Особенности функционирования денежного рынка в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить особенности функционирования денег и денежного рынка РФ. Объектом исследования является денежный рынок Российской Федерации. Для решения поставленной цели необходимо будет выполнить следующие задачи:
определить понятие денежного рынка;
охарактеризовать элементы денежного рынка;
рассмотреть динамику денежных агрегатов
провести обзор будущих перспектив денежного рынка.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы денег и денежного рынка
1.1 Понятие и сущность денег и денежных рынков
1.2 Сравнительный анализ видов денег как основной единицы денежных рынков
1.3 Функции денег и их взаимосвязь
Глава II Структура денежного рынка РФ
2.1 Сущность и особенности функционирования денежного рынка РФ
2.2 Структура денежного рынка
2.3 Институциональная модель денежного рынка
2.4 Структура денежной массы и денежной базы и их динамика. Уровень монетизации экономики
Глава III. Перспективы развития денежного рынка
3.1 Денежные суррогаты и борьба с ними
3.2 Взаимосвязь денежного рынка РФ с мировой экономикой, перспективы развития
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Особенности функционирования денежного рынка в РФ.docx

— 200.77 Кб (Скачать файл)

2.3 Институциональная модель  денежного рынка

Чрезвычайно сложная сущность и многоликость существования общественного рынка существенно затрудняет понимание механизма его функционирования. Для облегчения этой задачи построим институциональную модель денежного рынка, которая отражает взаимосвязи между субъектами денежного рынка, которые реализуются через потоки денег и инструментов.  
В общем виде институциональную модель денежного рынка можно представить как схему потоков денег и инструментов между тремя группами экономических субъектов: теми, которые экономят деньги; теми, что заимствует деньги; финансовыми.  
Кредиторами могут быть любые экономические субъекты, которые сэкономили денежные средства. Это, прежде всего, семейные хозяйства (население), а также фирмы, правительственные структуры, включая органы местного самоуправления, иностранные физические и юридические лица. Заемщиками могут быть те же виды экономических субъектов, но на первое место по частоте и объему заимствований следует поставить деловые фирмы, а затем - правительственные структуры, семейные хозяйства, иностранцев.

По институциональным  критериям денежный рынок можно разделить на два сектора:

  • сектор прямого финансирования;
  • сектор опосредованного финансирования.

 
В секторе прямого финансирования (рис. 8) связи между продавцами и покупателями денег осуществляются непосредственно, и все вопросы купли-продажи они решают самостоятельно друг с другом. Функционирующие здесь брокеры и дилеры выполняют скорее техническую роль обычных посредников, помогая им быстрее найти друг друга. В этом секторе выделяют два канала движения денег:

  • канал капитального финансирования, по которому покупатели навсегда привлекают средства в свой оборот, для этого используются как инструмент акции;
  • канал заимствований, по которому покупатели временно привлекают средства в свой оборот, используя для этого как инструмент облигации и другие ценные бумаги.

 

 

 

 

      1. Капитальные фиксирования

 

 

 

2.Заимствования

 

 

Рис. 8 Модель сектора прямого финансирования

Наличие сектора прямого  финансирования имеет важное экономическое  значение. Для покупателей денег  расширяются возможности выбора наиболее выгодных условий покупки, снижение цены денег и сокращение платы за пользование займами. Продавец денег здесь может знать своего покупателя «в лицо», что дает возможность  выбирать наиболее надежных заемщиков, избегать лишних рисков. Благодаря  этим преимуществам сектор прямого  финансирования развивается достаточно интенсивно в структуре денежного  рынка. Кроме того, наличие этого  сектора обостряет конкурентную борьбу между финансовыми посредниками на денежном рынке, заставляет их снижать  цены и расширять ассортимент  своих услуг для субъектов  этого рынка.

