Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 13:51, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании различий экономических систем по формам собственности и систематизация знаний об особенностях развития частной собственности в переходной экономике России.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть экономические системы по формам собственности и механизму координации хозяйственной деятельности.
2.Показать развитие частной собственности в экономике РФ.
3.Привести особенности современного этапа развития переходной экономики РФ.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Различия экономических систем по формам собственности и механизму координации хозяйственной деятельности………………..……5
1.1 Экономические системы и их сущность……....................………………7
1.2 Место и роль собственности в экономической системе………...……..12
2. Развитие частной собственности в переходной экономике России...…13
2.1 Функции и задачи государства в переходной экономике……………..13
2.2 Изменение форм собственности в РФ при переходе к рынку……..….15
2.3 Проблемы разгосударствления и приватизации в РФ…………….…..18
3. Особенности современного этапа развития переходной экономики России…………………………………………………………………………….22
3.1 Особенности и задачи переходной экономики в России……………...22
3.2 Пути развития экономики России……………………………………...25
Заключение………………………………...………………………………...….29
Список литературы……………………......................…….………..…………31
5. Низкий жизненный уровень: в РФ - 2% богатых, 87% бедных.
6. Коллективистская психология,
препятствующая
Экономической основой плановой
экономики выступает
Переходный период от централизованно управляемой к рыночной экономике продлится десятилетия, как это было в Германии и Японии после войны. Сегодня стоит задача обеспечения эффективного функционирования переходной экономики.
Безусловно, создание рынка не самоцель, а средство формирования эффективной экономической системы. Она характеризуется следующими чертами:
-экономическая основа - частная собственность в многообразных формах;
-форма движения - регулируемый рынок;
-банковская система - коммерческие банки во главе с Центральным банком;
-ценообразование - свободное с рядом фиксированных цен.
Главные задачи в период переходной экономики:
1. Преодоление кризисных
явлений, углубившихся после
2. Формирование рыночных
отношений и рыночной
3. Реформирование отношений
собственности как основы
4. Создание условий
5. Создание развитой системы
социальной защиты и
Практика показывает, что в каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений.
Важнейшую роль в переходной экономике играют такие первоочередные мероприятия, как широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация. Либерализация предполагает свободное ценообразование и прекращение контроля со стороны государства в торговле. 3начимость либерализации заключается в ее возможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация заставляет предприятия ориентироваться на потребительский спрос и получение прибыли в условиях конкуренции. Но, несмотря на все издержки, либерализация позволяет разорвать жесткие административные связи между государством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым условия для стабилизации экономики.
К числу методов решения
задач переходного периода
1. Стабилизация - экономическая политика, направленная на ограничение инфляции и насыщение рынка, которая включает:
-Либерализацию цен;
-Минимизацию госбюджета
(коммерциализация
-Введение внутренней конвертируемости национальной валюты;
-Сдерживание роста доходов.
2. Преобразование форм собственности:
-Приватизация (реституция -
возвращение собственности
-Снятие ограничения для развития частного сектора.
3. Изменение структуры экономики:
-Антимонопольная политика;
-Конверсия;
-Механизм банкротства;
-Интеграция в мировой рынок.
3.2 Пути развития экономики России
За счет экспорта в России формируется порядка 90% прироста промышленного производства. Впрочем, сама по себе высокая внешняя зависимость экономического роста в России не является уникальной. Во многих развитых странах мира (Бельгии, Ирландии, Голландии) доминирование экспорта в структуре факторов роста не меньше. Главной особенностью отечественной хозяйственной динамики является минимальный уровень диверсификации экспортных потоков, преобладание в их составе топливных и сырьевых ресурсов.
Как результат, большинство
отечественных компаний оказалось перед
необходимостью создания своих механизмов
стабилизации производства и капитальных
вложений, главным из которых, на наш взгляд,
является ценовой. В отсутствии достаточного
по размеру финансового сектора и высокой
нестабильности собственных денежных
доходов единственной возможностью для
предприятий является привлечение ими
внешних финансовых ресурсов контрагентов.
Этого удается достичь благодаря неодинаковой
динамике цен. Однако возможности повышения
цен для разных отраслей далеко неодинаковые.
По мнению К.А.
