Особенности формирования и развития рыночных отношений в переходной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании различий экономических систем по формам собственности и систематизация знаний об особенностях развития частной собственности в переходной экономике России.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть экономические системы по формам собственности и механизму координации хозяйственной деятельности.
2.Показать развитие частной собственности в экономике РФ.
3.Привести особенности современного этапа развития переходной экономики РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Различия экономических систем по формам собственности и механизму координации хозяйственной деятельности………………..……5
1.1 Экономические системы и их сущность……....................………………7
1.2 Место и роль собственности в экономической системе………...……..12
2. Развитие частной собственности в переходной экономике России...…13
2.1 Функции и задачи государства в переходной экономике……………..13
2.2 Изменение форм собственности в РФ при переходе к рынку……..….15
2.3 Проблемы разгосударствления и приватизации в РФ…………….…..18
3. Особенности современного этапа развития переходной экономики России…………………………………………………………………………….22
3.1 Особенности и задачи переходной экономики в России……………...22
3.2 Пути развития экономики России……………………………………...25
Заключение………………………………...………………………………...….29
Список литературы……………………......................…….………..…………31

Файлы: 1 файл

Kusovaya.docx

— 64.01 Кб (Скачать файл)

Традиционная  система.

     В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики. Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования.

     Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца.

Административно-командная  система.

     Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.

     Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

     При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация (господство, власть) хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности.

 

1.2 Место и роль собственности в экономической системе

     Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества. Однако борьбой в теоретическом плане дело не ограничивается. Социальные потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений.

     В одних случаях эти попытки приводили к успеху, в других терпели крах. Бывало, что общество действительно переходило на новую, более высокую степень своего развития. Но случалось, что в результате ломки отношений собственности общество оказывалось отброшенным далеко назад и попадало в трясину, из которой не знало, как выбраться.

     Собственность занимает центральное место в экономической системе, она обусловливает:

- способ соединения работника  со средствами производства;

- цель функционирования и развития экономической системы;

- социальную структуру общества;

- способ распределения результатов труда.

     Для более полного представления о собственности следует определить то место, которое принадлежит ей в системе общественных отношений Курс экономической теории.

     Во-первых, собственность - это основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.

     Во-вторых, от собственности зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства.

     В-третьих, собственность есть результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил.

      В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической системы существует какая-то основная специфическая для нее форма собственности, это не исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков перехода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества.

      В-пятых, переход от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным вытеснением всего того, что отмирает, и усилением того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство.

     Так, в теории марксизма ликвидация частной собственности на средства производства рассматривается в качестве главного содержания социалистической революции.

     Рассмотрение системы отношений собственности позволяет ответить на вопрос, в чьих интересах осуществляется экономическая деятельность. Если приоритет отдается индивидуальному интересу, то можно говорить о системе отношений индивидуального частного отношения. Если присвоение осуществляется в интересах какого-либо коллектива, то речь идет о коллективной собственности. Присвоение может вестись определенной социальной группой людей. Здесь на лицо уже классовый интерес.

    Для анализа рыночной системы принимают два признака:

-     форма собственности;

- способ, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность этой системы.

     Рыночная система характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею.

     Механизм решения фундаментальных задач экономического развития в рассматриваемой экономической системе решаются опосредованно, через цены и рынок. Колебание цен, их более высокий или низкий уровень служат индикатором общественных потребностей.

Предприниматели стремятся  получать все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы  и максимально широко реализовывать  такой ресурс, как свои творческие и организационные (так называемые предпринимательские) способности  в избранной ими сфере деятельности, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности  частной собственности.

     Такая экономическая система благоприятствует эффективности использования ресурсов, стабильности производства и занятости, быстрому экономическому росту. Вот почему здесь очень мала или вовсе отсутствует необходимость в правительственном планировании, в правительственном контроле и вмешательстве в экономический процесс.

     Резон здесь в том, что такое вмешательство подрывает эффективность функционирования рыночной системы. Роль правительства, поэтому ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

     Мы говорим, что основу рыночной экономики составляет частная собственность. Но рыночная экономика возникает лишь при условии, когда участники экономической жизни общества признают друг в друге обособленных равноправных собственников. Это равенство реализуется через обмен.

     Долговечность и сила частной собственности заключается в ее подвижности. Она изменяется в соответствии с новыми масштабами обобществления экономики, открывает простор развитию производительных сил и повышению эффективности хозяйственной деятельности.

      В индустриально развитых странах наблюдается большое разнообразие типов и форм частной собственности: единоличная собственность фермеров; трудовая частная собственность (лавка, магазин, кафе и т.д.); индивидуальное частное предприятия с относительно небольшим числом работников, работающих по найму, акционерные общества и др.

     Такая смешанная экономика отличается от полностью монополизированной или государственной тем, что она лучше реагирует на многообразие изменения общественных потребностей и более полно отражает их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Развитие частной собственности в переходной экономике России

2.1 Функции и задачи государства в переходной экономике

     С развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, актуализацией тех или иных сфер общественной жизни происходят развитие, обогащение, уточнение функций государства. Данный процесс идет по следующим направлениям: последовательный переход от прямых к косвенным методам регулирования экономики; резкое усиление социальных функций государства, его роли в регулировании социальных процессов, начиная с установления минимальных ставок оплаты труда, в том числе часовых, обязательных для любого предпринимателя независимо от формы собственности и национальной принадлежности; определение прожиточного минимума, продолжительности рабочего времени и времени отдыха, гарантированных отпусков; решение сложных социальных проблем, таких, как комплекс взаимоотношений труда и капитала, социальное партнерство, уменьшение неоправданной дифференциации в доходах населения, обеспечение стабильности в обществе.

