Особенности экономического кризиса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Исходя из всего выше сказанного мы выдвинули следующие задачи:
проанализировать литературу по теме «Особенность экономического кризиса в России».
определить понятие экономического кризиса, выделить виды и причины кризисов.
раскрыть альтернативные пути выхода из кризиса в российской экономике.
сформулировать концептуальные предложения.

Содержание работы

Введение

Понятие экономического кризиса
Виды и причины кризисов
Стадии кризисного процесса в экономике
Природа экономического кризиса в России
Кризис неплатежей
Структурный кризис в российской экономике
Альтернативные пути выхода из кризиса
Концептуальные предложения
Неотложные меры по стабилизации ситуации
Заключение
Список используемой литературы:

Файлы: 1 файл

sodershanie.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

Вместо получения прибыли главной целью предпринимателей стал контроль над финансовыми потоками. Каждое российское предприятие на входе и выходе окружено многочисленными посредниками, единственная функция которых - обеспечивать безусловное право собственности на деньги, заработанные предприятием, потому что, когда деньги остаются на предприятии, с ними может произойти все, что угодно (в том числе Госналогслужба может списать их в безакцептном порядке в счет задолженности по налогам). Если же деньги уходят из предприятия в посредническую фирму, которой владеет директор, они становятся частной собственностью. Так прибыль предприятия превращается в "боковик" для директора.

Сложилась ситуация, когда широко используются завышенные бартерные, вертуальные цены (по ним  никто не платит деньгами), мало кто рассчитывается в оговоренные сроки, формируются крупные взаимные долги, которые своевременно невозможно погасить, декларируется зарплата, которая не выплачивается.

 

 

Задолженность предприятий. Вместо денег практикуются расчеты векселями, взаимные зачеты. Но наиболее распространены расчеты через обмен товарами и услугами (бартер). Несколько лет назад этим занимались сами предприятия, теперь в основном посредники, специализирующиеся на товарообмене. Используются договорные цены, причем договаривающиеся стороны интересует пропорция мены, а не формальные (денежные) цены обмениваемых товаров. Они могут быть бесконечно большими (если стороны убедили друг друга в том, что их товары дорого стоят) или нулевыми.

В хронической  задолженности обследованных предприятий  на долги другим предприятиям приходилось 56%, на долги по налогам - 29, банкам - 8, работникам предприятий - 7%, т.е. от неплатежей страдали прежде всего другие предприятия и бюджет, ставшие вынужденными кредиторами.

Темпы товарно-денежного оборота характеризует  средний срок расчетов. В срок до 2 месяцев рассчитывались 5% обследованных предприятий, до 6 месяцев - 51%, от 1,5 до 7,5 лет - 10% (хотя превышение годового срока расчета по текущим обязательствам нарушает статью 309 ГК). Поскольку предприятия направляют часть выручки на оплату труда и иные текущие нужды, накопленную задолженность невозможно погасить в течение года. Единственный выход - реструктуризировать часть задолженности, т.е. перевести ее из текущих обязательств в долгосрочные.

 


Неплатежи образуют порочный круг: из-за того, что денежная часть выручки предприятий составляет менее трети, неуклонно растут их долги перед поставщиками, бюджетами разных уровней, банками и работниками предприятий. А если учесть, что налоги в денежной форме, по данным Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН), в среднем составляют около 8% (остальное - опять же взаимозачеты, бартер и просто недоимки), то растут неплатежи по госзаказам. К этому следует добавить уход в теневую экономику, расхищение акционерного капитала менеджерами, нецелевое и неконкурсное использование бюджетных средств, а нередко и их разворовывание. И все же ключевым звеном этой цепи неплатежей являются предприятия. Преодолеть кризис неплатежей не удастся, если не принять меры - как макроэкономические, так и на уровне предприятий.

 

2.3     Структурный кризис в российской экономике.

 

В целом за годы реформ Россия претерпела гигантский промышленный спад. Особенно сильным  явилось падение промышленного  производства 1993-1994 годов, его темпы  приобрели катастрофический масштаб, и спад приобрел самовоспроизводящийся инерционный характер. Лишь к 1995 году спад существенно замедлился, в 1996-1997 годах держался на достаточно низком уровне, и снова усилился к осени 1998 года из-за финансового кризиса.

Этот структурный  сдвиг определялся ускорением спада  в обрабатывающей промышленности: легкой промышленности, машиностроения, химической промышленности. Основное направление структурных сдвигов - спад производства продукции высокой степени переработки. Со второй половины 94 года структурные сдвиги определялись дальнейшим спадом промышленности высокой степени переработки и стабилизация, а потом и рост промышленности низкой степени переработки (в основном сектор добывающей промышленности), ориентированной на экспорт.

