Особенности предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследовать основные проблемы становления и тенденции развития, сущность и роль современного российского предпринимательства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3- 4
Глава I. Понятие, формы, сущность и функции предпринимательства
Зарождение предпринимательства………………………………5- 14
1.1 Понятие, формы, сущность и функции предпринимательства…….5- 11
1.2 Зарождение предпринимательства………………………………….11- 14
Глава II. Развитие предпринимательства в России……………………...15- 28
2.1 Предпринимательство в дореволюционной России………………15- 21
2.2 Предпринимательство в современной России…………………….21- 28
Заключение………………………………………………………………….29- 30
Список использованных источников и литературы…………………….31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ - копия.docx

— 66.85 Кб (Скачать файл)

Следует заметить, что в  современных условиях предпринимательство  имеет место как в городе, так  и на селе, в последнем случае речь идет о сельском (аграрном) предпринимательстве.

Кроме того, предпринимательство  бывает крупным, средним и малым. Малое предпринимательство выступает  как динамичная форма хозяйствования, для которой характерны гибкость и способность чутко реагировать  на изменения рыночной конъюнктуры. Осуществляя хозяйственную деятельность, субъекты малого предпринимательства ориентируются прежде всего на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса.

Рассмотренная выше структура  предпринимательства в России находится  в динамике, подвергается изменениям в зависимости от многих факторов и поэтому возможно появление  его новых видов и форм, что  составит предмет исследования будущих  научных работ.

Предпринимательство является особым новаторским, антибюрократическим  стилем хозяйственного поведения руководителя, в основе которого лежит творческий поиск новых возможностей хозяйствования, умение привлекать и использовать в  условиях конкуренции ресурсы из самых разнообразных источников. Предпринимательство означает персональную экономическую ответственность  за результаты работы.

Можно также сказать, что предпринимательство — это  осуществление созидательной экономической  деятельности, освоение новых рынков, новых товаров и услуг, новых  финансовых и материальных ресурсов, организационных новшеств.

Как социально-экономическое  явление, предпринимательство включает в себя весь спектр общественных отношений. Здесь представлены и юридические, и психологические, и исторические моменты. Однако предпринимательская  деятельность тесно связана в  первую очередь с экономическими условиями жизнедеятельности.

В экономическом  отношении предпринимательство  содержит в себе различные стороны  хозяйственной деятельности. Его  можно рассматривать с трех точек  зрения: как экономическое отношение, как метод хозяйствования и как  тип экономического мышления. Каждая из этих составляющих обладает качественными  особенностями. Ранее к субъектам  предпринимательства нами уже были отнесены различные участники экономической  деятельности:

1. Частные лица  в единоличных (индивидуальных) и  семейных предприятиях.

2. Группы людей,  связанные между собой договорными  обязательствами и экономическими  интересами в партнерствах, кооперативах, акционерных обществах, и т.  д.

3. В отдельных  случаях субъектом предпринимательства  выступает государство в лице  его экономических организаций.

Такой подход позволяет  выделить три формы предпринимательства: частную, коллективную и государственную.

Объектом предпринимательства  является определенная деятельность. Ее особенность состоит в том, что результаты предпринимательства  материализуются в производимой продукции (услугах), а также в  соответствующем доходе. Величина дохода зависит от того, как предприниматель  организовал деятельность, учел всю  совокупность факторов. Сама организация  деятельности зависит от характера  комбинации различных ресурсов. На начальном этапе необходимо провести оценку возможности заниматься бизнесом в определенной сфере, опираясь на наличие  ресурсов.

Предпринимателя от обычного хозяйственника отличает постоянный поиск новых способов комбинации ресурсов. Таким образом, объектом предпринимательства в  реальной действительности является осуществление  комбинаций ресурсов.

Собственно процесс  предпринимательства включает следующие  стадии:

1) поиск новой  идеи и ее оценка;

2) составление  бизнес-плана;

3) поиск необходимых  ресурсов;

4) создание оптимального  механизма реализации предпринимательских  идей;

5) управление  созданным предприятием.

Одна из самых  сложных задач предпринимателя, по мнению современных российских аналитиков, - это поиск новых идей (от нового промышленного продукта до новой  организационной структуры) и их реализация.

Таким образом, мы рассмотрели, что есть предпринимательство  его основные формы и сущность.

 

 

1.2 Зарождение  предпринимательства.

 

 

Зачем надо изучать историю  предпринимательства? По той же причине, по которой надо знать экономическую  историю вообще: нельзя разобраться  в современном состоянии хозяйства, не зная, как оно сложилось. Экономика, в том числе и предпринимательство, — это процесс, развитие, а современное  состояние — лишь момент процесса. Если не знать хода экономического развития, то невозможно видеть его  направление, невозможно определить последствия  тех или иных хозяйственных решений.

