Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 17:01, курсовая работа
Прибыль, одна из важнейших экономических категорий, которая занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. Она волнует экономическую науку и хозяйственную практику на протяжении многих столетий. Особенно актуальной эта проблема становится на современном этапе развития экономики в связи с ростом дефицита сырьевых ресурсов, ужесточением конкуренции, глобализацией бизнеса, увеличением предпринимательских рисков.
Введение………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретические аспекты эффективности……………………………..5
1.1. Понятие и характеристика эффекта и эффективности……………………5
1.2. Механизм формирования и распределения прибыли в организации……11
Раздел 2. Современный уровень платежеспособности организаций и их финансовые результаты в России………………………………………………15
2.1. Состав и структура прибыльных и убыточных предприятий……………15
2.2. Структура затрат на производство и продажу продукции (работ, услуг)…………………………………………………………………………..…19
2.3. Рентабельность проданных товаров (работ, услуг)………………………22
Раздел 3. Мероприятия по увеличению прибыли и рентабельности деятельности организаций………………………………………………………27
3.1. Рост производительности труда……………………………………………27
3.2. Резервы снижения себестоимости продукции…………………………….29
3.3. Прогноз рентабельности предприятий по отраслям экономики…………32
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников…………………………………………...44
Данные факторы снижения себестоимости и резервы могут суммироваться в окончательных выводах, и определять суммарное влияние всех факторов на снижение общей величины затрат на единицу продукции. [8,14,16]
3.3. Прогноз рентабельности
предприятий по отраслям
Одним из важнейших показателей деятельности предприятия является рентабельность. Рентабельность – это обобщающий показатель, характеризующий качество работы промышленного предприятия, так как при всем значении массы получаемой прибыли наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятия дает величина рентабельности и ее изменение. Он представляет собой отношение прибыли к производственным фондам или к себестоимости продукции. Показатель рентабельности оценивает эффективность производства и расходов на него.
К основным факторам, оказывающим непосредственное воздействие на увеличения уровня рентабельности на предприятиях, относятся:
Для достижения высокого уровня рентабельности необходимо планомерно и систематически внедрять передовые достижения науки и техники, эффективно использовать трудовые ресурсы и производственные фонды.
По методу исчисления в народном хозяйстве существует рентабельность предприятий Рпр. и рентабельность продукции Рпрод. Первый показатель определяется как отношение балансовой прибыли П к среднегодовой стоимости основных производственных фондов Фоп и оборотных средств Фоб:
Рпр = (П / (Фоп + Фоб)) х 100%
Второй показатель рентабельности выражается отношением балансовой прибыли П к себестоимости готовой продукции С:
Рпр = (П / С) х 100%
Методы определения рентабельности наглядно показывают, что уровень рентабельности и его изменение непосредственно связаны с ценами на промышленную продукцию. Следовательно, объективная система ценообразования является важной предпосылкой определения обоснованного уровня рентабельности, который в то же время может оказывать влияние на изменение уровня цен на продукцию. Таким образом, обоснованные методы установления и планирования рентабельности находятся в тесной взаимосвязи с системой ценообразования. Величина прибыли, а следовательно, и уровень рентабельности, прежде всего, зависят от изменения цен на продукцию и ее себестоимости.
В понятии рентабельности производства сопоставляются накопления, создаваемые в процессе изготовления продукции, с первоначально выделенными данному предприятию производственными фондами. Рентабельность производства служит измерителем эффективности использования средств, находящихся в распоряжении предприятия.
Экономический смысл рентабельности производства не ограничивается снижением затрат живого и овеществленного труда на производство единицы продукции. Масса средств, участвующих в производственном процессе, существенно отличается от их количества, которое входит в сумму затрат, связанных с изготовлением продукции. В процессе производства принимает участие огромное количество основных фондов, материализованных в зданиях, сооружениях, оборудовании и инвентаре. В издержки же производства включается их амортизация, то есть доля их стоимости, переносимая в тот или иной период времени на себестоимость производимой продукции. Стоимость оборотных фондов включатся в издержки производства только в сумме, израсходованной при изготовлении продукции.
Для повышения рентабельности производства используются различные средства. Одним из главных источников роста рентабельности производства является увеличение массы прибыли, получаемой предприятием. Этот рост достигается в результате снижения издержек производства, изменения структуры производимой продукции и такого увеличения масштабов производства, когда при сохранении суммы прибыли, получаемой от реализации единицы каждого вида продукции, общая сумма полученной прибыли растет.
