Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 14:37, курсовая работа
Структурная перестройка экономики привела к высвобождению работников из различных сфер экономической деятельности и тем самым к появлению безработицы. Увеличиваются не только открытые формы безработицы, но и скрытая безработица растет за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, а также находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день и т.п. В настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытых форм составляет 10-15%.
Введение 3
Глава 1. Сущность политики занятости
1.1. Виды политики занятости 6
1.2. Пассивная политика занятости 10
Глава 2. Особенности политики занятости в российских экономических условиях
2.1. Положение на рынке труда Российской Федерации 16
2.2. РМЭ – статистические данныe 20
2.3. Меры по совершенствованию пассивной политики занятости 24
Заключение 32
Список литературы 33
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 2,9 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце апреля 2010г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 2152 тыс.человек.
Безработными в учреждениях службы занятости населения не могут быть признаны лица, не достигшие 16-летнего возраста, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. При проведении обследования населения по проблемам занятости эти категории населения могут быть классифицированы как безработные, если в обследуемый период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ. В апреле 2010г. в составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, 11% (0,6 млн.человек) составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 42,2% составляли лица проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях (включая лиц моложе 16 лет), и 57,8% - пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях.
Кроме различий методологического характера, которые влияют на сравнимость размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости и данным административного учета службы занятости населения, имеются причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы. Минимальная и максимальная величина пособия по безработице устанавливаются ежегодно Правительством РФ.Данные величины на 2009г. установлены в Постановлении Правительства РФ от 08.12.2008 N 915 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год" и составляют:минимальная величина пособия по безработице - 850 рублей; максимальная величина - 4900 рублей.
2.2. РМЭ – статистические данные
Положительная динамика в развитии экономики, увеличение принятых на дополнительно введенные рабочие места, повышение качества информационных услуг о состоянии рынка труда и эффективности активных форм содействия занятости способствовали стабилизации на контролируемом рынке труда, который характеризуется:
1. Снижением, начиная с июля 2004 г., уровня регистрируемой безработицы в республике по отношению к общероссийскому показателю (1,67 % против 2,5 %) (рис. 2).
Рис. 2 – Динамика уровня безработицы (%) по России и Республике Марий Эл в 2004 – 2009 г.г.
2. Повышением сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.
3. Сокращением напряженности на рынке труда с 3,9 чел. в 2005 г. до 1,2 чел. в 2007 г., претендующих на одну вакансию, т.е. в 3 раза [24, с. 89].
В республике меняется ситуация с занятостью населения и безработицей в целом. Об этом свидетельствуют изменения показателей по критериям, согласно которым определен российский Перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, в частности по Республике Марий Эл (табл. 2) [24, с. 90].
Таблица 2 – Динамика основных показателей занятости и безработицы Республики Марий Эл (в процентах)
Наименование показателей |
Годы | ||||||
|
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
1. Уровень занятости |
57,4 |
56,7 |
60,2 |
62,4 |
60,2 |
61,8 |
57,8 |
2. Уровень общей безработицы |
13,8 |
12,3 |
10,2 |
9,6 |
10,2 |
9,0 |
9,15 |
3. Уровень регистрируемой |
2,42 |
2,63 |
2,37 |
1,67 |
1,37 |
1,03 |
0,9 |
4. Доля безработных и ищущих работу 12 месяцев и более |
40,55 |
42,41 |
25,9 |
22,9 |
25,9 |
23,4 |
24,6 |
5. Доля работающих неполное |
10,12 |
6,43 |
3,7 |
3,6 |
1,98 |
1,64 |
6,25 |
Вышеприведенная динамика свидетельствует о повышении уровня занятости населения на фоне снижения общей и регистрируемой безработицы, сокращения доли безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, а также доли работающих неполное рабочее время и находящихся в административных отпусках.
Вместе с тем, в сфере занятости продолжают иметь место проблемы и трудности. Они касаются, прежде всего, открытого рынка труда.
Предложение рабочей силы в республике вдвое превышает спрос на нее, а уровень общей безработицы в 2008 г. в 10 раз больше регистрируемого (рис. 3) [24, с. 91].
Важнейшей проблемой на рынке труда является
профессионально-
Существенно нарушен баланс между спросом и предложением по таким специальностям, как бухгалтер (более 10 человек претендует на одну вакансию), менеджер (более 5 человек на одну вакансию). Отсутствует спрос на специалистов по кадрам, кассиров, товароведов, диспетчеров, воспитателей, делопроизводителей, учителей.
Проводимая государством активная и пассивная политика способствовала более успешному выполнению контрольных показателей по численности участников мероприятий программы содействия занятости населения и смягчению социальной напряженности в республике, увеличению конкурентоспособности рабочей силы и созданию условий для повышения сбалансированности между спросом и предложением на рынке труда, а в конечном итоге, стабилизации регионального рынка труда (табл. 6) [24, с. 95].
