Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 17:01, курсовая работа
Прибыль, одна из важнейших экономических категорий, которая занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. Она волнует экономическую науку и хозяйственную практику на протяжении многих столетий. Особенно актуальной эта проблема становится на современном этапе развития экономики в связи с ростом дефицита сырьевых ресурсов, ужесточением конкуренции, глобализацией бизнеса, увеличением предпринимательских рисков.
Введение………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретические аспекты эффективности……………………………..5
1.1. Понятие и характеристика эффекта и эффективности……………………5
1.2. Механизм формирования и распределения прибыли в организации……11
Раздел 2. Современный уровень платежеспособности организаций и их финансовые результаты в России………………………………………………15
2.1. Состав и структура прибыльных и убыточных предприятий……………15
2.2. Структура затрат на производство и продажу продукции (работ, услуг)…………………………………………………………………………..…19
2.3. Рентабельность проданных товаров (работ, услуг)………………………22
Раздел 3. Мероприятия по увеличению прибыли и рентабельности деятельности организаций………………………………………………………27
3.1. Рост производительности труда……………………………………………27
3.2. Резервы снижения себестоимости продукции…………………………….29
3.3. Прогноз рентабельности предприятий по отраслям экономики…………32
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников…………………………………………...44
где ВП — валовая прибыль, руб.;
ПРТ — прибыль от реализации товаров, руб.;
ППР — прибыль от прочей реализации, руб.;
ВД — внереализационные доходы, руб.;
BP — внереализационные расходы, руб.
Прибыль от реализации товаров определяется как объем реализации за вычетом себестоимости производства и реализации продукции. Налоговому вычету подлежат далеко не все деловые расходы организации, а только те, которые упомянуты в специальном перечне, утверждаемом Правительством РФ. Для некоторых видов расходов установлены нормы и лимиты: это касается командировочных расходов, расходов на рекламу, на обучение персонала, представительских расходов.
Объем реализации рассчитывается как выручка за вычетом косвенных налогов (НДС, налога с продаж и акцизов).
Выручка — это сумма средств, которые поступили на предприятие за поставленную продукцию.
Себестоимость продукции (работ, услуг) — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции материальных, трудовых ресурсов, основных фондов и других затрат на ее производство и реализацию.
Прибыль от прочей реализации представляет собой прибыль, полученную в результате реализации основных фондов, материалов и т. д.
Внереализационные финансовые результаты рассчитываются как разность между внереализационными доходами и внереализационными расходами.
К внереализационным доходам относятся доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий, присужденные или признанные должником штрафы, средства, полученные в качестве инвестиций в результате инвестиционных торгов, положительные курсовые разницы по валютным счетам и т. д.
К внереализационным расходам относятся убытки от списания дебиторской задолженности, судебные издержки, отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и т. д.
Налогооблагаемая прибыль - это разность между балансовой прибылью предприятия и доходами по видам деятельности, облагаемым в особом порядке или по ставке, отличной от основной, и льготами по налогу на прибыль. Чистая прибыль - это часть прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Это конечный результат хозяйственной деятельности предприятия.
Анализ прибыли предполагает изучение состава и структуры балансовой прибыли в отчетном году и в прошлых годах, динамики балансовой прибыли и элементов, ее образующих, а также динамики структуры балансовой прибыли. Наибольшую долю в структуре прибыли промышленных предприятий должна составлять прибыль от реализации товаров, поэтому если в структуре прибыли удельный вес этой составляющей сокращается, то можно сделать вывод о снижении эффективности деятельности предприятия.
При изучении динамики балансовой прибыли следует все данные скорректировать на величину инфляции.
На изменение прибыли от реализации товаров влияют следующие факторы:
• цена реализации продукции;
• себестоимость производства и реализации продукции;
• объем реализации товаров;
• структура реализации.
Структура реализации может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на величину прибыли от реализации товаров. Прибыль может увеличиться, если в структуре реализации большую долю занимают товары с высокой рентабельностью, и, наоборот, рост удельного веса низкорентабельной продукции в структуре реализации приведет к уменьшению общей прибыли. [5,7]
2.2. Структура затрат на производство и продажу продукции (работ, услуг).
Затраты (издержки) - это сколько и каких затрат было использовано, а также совокупность фактических расходов на осуществление уставной деятельности в течение расчетного периода. От объема затрат зависит основной показатель финансового результата — прибыль.
