Особенности рынка общественных благ в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить спрос на общественные блага налоговую цену.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть вопросы истории теории общественных благ;
Раскрыть современные взгляды экономики общественных благ;
Обозначить понятие налоговой цены и налоговой квоты;
Рассмотреть понятие общественных благ и спроса на них;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. История теории общественных благ 5
1.1.Экономика общественного сектора в экономической теории 5
1.2. Экономика общественного сектора в континентальной экономической теории 6
Глава 2. Современные взгляды экономики общественных благ 9
2.1 Понятие налоговой цены. Квотирование 9
2.2. Понятие общественных благ и спроса на них 10
2.3. Общественные блага и социализация собственности 14
Глава 3. Особенности рынка общественных благ в России 16
Заключение 23
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

Spros_na_obshestvennye_blaga_Nalogovaya_tsena (1).docx

— 98.08 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. История теории общественных благ 5

1.1.Экономика общественного сектора в экономической теории 5

1.2. Экономика общественного сектора в континентальной экономической теории 6

Глава 2. Современные взгляды экономики общественных благ 9

2.1 Понятие налоговой цены. Квотирование 9

2.2. Понятие общественных благ  и спроса на них 10

2.3. Общественные блага и социализация собственности 14

Глава 3. Особенности рынка общественных благ в России 16

Заключение 23

Список использованных источников 24

 

Введение 

 

 

  В экономическо-социальном отношении  под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле подразумеваются все имущественные  блага. Имущественные блага создаются, приобретаются, меняются, распределяются на основании внутренних, управляющих хозяйственной жизнью экономических законов, изучаемых политической экономией. Приобретение ценностей или вещей, как отдельных, так и совокупности таких имущественных благ, имущества, влияет на общественное положение каждого человека, порождает различные общественные классы, зависящие от количества имущественных благ, которых достигает и которыми пользуется каждый. Различие таких классов, взаимное отношение их и взаимное влияние, переходы людей из одного класса в другой в связи с созданием различного рода человеческих единений, передвижение имущественных благ и движение самих классов, восходящее и нисходящее, происходит на основании внутренних, управляющих общественной жизнью социальных, или общественных, законов, изучаемых социологией, или обществоведением.     

Создание и предоставление общественных благ сегодня является одной из ключевых задач практически  для всех государств мира. Более  того, в качестве общественного блага  может рассматриваться и само существование института государства, целью которого, согласно институциональной  теории, является установление в обществе четких «правил игры» и обеспечение  их соблюдения всеми жителями той  или иной территории. Значение функции предоставления общественных благ неизменно возрастало по мере перехода человеческих обществ сначала от аграрной к индустриальной, а затем от индустриальной к постиндустриальной стадии развития.

Таким образом, считаем тему спроса на общественные блага и налоговой цены актуальной на сегодняшний день.

Предмет исследования –  спрос на общественные блага и  их эффективный объем.

Объект исследования –  общественные блага. 

Цель курсовой работы –  изучить спрос на общественные блага налоговую цену.

Задачи курсовой работы:

  • Рассмотреть вопросы истории теории общественных благ;
  • Раскрыть современные взгляды экономики общественных благ;
  • Обозначить понятие налоговой цены и налоговой квоты;
  • Рассмотреть понятие общественных благ и спроса на них;
  • Выделить особенности рынка общественных благ в России.

 

 

Глава 1. История теории общественных благ

1.1.Экономика общественного сектора в экономической теории 

 

В отношении к общественному  сектору можно выделить две традиции: английскую (начиная с А.Смита) и  континентальную (представленную в  основном в работах немецких авторов). Согласно английской традиции рынок  является правилом, а общественный сектор - исключением. Континентальная  традиция подразумевала рассмотрение экономических систем с двух сторон - общественной и частной, причем общественный сектор полностью уравнивался в  правах с частным.1.

Адам Смит выделял три важнейшие  функции государства2:

1. защита общества от вторжения  из-за границы;

2. защита каждого члена общества  от неправовых действий другого  члена общества;

3. “третья и последняя обязанность  сообщества состоит в создании  и поддержании тех общественных  институтов и тех общественных  работ, которые, хотя и имеют  огромные преимущества для общества  в целом, по своей природе  убыточны для любого отдельного  индивида или небольшой группы  индивидов. По этой причине  нельзя ожидать, что индивид  или небольшая группа индивидов  должны их создавать или поддерживать” 3.