Таблица 6 – Основные показатели регистрируемого рынка труда (на конец года)
Показатели |
Годы | |||||||||
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Численность не занятых трудовой деятельностью граж-дан, зарегистрирован-ных в службе занятости – всего, тыс. человек |
10,0 |
8,4 |
12,4 |
9,6 |
10,3 |
9,2 |
7,2 |
23,2 |
19,9 |
16,6 |
из них признано безработными: тыс. человек |
9,1 |
8,0 |
11,6 |
9,2 |
10,0 |
8,8 |
6,4 |
14,6 |
11,7 |
9,6 |
в процентах |
90,9 |
95,2 |
93,5 |
95,3 |
97,3 |
95,2 |
89,3 |
62,9 |
58,8 |
57,6 |
из числа безработных назначено пособие по безработице тыс. человек |
8,5 |
7,6 |
11,0 |
8,6 |
9,5 |
8,1 |
6,1 |
4,7 |
3,5 |
3,98 |
в процентах |
93,4 |
95,0 |
94,8 |
94,0 |
95,2 |
92,1 |
95,0 |
92,0 |
89,7 |
87,6 |
Заявленная потреб-ность в работниках, тыс. человек |
2,2 |
2,5 |
3 1 |
?. 9 |
3 1 |
24 |
2,8 |
3,17 |
4,0 |
2,33 |
Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию, человек |
4,4 |
3,4 |
3,9 |
3,4 |
3,3 |
3,9 |
2,6 |
1,7 |
1,2 |
1,6 |
2.3. Меры по совершенствованию пассивной политики занятости
В Республике Марий Эл главное внимание уделяется смягчению ситуации на рынке труда и обеспечению равновесия между спросом и предложением рабочей силы. Для этого были приняты нижеследующие практические меры:
Кроме вышеперечисленных внутренних факторов, на рынок труда, как подсистему рыночной экономики, оказывают значительное влияние внешние факторы: экономические, социальные и демографические. В последние годы отмечается некоторый рост основных показателей социально-экономического развития по производству промышленной продукции, сельхозпродукции в хозяйствах всех категорий, оборота розничной торговли, общий объем услуг связи, роста денежных доходов населения, заработной платы и инвестиций в основной капитал. Это позволяет ежегодно принимать на дополнительно введенные рабочие места от 3 до 5 тыс. человек. Наибольшее число принятых на дополнительно введенные рабочие места в следующих отраслях экономики: связи, промышленности, торговле и общественном питании, жилищно-коммунальном хозяйстве. В территориальном разрезе: в г. Йошкар-Оле, г. Звенигово и Медведевском районе [24, с. 87].
Вышеназванные проблемы определили направления действий органов службы занятости республики, главными из которых являются:
1. Реализация задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации. Главный путь борьбы с бедностью – это повышение уровня занятости населения.
2. Реализация основных положений Концепции действий на рынке труда, одобренной Правительством Российской Федерации.
3. Выполнение Программы
Таблица 5 – Социальный состав безработных в Республике Марий Эл
Наименование показателей |
На 1.01.07 всего, % |
В том числе на селе |
На 1.01.08 всего, % |
В том числе на селе |
На 1.01.09 всего, % |
В том числе на селе |
1. По социальному составу |
|
|
|
|
|
|
молодежь 16-29 лет |
26,0 |
19,0 |
22,2 |
15,2 |
17,4 |
13,0 |
женщины |
71,2 |
71,0 |
68,3 |
72,2 |
69,0 |
|
2. По месту жительства |
|
|
|
|
|
|
город |
69,6 |
|
679 |
|
70,0 |
|
село |
30,4 |
|
32,1 |
|
30,0 |
|
3. По возрасту |
|
|
|
|
|
|
18-24 лет |
23,7 |
18,2 |
17,7 |
12,8 |
9,6 |
6,6 |
25-29 лет |
8,6 |
7,2 |
7,3 |
6,1 |
7,7 |
6,3 |
предпенсионного возраста |
21,9 |
22,1 |
10,6 |
10,4 |
12,8 |
12,8 |
других возрастов |
52,1 |
58,9 |
67,3 |
74,4 |
69,8 |
74,2 |
4. По образованию |
|
|
|
|
|
|
высшее, н. высшее |
17,8 |
10,7 |
19,0 |
10,8 |
21,7 |
13,1 |
среднее профессиональное |
24,1 |
20,9 |
23,3 |
21,0 |
24,0 |
21,4 |
начальное профессиональное |
21,9 |
24,6 |
21,7 |
23,5 |
20,9 |
22,6 |
среднее общее |
9,3 |
11,2 |
7,6 |
11,0 |
25,9 |
32,8 |
не имеющ. ср. образования |
12,0 |
15,5 |
9,8 |
12,8 |
1,1 |
1Д |
5. По причинам незанятости |
|
|
|
|
|
|
уволившиеся по собственному желанию |
21,4 |
11,2 |
21,8 |
13,2 |
22,7 |
11,4 |
уволенные за нарушение трудовой дисциплины |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
0,0 |
0,2 |
0,2 |
высвобожденные по сокращению штатов |
26,3 |
31,9 |
25,5 |
29,8 |
32,1 |
43,7 |
освобожденные из мест лишения свободы |
0,2 |
0,0 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
выпускники общеобразовательных школ |
1,8 |
1,3 |
1,3 |
0,5 |
|
|
выпускники высших учебных заведений |
1,7 |
0,5 |
1,2 |
0,8 |
од |
0,3 |
выпускники средних спец. учебных заведений |
1,6 |
0,9 |
1,1 |
0,6 |
од |
0,1 |
выпускники проф.-технич. учебных заведений |
0,8 |
0,7 |
0,8 |
0,7 |
0,0 |
0,1 |
Имеющие длит, перерыв в работе |
22,8 |
30,5 |
26,0 |
34,5 |
19,7 |
26,7 |
Информация о работе Особенности политики занятости в российских экономических условиях