В секторе опосредствованного финансирования (рис. 9) связи между продавцами и покупателями денег реализуются через финансовых посредников, которые сначала аккумулируют в себе ресурсы, которые предлагаются на рынке, а затем продают их конечным покупателям от своего имени. Они создают собственные обязательства и требования, которые могут быть самостоятельными инструментами денежного рынка. Поэтому финансовые посредники этого сектора существенно отличаются от технических посредников первого сектора как своей ролью в экономике, так и по технологическим процессам функционирования. Они активно действуют в направлении мобилизации денежных средств тем субъектам рынка, которые их сэкономили и целенаправленно размещают их среди тех субъектов, которые нуждаются в дополнительных деньгах, помогая тем самым быстрее, удобнее и выгодно переместить свободные деньги от кредиторов к заемщиков. Эту свою деятельность, которая еще называется финансовым посредничеством, посредники осуществляют ради получения прибыли, что делает ее важной сферой бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 9 Модель сектора опосредствованного финансирования

Сектор опосредованного  финансирования является объективно необходимой  составляющей денежного рынка. Он не просто дополняет сектор прямого финансирования, а создает специальный механизм реализации тех связей между кредиторами и заемщиками, которые не могут быть реализованы через сектор прямого финансирования. Прежде всего речь идет о связи, установка которых требует больших затрат денег и времени на поиски и изучение контрагента или реализация которых связана со значительными рисками. Благодаря деятельности финансовых посредников удается наиболее полно реализовать все возможности и выгоды, которые свойственны денежному рынку вообще. Поэтому между секторами прямого и опосредованного финансирования существуют не только конкурентная борьба, но и интеграционные процессы, в частности активное проникновение финансовых посредников в сектор прямого финансирования как технических посредников, кредиторов. По характеру посреднических операций различаются такие виды финансовых посредников: банки, страховые компании, инвестиционные, финансовые и трастовые компании, пенсионные фонды, кредитные общества и т.п. По месту на денежном рынке их можно разделить на две группы: банки и небанковские финансово-кредитные учреждения.  
Выделение банков в отдельную группу обусловлено тем, что они имеют значительно более широкие возможности оперировать на денежном рынке, чем другие институты. Поэтому банки занимают ключевое положение в секторе опосредствованного финансирования. Это обусловлено двумя чертами, присущими банкам:

  1. они осуществляют расчетно-кассовое обслуживание всех других финансово-кредитных институтов, а потому могут мобилизовать - временно использовать свободные средства последних.
  2. они не только могут аккумулировать свободные средства кредиторов, но и сами создавать депозитные денежные средства в процессе кредитной деятельности;

Однако самым главным  банком был и будет центральный банк - посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке. И главной функцией центрального банка является функция эмиссии денег - выпуск в обращение новых денег, увеличение обращающейся денежной массы. Вот о структуре денежной массы мы и поговорим подробнее в следующем пункте.

2.4 Структура денежной  массы и денежной базы и их динамика. Уровень монетизации экономики

Денежная масса — совокупность наличных и безналичных средств, находящихся в обращении, которыми располагают физические, юридические лица и государство.

Показателями структуры  денежной массы являются денежные агрегаты. Денежными агрегатами называются виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности (возможностью быстрого превращения в наличные деньги). В разных странах выделяются денежные агрегаты разного состава. МВФ рассчитывает общий для всех стран показатель М1 и более широкий показатель «квазиденьги» (срочные и сберегательные банковские счета и наиболее ликвидные финансовые инструменты, обращающиеся на рынке).

Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему  — каждый последующий агрегат  включает в свой состав предыдущий. Чаще всего используют следующие  агрегаты:

  • М0 = наличные деньги в обращении
  • М1 = М0 + чеки, вклады до востребования
  • М2 = М1 + средства на расчётных счетах, срочные вклады
  • М3 = М2 + сберегательные вклады
  • L = M3 + ценные бумаги

Самой высокой ликвидностью обладает денежный агрегат МО (наличные деньги), ликвидность M1 ниже, чем МО, но выше, чем М2, поскольку вклады до востребования должны быть возвращены вкладчику по его заявлению, а срочные вклады могут в течение всего срока вклада использоваться банком для своих целей и возвращаются вкладчику по истечении этого срока.

Денежная масса М2 определяется движением наличных денег и безналичных средств, которые, в свою очередь, находятся в прямой зависимости от сбережений населения и остатков средств на счетах юридических лиц. Отсюда следует, что если процесс сбережений населения идет интенсивно, население доверяет банкам и держит свои деньги на их счетах, то Центральный банк имеет большие возможности увеличить денежную массу. Сбережения населения выполняют как бы функцию обеспечения новых денег.

