Особенности политики занятости в российских экономических условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Структурная перестройка экономики привела к высвобождению работников из различных сфер экономической деятельности и тем самым к появлению безработицы. Увеличиваются не только открытые формы безработицы, но и скрытая безработица растет за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, а также находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день и т.п. В настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытых форм составляет 10-15%.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущность политики занятости
1.1. Виды политики занятости 6
1.2. Пассивная политика занятости 10
Глава 2. Особенности политики занятости в российских экономических условиях
2.1. Положение на рынке труда Российской Федерации 16
2.2. РМЭ – статистические данныe 20
2.3. Меры по совершенствованию пассивной политики занятости 24
Заключение 32
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Пассивная политика занятости.doc

— 314.00 Кб (Скачать файл)

 

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 2,9 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце апреля 2010г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 2152 тыс.человек.

Безработными в учреждениях службы занятости населения не могут быть признаны лица, не достигшие 16-летнего возраста, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. При проведении обследования населения по проблемам занятости эти категории населения могут быть классифицированы как безработные, если в обследуемый период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ. В апреле 2010г. в составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, 11% (0,6 млн.человек) составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 42,2% составляли лица проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях (включая лиц моложе 16 лет), и 57,8% - пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях.

Кроме различий методологического характера, которые влияют на сравнимость размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости и данным административного учета службы занятости населения, имеются причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы.  Минимальная и максимальная величина пособия по безработице устанавливаются ежегодно Правительством РФ.Данные величины на  2009г. установлены в Постановлении Правительства РФ от  08.12.2008 N 915  "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год" и составляют:минимальная величина пособия по безработице - 850 рублей; максимальная величина - 4900 рублей.

 

 

 

2.2. РМЭ – статистические  данные

Положительная динамика в развитии экономики, увеличение принятых на дополнительно введенные рабочие места, повышение качества информационных услуг о состоянии рынка труда и эффективности активных форм содействия занятости способствовали стабилизации на контролируемом рынке труда, который характеризуется:

1. Снижением, начиная с июля 2004 г., уровня регистрируемой безработицы в республике по отношению к общероссийскому показателю (1,67 % против 2,5 %) (рис. 2).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 – Динамика уровня безработицы (%) по России и Республике Марий Эл в 2004 – 2009 г.г.

 

2.  Повышением сбалансированности  спроса  и предложения рабочей  силы.

3.  Сокращением  напряженности  на  рынке  труда  с  3,9 чел. в 2005 г. до 1,2 чел. в 2007 г., претендующих на одну вакансию, т.е. в 3 раза [24, с. 89].

В республике меняется ситуация с занятостью населения и безработицей в целом. Об этом свидетельствуют изменения показателей по критериям, согласно которым определен российский Перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, в частности по Республике Марий Эл (табл. 2) [24, с. 90].

Таблица 2 – Динамика основных показателей занятости и безработицы Республики Марий Эл (в процентах)

Наименование показателей

Годы

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

1. Уровень занятости 

57,4

56,7

60,2

62,4

60,2

61,8

57,8

2. Уровень общей безработицы 

13,8

12,3

10,2

9,6

10,2

9,0

9,15

3. Уровень регистрируемой безработицы 

2,42

2,63

2,37

1,67

1,37

1,03

0,9

4. Доля безработных и ищущих работу 12 месяцев и более

40,55

42,41

25,9

22,9

25,9

23,4

24,6

5. Доля работающих неполное рабочее  время и находящихся в административных отпусках по инициативе администрации

10,12

6,43

3,7

3,6

1,98

1,64

6,25


 

Вышеприведенная динамика свидетельствует о повышении уровня занятости населения на фоне снижения общей и регистрируемой безработицы, сокращения доли безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, а также доли работающих неполное рабочее время и находящихся в административных отпусках.

Вместе с тем, в сфере занятости продолжают иметь место проблемы и трудности. Они касаются, прежде всего, открытого рынка труда.

