Особенности формирования и развития рыночных отношений в переходной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании различий экономических систем по формам собственности и систематизация знаний об особенностях развития частной собственности в переходной экономике России.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть экономические системы по формам собственности и механизму координации хозяйственной деятельности.
2.Показать развитие частной собственности в экономике РФ.
3.Привести особенности современного этапа развития переходной экономики РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Различия экономических систем по формам собственности и механизму координации хозяйственной деятельности………………..……5
1.1 Экономические системы и их сущность……....................………………7
1.2 Место и роль собственности в экономической системе………...……..12
2. Развитие частной собственности в переходной экономике России...…13
2.1 Функции и задачи государства в переходной экономике……………..13
2.2 Изменение форм собственности в РФ при переходе к рынку……..….15
2.3 Проблемы разгосударствления и приватизации в РФ…………….…..18
3. Особенности современного этапа развития переходной экономики России…………………………………………………………………………….22
3.1 Особенности и задачи переходной экономики в России……………...22
3.2 Пути развития экономики России……………………………………...25
Заключение………………………………...………………………………...….29
Список литературы……………………......................…….………..…………31

Файлы: 1 файл

Kusovaya.docx

— 64.01 Кб (Скачать файл)

     Аналогичные недостатки проявились и в колхозной собственности. Административные органы безраздельно командовали колхозами, определяли направление их производства, формировали органы их управления.

     В целях преодоления существующих в СССР экономических трудностей утвердилось мнение о необходимости перехода от административно-командной системы к рыночной системе свободной конкуренции. Во второй половине 80-х годов начались интенсивные изменения собственности, затрагивающие не только перераспределение прав, но и изменение форм собственности.

     Естественно, такой переход сопровождался глубокими изменениями во всей общественной структуре и требовал переосмысливания многих фундаментальных экономических концепций.

      В теоретическом плане трансформация собственности потребовала решения проблемы: до какого уровня должна снизиться доля государственной собственности, какими темпами и способами пойдет это снижение, как и к кому должна переходить государственная собственность.

      Был взят курс на переход к системе, сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную и смешанную формы собственности на средства производства.

      Раз рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, значит должно быть преодолено господство какой-то одной формы собственности. Оно должно быть заменено взаимно дополняющими друг друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы наиболее приспособленной к конкретной сфере экономики, к каждому специфическому виду экономической деятельности.

      В 1986 г. был принят Закон СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности". Он послужил основой легализации частного предпринимательства и индивидуально-трудовой частной собственности.

     В 1988 г. был принят Закон СССР "О кооперации в СССР". Хотя кооперативная форма собственности уже существовала, принятие указанного закона имело существенное значение с точки зрения преобразования собственности. Во-первых, по закону разрешалось применение наемного труда в кооперативах. Во-вторых, в условиях сохранения планового регулирования цен для государственных предприятий новые кооперативы получали режим свободного ценообразования. Тем самым была создана возможность для интенсивного и широкомасштабного преобразования государственной собственности в частную.

     Через связи с кооперативами как самостоятельными юридическими лицами и через создание кооперативов при госпредприятиях развернулся широкомасштабный процесс превращения средств государственных предприятий в частногрупповую и частнокапиталистическую собственность.

     В 1990-1991 гг. в СССР была создана законодательная база для перераспределения прав собственности и преобразования форм собственности. Были приняты "Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик" (31 мая 1990 г.) и целый ряд законов и иных нормативных актов, направленных на развитие рыночных отношений. В их числе и те, которые создавали законодательную базу для приватизации и предпринимательства, в том числе закон "Об основах разгосударствления и приватизации в СССР" от 01. 08. 91 г.

      Процесс преобразований по союзной модели не успел развиться, поскольку прекратило существование само государство, которое создавало нормативную базу.

     Выбор направлений и форм преобразований в переходной экономике России осуществлялся в ходе острых дискуссий, которые велись по следующим основным направлениям. В качестве приоритетных обосновывалось: разгосударствление с сохранением государственной собственности на крупных предприятиях и приватизация в сфере малого бизнеса; создание коллективных предприятий, как с неделимой, так и коллективно-долевой собственностью; бесплатное распределение государственного имущества среди населения (через специальные приватизационные счета, государственные ценные бумаги и др.); акционирование предприятий и продажа с аукциона акций и самих предприятий.

      Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.

 

2.3 Проблемы разгосударствления и приватизации в РФ

     Закон РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" был принят 3 июля 1991 г. и послужил основой для разработки и реализации практических программ приватизации. Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. "Об ускоренной приватизации государственных и муниципальных предприятий" явился основой для интенсификации процесса приватизации.

