Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 14:37, курсовая работа
Структурная перестройка экономики привела к высвобождению работников из различных сфер экономической деятельности и тем самым к появлению безработицы. Увеличиваются не только открытые формы безработицы, но и скрытая безработица растет за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, а также находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день и т.п. В настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытых форм составляет 10-15%.
Введение 3
Глава 1. Сущность политики занятости
1.1. Виды политики занятости 6
1.2. Пассивная политика занятости 10
Глава 2. Особенности политики занятости в российских экономических условиях
2.1. Положение на рынке труда Российской Федерации 16
2.2. РМЭ – статистические данныe 20
2.3. Меры по совершенствованию пассивной политики занятости 24
Заключение 32
Список литературы 33
На основании анализа и прогноза социально-экономической сферы можно сделать вывод о том, что в ближайшее время на развитие рынка труда окажут воздействие следующие факторы:
Для более объективной оценки результатов осуществления переданных полномочий Российской Федераций в области содействия занятости населения проанализировано внедрение административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. В соответствии с данным регламентом социальными выплатами, на которые безработные граждане имеют право, являются:
Органами службы занятости населения Республики Марий Эл проводится целенаправленная работа по внедрению вышеназванного административного регламента. Все социальные выплаты безработном гражданам осуществляются своевременно и в полном объеме, задолженности по социальным выплатам перед безработными гражданами нет.
Для лучшего сравнения и восприятия результатов социальной поддержки безработных проанализируем их в динамике,) сделав акцент на 2006 г. (последний год до внедрения регламента) и 2007 г. (первый год работы в соответствии с регламентом). Динамика численности получателей государственных услуг по социальным выплатам представлена в таблице 7 [24, с. 101-102].
Таблица 7 – Показатели получателей государственных услуг по осуществлению социальных выплат, человек
№ п/п |
Направления социальной господдержки |
2006 г. |
2007 г. |
Изменения (+,-) |
1 |
Численность получающих пособие по безработице (в среднемесячном исчислении) |
4687 |
3514 |
- 1173 |
2 |
Численность получающих стипендию |
1557 |
1584 |
+27 |
3 |
Численность получающих материальную помощь |
230 |
302 |
+72 |
4 |
Численность граждан получающих досрочные пенсии (на начало года) |
201 |
215 |
+ 14 |
На социальную поддержку в 2007 г. израсходовано 70249,9 тыс. руб. (в 2006 г. – 81228,9 тыс. руб.), в том числе: на выплату пособий – 58047,1 тыс. руб. (2006 г. – 76083,3 тыс. руб.), материальной помощи – 228,2 тыс. руб. (2006 г. – 122,9 тыс. руб.), досрочных пенсий – 6791,5 тыс. руб. (2006 г. – 5022,7 тыс. руб.) и стипендий – 4869,2 тыс. руб. (2006 г. – 4583,2 тыс. руб.).
Освоение средств федерального бюджета, направленных на социальную поддержку безработных граждан, представлено в таблице 8 [24, с. 102].
Таблица 8 – Социальная поддержка безработных граждан (за счет субвенций федерального бюджета)
№ стр. |
Направления социальной поддержки |
2006 г. |
2007 г. |
Изменения (+,-) |
1 |
Израсходовано всего, тыс. руб. |
81228,92 |
70249,9 |
-10979,02 |
1.1 |
в том числе: пособия по безработице |
76083,33 |
58047,1 |
-18036,23 |
1.2, |
материальная помощь |
122,94 |
228,2 |
+ 100,12 |
1.3 |
досрочные пенсии |
5022,65 |
6791,5 |
+1768,85 |
1.4 |
стипендии |
4583,2 |
4869,2 |
+286,00 |
1.5 |
на оплату % банку |
399,93 |
313,9 |
-372,03 |
2 |
Средний размер социальных выплат, руб.: |
|
|
|
2.1 |
пособия по безработице |
1277,4 |
1214,0 |
-63,40 |
2.2 |
досрочные пенсии |
2393,4 |
2739,3 |
+345,90 |
2.3 |
стипендии на профобучение |
912,8 |
923,8 |
+11,00 |
Из общей суммы субвенций федерального бюджета на социальную поддержку безработных в 2007 г. направлено 44,6 % (2006 г. – 65,7 %), в том числе на выплату пособий по безработице и досрочных пенсий – 41,3 % (в 2006 г. – 51,3 %) и стипендии – 3,09 % (2006 г. – 2,89 %).