Предложение рабочей силы в республике вдвое превышает спрос на нее, а уровень общей безработицы в 2008 г. в 10 раз больше регистрируемого (рис. 3) [24, с. 91].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важнейшей проблемой на рынке труда является профессионально-квалификационный дисбаланс спроса на рабочую силу и ее предложения. При этом в структуре вакансий доминируют рабочие специальности (69,7 %). Недостаток квалифицированных, рабочих кадров становится все ощутимее в строительной отрасли. Неудовлетворенным остается спрос на заводские профессии высоких разрядов, а также на водителей грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники, станочников деревообрабатывающих станков, официантов. Среди специалистов наиболее востребованы рекламные и страховые агенты, мастера производственного обучения, врачи, инженеры-программисты.

Существенно нарушен баланс между спросом и предложением по таким специальностям, как бухгалтер (более 10 человек претендует на одну вакансию), менеджер (более 5 человек на одну вакансию). Отсутствует спрос на специалистов по кадрам, кассиров, товароведов, диспетчеров, воспитателей, делопроизводителей, учителей.

Проводимая государством активная и пассивная политика  способствовала более  успешному выполнению контрольных показателей по численности участников мероприятий программы содействия занятости населения и смягчению социальной напряженности в республике, увеличению конкурентоспособности рабочей силы и созданию условий для повышения сбалансированности между спросом и предложением на рынке труда, а в конечном итоге, стабилизации регионального рынка труда (табл. 6) [24, с. 95].

Таблица 6 – Основные показатели регистрируемого рынка труда (на конец года)

Показатели

Годы

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Численность не занятых трудовой деятельностью граж-дан, зарегистрирован-ных в службе занятости – всего, тыс. человек

10,0

8,4

12,4

9,6

10,3

9,2

7,2

23,2

19,9

16,6

из них признано безработными:

тыс. человек

9,1

8,0

11,6

9,2

10,0

8,8

6,4

14,6

11,7

9,6

в процентах

90,9

95,2

93,5

95,3

97,3

95,2

89,3

62,9

58,8

57,6

из числа безработных назначено пособие по безработице

тыс. человек

8,5

7,6

11,0

8,6

9,5

8,1

6,1

4,7

3,5

3,98

в процентах

93,4

95,0

94,8

94,0

95,2

92,1

95,0

92,0

89,7

87,6

Заявленная потреб-ность в работниках, тыс. человек

2,2

2,5

3 1

?. 9

3 1

24

2,8

3,17

4,0

2,33

Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию, человек

4,4

3,4

3,9

3,4

3,3

3,9

2,6

1,7

1,2

1,6


 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Меры по совершенствованию  пассивной политики занятости

 

В Республике Марий Эл главное внимание уделяется смягчению ситуации на рынке труда и обеспечению равновесия между спросом и предложением рабочей силы. Для этого были приняты нижеследующие практические меры:

  • на заседании коллегии Департамента ежеквартально рассматриваются вопросы хода реализации Программы содействия занятости населения;
  • в целях повышения ответственности центров занятости населения   на   заседании   коллегии   заслушиваются   отчеты директоров;
  • проводится мониторинг «Рынок труда и занятость населения в Республике Марий Эл»;
  • в рамках социального партнерства во всех городах и районах проводятся семинары-совещания с  работодателями  и  их кадровыми службами. Разработаны методические рекомендации   «В  помощь  администрациям муниципальных образований и  органам  местного  самоуправления  по   вопросам  занятости населения»;
  • расширен круг заинтересованных органов и организаций, с которыми заключены договоры на проведение общественных работ и временной занятости подростков;
  • совместно   с   Министерством   экономического   развития промышленности   и   торговли   республики   проводится   мониторинг  в  населенных  пунктах  с  высоким уровнем  безработицы, итоги которого рассматриваются на заседании республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  • проводится мониторинг состояния занятости на предприятиях военно-промышленного комплекса;
  • по  инициативе  Департамента  территориальным  органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл ежегодно делаются расчеты экономически активного  населения,  занятых  и  общей  численности  безработных в разрезе муниципальных образований;
  • регулярно проводится мониторинг ситуации на отрытом рынке труда, состояния занятости и неполной занятости, движения трудовых ресурсов [24, с. 86-87].