В результате вместо того, чтобы стимулировать  свою промышленность, в ходе реформ был достигнут противоположный эффект. Производство средств производства и товаров потребительского назначения претерпело дальнейшее сокращение, Россия получала доход за счет нефтедолларов, получаемых за счет поставок российского сырья за границу.

В агропромышленном комплексе сложилась следующая  ситуация. Монополия государства  на владение землей была отчасти устранена. Была предоставлена возможность  частным лицам выходить из составов колхозов и совхозов и создавать  фермерские хозяйства. Однако это мало помогло, сельское хозяйство финансировалось государством по остаточному принципу, также российская с/х продукция была неконкурентноспособной. Это происходило отчасти из-за устаревшего оборудования, и в большой степени из-за отказа поддержки государством аграрного сектора экономики. Таким образом, начиная с 1991 года, в российской экономике прослеживается устойчивая тенденция к сокращению производства. Основными причинами спада можно считать нижеследующие:

1. Снижение оборонного заказа и оборонных расходов государства на 70%, при непродуманности конверсионных программ. Это обусловило около 25% всего абсолютного снижения производства.

2. Сокращение государственной инвестиционной программы. Общее уменьшение капитальных вложений в российскую экономику в 92-93 гг. на 60%. Это дало примерно 15% абсолютного сокращения объема производства.

3. Уменьшение поставок, ранее осуществлявшихся в страны СНГ и бывшие социалистические страны.

4. Сокращение конечного платежеспособного спроса населения.

5. Другие факторы, такие как разрыв хозяйственных связей, неадекватное поведение предприятий и их руководителей в рыночной ситуации, несовершенство законодательства и т.д.

Кризис платежей в современной российской экономики - одно из наиболее опасных проявлений общего экономического кризиса. Из-за финансового кризиса и обвала банковской системы в августе 98 года эта проблема еще более обострилась. Вопрос стоит остро - либо более или мене нормальный платежный оборот в хозяйстве, либо преобладание административных рычагов, либо разрушение единой экономической системы в России.

Основные  причины неплатежей таковы:

1) трудности сбыта конечной продукции отечественных товаропроизводителей;

2) общая нехватка платежных средств в народном хозяйстве;

3) отрыв финансового рынка от реального сектора экономики - производства и сбыта продукции, инвестиций в народное хозяйство;

4) межотраслевое и внутреотраслевое рассогласование цен;

5) утрата предприятиями оборотных средств, как вследствие их обесценения, так и в результате изъятия через налогообложение в условиях инфляции;

6) неплатежи государства предприятиям и стран СНГ - России;

7) нарушение платежной дисциплины и институциональное несовершенство организации приватизированных и государственных предприятий, исключающее действенный контроль над администрацией.

8) Дисбаланс банковской системы в России

 

    1. Альтернативные пути выхода из кризиса.

 

Государственная политика по выходу из экономического кризиса.

Ниже в  общих чертах дается характеристика трех вариантов социально-экономического развития в зависимости от выбранной стратегии экономической политики.

Первый - инерционный  сценарий(использованный в недавнем прошлом) исходит из того, что основные направления экономической политики остаются неизменными. Прежде всего, это касается макроэкономической и институциональной политики, так как при их сохранении невозможна активная промышленная, научно-техническая, социальная политика и другие направления экономической политики. Этот сценарий следует рекомендациям МВФ.

Реализация  такого сценария означает сохранение ограничений реализуемой макроэкономической политики, которые не позволяют устранить  главные барьеры на пути подъема  инвестиционной активности и экономического роста. Ее продолжение закрепит сложившиеся  тенденции ухудшения финансового положения производственной сферы, сокращения производства и инвестиций.

Сохранение  крайне низкого уровня производственных инвестиций (в 5 раз меньше докризисного уровня и вдвое меньше уровня, минимально необходимого для поддержания простого воспроизводства) означает неизбежное ускорение процессов деградации производственного потенциала страны, дальнейшего старения основных фондов, износ которых в промышленности уже составляет около 50%.

Как указывается  в Материалах Центра экономической конъюнктуры при Правительстве, "по оценкам специалистов, сегодня рынком реально востребовано только 50-55% всего основного капитала промышленности, остальная часть по степени изношенности не отвечает спросовой конъюнктуре и требует замены. При этом коэффициент выбытия неиспользуемого и устаревшего оборудования в России в 4-5 раз ниже, чем в промышленно развитых странах". Это, в свою очередь, означает продолжение тенденций быстрого роста безработицы (темпы которого устойчиво держатся на уровне около 40 % в год) и снижения уровня жизни.