В связи со снижением уровня регистрируемой безработицы с 1,41 % на 1.01.2007 г. до 1,0 % на 1.01.2008 г., уменьшились объемы средств субвенций из федерального бюджета, направляемые на социальные выплаты. Количество граждан, поставленных на учет за год сократилось с 14597 до 11689 человек, соответственно уменьшилось число безработных граждан, получающих пособие по безработице в среднемесячном исчислении с 4687 человек на 01.01.2007 г. до 3514 человек на 01.01.2008 года. Уменьшился и средний размер пособия по безработице с 1277,4 рублей в 2006 г. до 1214,0 рублей в 2007 году. Снижение произошло из-за увеличения доли безработных граждан получающих пособие по безработице в минимальном размере, которая составила 65,5 % (в 2006 г. 60,8 %), а доля безработных граждан, уволенных по собственному желанию без уважительных причин в общем количестве безработных граждан, получающих пособие составила 22,6 % (в 2006 г. – 27,2 %) [24, с. 103].
В 2007 г. оформлено на досрочную пенсию 208 человек (в 2006 г. 209 человек), получали досрочную пенсию по состоянию на 01.01.2008 г. 215 человек (на 01.01.2007 г. – 201 человек). Доля безработных граждан, оформленных на досрочную пенсию в 2007 г. составляет 1,8 % (в 2006 г. – 3,9 %). Средний размер досрочной пенсии составил 2739,3 рубля (в 2006 г. этот показатель равнялся 2393,4 рубля).
В 2007 г. выплачено стипендии 1584 гражданам, направленным на профобучение органами службы занятости населения. Средний размер стипендии составил 923,8 рубля (в 2006 г. – 912,8 рубля).
Численность безработных граждан, утративших право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, которым оказана материальная помощь составила 302 человека (в 2006 г. – 230 человек) и 1018 граждан ее получили в период прохождения профессионального обучения по направлению службы занятости населения.
Таким образом, итоги реализации вышеназванного административного регламента показали:
1. Численность получающих
2. Увеличилось число безработных граждан получающих пособие в минимальном размере (65,5 % против 60,8 %).
3. Возрастает среднемесячный размер досрочной пенсии и стипендии в период профессионального обучения, в то же время незначительно снижается средний размер пособия по безработице (-63,4 руб.).
4. Снизилась доля безработных, оформленных на досрочную пенсию с 3,9 % в 2006 г. до 1,8 % в 2007 году.
5. Уменьшились объемы
Заключение
Государственное управление регулированием занятости осуществляется на трех уровнях: федеральный, региональный, муниципальный. Главными предпосылками для усиления государственного регулирования занятости населения являются: макроэкономические факторы и реализация национальных проектов, демографические изменения и снижение численности населения трудоспособного возраста, территориальные и структурные диспропорции спроса и предложения рабочей силы.
Приоритетными направлениями государственного регулирования занятости в условиях транзитивной экономики разграничения полномочий должны стать:
- на федеральном уровне – совершенствование нормативно-правового регулирования, стратегического планирования, контроля и надзора за осуществлением переданных полномочий в области содействия занятости населения;
- на региональном уровне – координация территориальных программ содействия занятости населения с региональными программами социально-экономического развития, повышение эффективности и качества государственных услуг по содействию в трудоустройстве и конкурентоспособности безработных и незанятых граждан;
- на муниципальном уровне – участие в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поисках работы и временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу.
Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы.
Двойственная роль пассивной политики порождает опасность: человек, получающий пособие, удовлетворится им и не будет искать постоянную работу, либо интенсивность поиска будет недостаточной. По этой причине принципиально важно, что пособия по безработице не могут рассматриваться как единственное или главное средство возвращения к работе.
Список литературы
Информация о работе Особенности политики занятости в российских экономических условиях