Джон Милль в своих “Основах политической экономии” (1848) несколько  развил смитовскую трактовку функций общественного сектора. Как и Смит он считает общественный сектор исключением, полагая, что “общим практическим принципом должно быть laisser-faire и любой отход от него, кроме каких-то соображений высшего порядка, является несомненным злом”. Милль не считал возможным установить четкое правило разделения между частным и общественным сектором, кроме простого принципа целесообразности, разделив исключения из принципа laisser-faire на две группы - обычные (ordinary) и дополнительные (optional). К первой группе он отнес функции государства, связанные преимущественно с предоставлением чистых и смешанных общественных благ, а именно содержание правовой системы и поддержание внутренней и внешней безопасности, строительство маяков, мощение улиц и т. п. Кроме того, Милль назвал три случая, в которых вмешательство государства могло бы быть целесообразным: индивиды не могут оценить полезность определенных благ, таких как начальное образование; регулирование контрактных отношений; делегирование права принятия решений менеджерам, чьи интересы отличаются от интересов собственников (проблема принципала - агента). Очевидно, что у Милля перечень случаев возможного вмешательства государства шире, чем у Смита, но более или менее точное экономическое обоснование причин вмешательства все еще отсутствует.

 
1.2. Экономика общественного сектора в континентальной экономической теории 

 

На вторую половину XIX века приходится расцвет немецкой исторической школы. Одним из принципов исследований представителей этой школы был органический взгляд на взаимодействие индивида и  сообщества. Речь идет об аналогии между  физическими и социальными организмами, когда индивид рассматривается  не как отдельная единица, а как  часть более общего социального  организма. Они заложили характерную  для Германии традицию, в соответствии с которой экономическая деятельность государства заслуживает не меньшего внимания, чем частнопредпринимательская  активность. Эта традиция была впоследствии развита в рамках исторической школы. Органический подход противопоставлялся характерному для экономистов классической школы механическому подходу, согласно которому общество складывается из отдельных индивидов, каждый из которых является самодостаточной единицей. Органический подход претерпевал изменения с течением времени.

Представители исторической школы  рассматривали рост активности государства  и выполнение им различных функций  как естественный результат исторического  процесса. Такой подход определенным образом отразился и на национальных экономических и финансовых школах других стран. В Британии, например, он подтолкнул развитие экономической  истории как обособленной дисциплины4.

Первостепенное внимание роли государства  в экономике уделяли немецкие экономисты второй половины XIX века. Так, А. Шефле было предложено "правило пропорционального удовлетворения" общественных потребностей за счет государства и частных потребностей за счет рынка. А. Вагнер выступал за неуклонный рост экономической активности государства, полагая, что в конечном счете он носит объективно закономерный характер. Этот рост А. Вагнер связывал как с социальными, так и с технологическими изменениями.

При исследовании эффективности конкурентных рынков можно использовать критерий эффективности по Парето, названный  в честь предложившего его Вильфредо Парето (1848-1923). Состояние эффективности по Парето (Парето-эффективность, Парето-оптимальность) для производства считается достигнутым, когда, не отказавшись от производства какого-то количества одного товара, невозможно произвести ни одной единицы другого. В потреблении состояние является Парето-эффективным, когда распределение товаров и доходов среди людей не может быть изменено так, чтобы благосостояние одних улучшилось, а благосостояние других при этом не ухудшилось5.

Иными словами, эффективность по Парето - это такое состояние, при котором имеющиеся ресурсы используются без потерь. Производство одного товара может быть увеличено только за счет сокращения объема производства другого товара. А благосостояние одного индивида может вырасти только за счет снижения уровня благосостояния другого.

Парето-улучшениями называются такие изменения экономической ситуации, при которых по сравнению с предшествующим состоянием никто не проигрывает и хотя бы некоторые участники экономической жизни выигрывают.

