Особенности политики занятости в российских экономических условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Структурная перестройка экономики привела к высвобождению работников из различных сфер экономической деятельности и тем самым к появлению безработицы. Увеличиваются не только открытые формы безработицы, но и скрытая безработица растет за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, а также находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день и т.п. В настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытых форм составляет 10-15%.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущность политики занятости
1.1. Виды политики занятости 6
1.2. Пассивная политика занятости 10
Глава 2. Особенности политики занятости в российских экономических условиях
2.1. Положение на рынке труда Российской Федерации 16
2.2. РМЭ – статистические данныe 20
2.3. Меры по совершенствованию пассивной политики занятости 24
Заключение 32
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Пассивная политика занятости.doc

— 314.00 Кб (Скачать файл)

 

На основании анализа и прогноза социально-экономической сферы можно сделать вывод о том, что в ближайшее время на развитие рынка труда окажут воздействие следующие факторы:

  • последствия мирового финансово-экономического кризиса;
  • увеличение численности населения трудоспособного возраста;
  • сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом;
  • недостаточный спрос на рабочую силу при ее дефиците по   причине   несоответствия   профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения, низкой трудовой мобильности населения;
  • сохранение высокого уровня неэффективной занятости;
  • рост напряженности на рынке труда в сельской местности;
  • сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан;
  • дополнительная   потребность   в   трудоустройстве   специфичной   возрастной   и   профессиональных   категорий   граждан в результате реформирования (сокращения) Вооруженных Сил;
  • введение альтернативной гражданской службы;
  • сокращение   объемов   финансирования   активных   форм занятости;
  • финансовое оздоровление (банкротство) неплатежеспособных предприятий [22, с. 145].

Для более объективной оценки результатов осуществления переданных полномочий Российской Федераций в области содействия занятости населения проанализировано внедрение административного   регламента   Федеральной   службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги  по  осуществлению  социальных выплат  гражданам, признанным в установленном порядке безработными. В соответствии  с  данным  регламентом  социальными  выплатами, на которые безработные граждане имеют право, являются:

  • пособие по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного, в период участия безработных граждан  в  общественных  работах  (кроме  граждан,  участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 Закона о занятости населения, которые считаются согласно абзацу второму ст. 2 Закона о занятости населения занятыми и которым согласно абзацу второму п. 2 ст. 35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного);
  • стипендию в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения), в том числе в период временной нетрудоспособности. Гражданам,  признанным в установленном порядке безработными, утратившим право на пособие по безработице в связи с   истечением   установленного   периода   его   выплаты,   а   также гражданам в период профессионального обучения по направлению  государственного  учреждения  службы  занятости   (центра занятости населения) может оказываться материальная помощь [24, с. 101].

Органами службы занятости населения Республики Марий Эл проводится целенаправленная работа по внедрению вышеназванного административного регламента. Все социальные выплаты безработном гражданам осуществляются своевременно и в полном объеме, задолженности по социальным выплатам перед безработными гражданами нет. 

Для лучшего сравнения и восприятия результатов социальной  поддержки  безработных  проанализируем  их  в  динамике,) сделав акцент на 2006 г. (последний год до внедрения регламента) и 2007 г. (первый год работы в соответствии с регламентом). Динамика   численности   получателей   государственных   услуг по социальным выплатам представлена в таблице 7 [24, с. 101-102].

Таблица 7 – Показатели получателей государственных услуг по осуществлению социальных выплат, человек

п/п

Направления социальной господдержки

2006 г.

2007 г.

Изменения (+,-)

1

Численность получающих пособие по безработице (в среднемесячном исчислении)

4687

3514

- 1173

2

Численность получающих стипендию

1557

1584

+27

3

Численность получающих материальную помощь

230

302

+72

4

Численность граждан получающих досрочные пенсии (на начало года)

201

215

+ 14


 

На социальную поддержку в 2007 г. израсходовано 70249,9 тыс. руб. (в 2006 г. – 81228,9 тыс. руб.), в том числе: на выплату пособий – 58047,1 тыс. руб. (2006 г. – 76083,3 тыс. руб.), материальной помощи – 228,2 тыс. руб. (2006 г. – 122,9 тыс. руб.), досрочных пенсий – 6791,5 тыс. руб. (2006 г. – 5022,7 тыс. руб.) и стипендий – 4869,2 тыс. руб. (2006 г. – 4583,2 тыс. руб.).

Освоение средств федерального бюджета, направленных на социальную поддержку безработных граждан, представлено в таблице 8 [24, с. 102].

Таблица 8 – Социальная поддержка безработных граждан (за счет субвенций федерального бюджета)

№ стр.

Направления социальной поддержки

2006 г.