Хубиева необходим существенный пересмотр
итогов перераспределения собственности
и экономической власти, как основы коррупции.
Некоторой существенной попыткой в данном
направлении является материал, подготовленный
Счетной палатой – анализ итогов приватизации
и предложение возместить разницу между
номинальной и реальной ценой приватизированного
имущества. Но даже эта попытка не находит
пока поддержки в органах законодательной
власти. Эффективная модель рыночной экономики
может сложиться только на основе прогрессивной
социальной структуры общества, когда
ресурсы и экономическая власть будут
распределены в пользу созидательных
слоев общества. Предприниматели должны
владеть потоками доходов, ими созданными.
В книге «Благосостояние
для всех» Л. Эрхард пишет о том, что в процессе
послевоенного устройства экономики Германии
профсоюзы и предприниматели состязались
друг с другом в повышении заработной
платы трудящимся. В России на предпринимателей
надежды возлагать не приходится. Профсоюзы
абстрактно выступают за повышение заработной
платы, но даже не ставят вопроса о доле
в национальном доходе. Более того, их
представители участвуют в принятии законов,
которые не улучшают положение работников.
В негосударственном секторе практически
отсутствуют профсоюзы. В этих условиях
роль государства в формировании социальной
экономики оказывается решающей. Тем более,
что социальный характер государства
отражен в Основном законе.
Подавляющую долю ВВП в индустриально
развитых странах производят предприятия
с корпоративной формой организации. Для
переходной экономики России эффективное
функционирование данной формы имеет
решающее значение. Практика становления
корпораций (акционерных обществ) в России
существенно отличается от мировой.
Отличительными признаками
системы корпоративного управления в
России в настоящее время являются следующие:
Отличительными
признаками системы корпоративного управления
в России в настоящее время являются следующие:
· относительно высокая по сравнению с
мировой практикой доля менеджеров на
крупных предприятиях;
· довольно низкая доля банков и других
финансовых институциональных инвесторов;
· фактически отсутствует такая национальная
группа институциональных инвесторов,
как пенсионные, акционерные фонды, являющиеся
важнейшими субъектами рынка в развитых
странах с рыночной экономикой;
· неразвитый рынок ценных бумаг обеспечивает
низкую ликвидность акций большинства
предприятий и невозможность привлечения
инвестиций из сферы малого бизнеса;
· с другой стороны, отсутствие развитого
рынка ценных бумаг снижает актуальность
обеспечения для предприятий достойной
репутации на рынке и прозрачности информации.
Следующей после корпораций
ступенью анализа структуры собственности
социальной рыночной экономики является
индивидуальная и партнерская собственность.
Им соответствуют уровни хозяйственной
организации, получившие название среднего
и малого бизнеса. Безуспешность многолетних
попыток развить данный спектр экономики
как основу формирования массового среднего
класса (жесткого ядра социальной рыночной
экономики) объясняется бессистемностью
усилий, направленных в заданном русле.
Малый и средний бизнес направлен на обслуживание
большинства населения, охватывая, в основном,
сферу услуг. Для того, чтобы он был развит,
требуется определенный уровень доходов
абсолютного большинства населения, включая
пенсионеров. Уровень их доходов должен
позволить прибегать к услугам малых фирм
в сфере обслуживания, питания, торговли
и т.д. Кроме того, представители малого
и среднего бизнеса взаимно пользуются
услугами. Если уровень доходов большинства
населения не позволяет прибегать к специализированным
услугам, то большинству приходится ограничиваться
собственным самообслуживанием на примитивном
уровне. Ошибочность и безуспешность многократных
попыток «создать средний класс» по мнению
Н. Райской и Я. Сергиенко состоит в том,
что проблема решалась не с того конца.
Можно ввести какие угодно льготы по созданию,
регистрации и налоговым льготам для малых
и средних фирм. Но если узок круг потребителей
их продукции, то вырасти искусственно
они не смогут. Если же вырастут доходы
большинства населения и существенно
расширится его платежеспособная база,
то естественно-экономическим путем вырастет
количество малых и средних фирм как организационная
форма индивидуальной и партнерской форм
собственности.