Кроме вышеперечисленных внутренних факторов, на рынок труда, как подсистему рыночной экономики, оказывают значительное влияние внешние факторы: экономические, социальные и демографические. В последние годы отмечается некоторый рост основных показателей социально-экономического развития по производству промышленной продукции, сельхозпродукции в хозяйствах всех категорий, оборота розничной торговли, общий объем услуг связи, роста денежных доходов населения, заработной платы и инвестиций в основной капитал. Это позволяет ежегодно принимать на дополнительно введенные рабочие места от 3 до 5 тыс. человек. Наибольшее число принятых на дополнительно введенные рабочие места в следующих отраслях экономики: связи, промышленности, торговле и общественном питании, жилищно-коммунальном хозяйстве. В территориальном разрезе: в г. Йошкар-Оле, г. Звенигово и Медведевском районе [24, с. 87].

Вышеназванные проблемы определили направления действий органов службы занятости республики, главными из которых являются:

1.  Реализация задач, поставленных  в Послании Президента Российской  Федерации  Федеральному  собранию  Российской Федерации. Главный путь борьбы с бедностью – это повышение уровня занятости населения.

2.  Реализация  основных  положений  Концепции  действий на    рынке   труда,    одобренной   Правительством    Российской Федерации.

3. Выполнение Программы содействия  занятости населения Республики  Марий Эл и Подпрограммы содействия  занятости населения в населенных  пунктах с высоким уровнем  безработицы [22, с. 123].

Таблица 5 – Социальный состав безработных в Республике Марий Эл

Наименование показателей

На

1.01.07 всего, %

В том числе на селе

На 1.01.08 всего, %

В том числе на селе

На 1.01.09 всего, %

В том числе на селе

1. По социальному составу 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

молодежь 16-29 лет

26,0

19,0

22,2

15,2

17,4

13,0

женщины

71,2

71,0

68,3

72,2

69,0

 

 

2. По месту жительства 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

город

69,6

 

 

679

 

 

70,0

 

 

село

30,4

 

 

32,1

 

 

30,0

 

 

3. По возрасту 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18-24 лет 

23,7

18,2

17,7

12,8

9,6

6,6

25-29 лет 

8,6

7,2

7,3

6,1

7,7

6,3

предпенсионного возраста

21,9

22,1

10,6

10,4

12,8

12,8

других возрастов

52,1

58,9

67,3

74,4

69,8

74,2

4. По образованию 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

высшее, н. высшее

17,8

10,7

19,0

10,8

21,7

13,1

среднее профессиональное

24,1

20,9

23,3

21,0

24,0

21,4

начальное профессиональное

21,9

24,6

21,7

23,5

20,9

22,6

среднее общее

9,3

11,2

7,6

11,0

25,9

32,8

не имеющ. ср. образования

12,0

15,5

9,8

12,8

1,1

1Д 

5. По причинам незанятости 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

уволившиеся по собственному желанию

21,4

11,2

21,8

13,2

22,7

11,4

уволенные за нарушение трудовой дисциплины

0,1

0,0

0,1

0,0

0,2

0,2

высвобожденные по сокращению штатов

26,3

31,9

25,5

29,8

32,1

43,7

освобожденные из мест лишения свободы

0,2

0,0

0,2

0,2

0,2

0,3

выпускники общеобразовательных школ

1,8

1,3

1,3

0,5

 

 

 

 

выпускники высших учебных заведений

1,7

0,5

1,2

0,8

од

0,3

выпускники средних спец. учебных заведений

1,6

0,9

1,1

0,6

од

0,1

выпускники проф.-технич. учебных заведений

0,8

0,7

0,8

0,7

0,0

0,1

Имеющие длит, перерыв в работе

22,8

30,5

26,0

34,5

19,7

26,7

Информация о работе Особенности политики занятости в российских экономических условиях