Основным фактором роста прибыли является снижение себестоимости продукции. Однако на величину балансовой прибыли оказывает влияние еще ряд факторов – изменение цен на продукцию, величина остатка нереализованной продукции, объем реализации, структура производства и др. Первый фактор учитывается только в тех случаях, когда имеются достаточно резкие основания считать, что в предстоящем периоде произойдет изменение цен (их повышение в связи с повышением качества продукции или снижения из-за старения отдельных видов продукции, насыщенности рынка потребителей некоторыми изделиями или в связи с переходом на новую технику и технологию производства). Повышение рентабельности производства означает рост отдачи на каждую гривну авансированных средств и, тем самым, более эффективное их использование.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли (и дохода) предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Основные показатели рентабельности, применяемые на уровне предприятия, можно объединить в следующие группы:
- показатели рентабельности продукции;
- показатели рентабельности капитала (активов);
- показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.
Первая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отражаемым в отчетности предприятия. Например:
Рис.1. Пример формирования показателей рентабельности первой группы
Данные показатели характеризуют прибыльность (доходность) продукции базисного (Ко) и отчетного (К1) периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации
Ко = По / Ро ;
К1 = П1 / Р1
или
Ко = (Ро - Со) / Ро;
К1 = (Р1 – С1) / Р1;
К = К1 – Ко,
где По, П1 – прибыль от реализации в отчетном и базисном периодах соответственно;
Р1, Ро – реализация продукции (работ, услуг) соответственно;
С1, Со – себестоимость продукции (работ, услуг) соответственно;
К – изменение рентабельности за анализируемый период.
Влияние фактора изменения объема продукции определяется расчетом (по методу цепных подстановок)
КN = (Р1 – Со) / Р1 – (Ро – Со) / Ро.
Соответственно
влияние изменения
КS = (Р1 – Со) / Р1 – (Р1 – Со) / Р1.
Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный капитал.
Рис. 2. Пример формирования показателей рентабельности второй группы
Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.
Данные показатели весьма практичны. Они отвечают интересам участников. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов – отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей – доходность акций и т.д.
Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям.
Рассмотрим следующую очевидную зависимость:
Рис.3. Связь между рентабельностью и фондоотдачей
Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов (или производственных активов), рентабельностью реализации и фондоотдачей (показателей оборота производственных фондов). Экономическая связь заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов. Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности.
Рис.4. Факторная модель рентабельности
Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменений уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала. Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки финансового состояния предприятия, оценки степени результатов его деятельности. Из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.
Третья группа показателей
рентабельности формируется на
базе расчета уровня
Рис.5. Формирование показателей рентабельности третей группы
Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечить кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами в связи с использованием имеющегося у него производственного потенциала. Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она более приоритетна, потому что операции с денежными потоками являются существенным признаком интенсивного типа производства, признаком «здоровья» экономики и финансового состояния предприятия. Переход на использование этой концепции требует перестройки отчетности предприятий. Эта работа в настоящее время находится лишь в начальной стадии.
Многообразие показателей
При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность (доходность) продаж находятся между собой в тесной функциональной связи.
Таблица 2. «Финансовый результат деятельности основных отраслей экономики в 1987 и 2003 году».
Отрасль экономики |
Рентабельность капитала, % в 2010 (2012) гг. |
Доля прибыли отрасли в прибыли всех отраслей, % в 2010 (2012) гг. |
Удельный вес основных фондов отрасли в 2010 г. ко всем производст-венным фондам экономики, % |
Вся промышленность |
12,5 (10,8) |
58,8 ( 46,0) |
48,8 |
Электроэнергетика |
6,6 (2,0) |
3,7 (1,6) |
7,3 |
Топливная промышленность |
12,8 (17,5) |
7,5 (17,5) |
7,4 |
Металлургический комплекс |
12,4 (26,6) |
7,2 (15,4) |
6,5 |
Машиностроение и металлообработка |
13,8 (8,5) |
17,3 (4,3) |
12,2 |
Химическая и нефтехимическая |
10,5 (9,9) |
3,9 (1,3) |
4,9 |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная |
12,5 (7,5) |
2,3 (0, 6) |
2,1 |
Легкая промышленность |
23,5 (-5,8)* |
5,9 (-) |
1,9 |
Пищевая промышленность |
14,2(19,3) |
4,7(3,9) |
3,1 |
Другие отрасли промышленности |
6,3(1,4) |
3,4 | |
Торговля |
4,2 (14,8) |
5,6 (23,5) |
5,7 |
Строительство |
15,9 (10,4) |
9,2 (2,8) |
4,9 |
Транспорт |
7,7 (6,0) |
6,3 (8) |
17,9 |
Связь |
17,9 (34,5) |
2,2 (7,7) |
2,7 |
Сельское хозяйство |
19,6 (3) |
6,8*** (1,4) |
20,0 |
Другие отрасли |
11,1 (10,6) |
** |
Информация о работе Особенности формирования и распределения прибыли на современном этапе