Особенности экономического кризиса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Исходя из всего выше сказанного мы выдвинули следующие задачи:
проанализировать литературу по теме «Особенность экономического кризиса в России».
определить понятие экономического кризиса, выделить виды и причины кризисов.
раскрыть альтернативные пути выхода из кризиса в российской экономике.
сформулировать концептуальные предложения.

Содержание работы

Введение

Понятие экономического кризиса
Виды и причины кризисов
Стадии кризисного процесса в экономике
Природа экономического кризиса в России
Кризис неплатежей
Структурный кризис в российской экономике
Альтернативные пути выхода из кризиса
Концептуальные предложения
Неотложные меры по стабилизации ситуации
Заключение
Список используемой литературы:

Файлы: 1 файл

sodershanie.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

Целевые параметры  этого сценария: устойчивый экономический  рост не менее 5-7% в год (а при благоприятном  стечении обстоятельств до 10% в год), в том числе увеличение инвестиций не менее чем на 25% в год, включая инвестиции в наукоемкую промышленность и новые технологии до 40% в год при ограничении инфляции до 15-25% в год. В рамках этого сценария в 2000 году обеспечивается восстановление докризисного уровня производства, а в 2005 году - его превышение на 20-25%, что позволяет решить официально поставленные задачи социальной политики и обеспечить поддержание необходимого уровня национальной безопасности. Достигается это, прежде всего, за счет быстрого роста инвестиционной активности  и "структурного поворота" в сторону высокотехнологических отраслей.

АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА С.Ю.ГЛАЗЬЕВА 

                                       ( B СОКРАШЕНИИ)

 

Кризис  развеял слепую веру в то, что  рынок сам по себе решит все  проблемы, а монетаризм является единственно возможным способом реформирования народного хозяйства. Пока действовали созданные экономической политикой механизмы саморазрушения экономической и финансовой систем экономический рост был невозможен. Крах финансовых пирамид,  омертвивших значительную часть национального богатства, открывает возможности для кардинального изменения экономической политики.Сегодня в наших руках уникальный шанс - сформировать основы цивилизованной рыночной экономики России XXI века, в которой творческая свобода и предпринимательская инициатива граждан будет подкреплена и защищена разумной и взвешенной политикой государственного регулирования экономических процессов.

3.2 Концептуальные предложения.

 Антикризисная  программа Правительства должна  обеспечить решение следующих задач.

1. Нейтрализация  угроз массового голода и замерзания  населенных пунктов.

2.  Оживление  производства, предотвращение  массовой  безработицы и необратимого разрушения  научно-промышленного потенциала.

3.  Сохранение  и развитие основ рыночной  экономики.

4.  Недопущение  внешнего банкротства государства  с арестами зарубежных активов  и экономической изоляцией страны.

Конкретный  перечень мер, необходимых  для решения  перечисленных задач антикризисной  программы:

Блок 1. Жизнеобеспечение.

Основные  технологии:  индексация (в госсекторе)  и компенсация (в частном секторе)  доходов в целях защиты потребления от инфляции, государственный контроль за энергетическими монополиями, централизованный импорт и госзакупки в целях создания товарных резервов.

Блок 2. Реанимация платежной системы и оздоровление банковского сектора.

Основные  технологии: взаимозачеты, целевое рефинансирование коммерческих банков для выполнения их обязательств, организация и контроль за обращением векселей, складских свидетельств, других платежных инструментов, ограниченная денежная эмиссия на эти цели, электронизация системы расчетов.

Блок 3. Оживление  производства, предотвращение нарастания  массовой безработицы.

 Основные технологии:  расширение финансирования оборотных средств предприятий, государственное стимулирование инвестиций, поддержание конкурентоспособности производств.