Свою нишу в социальной рыночной
экономике должны занять кооперативная
собственность, показавшая высокую эффективность
в разных странах (Испания, Израиль). В
России для существования и развития этой
формы имеются глубокие исторические
корни.
В государственное русло следует направить
хотя бы часть доходов, извлекаемых в сфере
теневой экономики. Это усилит государство
и ослабит его экономически негативных
оппонентов. Государство должно овладеть
потоками доходов, основу которых составит
монопольная прибыль и природная рента
(табак, алкоголь, сырьевые ресурсы).
В переходный период, когда
несовершенный рыночный механизм еще
не только не обеспечивает саморегулирование
воспроизводственных процессов, но не
способен даже стабилизировать ситуацию
и предотвратить дальнейший развал аграрной
экономики, необходимым является соблюдение
принципа сочетания индикативности (рекомендательности)
и директивности. Однако наиболее эффективными
средствами воздействия на сельское предпринимательство
являются методы экономической поддержки,
когда вместо призывов или предписаний
частному сектору для наиболее перспективных
групп предпринимателей государством
создаются условия получения большей
прибыли (в основном за счет бюджетных
средств).
Важно отметить, что государство при соответствующей
направленности ее экономической политики
может быть активным, эффективным и состоятельным
участником и субъектом новой экономики.
Заключение
В результате проведённого исследования по теме: «Различия экономических систем по формам собственности и механизму координации хозяйственной деятельности. Особенности развития частной собственности в переходной экономике России» можно сказать, что в настоящий момент в России создана крайне неэффективная экономическая система и сделать ряд выводов:
1. Совокупность всех
2. Там, где есть экономическая
деятельность, всегда присутствует
проблема собственности.
3. В социально-экономической
литературе, в том числе и юридической,
широко распространено
4. Преобразования собственности
в России ассоциируются чаще
всего с приватизацией. Однако
приватизация является только
одной из форм. Преобразования
собственности включают в себя
как перераспределение прав в
рамках одной и той же формы
собственности, так и переход
от одних форм собственности
к другим. Изменение форм собственности
ведет к изменению
5. В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, полные общества и общества с ограниченной ответственностью, закрытые и открытые акционерные общества, ассоциации и др.
6. В переходной экономике России наметились тенденции обратных преобразований собственности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную. Примерами могут служить многочисленные факты возвращения приватизированного жилья в муниципальную собственность; объединение паев акционированных сельскохозяйственных предприятий; приобретение муниципальными органами власти контрольного пакета акций приватизированных предприятий с целью подъема производства и др.
7. В переходной экономике необходим сложный баланс экономической политики, исключающий как бесперспективный возврат к методам тоталитарной экономики, так и практический уход государства с экономической арены в надежде, что сам рынок решит все проблемы. Становление рыночных отношений в России требует, в первую очередь, формирования нового регулирующего механизма, в котором важнейшая роль отводится государству. Такой механизм должен сориентировать экономическую политику на повышение эффективности производственного процесса, структурную перестройку экономики, формирование региональных структур регулирования экономики.
1. Архипов А.И. Экономика - М.: Финансы и статистика, 2000. - 576с.
2. Бандурин В. В., Кузнецов В. Ю. Управление федеральной собственностью в условиях переходной экономики. - М.: "Наука и экономика", 2001. - 151 с.
3. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. - М.: Юрайт, 2000. - 384с.
4. Курс экономической теории: Учебник - Ред. коллегия: М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Киров: Изд-во «АСА», 2001. - 467с.
5. Лубнев Ю.П., Кравцова Н.И. Краткая энциклопедия по экономической теории и практики - Ростов н./Д.: Изд-во "Феникс", 2000. - 345 с.
6. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. - М.: Норма, Инфра, 2001. - 356с.
7. Экономика. Под ред. доц. А.С.Булатова.- М.: БЕК,2001. - 632 с.
8. Экономическая теория (политэкономия) - Под ред. В. И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. - М.: Издательство РЭА, 2000. - 556 с.
9. Ермишин П.Г. Основы экономической теории, М.: «Наука», 2000
10. Теоретическая экономика (политэкономия): Учебник - Под редакцией Г.П. Журавлевой, H.H. Мильчаковой, М.: "Банки и биржи", Издательское объединение "ЮНИТИ" 2005.