Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 22:10, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить особенности функционирования денег и денежного рынка РФ. Объектом исследования является денежный рынок Российской Федерации. Для решения поставленной цели необходимо будет выполнить следующие задачи:
определить понятие денежного рынка;
охарактеризовать элементы денежного рынка;
рассмотреть динамику денежных агрегатов
провести обзор будущих перспектив денежного рынка.
Введение
Глава I. Теоретические основы денег и денежного рынка
1.1 Понятие и сущность денег и денежных рынков
1.2 Сравнительный анализ видов денег как основной единицы денежных рынков
1.3 Функции денег и их взаимосвязь
Глава II Структура денежного рынка РФ
2.1 Сущность и особенности функционирования денежного рынка РФ
2.2 Структура денежного рынка
2.3 Институциональная модель денежного рынка
2.4 Структура денежной массы и денежной базы и их динамика. Уровень монетизации экономики
Глава III. Перспективы развития денежного рынка
3.1 Денежные суррогаты и борьба с ними
3.2 Взаимосвязь денежного рынка РФ с мировой экономикой, перспективы развития
Заключение
Список литературы
В. А. Андрианов пишет, что «…Идеологи так называемых экономических преобразований в России в начале 90-х годов прошлого столетия в регулировании экономических процессов опирались в основном на принципы монетаризма, однако нередко на практике игнорировали важнейшие из них. В частности, монетаризм не рекомендует шокового сжатия денежной массы. Денежная масса должна наращиваться постепенно, создавая некоторую «зону расширения» для обращения совокупного национального капитала и роста ВВП.
Однако, в России в тот период проводилась политика постоянного сжатия денежной массы как основного рычага воздействия на инфляцию. В результате коэффициент монетизации сократился с 73% в 1990 г. до 15% в 1995 г. Обратной стороной низкого уровня монетизации в тот период была перенасыщенность российской экономики иностранной валютой, денежными суррогатами, широкое использование экономическими агентами бартера.
При этом денежная масса не компенсировала роста цен, что привело к истощению оборотных средств предприятий, к кризису промышленного производства и в итоге к резкому экономическому спаду. В последующие годы согласно основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики Правительства России прогнозировался рост денежной массы».
Центробанк РФ, опасаясь инфляции, проводит весьма осторожную политику увеличения монетизации нашей экономики. Осторожную, но последовательную и неуклонную. И если данная тенденция в политике ЦБ сохранится, индекс нашего фондового рынка будет расти столь же неотвратимо.
Глава III
Перспективы развития денежного рынка
Характерной чертой жизненного
цикла денег как инструмента
взаиморасчетов является их постепенная
виртуализация — ослабление связи
формы и содержания. Если первоначально
деньги имели свойства товара, в
частности обладали самостоятельной
стоимостью, соответствующей их золотому,
серебряному или иному
Денежные суррогаты — денежные знаки, не предусмотренные законодательством, которые вводятся отдельными предприятиями или иными организациями, а также гражданами самовольно. Причина их появления - в основном нехватка официальных денежных знаков. Например, в 1993—1994 гг. в РФ было отмечено введение денежных суррогатов некоторыми предприятиями ввиду их неплатежеспособности, с одной стороны, и необходимостью рассчитываться с работниками предприятий по заработной плате, с другой стороны.
Относительно новым подходом являются электронные платежные системы (ЭПС), проблемам развития которых в нашей стране был посвящен круглый стол «Электронные платежи: эффективность и надежность», прошедший в Москве в конце февраля 2007 года. Судя по высказываниям его участников, уровень доверия россиян к этой инновации относительно невысок и ограничивается преимущественно оплатой мобильной связи (95—97% всего оборота), развитие которой и определяет в основном рост ЭПС. Россияне пока что больше доверяют наличности. По данным ЦБ РФ, менее 15 млн. граждан обладают пластиковыми картами и до 94% операций с ними связано с обналичиванием. Это вполне естественно: деятельность ЭПС не имеет четкой законодательной основы.
Эту деятельность в целом можно охарактеризовать как способ учета перемещения реальных денежных средств. Задачей ЭПС является перемещение денежной суммы от плательщика к получателю. В этом процессе принимают участие законодательно оформленные финансовые институты (например, банки), осуществляя взаимодействие с плательщиками, получателями и решая спорные проблемы, возникающие между ними. Никакой самодеятельности не допускается. Реальные средства перемещаются только между финансовыми институтами или внутри них с помощью стандартных транзакций.
В настоящее время появилось много разновидностей ЭПС. Суть их в том, что, как указано на сайте PayPal (он принадлежит компании eBay), услуги ЭПС основаны на существующей финансовой инфраструктуре банковских счетов и кредитных карт и снабжены собственными службами защиты от мошенничества. Таким образом, эти услуги не нуждаются в дополнительном законодательном обосновании, поскольку при этом не создаются финансовые продукты, выступающие как суррогаты денег.