 

    1. Неотложные меры по стабилизации

Обеспечение устойчивости рубля:

  • централизация валютных резервов, введение ограничений на использование валютных счетов;
  • введение  обязательной продажи валютной выручки экспортеров Центральному банку;
  • установление государственного контроля за экспортными                                                                                         операциями предприятий, вывозящих основные экспортные сырьевые товары;

- восстановление  ограничений на вывоз капитала, принятие мер по ограничению  ввоза спекулятивного капитала;

  • - прекращение деятельности явных и скрытых оффшорных зон на территории России;
  • - введение   ограничений на ввоз иностранной наличной валюты, за исключением Центрального банка;
  • - повышение устойчивости структуры валютных резервов страны.
  • - восстановление экспортного тарифа на вывоз природного газа

Регулирование цен:

- “замораживание”  цен на энергоносители, сырьевые  товары и продукцию естественных монополий до выравнивания кумулятивных темпов их роста с ценами на готовую продукцию в течение последних лет;

- введение  процедуры предварительного декларирования  повышения цен, жесткого контроля  за ценами на товары первой  необходимости;

- резкое ужесточение  антимонопольного регулирования  торговли.

Преодоление бюджетного кризиса и жизнеобеспечение:

  • - перечисление всей прибыли Центрального банка в доход федерального бюджета;

- введение  реальной государственной монополии  на  оборот этилового спирта,  спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции;

  • - восстановление кредитов Центрального банка на финансирование  кассовых разрывов в доходах и расходах федерального бюджета в пределах бюджетного года;

- нормирование  бюджетных выплат исходя из дифференциации по регионам прожиточного минимума;

  • - натурализация не менее 1/2 пенсий и пособий, введение спецмагазинов (распределителей) для пенсионеров, детей и инвалидов по твердым ценам;

- установление  лимитов гарантированного тепло-  и энергоснабжения  производственных предприятий с их оплатой в порядке государственных нужд с соответствующим оформлением платежных требований и обязательств государства;

- перевод  в Федеральное казначейство всех  государственных внебюджетных фондов;

- усиление  государственного контроля за деятельностью “Газпрома”, РАО “ЕЭС России”,  других  естественных монополий.

Расширение  системы государственных закупок в целях натурального обеспечения соответствующих направлений бюджетных расходов.

Национализация  неплатежеспособных предприятий и банков, имеющих стратегическое значение для экономики страны.

Оживление производства и инвестиционной активности, преодоление платежного кризиса

В бюджетно-налоговой  сфере:

- обеспечение  исполнения Бюджета развития, прежде  всего, в части предоставления государственных гарантий под инвестиционные кредиты;

- введение  системы общественных работ на  принадлежащих государству объектах  инфраструктуры с натуральной  формой оплаты;

- выполнение  государственной инвестиционной  программы;

- расширение  и рационализация системы государственных закупок отечественной продукции;

- отмена налоговых  санкций за продажу товаров  по ценам ниже себестоимости.

В сфере управления государственными активами:

- инвентаризация  исполнения обязательств инвесторов, приобретших акции приватизированных предприятий на условиях инвестиционных конкурсов с отменой сделок, по которым обязательства не выполнены, и последующей реприватизацией предприятий;

- инвентаризация  отношений недропользования, отзыв  лицензий на разработку месторождений природных ресурсов у организаций, не имеющих собственного или привлеченного капитала  для их освоения с последующим предоставлением лицензий на   конкурсной основе под обеспеченные обязательства инвесторов;

кардинальное  повышение ответственности за управление государственными активами.

В денежно-кредитной  политике:

- переориентация  политики денежного предложения  на оживление производственной  сферы, привязка денежной эмиссии  к пополнению оборотных средств  предприятий через соответствующее  целевое рефинансирование коммерческих банков;

- принятие  мер по снижению процентных  ставок до уровня, обеспечивающего  возможности кредитования и инвестиций  в развитие производственной  сферы, при необходимости - создать  механизмы льготного кредитования  развития производства;

  • создание необходимых условий для оборота  залоговых инструментов, включая товарные закладные.