2007 г.

Изменения (+,-)

1

Израсходовано всего, тыс. руб.

81228,92

70249,9

-10979,02

1.1

в том числе: пособия по безработице

76083,33

58047,1

-18036,23

1.2,

материальная помощь

122,94

228,2

+ 100,12

1.3

досрочные пенсии

5022,65

6791,5

+1768,85

1.4

стипендии

4583,2

4869,2

+286,00

1.5

на оплату % банку

399,93

313,9

-372,03

2

Средний размер социальных выплат, руб.:

 

 

 

 

 

 

2.1

пособия по безработице

1277,4

1214,0

-63,40

2.2

досрочные пенсии

2393,4

2739,3

+345,90

2.3

стипендии на профобучение

912,8

923,8

+11,00


 

Из общей суммы субвенций федерального бюджета на социальную поддержку безработных в 2007 г. направлено 44,6 % (2006 г. – 65,7 %), в том числе на выплату пособий по безработице и досрочных пенсий – 41,3 % (в 2006 г. – 51,3 %) и стипендии – 3,09 % (2006 г. – 2,89 %). 

В связи со снижением уровня регистрируемой безработицы  с  1,41 % на  1.01.2007 г. до  1,0 % на  1.01.2008 г., уменьшились объемы средств субвенций из федерального бюджета,  направляемые на социальные выплаты. Количество граждан, поставленных на учет за год сократилось с  14597 до  11689 человек, соответственно уменьшилось число безработных граждан, получающих пособие по безработице в среднемесячном исчислении с 4687 человек на 01.01.2007 г. до 3514 человек на 01.01.2008 года. Уменьшился и средний размер пособия по безработице с 1277,4 рублей в 2006 г. до 1214,0 рублей в 2007 году. Снижение произошло из-за увеличения доли безработных граждан получающих пособие по безработице в минимальном размере, которая составила 65,5 % (в 2006 г. 60,8 %), а доля безработных граждан, уволенных по собственному желанию без уважительных причин в общем количестве безработных граждан, получающих пособие составила 22,6 % (в 2006 г. – 27,2 %) [24, с. 103].

В 2007 г. оформлено на досрочную пенсию 208 человек (в 2006 г. 209 человек), получали досрочную пенсию по состоянию на 01.01.2008 г. 215 человек (на 01.01.2007 г. – 201 человек). Доля безработных граждан, оформленных на досрочную пенсию в 2007 г. составляет 1,8 % (в 2006 г. – 3,9 %). Средний размер досрочной пенсии составил 2739,3 рубля (в 2006 г. этот показатель равнялся 2393,4 рубля).

В 2007 г. выплачено стипендии 1584 гражданам, направленным на профобучение органами службы занятости населения. Средний размер стипендии составил 923,8 рубля (в 2006 г. – 912,8 рубля).

Численность безработных граждан, утративших право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, которым оказана материальная помощь составила 302 человека (в 2006 г. – 230 человек) и 1018 граждан ее получили в период прохождения профессионального обучения по направлению службы занятости населения.

Таким образом, итоги реализации вышеназванного административного регламента показали:

1. Численность получающих пособие  по безработице в среднемесячном   исчислении   снизилась   на   35 %,   а   численность безработных уменьшилась на 24,2 %.

2.  Увеличилось число  безработных  граждан  получающих пособие в минимальном размере (65,5 % против 60,8 %).

3.  Возрастает среднемесячный  размер досрочной пенсии и  стипендии в период профессионального обучения,  в то же время незначительно снижается средний размер пособия по безработице (-63,4 руб.).

4. Снизилась доля безработных, оформленных  на досрочную пенсию с 3,9 % в 2006 г. до 1,8 % в 2007 году.

5. Уменьшились объемы федеральных  субвенций на выплату пособия  почти на 11 млн рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Государственное управление регулированием занятости осуществляется на трех уровнях: федеральный, региональный, муниципальный. Главными предпосылками для усиления государственного регулирования занятости населения являются: макроэкономические факторы и реализация национальных проектов, демографические изменения и снижение численности населения трудоспособного возраста, территориальные и структурные диспропорции спроса и предложения рабочей силы.

Приоритетными направлениями государственного регулирования занятости в условиях транзитивной экономики разграничения полномочий должны стать:

-  на федеральном уровне – совершенствование нормативно-правового регулирования, стратегического планирования, контроля и надзора за осуществлением переданных полномочий в области содействия занятости населения;

-  на региональном уровне – координация территориальных программ содействия занятости населения с региональными программами социально-экономического развития, повышение эффективности и качества государственных услуг по содействию в трудоустройстве и конкурентоспособности безработных и незанятых граждан;

-  на муниципальном уровне – участие в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поисках работы и временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу.

Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы.

Двойственная роль пассивной политики порождает опасность: человек, получающий пособие, удовлетворится им и не будет искать постоянную работу, либо интенсивность поиска будет недостаточной. По этой причине принципиально важно, что пособия по безработице не могут рассматриваться как единственное или главное средство возвращения к работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации: (публ. с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 дек. 2008 г. п. 7-ФКЗ) // Рос. газета. – 2009. – 21 января.
  2. О занятости населения в Российской Федерации: федеральный закон. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 32 с.
  3. Программа содействия занятости населения Республики Марий Эл на 2003-2006 годы / Департамент ФГСЗН по РМЭ. – Йошкар-Ола, 2004. – 138 с.
  4. Программа содействия занятости населения Республики Марий Эл на 2007-2009 годы / Департамент ГСЗН РМЭ. – Йошкар-Ола, 2007. – 70 с.
  5. Концепция государственной политики занятости населения Республики Марий Эл / Департамент ФГСЗН по РМЭ. – Йошкар-Ола, 1998. – 26 с.
  6. Конституция Республики Марий Эл: по сост. на 10.02.2009 г. – Йошкар-Ола, 2009. – 30 с.
  7. Трудовой кодекс Российской Федерации: по сост. на 5 апреля 2009 года: офиц. текст. – М.: Юрайт, 2009. – 227 с. – (Сер. «Правовая библиотека»).
  8. Аверьянов, Ю. Регулирование занятости с точки зрения теории / Ю. Аверьянов, И.Калашникова // Человек и труд. – 2005. – №5. – С. 45-49.
  9. Агитаев, Е.В. Проблемы занятости населения: этнорегиональный аспект / Е.В. Агитаев // Регионология. – 2000. – № 2.
  10. Ананьев, А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике / А. Ананьев // Вопросы экономики. – 1995. – № 5. – С. 39-47.
  11. Бочарова, И. Программы содействия занятости / И. Бочарова // Экономист. – 2005. – № 5. – С. 77-83.
  12. Буланов, B.C. Современные проблемы занятости и безработицы / B.C. Буланов. – М.: РАГС, 1996.
  13. Васильев, В.П. Занятость населения и ее регулирование: учеб, пособие / Map. гoc. ун-т; В.П. Васильев, Л.М. Низова. – Йошкар-Ола, 2003. – 166 с.
  14. Викторов, И.С. Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения / И.С. Викторов // Трудовое право. – 2004. – № 8. – С. 71-75. 
  15. Виссарионов, А. Особенности государственного регулирования экономики / А. Виссарионов // Проблемы, теории и практика управления. – 1996. – № 6. – С. 19-20.
  16. Государственное регулирование рыночной экономики / под общ ред. НА. Волгина, В.И. Кушлина, А.Н. Фоловьева. — М.: РАГС, 1998.
  17. Государство в переходной экономике // Мировая экономика и международные отношения. – 2002. – № 2. – С. 20-31.
  18. Дадашев, А. Проблемы занятости и регулирования рынка труда в Российской Федерации: региональный аспект / А. Дадашев // Вопросы экономики. – 1993. – № 12. – С. 80-85.
  19. Зущина, Г.М. Занятость и безработица на рынке труда России / Г.М. Зущина, P.M. Султанова. — М.: АТиСО, 1996.
  20. Малахов, С.А. Когда необходимо вмешательство государству / С.А. Малахов // ЭКО. – 1998. – № 9. – С. 123-137.
  21. Население и трудовые ресурсы / сост. А.П. Новицкий и др. — М.: Мысль, 1990. – 338 с.
  22. Низова, Л.М. Занятость населения и ее регулирование  Ч  1. Население и занятость: учеб. пособие / Л.М. Низова. – Йошкар-Ола: MaрГТУ, 2008. – 232с.
  23. Низова, Л.М. Занятость населения и ее регулирование. Ч. 2. Рынок труда и безработица: учеб. пособие / Л.М. Низова. – Йошкар-Ола: MapГТУ, 2009. – 340 с.
  24. Низова, Л.М. Государственное регулирование занятости населения в транзитивной экономике / Л.М. Низова. – Йошкар-Ола, 2009. – 280с.
  25. Прокопов, Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда / Ф.Т. Прокопов. – М., 1999. – 311с.
  26. Семенов, А.С. Макроэкономический прогноз занятости / А.С. Семенов // Человек и труд. – 1996. – № 1. – С. 30-37.
  27. Ясин, Е.Г. Функции государства в рыночной экономике / Е.Г. Ясин // Вопросы экономики. – 1997. – № 6. – С. 135-140.

Информация о работе Особенности политики занятости в российских экономических условиях