 

Второй - мобилизационный  сценарий (входит в государственную  программу по выходу из кризиса)исходит  из того, что под влиянием растущего  социального напряжения власти будут  вынуждены принять административные меры по распределению жизненно обеспечивающих ресурсов, а также установить административный контроль над монополизированными секторами экономики в целях предотвращения массового обнищания населения. Этот вариант предполагает также, что меры инфляционной "накачки" экономики деньгами применяться не будут и денежную политику удастся удержать под контролем. Этот сценарий соответствует требованиям левой оппозиции и многих представителей местных органов власти.

Отмеченный  сценарий экономической политики предполагает, прежде всего, мобилизацию бюджетных доходов в целях преодоления бюджетного кризиса за счет:

- принуждения  привилегированных сырьевых супермонополий  к внесению положенных обязательных  платежей в бюджет (которые уже  не первый год вносятся не  более чем в половинном размере) и возвращения в страну сокрытой валютной выручки;

- установления  контроля за естественными монополиями,  использующими разнообразные ухищрения  для завышения издержек в целях  завышения цен и ухода от  налогообложения;

- введения  в соответствии с принятым в 1996 году законом госмонополии на оборот и импорт спирта и алкогольной продукции;

- пресечения  хорошо известных способов уклонения  от налогообложения в торговле  и финансовом секторе;

- ликвидации  неорганизованной торговли;

- ликвидации  льгот по импорту, в том числе для иностранных инвесторов;

- пресечения  массовой контрабанды; 

- ужесточения  налоговой дисциплины за счет  компьютеризации и использования  современных информационных технологий  надзора над крупнейшими налогоплательщиками;

- отмены необоснованных решений по увеличению государственных расходов, непредусмотренных в бюджете;

- введения  государственного финансового планирования  с усилением ответственности  соответствующих государственных  ведомств, расширение сферы контроля  налоговых органов надзором за платежеспособностью хозяйствующих субъектов;

- ограничения  мер государственной поддержки  только предприятиями, неукоснительно  соблюдающими налоговую дисциплину;

- ограничения  расчетов наличными деньгами;

- решительной  борьбы с коррупцией и заменой скомпрометировавших себя кадров.

В рамках данного  сценария могут быть приняты меры по укреплению платежной дисциплины:

- переход  на учет реализации продукции  по методу начислений, а затрат  на производство - по мере постановки  приобретенных ценностей на учет;

- расширение  форм расчетов, гарантирующих их  своевременность и полноту (аккредитивные,  с использованием банковских  гарантий, пр.);

- создание  на неплатежеспособных предприятиях  комитетов кредиторов с передачей  им прав контроля над управлением  предприятием;

- установление  ограничений на расходование  средств на потребление в отношении  неплатежеспособных предприятий;

- формирование  государственно-общественной системы  мониторинга неплатежеспособности  предприятий.

Дополнительно в рамках данного сценария с большой вероятностью будут приняты меры по существенному усилению защиты внутреннего рынка, что даст дополнительные доходы от расширения внутреннего производства и повышения импортных пошлин.

Потенциально  принятие мер по перечисленным направлениям позволяет увеличить доходы бюджета не менее чем на треть. Дополнительные доходы может дать изъятие природной ренты от экспортируемой части природных ресурсов через введение госмонополии на экспорт природного газа и сырой нефти, а также улучшение эффективности управления госсобственностью в сырьевом секторе.

Третий - реанимационный сценарий (предложенный Институтом Экономики  РАН) предполагает применение комплекса  мер экономической политики, ориентированных  на стремительный подъем инвестиционной активности и экономический рост, повышение конкурентоспособности отечественной экономики. Этот сценарий соответствует долгосрочным интересам развития страны, интересам подавляющей части населения. Отмеченный сценарий включает часть мер, направленных на улучшение платежной дисциплины и мобилизацию доходов бюджета, охарактеризованных в мобилизационном сценарии, и в дополнение к ним, меры по изменению денежно-кредитной, налогово-бюджетной, внешнеторговой, институциональной и структурной политики, позволяющие кардинально переломить сложившиеся тенденции углубления кризиса. Реализация такого сценария позволит в конечном итоге гарантированно реализовать цели сформулированные в среднесрочной Программе, гарантированно вывести экономику страны на траекторию динамичного экономического роста, позволяющего развязать затягивающийся узел социальных проблем.

Информация о работе Особенности экономического кризиса в России