Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 21:49, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить спрос на общественные блага налоговую цену.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть вопросы истории теории общественных благ;
Раскрыть современные взгляды экономики общественных благ;
Обозначить понятие налоговой цены и налоговой квоты;
Рассмотреть понятие общественных благ и спроса на них;
Введение 3
Глава 1. История теории общественных благ 5
1.1.Экономика общественного сектора в экономической теории 5
1.2. Экономика общественного сектора в континентальной экономической теории 6
Глава 2. Современные взгляды экономики общественных благ 9
2.1 Понятие налоговой цены. Квотирование 9
2.2. Понятие общественных благ и спроса на них 10
2.3. Общественные блага и социализация собственности 14
Глава 3. Особенности рынка общественных благ в России 16
Заключение 23
Список использованных источников 24
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. История теории общественных благ 5
1.1.Экономика общественного сектора в экономической теории 5
1.2. Экономика общественного сектора в континентальной экономической теории 6
Глава 2. Современные взгляды экономики общественных благ 9
2.1 Понятие налоговой цены. Квотирование 9
2.2. Понятие общественных благ и спроса на них 10
2.3. Общественные блага и социализация собственности 14
Глава 3. Особенности рынка общественных благ в России 16
Заключение 23
Список использованных источников 24
В экономическо-социальном отношении
под благом разумеется все, что, имея ценность,
может иметь и рыночную цену, следовательно,
в обширном смысле подразумеваются все
Создание и предоставление
общественных благ сегодня является
одной из ключевых задач практически
для всех государств мира. Более
того, в качестве общественного блага
может рассматриваться и само
существование института
Таким образом, считаем тему спроса на общественные блага и налоговой цены актуальной на сегодняшний день.
Предмет исследования – спрос на общественные блага и их эффективный объем.
Объект исследования – общественные блага.
Цель курсовой работы – изучить спрос на общественные блага налоговую цену.
Задачи курсовой работы:
В отношении к общественному сектору можно выделить две традиции: английскую (начиная с А.Смита) и континентальную (представленную в основном в работах немецких авторов). Согласно английской традиции рынок является правилом, а общественный сектор - исключением. Континентальная традиция подразумевала рассмотрение экономических систем с двух сторон - общественной и частной, причем общественный сектор полностью уравнивался в правах с частным.1.
Адам Смит выделял три важнейшие функции государства2:
1. защита общества от вторжения из-за границы;
2. защита каждого члена общества
от неправовых действий
3. “третья и последняя
Джон Милль в своих “Основах политической экономии” (1848) несколько развил смитовскую трактовку функций общественного сектора. Как и Смит он считает общественный сектор исключением, полагая, что “общим практическим принципом должно быть laisser-faire и любой отход от него, кроме каких-то соображений высшего порядка, является несомненным злом”. Милль не считал возможным установить четкое правило разделения между частным и общественным сектором, кроме простого принципа целесообразности, разделив исключения из принципа laisser-faire на две группы - обычные (ordinary) и дополнительные (optional). К первой группе он отнес функции государства, связанные преимущественно с предоставлением чистых и смешанных общественных благ, а именно содержание правовой системы и поддержание внутренней и внешней безопасности, строительство маяков, мощение улиц и т. п. Кроме того, Милль назвал три случая, в которых вмешательство государства могло бы быть целесообразным: индивиды не могут оценить полезность определенных благ, таких как начальное образование; регулирование контрактных отношений; делегирование права принятия решений менеджерам, чьи интересы отличаются от интересов собственников (проблема принципала - агента). Очевидно, что у Милля перечень случаев возможного вмешательства государства шире, чем у Смита, но более или менее точное экономическое обоснование причин вмешательства все еще отсутствует.
На вторую половину XIX века приходится
расцвет немецкой исторической школы.
Одним из принципов исследований
представителей этой школы был органический
взгляд на взаимодействие индивида и
сообщества. Речь идет об аналогии между
физическими и социальными
Представители исторической школы рассматривали рост активности государства и выполнение им различных функций как естественный результат исторического процесса. Такой подход определенным образом отразился и на национальных экономических и финансовых школах других стран. В Британии, например, он подтолкнул развитие экономической истории как обособленной дисциплины4.