 

 

 

Глава 2. Современные взгляды экономики общественных благ

2.1 Понятие налоговой цены. Квотирование 

 

Налоговая цена – это  величина налога в расчете на единицу  налогообложения. Если налог взимается  с доходов в денежной форме, то налоговая цена  устанавливается  в виде процента с облагаемого  налогом дохода. Налоговые цены  могут также устанавливаться в виде денежной суммы, приходящейся на один объект налогообложения или на показатель, характеризующий этот объект, например налог на транспортное средство, или с единицы земельной площади, с кубического сантиметра объема двигательной установки. Различают твердые налоговые ставки, устанавливаемые в абсолютной сумме независимо от величины дохода (реальные налоги).  Пропорциональные ставки, действующие в одинаковом проценте к доходу вне зависимости от его величины (пропорциональное обложение).  Прогрессивные ставки, возрастающие по мере роста облагаемого дохода (прогрессивное обложение). Налоговая цена, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, обычно называется налоговой квотой6.

В первой половине XX в. наиболее заметное продвижение имело место в  теории государственных финансов, на базе которой впоследствии выросла  экономика общественного сектора  в своем нынешнем виде. Следует  указать на теорию налогов, вехами развития которой явились, в частности, концепции  А. Пигу. Налог Пигу - корректирующий, применяющийся при отрицательных экстерналиях и поднимающий предельные частные затраты до общественных.

В случае совпадения величины налога и затрат, равновесие достигнуто при  эффективном распределении. Фирмы  действуют скоординировано с  общественными затратами, вызванными их действиями. Подобное решение проблемы кажется убедительным, хотя нередки  случаи трудностей формирования налоговой  базы и способов взимания.

При положительных внешних воздействиях возникает аналогичная противоположная  налогу Пигу ситуация - выплата субсидий для потребителей или производителей, которые приводят экономику к положительным внешним эффектам7.

Плата за выбросы - устанавливаемая  государством плата загрязнителям  за единицу выбросов.

Последствия подобной платы аналогичны рассматриваемому налогу. Существенную роль имеет возможность идентификации  вредного действия на экологию и объем  издержек при контроле за выбросами. Нередко названные затраты очень высоки и превышают выгоды от внедрения такого контроля. Существование уровня платы или цены загрязнения, являет собой проблему, которая может быть решена при помощи рыночного механизма.

Рынком прав на загрязнение является продажа квот на выбросы. На таком  рынке предприятия, загрязняющие окружающую среду имеют возможность купли-продажи прав на выбросы вредных веществ в определенном количестве.

Государством устанавливаются  возможные нормы загрязнения и объявляется продажа разрешений на выбросы. Данный способ дает возможность более точного определения величины снижения загрязнения, а также быстрее реагировать на общее изменение цен.

2.2. Понятие общественных благ  и спроса на них

Общественный товар (благо) — товар  или услуга, который потребляется коллективно всеми членами общества, независимо от того, в какой степени каждый член общества оплатил пользование этим товаром или услугой. Продажа общественного блага на рынке означала бы, что его покупатель делает доступным это благо не только для своего личного пользования, но также для использования любым другим членом общества. Если бы некто производил общественное благо для своей выгоды, с целью получения дохода, то этот производитель также приносил бы пользу и всем остальным гражданам. Например, обеспеченный человек прибегнул к услугам частной охранной компании для обеспечения безопасности в своем доме. Это приведет к возникновению положительного внешнего эффекта для его соседей. Общественное благо приводит к положительным внешним эффектам, как только оно становится доступным для других потребителей. Общественные блага имеют следующие особенности8:

• они неделимы, их нельзя разбить  на отдельные единицы, которые могли  бы потребить разные индивиды (маяки, светофоры, другие общедоступные объекты);

• общественные товары не исключаемы из потребления — если данное благо доступно одному члену общества, то оно доступно и другому. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Как только общественное благо будет произведено, то невозможно будет воспрепятствовать получению выгод теми, кто за него не заплатит, так как невозможно ограничить потребление не  общественного блага определенным кругом лиц;

• потребление общественных благ не предполагает соперничества между потребителями — будучи предоставленными одному члену общества, они могут быть предоставлены и другим членам без каких-либо дополнительных затрат с их стороны. Положение ни одного из потребителей не ухудшается, когда появляется еще один потребитель общественного товара. Например, вооруженные силы защищают население, которое все время увеличивается; новые потребители данного общественного блага также защищены.

Информация о работе Особенности рынка общественных благ в России