Центральным банком Российской Федерации рассчитывается денежный агрегат М0 и М2. Агрегат М2 представляет собой объём наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на счетах нефинансовых организаций, финансовых (кроме кредитных) организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации.

Динамика денежной массы РФ представлена в таблице 1.

Таблица 1. Динамика денежной массы*

Дата

Денежная масса

Наличные деньги (М0), (млрд. рублей)

Безналичные средства, (млрд. рублей)

Общая сумма (М2), (млрд. рублей)

01.01.2005

1 534,8

2 828,5

4 363,3

01.01.2006

2 009,2

4 035,4

6 044,7

01.01.2007

2 785,2

6 210,6

8 995,8

01.01.2008

3 702,2

9 569,9

13 272,1

01.01.2009

3 794,8

9 698,3

13 493,2

01.01.2010

4 038,1

11 659,7

15 697,7


*данные Центрального  Банка РФ

С помощью денежной массы  и ВВП страны можно рассчитать коэффициент обеспеченности экономики деньгами, известный так же как уровень монетизации экономики (УМЭ). Он рассчитывается через отношения денежного агрегата М2 к номинальному ВВП.

Этот коэффициент дает представление о степени обеспеченности экономики деньгами, необходимыми для осуществления платежей и расчетов, выплаты заработной платы, пособий, стипендий и др.

Данные, необходимые для  расчета коэффициента монетизации  экономики и сам коэффициент, рассчитанный, исходя из определения, представлены в таблице 2.

Таблица 2. Расчет уровня монетизации экономики*

Год

ВВП (млрд руб.)

Среднемесячное  значение денежного агрегата М2 (млрд руб.)

УМЭ (%)

2005

21 620,1

4 808,9

22,2

2006

26 781,1

6 860,6

25,6

2007

33 247,5

10 353,0

34,0

2008

41 264,9

13 652,3

32,0

2009

38 797,2

13 011,0

33,5

2010

43 221,1

16 880,2

37,2


*данные Центрального  Банка РФ

Ниже представлена гистограмма сравнения изменения ВВП и М2, а также график УМЭ.

Сравнивая динамику ВВП с динамикой агрегата М2 можно сказать, что между этими величинами в большинстве случаев существует прямая зависимость: с увеличением М2 увеличивается и ВВП. Это объясняется тем, что агрегат М2 обеспечивает финансовую сторону создания ВВП.

Что же касается уровня монетизации  экономики, то он в 2005-2006 годах рос  ускоренными темпами. Иными словами, происходил опережающий рост денежной массы, по сравнению с ростом номинального ВВП. Спрос на деньги увеличивался вследствие экономического подъема, развития кредитования, усиления инвестиционных процессов, изменения  денежного поведения населения. В период кризиса 2008 года темпы роста денежной массы сильно уменьшились (в 2008 году денежная масса выросла лишь на 1%), уровень монетизации экономики упал, составив 32%. В 2009 УМЭ снова стал увеличиваться, благодаря деятельности Банка России.

Следует заметить, что если уровень  монетизации экономики развитых стран прибывает в районе 60-70%, нашей отечественной экономике  до таких показателей ещё очень  и очень далеко. Неизбежно возникает  вопрос: «А почему в нашей стране УМЭ ниже, чем во многих других»? На что можно ответить, что финансовый рынок каждой страны имеет свою историю. Уровни монетизации других стран  складывались исторически, в течение  довольно длительного времени. Экономическое  же развитие России как страны с  рыночной экономикой началось в 1990-х  годов на фоне развала экономики  бывшего Советского Союза. В этих условиях монетарные власти нашей страны, не имевшие достаточного опыта управления финансами в условиях перехода от административно-командной к рыночной экономики, поначалу не смогли выработать сколько-нибудь чёткую концепцию формирования оптимального уровня монетизации экономики, решая в основном тактические задачи (вспомним борьбу с инфляцией по рекомендациям МВФ в середине 1990-х годов). Да и вопрос о том, какой уровень монетизации экономики для той или иной страны в текущий период времени оптимальный, остаётся открытым.

Информация о работе Особенности функционирования денежного рынка в Российской Федерации