Особенности формирования и распределения прибыли на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Прибыль, одна из важнейших экономических категорий, которая занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. Она волнует экономическую науку и хозяйственную практику на протяжении многих столетий. Особенно актуальной эта проблема становится на современном этапе развития экономики в связи с ростом дефицита сырьевых ресурсов, ужесточением конкуренции, глобализацией бизнеса, увеличением предпринимательских рисков.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретические аспекты эффективности……………………………..5
1.1. Понятие и характеристика эффекта и эффективности……………………5
1.2. Механизм формирования и распределения прибыли в организации……11
Раздел 2. Современный уровень платежеспособности организаций и их финансовые результаты в России………………………………………………15
2.1. Состав и структура прибыльных и убыточных предприятий……………15
2.2. Структура затрат на производство и продажу продукции (работ, услуг)…………………………………………………………………………..…19
2.3. Рентабельность проданных товаров (работ, услуг)………………………22
Раздел 3. Мероприятия по увеличению прибыли и рентабельности деятельности организаций………………………………………………………27
3.1. Рост производительности труда……………………………………………27
3.2. Резервы снижения себестоимости продукции…………………………….29
3.3. Прогноз рентабельности предприятий по отраслям экономики…………32
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников…………………………………………...44

Файлы: 1 файл

курсовая исправленная.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

где ВП — валовая прибыль, руб.;

ПРТ — прибыль от реализации товаров, руб.;

ППР — прибыль от прочей реализации, руб.;

ВД — внереализационные доходы, руб.;

BP — внереализационные расходы, руб.

Прибыль от реализации товаров определяется как объем реализации за вычетом себестоимости производства и реализации продукции. Налоговому вычету подлежат далеко не все деловые расходы организации, а только те, которые упомянуты в специальном перечне, утверждаемом Правительством РФ. Для некоторых видов расходов установлены нормы и лимиты: это касается командировочных расходов, расходов на рекламу, на обучение персонала, представительских расходов.

Объем реализации рассчитывается как выручка за вычетом косвенных налогов (НДС, налога с продаж и акцизов).

Выручка — это сумма средств, которые поступили на предприятие за поставленную продукцию.

Себестоимость продукции (работ, услуг) — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции материальных, трудовых ресурсов, основных фондов и других затрат на ее производство и реализацию.

Прибыль от прочей реализации представляет собой прибыль, полученную в результате реализации основных фондов, материалов и т. д.

Внереализационные финансовые результаты рассчитываются как разность между внереализационными доходами и внереализационными расходами.

К внереализационным доходам относятся доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий, присужденные или признанные должником штрафы, средства, полученные в качестве инвестиций в результате инвестиционных торгов, положительные курсовые разницы по валютным счетам и т. д.

К внереализационным расходам относятся убытки от списания дебиторской задолженности, судебные издержки, отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и т. д.

Налогооблагаемая прибыль - это разность между балансовой прибылью предприятия и доходами по видам деятельности, облагаемым в особом порядке или по ставке, отличной от основной, и льготами по налогу на прибыль. Чистая прибыль - это часть прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Это конечный результат хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ прибыли предполагает изучение состава и структуры балансовой прибыли в отчетном году и в прошлых годах, динамики балансовой прибыли и элементов, ее образующих, а также динамики структуры балансовой прибыли. Наибольшую долю в структуре прибыли промышленных предприятий должна составлять прибыль от реализации товаров, поэтому если в структуре прибыли удельный вес этой составляющей сокращается, то можно сделать вывод о снижении эффективности деятельности предприятия.

При изучении динамики балансовой прибыли следует все данные скорректировать на величину инфляции.

На изменение прибыли от реализации товаров влияют следующие факторы:

• цена реализации продукции;

• себестоимость производства и реализации продукции;

• объем реализации товаров;

• структура реализации.

Структура реализации может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на величину прибыли от реализации товаров. Прибыль может увеличиться, если в структуре реализации большую долю занимают товары с высокой рентабельностью, и, наоборот, рост удельного веса низкорентабельной продукции в структуре реализации приведет к уменьшению общей прибыли. [5,7]

 

2.2. Структура затрат  на производство и продажу  продукции (работ, услуг).

Затраты (издержки) - это сколько и каких затрат было использовано, а также совокупность фактических расходов на осуществление уставной деятельности в течение расчетного периода. От объема затрат зависит основной показатель финансового результата — прибыль.

Субъекты хозяйствования, занимающиеся производственной деятельностью определяют:

  • издержки производства (непосредственно связана с производством)
  • издержки обращения (сбытовая, торгово-посредническая деятельность)

Поэтому издержки = себестоимости.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию.

По способу просчета себестоимость делится на:

  • Плановая себестоимость определяется по плановым нормам расхода и плановым ценам и тарифам.
  • Нормативная себестоимость — по нормам расхода, действующим на начало расчетного периода и по действующим на начало периода ценам.
  • Фактическая себестоимость отражает сложившиеся в расчетном периоде затраты на производство и сбыт.

По воспроизведенному признаку затраты предприятия подразделяются на три вида:

• затраты на производство и реализацию продукции (текущие затраты, покрываемые из выручки от реализации продукции )

• затраты на расширение и обновление производства (крупные единовременные капитальные вложения, т. е. расширяют применяемые факторы производства (основные фонды, прироста норматива оборотных средств), увеличивают уставный капитал.

• затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые и иные аналогичные нужды предприятия (не связаны с производством и финансируются из специальных фондов, формируемых из прибыли.