Несколько иная ситуация складывается в России. Проблемы возникают, когда осуществляется попытка эмиссии виртуальных финансовых продуктов. Например, крупнейшая отечественная платежная система WebMoney предлагает клиентам «титульные знаки» — эквиваленты рублей, долларов и т.д., которые используются в качестве финансового инструмента при осуществлении платежей. Другие компании, например, PayCash, предлагают клиентам осуществить предоплату возможных будущих покупок. Ничего удивительного, что подобные услуги вызывают настороженность у потенциальных крупных клиентов: некоторая компания предлагает клиентам отдать ей без оформления договора свои деньги и взамен предлагает «титульные знаки». Есть о чем задуматься!
Почему отечественные
платежные системы игнорируют прямой
путь формирования собственных финансовых
институтов (например, банков) или, как
принято за рубежом, не используют существующую
финансовую инфраструктуру? С одной
стороны, очевидно, что создание финансовых
институтов влечет за собой существенный
рост налогов и необходимость
соблюдения многочисленных инструкций
(в частности, ЦБ РФ). С другой стороны,
массовый рынок не охвачен финансовой
инфраструктурой в должной
Проблемы отечественного
бизнеса не свидетельствуют об ущербности
идеи виртуальных финансовых операций.
Мировой рынок ИТ-поддержки
В 2011 году ожидается улучшение внешних условий развития российской экономики после их резкого ухудшения в 2009 году и небольшого улучшения в 2010 году. Международные организации прогнозируют постепенное возобновление роста мировой экономики. По прогнозу МВФ (октябрь 2009 года) производство товаров и услуг в мире в 2010 году возросло на 3,1% (в 2009 году – сократилось на 1,1%). Однако не исключается возможность более медленного роста мирового ВВП. В 2011 и 2012 годах ожидается повышение темпов роста мировой экономики. Оживление мировой экономики будет способствовать восстановлению отечественного производства и росту экспорта. Инфляция в странах – торговых партнерах России в 2010 году прогнозируется относительно низкой, что не будет создавать дополнительных рисков ускорения роста цен в стране.
На мировых финансовых рынках сохранятся низкие процентные ставки. Тем не менее, МВФ и Всемирный банк прогнозируют некоторое повышение в 2011 году уровня краткосрочных процентных ставок в США и зоне евро. Предполагаемые соотношения между процентными ставками в России и зарубежных странах сохраняют возможность притока капитала в российскую экономику. В то же время риск оттока капитала остается высоким.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, положенному в основу проекта федерального бюджета, в 2011 году ожидается восстановление положительных темпов экономического роста. Оживление экономики, а также возобновление роста цен на активы обусловят увеличение трансакционной составляющей спроса на деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствовать росту спроса на национальную валюту как на средство сбережения. В этой связи диапазон изменения темпов прироста денежного агрегата М2 в 2011 году в зависимости от вариантов развития экономики может составить 10-20%.
Предполагаемое постепенное улучшение макроэкономической ситуации будет способствовать стабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2012 году. В зависимости от вариантов прогноза диапазон темпов прироста денежного агрегата М2 может составить 12-21%.
Денежная программа на 2010-2012 годы представлена в четырех вариантах, соответствующих вариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы.
Расчеты по программе на 2010-2012 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, а также динамике валютного курса, заложенного в прогнозы изменения платежного баланса. В зависимости от сценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в 2011 году может составить 11-19%, в 2012 году – 13-19%.
В среднесрочной перспективе система инструментов денежно-кредитной политики Банка России будет ориентирована на создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики.
По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.
При формировании избыточного денежного предложения Банк России будет использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с ОБР и операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжит проведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного «связывания» свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности – депозитные аукционы, а также инструменты постоянного действия – депозитные операции по фиксированным процентным ставкам.
В 2010-2012 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Правительством Российской Федерации как в области развития финансового рынка, так и в области реализации курсовой политики. В частности, введенный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве дополнительного канала предоставления ликвидности. В то же время потенциал данного инструмента существенно ограничивается параметрами федерального бюджета.
Кроме того, Банком России совместно
с Минфином России будет осуществляться
разработка мер по совершенствованию
рынка государственных
Банк России в 2010 году и
в период 2011 и 2012 годов продолжит
использование обязательных резервных
требований в качестве инструмента
регулирования ликвидности
В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы российских кредитных организаций и с учетом других факторов Банк России при необходимости может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего компенсировать ликвидность кредитным организациям при выполнении ими обязательных резервных требований.
Заключение
Денежный рынок – одно из всеобъемлющих понятий, присущих теории финансов, денег и кредита. Сфера его распространения в экономической жизни страны и её граждан крайне широка. Денежный рынок представляет собой среду, где происходят все основные операции, связанные с обращением денег. Для координации денежного рынка и оборота в нём формируется денежная система.
В последние десятилетия
в мировой экономике
Во-первых, это ведет к огромной экономии ресурсов (исключается печатание денег, их защита, транспортировка и т.д.). Во-вторых, введение электронных денег позволит осуществить тотальный контроль за всеми денежными операциями, отслеживая и предотвращая уклонение от налогов, факты взяточничества и т.д.
Видимое благополучие макроэкономических
показателей порождает
Информация о работе Особенности функционирования денежного рынка в Российской Федерации