить качественный товар,
и понижению общего уровня цен
в этих отраслях. Вторым направлением
должна стать эффективная регулирующая
деятельность государства там, где
это обусловлено социальной значимостью
и крупными масштабами производства
товара. В условиях развития тенденции
к постепенной монополизации
государство должно следить за тем,
чтобы крупные предприятия
Деятельность производителя в условиях современной экономики подчиняется не только устоявшимся постулатам экономической теории, но и определяется правилами, которые диктует реальность. Поэтому приоритетным направлением развития экономической науки в наши дни может стать создание новых теорий и углубление старых, уже немного потерявших былую актуальность, что во многом поспособствует расширению наших взглядов на актуальные проблемы современной экономики.
Эффективная политика государства
в сфере восстановления конкурентной
среды, правильное планирование производителем
своей деятельности, широкое использование
методов неценовой конкуренции,
партнерство между государством
и производителем в тех отраслях,
где это является залогом процветания,
– в совокупности все это поспособствует
повышению
Информация о работе Особенности ценообразования в различных рыночных структурах