Возраст русского предпринимательства  давно перевалил за тысячу лет. Однако до сих пор, говоря о тысячелетии  России, почему-то подразумевают тысячелетие  российской государственности, забывая  важнейший факт, что, какой бы великой  ни была наша государственность, она  не смогла бы выполнить свои задачи без тесного союза с русским  предпринимательством. Только опираясь на предпринимательство и частную  инициативу, русское государство  сумело освоить безбрежные просторы нашей страны. Политическое освоение гигантских территорий, осуществляемое Российским государством, шло параллельно  с их экономическим освоением  русскими предпринимателями, тяжелым  самоотверженным трудом.

Древнерусское государство образовалось в 882 г. Оно объединило более 200 мелких славянских племен. Основными факторами возникновения древнерусского государства были военный и торговый. По мере развития культурных потребностей, в результате совершенствования производительных сил, потребность в торговле усиливалась и соответственно развивалась потребность в предпринимательских качествах людей того времени. В конце IX века помимо товарообмена, появились денежные отношения. Наиболее постоянные и оживлённые связи наладились с Византией и черноморскими греческими колониями. В X – XI вв. активно развивалась внешняя торговля с восточными соседями, которые располагались вокруг Волги. Это были богатые торговые государства того времени: Хазарский каган и Волжские Булгары.

С XVI века в Московской Руси начинается рассвет торгово-промышленного предпринимательства. Зарождаются целые поколения предпринимателей. Центром важной активности российских городов становились дворы для гостей. Здесь останавливались торговцы, хранились их товары и производились торговые сделки. Площадь двора не спеша стала разрастаться, появилось множество магазинов, выходящими на внутренние и внешние стороны. Древнюю Русь называли страной городов: при князе Владимире их было 25, перед нашествием Орды — 271, в царствование Ивана Грозного — 715, при царе Алексее Михайловиче — 923. Были среди них и очень большие по тем временам города. Например, в XVI в. Москва по размерам превосходила Лондон. Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли, или, как тогда называли, гостьбы — купцы, бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры и другие «промышленники». Места эти получали названия погостов (от слова «гостьба»). Позже, уже после принятия христианства, в этих местах, как наиболее посещаемых, строились церкви и устраивались кладбища. Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь (весы, меры), товары, а также торговые договоры. За это духовенство взимало с торговцев хорошую пошлину.

Купцы и предприниматели  в древней Руси не были выделены в отдельное сословие, в предпринимательской  деятельности принимали участие  все слои общества (в том числе, князья и бояре). Тем не менее, уже  в XI—XII вв. русское законодательство дорожило жизнью купца, и за голову купца полагался штраф вдвое  больший, чем за голову простого человека (12 гривен и 5—6 гривен, «Русская Правда»).

Первый русский свод законов  «Русская Правда» был пронизан духом  предпринимательства. Когда читаешь  его статьи, то убеждаешься, что он мог возникнуть в обществе, где  важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны  с результатом торговых операций. Например, «Правда» дает определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, умеет различать несостоятельность  злостную от несчастной. Что такое  торговый кредит и операции в кредит — тоже хорошо известно «Русской Правде». Гости, иногородние или иноземные  купцы, «запускали товар» за купцов туземных, т.е. продавали им в долг. Купец  давал гостю, купцу-земляку, торговавшему с другими городами или землями, «куны в куплю», на комиссию для  закупки ему товара на стороне; капиталист вверял купцу «куны в гостьбу», для «оборота из барыша».

Именно города становились  оплотом развития предпринимательства, складочными местами, в которых  сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж.

В начале XVIII века, во времена Петра I, происходит интенсивное развитие предпринимательской деятельности. Это отразилось, прежде всего, в сфере промышленного производства и в сфере легкой промышленности возникло множество предприятий. Они были направлены на удовлетворение потребностей общества. На таких предприятиях производились предметы бытовых услуг, одежда, продукты питания и т.п. В эпоху Петра I промышленное строительство полностью удовлетворяло цели и потребности его реформ, активизация крупного предпринимательства в сфере промышленности зависела от решающегося голоса Государства. В частности число мануфактур увеличилось с 10 до 230. Петр и порожденное им предпринимательское поколение создали основу российского торгово-промышленного бизнеса.

Очень важно подчеркнуть, что, наряду с крестьянством, русские  предприниматели в гораздо большей  мере, чем другие слои, сохраняли  самобытные черты, несли в себе ценности русского национального сознания и  русской культуры.