     Широкомасштабный процесс приватизации с предписанием количественных планов приватизации по отраслям и регионам развернулся на основе первой программы приватизации (июнь 1992 г.). А указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 и утвержденный пакет положений к нему вел процесс приватизации в состояние "технологического потока".

     Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Основные особенности российского процесса приватизации:

     1. Директивность. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями (менеджерами), знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом. Регионам директивно предписывались даже количественные масштабы приватизации с разбивкой по отраслям.

     2. Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было превращение государственной собственности в частную. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований государственной собственности, связанные с перераспределением прав собственности. В результате российская модель была жестко нацелена на перераспределение экономической власти между социальными слоями общества.

     3.Приоритет социально-политических целей над экономическими. Российская модель приватизации не учитывала критерии экономической эффективности, осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном аспектах, что неизбежно приводило к расточительности.

     4. Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредоточием государственной собственности у отдельных групп и отторжением от реального государственного имущества основной массы населения. Реальные результаты приватизации состояли в массовом (в количественном отношении) перераспределении государственного имущества и закреплении права частной собственности в ограниченные сроки. Наиболее массовым этот процесс был в 1992-1994 гг.

     В результате приватизации изменилась структура собственности. В количественных оценках она выглядела в 1995г. следующим образом.

Таблица:

Доля предприятий в  государственном и частном секторах экономики России

Легкая промышленность

Госсектор, %

Частный сектор, %

Пищевая промышленность

41

59 57

Строительство

40

48

Промышленность стройматериалов

50

59

Автотранспорт и авто ремонт

41

48

Торговля оптовая

52

55

Торговля розничная

45

67

Общепит

33

56

Бытовое обслуживание

44

65

Прочее

35

32

Всего по России

9,5

50,5


 

     Пятидесяти процентный рубеж частной собственности по количеству предприятий был преодолен в середине 1995 г.

     Если рассматривать приватизацию в динамике, то можно выделить следующие основные этапы:

     1. Доваучерная приватизация.

     Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д.

     2. Ваучерный (чековый) этап приватизации.

     Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50 до 80 процентов стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками.

     3. Послечековый (денежный) этап приватизации.

     Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление "стратегических" инвесторов.

     4. Залоговые аукционы.

     Государство, с целью покрытия дефицита государственного бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что государство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращения и не резервирует средства на возвращение кредитов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности современного  этапа развития переходной экономики  РФ.

 

3.1 Особенности и задачи переходной экономики в России

     В соответствии с критериями экспертов Европейского Союза Россия с середины 1994 г. отнесена к странам с переходным типом экономики. Эти критерии в основном сводятся к соотношению централизованных и рыночных методов управления экономикой. Когда стало ясно, что элементы рынка и рыночной инфраструктуры в России возникли и стали неуничтожимы, Европейский Союз признал переходный характер экономики России.

     Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период - это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

     Содержанием же переходной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации.

     Целью преобразований при переходной экономике, является рыночная модель рыночной экономики.

     Основная трудность переходного периода - это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. Характерный признак переходной экономики - институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. В большинстве стран это, прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом.

     Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основы существующего строя; отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание.

     Основная особенность экономики в переходный период - инерционность воспроизводства связана с непрерывностью воспроизводственного процесса, исключающей развитие по принципу первоначального «разрушения до основания» всего старого, а затем создания на этом основании всего нового.

     Ещё одна особенность - интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений. Эта особенность подчеркивает механизм перехода от одной ступени к другой. Это проявление необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций.

Задачи переходной экономики  в России:

     Первая задача переходной экономики - борьба с чертами централизованно управляемой экономики.

     Основные черты централизованно управляемой экономики следующие:

1. Супермонополизм - сочетание  крупных размеров предприятий  и определенного стереотипа экономического  поведения - стремления к удержанию  высоких цен, единой политики (сговор) по выколачиванию дотаций,  кредитов (льготных), налоговых льгот.

2. Милитаризованная производственная  структура, главной составляющей  которой является ВПК - основной  потребитель ресурсов, квалифицированной  рабочей силы (рабочей аристократии).

3. Затратная система цен,  не позволяющая реально оценивать  экономическую эффективность.

4. Отсутствие механизма  экономической защиты природных  ресурсов, ориентация производства  на максимальное использование  ресурсов, а не на их рациональное  использование, в т.ч. и при  экспорте.

Информация о работе Особенности формирования и развития рыночных отношений в переходной экономике России