     В последнее время возникли и качественно новые функции государства, которые ранее не были однозначно структурированы, что связано с постепенным становлением постиндустриального общества. К ним можно отнести принятие на себя государством обязательств в области образования, формирования и поддержки фундаментальной науки, создания специальных зон для разработки современных технологий, проведение четко сформулированной промышленной политики, решение экологических вопросов. В качестве примеров положительной роли государства за последнее десятилетие приведем преодоление трагедии Великих озер в Соединенных Штатах Америки или очистку Рейна, который еще несколько десятилетий назад был сточной канавой Европы. Рынок привел к экологической катастрофе, а наводить порядок пришлось с помощью государства. Концепция вытеснения государства из сферы экономики, уменьшения числа его функций и ослабления регулирующей роли как генеральное направление развития нашей страны не соответствует глобальным мировым тенденциям и не отвечает российским реалиям.

     Роль государства качественно различается на этапах становления, формирования рыночной экономики и в условиях функционирования уже сложившейся, хорошо отлаженной и отрегулированной экономики рыночного типа. Самоорганизация, а рынок-классический образец самоорганизации, присуща достаточно устойчивым системам и мало эффективна в период перехода от одной системы к другой. Важно иметь в виду, что в условиях социально-экономической трансформации принцип самоорганизации способствует усилению консервативной, защитной функции, возврату экономики в прежнее состояние, укоренению старых тенденций. Это очень опасно. К тому же отсутствие каких-либо регулирующих начал в период трансформации ведет к неизбежному нарастанию хаотических процессов. Кстати, и тенденция к консервации сложившихся структур, и нарастание хаотических процессов четко видны в современной России. О каких же задачах государства идет речь на этапе становления рыночной экономики? Можно выделить несколько таких задач.

     Это прежде всего формирование новой системы отношений собственности, присущей смешанной, многоукладной экономике. Самостийно данный процесс в исторически обозримой перспективе в принципе не может произойти.

     Становление малого предпринимательства, в том числе и фермерского хозяйства, невозможно без поддержки и государственного регулирования. В последнем нуждаются и современные высокоорганизованные структуры типа финансово-промышленных групп и аналогичных им. Их создание тоже не может быть пущено на самотек, требует чёткого инициирования, регулирования и поддержки со стороны государства.

     Наконец в переходный период стоит задача формирования основных элементов рыночной экономики, включая финансовый и фондовый рынки, регулирования рынка труда и занятости, инфраструктуры рыночной экономики в целом, которые вряд ли могут сложиться без активного регулирующего участия государства.

     После создания основ рыночной экономики опять-таки нельзя говорить об уходе государства из этой сферы. Перед ним на этапе регулирования сложившейся, отлаженной системы экономических отношений возникают новые задачи.

     Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции, и тип национальной культуры, масштабы страны и ее геополитическое положение, многие другие факторы. Поэтому было бы неверно пытаться найти готовые схемы и вообще жить по шпаргалке - эффект будет невелик. Это задача всегда творческая, требующая тщательного нахождения ответов на возникающие вопросы. Думается, что в принципе поиск таких ответов в рамках парного соотношения "государство-рынок" не отражает реальной ситуации в обществе и непродуктивен ни для науки, ни для практической деятельности. Эти категории вообще вряд ли можно рассматривать как парные.

     Нельзя согласиться с теми экономистами, кто абсолютизирует и преувеличивает роль рынка, недооценивая роль государства. Вместе с тем не совсем корректны и те, кто преувеличивает возможности современного государства, не признавая роль рыночной саморегуляции, стимулирования и т.д. Абсолютно правильный ответ в том, что надо искать взвешенное, рациональное их соотношение.


 

2.2 Изменение форм собственности в РФ при переходе к рынку

     В России вслед за завоеванием власти в октябре 1917 года была ликвидирована частная собственность в промышленности, на транспорте, в строительстве, в торговле. Формирование советской экономической системы осуществлялось через два основных направления - национализацию в промышленности и кооперирование крестьян в сельском хозяйстве. В результате утвердилось полное господство социалистической, или общественной (т.е. государственной и полугосударственной), собственности.

     В дальнейшем в СССР продолжался процесс наращивания общественных средств производства за счет накоплений. В результате социальная структура собственности на средства производства к началу 90-х гг. приняла следующий вид: государственная 88,6, колхозная 8,7, кооперативов по производству товаров и услуг (включая жилищно-строительные) 1,5, собственность граждан - 1,2%. Эти цифры по существу выражают высокий государственный монополизм на средства производства.

     Установление господства государственной собственности, отождествлявшейся с общенародным достоянием, имело свои достоинства. Оно обеспечивало единое централизованное управление экономикой, огромную концентрацию ресурсов и их использование для решения крупнейших хозяйственных задач.

     На развитии государственной собственности базировался процесс расширенного воспроизводства. Централизация собственности являлась основой относительного равенства в распределении материальных и духовных благ между членами общества.

     Вместе с тем опыт СССР и других социалистических стран показал, что глобализация государственной собственности имеет и крупные минусы, которые со временем становятся нетерпимыми.

     Государственные предприятия экономически не были заинтересованы в использовании новых достижений науки и техники. Эти достижения отторгались, так как существовавшая монополия государственной собственности делала более выгодным выпуск традиционной продукции по устоявшейся технологии. Отсутствие конкуренции лишило предприятия экономических стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства. Внутренние источники развития были заменены внешними побудительными мотивами, основанными на силе административной власти.

     В результате эффективность народного хозяйства, основанного на государственной собственности, оказалась невысокой, по многим показателям она уступает эффективности рыночной экономики. Замедлялись темпы роста производительности труда, из года в год снижалась фондоотдача, росла материалоемкость продукции.

Информация о работе Особенности формирования и развития рыночных отношений в переходной экономике России