Анализируя характер великороссов, отмечая черты, которые могли  способствовать развитию русского предпринимательства, русский историк академик В. Безобразов выделяет: чувство меры, которое уравновешивает все разнообразные душевные порывы, увлечения всяких других чувств и страстей, соразмеряет важность различных целей и наличных способов их достижения; практический расчет — умение сосредоточиться на ближайших и важнейших целях жизни и пожертвовать в момент действия всеми более отдаленными, менее достижимыми, хотя бы и самыми возвышенными целями; самообладание; трезвость характера, не позволяющая увлекаться никакими чувствами и страстями, удаляющими от поставленной задачи, от начатого предприятия; сила воли, непрерывно поддерживающая бодрость духа, не позволяющая предаваться излишнему самообольщению при успехе и излишнему унынию.

Именно эти черты стали  фундаментом для развития русского предпринимательства и определяли его успех более тысячи лет.

Особенность развитие предпринимательства  в России сводятся к тому, что  наша страна с опозданием, как некоторые другие страны, приступили к индустриализации экономики. И в своём развитии они вынуждены опираться не только на экономические, но и административные методы. Отличительной особенностью экономики Российской империи было то, что государство ограничивало свободу предпринимательства и само влияло главным образом на регулирование и подчинение предпринимательской деятельности государству. Тогда как Англии и США в экономике делали ставку на свободу предпринимательства.

Таким образом, мы рассмотрели  особенности становления и развития предпринимательства в России.

 

 

Глава II. Развитие предпринимательства в России.

 

2.1 Предпринимательство в  дореволюционной России.

 

Древнерусское государство, созданное в  конце  IX  века  складывается  путем объединения восточнославянских  племен,  располагавшихся  вдоль  знаменитого торгового пути  “из  варяг  в  греки”.  Торговля  являлась  одной  из  основ хозяйственной жизни славян. Оплотом развития предпринимательства на  Руси  становились  города,  в которых  сосредотачивались  массы  товаров,  распределяемые  отсюда  как  по стране, так и за  рубеж.  Вокруг  городов  возникало  множество  торговых  и промысловых  поселений.  Сюда  сходились  для  торговли  купцы,  бобровники, бортники, звероловы, лыкодеры и другие тогдашние "промышленники". Места  эти получали названия погостов. После принятия  христианства  здесь  совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной  торговли.  В подвалах церквей хранился необходимый для торговли  инвентарь,  складывались товары, а также хранились торговые договоры. Купцы и предприниматели в Древней Руси не были  выделены  в  отдельное сословие. В предпринимательской  деятельности  принимали  участие  все  слои общества (в том числе князья и бояре). По  словам  византийского  императора Константина  Багрянородного  русские  купцы  в  ноябре  отправлялись  вглубь страны, на погосты, чтобы распродать византийские товары  и  скупить  товары для зарубежной торговли на следующий год. Весной они возвращались в Киев,  а из Киева на суднах добирались до Царьграда. В данном  городе  русские  купцы пользовались различными льготами. Шесть месяцев они торговали в Царьграде  и возвращались к себе на родину не ранее октября.  Такая предпринимательская деятельность велась  Русью  не  одно  столетие.  Круговорот  торговой  жизни сыграл огромную роль в освоении и объединении русских земель.  Русские купцы вели торговлю не только с Царьградом.  Большая  торговля велась  с  варягами,  у  которых  покупали  бронзовые  и  железные   изделия (особенно мечи и топоры), олово и  свинец,  а  также  с  арабами,  откуда  в страну поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности.

В  эпоху  Ивана  Грозного   символом   русского   предпринимательства становится энергичная  деятельность  купцов  Строгановых.  Самый  знаменитый основатель  рода  Строгановых  Аника  Федорович   продолжил   и   довел   до совершенства  сольвычегодские  варницы  и  построил  множество   варниц   на Кольской губе.  Он  также  вел  большую  торговлю  с  иностранными  купцами. Рядом со Строгановыми успешно работали их  многочисленные  конкуренты, крупные   солепромышленники,   торговцы,   гости:    Никитниковы,    Шорины, Светешниковы, Веневитиновы и другие. Москва XV века,  по  свидетельству  многих  иностранцев,  бывших  там, отличалась    особым   изобилием    дешевых    съестных    продуктов,    что свидетельствовало о широком  развитии  товарных  отношений  среди  крестьян. Ремесленными изделиями торговали в лавках,  на  рынках  и  в  мастерских.  С глубокой древности ряд дешевых массовых товаров, изготавливаемых  городскими ремесленниками, распространялся купцами-коробейниками по всей стране. Русские  купцы  вели  торговлю  с  Литвой,  Персией,  Хивой,  Бухарой, Крымом, Кафой, Азовом и другими странами.

Информация о работе Особенности предпринимательства в России