Субъекты хозяйствования, занимающиеся производственной деятельностью определяют:
Поэтому издержки = себестоимости.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию.
По способу просчета себестоимость делится на:
По воспроизведенному признаку затраты предприятия подразделяются на три вида:
• затраты на производство и реализацию продукции (текущие затраты, покрываемые из выручки от реализации продукции )
• затраты на расширение и обновление производства (крупные единовременные капитальные вложения, т. е. расширяют применяемые факторы производства (основные фонды, прироста норматива оборотных средств), увеличивают уставный капитал.
• затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые и иные аналогичные нужды предприятия (не связаны с производством и финансируются из специальных фондов, формируемых из прибыли.
В основном, издержки производства по составу подразделяют (по классификации «Экономической теории») на:
Экономисты еще подразделяют издержки на:
Таким образом, можно сказать, что вместе и явные, и неявные составляют:
Экономические издержки = Явные (Бухгалтерские издержки) + Не-
явные (альтернативные издержки).
Понятие экономические издержки является общепринятым; бухгалтерские исчисляются на практике при подсчете реальной
суммы затрат, налогооблагаемой прибыли, а учет альтернативных издержек является важной чертой рыночной экономики.
Выделяют и другие классификации издержек по ряду признаков, рассмотрим некоторые из них:
1. По способу возмещения затрат:
- затраты, подлежащие включению в балансовую себестоимость расчетного периода, возмещаемые за счет цены на продукцию, что уменьшает налогооблагаемую прибыль;
- затраты, не подлежащие включению в балансовую себестоимость расчетного периода, возмещаемые за счет чистой прибыли, что уменьшает ее (на рекламу, командировочные, амортизацию, проценты за кредит).
2. По роли в процессе производства:
- основные затраты непосредственно формируют создаваемый продукт, составляют его физическую основу (сырье, материалы, полуфабрикаты, заработная плата и др.);
- накладные затраты связаны с обслуживанием процесса производства (содержание оборудования, цехового и общезаводского персонала и др.)
3. По способу отнесения затрат в себестоимость продукции:
- прямые затраты непосредственно связаны с производством единицы продукции (сырье, энергия технологическая, заработная плата станочников и др.)
- косвенные затраты связаны с выпуском нескольких видов производств и распределяется между ними пропорционально каждому, т. е. по избранной базе.
4. По способам учета и группировки затрат:
- простые (сырье, материалы, зарплата, износ, энергия)
- комплексные, то есть собираемые в группы либо по функциональной роли в процессе производства (малоценные и быстроизнашиваемые предметы), либо по месту осуществления затрат (цеховые расходы, общезаводские расходы). [2,9]
2.3. Рентабельность проданных товаров (работ, услуг)
Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность. Различают показатели рентабельности продукции и рентабельности предприятия.
Рентабельность продукции примеряют в 3-х вариантах: рентабельность реализованной продукции, товарной продукции и отдельного изделия. Рентабельность реализованной продукции - это отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости. Рентабельность изделия - это отношение прибыли на единицу изделия к себестоимости этого изделия.
Прибыль по изделию равна разности между его оптовой ценой и себестоимостью.
Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции. Главным из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным фондам.
Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние.
Внешние - это факторы, не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно – хозяйственной деятельности предприятий.
Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства. Задача экономического анализа - выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.
Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности.
Таблица 1. Рентабельность проданных товаров (работ, услуг).
2010 год |
2011 год |
2012 год | |
рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), % |
рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), % |
рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), % | |
Сельское хозяйство, охота |
8,4 |
10,3 |
10,3 |
Рыболовство |
21,4 |
20,8 |
22,0 |
Добыча полезных ископаемых |
29,7 |
35,5 |
35,7 |
Обрабатывающие производства |
12,5 |
14,3 |
13,2 |
Металлургическое производство и производство го-товых метали-ческих изделий |
14,4 |
18,7 |
15,9 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
7,6 |
7,2 |
6,6 |
Строительство |
6,6 |
5,7 |
6,8 |
Оптовая и роз-ничная торговля; ремонт автотранс-портных средств |
8,3 |
9,2 |
10,5 |
Транспорт и связь |
14,1 |
13,8 |
12,8 |
Образование |
8,2 |
8,3 |
5,5 |
Предоставление прочих комму-нальных, соци-альных и персо-нальных услуг |
0,7 |
Информация о работе Особенности формирования и распределения прибыли на современном этапе