В основном, издержки производства по составу подразделяют (по классификации «Экономической теории») на:

  • Постоянные – не зависят от объема выпускаемой продукции и структуры производства, включают амортизацию основных фондов, оклада сотрудников, арендную плату, затраты на организацию и управление производством и др.)
  • Переменные - меняются от объема производимой продукции и непосредственно зависит от структуры издержек при производстве и реализации продукции, включает расходы на приобретение сырья, материалов, топлива, оплату рабочей силы и др.)
  • Валовые (совокупные) - сумма постоянных и переменных издержек.
  • Средние – издержки, приходящиеся на единицу продукции.
  • Предельные – дополнительные затраты на производство каждой последующей единицы продукции или сумма, на которую возрастают общие издержки при увеличении объема производства на единицу продукции.

Экономисты еще подразделяют издержки на:

  • Явные (внешние или бухгалтерские) – оплачиваемые ресурсы, которые включают стоимость сырья, материалов, комплектующих, топлива, энергии, амортизацию, зарплату с отчислениями во внебюджетные фонды, административные расходы.
  • Неявные (внутренние или альтернативные) – неоплачиваемые издержки, которые могли бы быть получены на собственные ресурсы, если бы эти ресурсы были проданы за плату, установленную рынком другими пользователями (денежные средства были вложены в банк, земля сдана в аренду).

Таким образом, можно сказать, что вместе и явные, и неявные составляют:

Экономические издержки = Явные (Бухгалтерские издержки) + Не-

явные (альтернативные издержки).

Понятие экономические издержки является общепринятым; бухгалтерские исчисляются на практике при подсчете реальной

суммы затрат, налогооблагаемой прибыли, а учет альтернативных издержек является важной чертой рыночной экономики.

Выделяют и другие классификации издержек по ряду признаков, рассмотрим некоторые из них:

1. По способу возмещения затрат:

- затраты, подлежащие включению в балансовую себестоимость расчетного периода, возмещаемые за счет цены на продукцию, что уменьшает налогооблагаемую прибыль;

- затраты, не подлежащие включению в балансовую себестоимость расчетного периода, возмещаемые за счет чистой прибыли, что уменьшает ее (на рекламу, командировочные, амортизацию, проценты за кредит).

2. По роли в  процессе производства:

- основные затраты непосредственно формируют создаваемый продукт, составляют его физическую основу (сырье, материалы, полуфабрикаты, заработная плата и др.);

- накладные затраты связаны с обслуживанием процесса производства (содержание оборудования, цехового и общезаводского персонала и др.)

3. По способу отнесения затрат в себестоимость продукции:

- прямые затраты непосредственно связаны с производством единицы продукции (сырье, энергия технологическая, заработная плата станочников и др.)

- косвенные затраты связаны с выпуском нескольких видов производств и распределяется между ними пропорционально каждому, т. е. по избранной базе.

4. По способам учета и группировки затрат:

- простые (сырье, материалы, зарплата, износ, энергия)

- комплексные, то есть собираемые в группы либо по функциональной роли в процессе производства (малоценные и быстроизнашиваемые предметы), либо по месту осуществления затрат (цеховые расходы, общезаводские расходы). [2,9]

 

2.3. Рентабельность проданных  товаров (работ, услуг)

Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели  рентабельности,  применяемые  в   экономических   расчетах, характеризуют    относительную    прибыльность.     Различают     показатели рентабельности продукции и рентабельности предприятия.

Рентабельность продукции  примеряют  в  3-х  вариантах:  рентабельность реализованной продукции, товарной продукции и отдельного изделия. Рентабельность реализованной  продукции  -  это  отношение  прибыли  от реализации продукции к ее полной  себестоимости.  Рентабельность  изделия - это отношение прибыли на единицу  изделия  к  себестоимости  этого  изделия.

Прибыль по изделию равна разности между его оптовой ценой и  себестоимостью.

Показатели  рентабельности  и  доходности  имеют  общую   экономическую характеристику, они отражают конечную  эффективность  работы  предприятия  и выпускаемой им  продукции.  Главным  из  показателей  уровня  рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным фондам.

Существует много факторов,  определяющих  величину  прибыли  и  уровень рентабельности. Эти факторы можно  подразделить  на  внутренние  и  внешние.

Внешние - это факторы, не зависящие от усилий данного  коллектива,  например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки,  норм  амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и  сильно  воздействуют на  обобщающие  показатели  производственно  –  хозяйственной   деятельности предприятий.

Структурные сдвиги  в  ассортименте  продукции  существенно  влияют  на величину   реализованной   продукции,   себестоимость    и    рентабельность производства.  Задача  экономического  анализа  -  выявить  влияние  внешних факторов,  определить  сумму  прибыли,  полученную  в  результате   действия основных внутренних факторов,  отражающих  трудовые  вложения  работников  и эффективность использования производственных ресурсов.

Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском  балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и  рентабельности.

Таблица 1. Рентабельность проданных товаров (работ, услуг).

 

2010 год

2011 год

2012 год

рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), %

рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), %

рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), %

Сельское хозяйство, охота

8,4

10,3

10,3

Рыболовство

21,4

20,8

22,0

Добыча полезных ископаемых

29,7

35,5

35,7

Обрабатывающие производства

12,5

14,3

13,2

Металлургическое производство и производство го-товых метали-ческих изделий

14,4

18,7

15,9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

7,6

7,2

6,6

Строительство

6,6

5,7

6,8

Оптовая и роз-ничная торговля; ремонт автотранс-портных средств

8,3

9,2

10,5

Транспорт и связь

14,1

13,8

12,8

Образование

8,2

8,3

5,5

Предоставление прочих комму-нальных, соци-альных и персо-нальных услуг

   

0,7

Информация о работе Особенности формирования и распределения прибыли на современном этапе