Во внешней  торговле:

- стимулирование  экспорта, в том числе за счет  резкого расширения практики предоставления государственных гарантий под экспортные кредиты;

- прекращение  практики предоставления правительством  льгот  по    уплате импортных  пошлин, в том числе  с ввозимых  летательных аппаратов, других видов производимой в России техники, подакцизных товаров;

  • ужесточение контроля за качеством импортируемых товаров.

Переход к  активной промышленной и научно-технической  политике.

Промышленная политика должна включать в себя: определение приоритетов долгосрочного технико-экономического развития, обеспечение их реализации за счет использования государственных гарантий, осуществления государственных инвестиционных и научно-технических программ, подъема конкурентоспособности отечественных предприятий, выращивания национальных лидеров - локомотивов экономического роста, в том числе путем создания благоприятных условий для интеграции финансового капитала и промышленных предприятий.

Для этого  необходимо обеспечить, с участием исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации:

Меры по сохранению научно-технического потенциала должны включать в себя:

- защиту государственных  расходов на науку и стимулирование  научно-технического прогресса от  обесценения и сокращения, закрепление  доли бюджетных расходов, направляемых  в сферу НИОКР не ниже 3% ВВП; 

- сохранение  информационной инфраструктуры  научно-исследовательских работ, поддержание сети научно-технических библиотек, субсидирование затрат научно-исследовательских организаций на пользование информационными сетями и базами данных, импорт научной литературы;

- поддержание  функционирования опытных стендов, экспериментальных установок и опытных производств;

  • субсидирование затрат на защиту интеллектуальной собственности и поддержание прав на нее в России и за рубежом.

 

 

Существуют  и другие способы разрешения бюджетного кризиса.  Сценарий Черномырдина-Федорова-Ковальо (противники прозвали его «политика контролируемой гиперинфляции»). Суть заключается в том, что для погашения всех долгов и пополнения бюджета используется эмиссионный источник. В результате рубль обесценивается в десятки, а лучше в сотни раз, все долги выплачиваются или девальвируются. После этого в дополнение к инфляционной валюте вводится альтернативная, устойчивая, или осуществляется привязка рубля к устойчивой иностранной валюте. Успех этого метода сомнителен: после августовского кризиса вряд ли кто-нибудь поверит новым денежным единицам государства. Недостатки этого метода заметны: полная зависимость рубля от доллара – дополнительные издержки для государства, а также возможность социального взрыва.

 

Есть проекты  выхода из кризиса с помощью возврата к командно-административным методам управления, жесткого контроля над ценами, заработной платой и другими сферами экономики. Но это больше политическая, программа, чем экономическая. Аппарат, позволяющий государству распоряжаться экономикой, разрушен, и для его восстановления также потребуются средства и время.

 

Долгосрочными стратегическими задачами для экономики  являются:

  1. Меры по исправлению диспаритетов цен и стабилизации ценовых пропорций, чтобы сделать финансирование реального сектора экономики более выгодным и не столь рискованным, чем краткосрочное кредитование посреднических операций на валютном рынке. Для этого должны использоваться налогово-дотационные и таможенные механизмы.
  2. В перспективе введение устойчивой параллельной валюты, роль которой сейчас исполняет доллар. Эта валюта должна заменить доллар как средство сбережения для банков, предприятий, населения. Необходимо ограничивать валютную спекуляцию.

Жестко контролируемое направление основной массы эмиссии  на обслуживание текущего оборота в реальном секторе экономики, а сбережений и накоплений – на инвестиции.

4. Заключение.

В нашей работе мы попытались раскрыть все намеченные раннее задачи. Нами была проанализирована необходимая  литература по теме работы, раскрыто понятие  экономического кризиса, выделили виды и причины кризиса, определены альтернативные пути выхода из кризиса в российской экономике, сформулированы концептуальные предложения.

Информация о работе Особенности экономического кризиса в России