Первостепенное внимание роли государства в экономике уделяли немецкие экономисты второй половины XIX века. Так, А. Шефле было предложено "правило пропорционального удовлетворения" общественных потребностей за счет государства и частных потребностей за счет рынка. А. Вагнер выступал за неуклонный рост экономической активности государства, полагая, что в конечном счете он носит объективно закономерный характер. Этот рост А. Вагнер связывал как с социальными, так и с технологическими изменениями.
При исследовании эффективности конкурентных рынков можно использовать критерий эффективности по Парето, названный в честь предложившего его Вильфредо Парето (1848-1923). Состояние эффективности по Парето (Парето-эффективность, Парето-оптимальность) для производства считается достигнутым, когда, не отказавшись от производства какого-то количества одного товара, невозможно произвести ни одной единицы другого. В потреблении состояние является Парето-эффективным, когда распределение товаров и доходов среди людей не может быть изменено так, чтобы благосостояние одних улучшилось, а благосостояние других при этом не ухудшилось5.
Иными словами, эффективность по Парето - это такое состояние, при котором имеющиеся ресурсы используются без потерь. Производство одного товара может быть увеличено только за счет сокращения объема производства другого товара. А благосостояние одного индивида может вырасти только за счет снижения уровня благосостояния другого.
Парето-улучшениями называются такие изменения экономической ситуации, при которых по сравнению с предшествующим состоянием никто не проигрывает и хотя бы некоторые участники экономической жизни выигрывают.
Налоговая цена – это величина налога в расчете на единицу налогообложения. Если налог взимается с доходов в денежной форме, то налоговая цена устанавливается в виде процента с облагаемого налогом дохода. Налоговые цены могут также устанавливаться в виде денежной суммы, приходящейся на один объект налогообложения или на показатель, характеризующий этот объект, например налог на транспортное средство, или с единицы земельной площади, с кубического сантиметра объема двигательной установки. Различают твердые налоговые ставки, устанавливаемые в абсолютной сумме независимо от величины дохода (реальные налоги). Пропорциональные ставки, действующие в одинаковом проценте к доходу вне зависимости от его величины (пропорциональное обложение). Прогрессивные ставки, возрастающие по мере роста облагаемого дохода (прогрессивное обложение). Налоговая цена, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, обычно называется налоговой квотой6.
В первой половине XX в. наиболее заметное
продвижение имело место в
теории государственных финансов, на
базе которой впоследствии выросла
экономика общественного
В случае совпадения величины налога и затрат, равновесие достигнуто при эффективном распределении. Фирмы действуют скоординировано с общественными затратами, вызванными их действиями. Подобное решение проблемы кажется убедительным, хотя нередки случаи трудностей формирования налоговой базы и способов взимания.
При положительных внешних
Плата за выбросы - устанавливаемая государством плата загрязнителям за единицу выбросов.
Последствия подобной платы аналогичны
рассматриваемому налогу. Существенную
роль имеет возможность
Рынком прав на загрязнение является продажа квот на выбросы. На таком рынке предприятия, загрязняющие окружающую среду имеют возможность купли-продажи прав на выбросы вредных веществ в определенном количестве.
Государством устанавливаются возможные нормы загрязнения и объявляется продажа разрешений на выбросы. Данный способ дает возможность более точного определения величины снижения загрязнения, а также быстрее реагировать на общее изменение цен.
Общественный товар (благо) — товар
или услуга, который потребляется
коллективно всеми членами
• они неделимы, их нельзя разбить на отдельные единицы, которые могли бы потребить разные индивиды (маяки, светофоры, другие общедоступные объекты);
• общественные товары не исключаемы из потребления — если данное благо доступно одному члену общества, то оно доступно и другому. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Как только общественное благо будет произведено, то невозможно будет воспрепятствовать получению выгод теми, кто за него не заплатит, так как невозможно ограничить потребление не общественного блага определенным кругом лиц;
• потребление общественных благ не предполагает соперничества между потребителями — будучи предоставленными одному члену общества, они могут быть предоставлены и другим членам без каких-либо дополнительных затрат с их стороны. Положение ни одного из потребителей не ухудшается, когда появляется еще один потребитель общественного товара. Например, вооруженные силы защищают население, которое все время увеличивается; новые потребители данного общественного блага также защищены.
Информация о работе Особенности рынка общественных благ в России